Главные вкладки

    Открытый урок по ОРКСЭ (ОПК) "Семья - малая церковь"
    план-конспект урока (5 класс) на тему

     Кочеткова Галина Евгеньевна

    Урок проведен на РМО учителей ОРКСЭ Марксовского района Саратовской области

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_semya_-malaya_tserkov.docx31.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Православные традиции и семейные ценности.  Семья – малая Церковь».

    Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества.

    Задачи урока: 

    а) образовательные: познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания Семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания; 

    б) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения; 

    в) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

    Участники: учащиеся 5-ого класса

    Подготовительная работа: подготовить листочки с напечатанными ромашками,  презентацию для сопровождения теоретического материала.

    Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4–5 класс, рабочие тетради, магнитная доска и магниты, карточки с опорными словами, ЭОР.

    Ход урока:

    I.Организационный момент: эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом (учащиеся садятся в расставленные по кругу стулья)

    – Добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас много гостей. Мы очень рады видеть их в нашем классе. И  я  неслучайно выбрала сегодня такую форму общения – круг. Оказывается, круг – наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. А еще это возможность некоторое время быть вместе, вот так – глаза в глаза, рука к руке. Круг – гарантия вашей защиты. Форму круга имеет кольцо. Кольцо венчает любовь. В одной песне так и поется «Любовь кольцо, а у кольца  нет ни начала, ни конца.

    – Ребята, а сейчас я задам вам первый вопрос, будьте внимательны. Подумайте и ответьте всем нам, за что вы любите себя? (Отвечают по кругу, первым отвечает педагог.  При ответе каждый свою руку кладет на плечо соседа.)

    – Сейчас я приоткрыла каждого из вас для себя, а все мы открылись для одноклассников. А сейчас подумайте над таким вопросом – за что вас любят в семье? (Отвечают только дети)

    + Меня любят за то, что я… помогаю родителям, помогаю маме с младшим братом, всегда вместе с родителями, делюсь с родителями новостями школьной жизни, аккуратный и хорошо учусь…

    А за что вы любите своих мам и пап?

    II. Сообщение темы урока:


    – Спасибо за ваши ответы. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор?

    + Мы будем говорить о семье.

    – Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», познакомимся с православными традициями и ценностями семьи. Увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Тема нашего урока: «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь». Присядьте, пожалуйста, за парты. Слайд 1.

    Эмоциональное погружение: звучит музыка. Родительский дом.
    Учитель: В семейном кругу мы с вами растем

                    Основа основ – родительский дом!

                    В семейном кругу все корни твои!

                   И в жизнь ты выходишь из семьи! Слайд 4.

     

    III. Обсуждение смысла понятия «семья- малая Церковь»

    Прочитайте первое предложение  на стр.92. Что же это значит? Слайд 5.

    +Семья-это-ячейка общества, гнездо, где человек растит своих детей, ковчег-место, где человек укрывается от житейских бурь.

    А на каких основах должна строиться семья.

    + на любви, доверии, уважении.

    Конечно, на любви супругов друг к другу, на любви родителей к детям  и детей к родителям и любви к Богу, который благословил их союз. Слайд 6. 

    – Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботится друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы

            Как Вы, думаете ребята, а за что любят Вас в семье?


    + Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.

    Стихотворение читает Моор Настя:

    Любили тебя безо всяких причин.

    За то, что ты внук,

    За то, что ты сын.

    За то, что малыш,

    За то, что растешь,

    За то, что на маму и папу похож

    И эта любовь до конца твоих дней,

    Останется тайной опорой твоей.

    – Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Слайд 7.

    Семья это большая ответственность, на ней лежит воспитание детей.

    Что семья должна воспитать в детях? Слайд 8.

    А еще семья должна передать детям традиции и ценности русского народа. Слайд 9

    + Рождество Христово, Пасха, вербное воскресенье, крещение. В эти дни люди становятся ближе друг к другу.

    + Семейные традиции. 

    – Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.)

    + То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. (Традиции- это то, что переходит от одного поколения к другому через предания, взгляды, литературу, бытовой уклад)

    Притча. Но задумывались ли Вы о том, что и наши родители тоже нуждаются в нашей любви, заботе, понимании.

    Я бы хотела, что бы вы сейчас очень внимательно посмотрели притчу. (Вспомните, что такое притча)  и ответили на вопрос, как мы должны относиться к своим родителям. Просмотр притчи «Воробей» Правильно,  родители берегли нас, когда мы были малы, скоро наступит и наша очередь

    Давайте вспомним, какая самая важная заповедь? Слайд 10. (Чти отца своего и мать свою.)  Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком
    А как вы думаете, что нужно для того, чтобы
     семья была счастлива?

    Читаем притчу о счастливой семье. Притча.

    Так что же нужно для счастья?

    IV. Физминутка.  Видео.

    V. Беседа с учащимися, активизация знаний предыдущего урока:

    А можете Вы привести примеры христианской семьи?

     

    +, Петр и Феврония. (рассказывают о них) Слайд 11.

    Давайте послушаем легенду о Петре и Февронии. Просмотр «Легенда о Петре и Февронии»

    Чем нам дороги Петр и Феврония?



    Слайд 12.   У нас  России есть свой праздник семьи и любви. С 2006 года  8 июля в день святых благоверных Петра и Февронии мы отмечаем День семьи, любви и верности, символом которого, стала ромашка. Простой русский цветок. А раньше в этот день совершались помолвки.

    (Ромашка на доске, символ понятия «семья»,  по мере выполнения заданий заполняем ее лепестки).

    – Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух.

    Выполнение заданий. Слайды 13-17.

    Самостоятельная работа. Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках  ромашки (индивидуальная работа). И еще у меня такая просьба, если вам понравился урок нарисуйте улыбку в центре ромашки, а если нет- гримасу.  



    VI.Домашнее задание:

    – Я прошу вас перечитать дома материал учебного пособия урок 17. Привлекайте к чтению родителей или представителей старшего поколения. Все вместе постарайтесь ответить на вопросы на странице 87, особое внимание обратите на последний вопрос: «Расскажите, какие традиции есть в вашей семье». При рассказе на уроке вы можете использовать фотографии.)

    Итог урока:
    – Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор? О семье, ее традициях, ценностях


    VII. Рефлексия.

    – Я прошу вас снова построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

    – А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!


    А дом, заставленный добром, – еще не дом.

    И даже люстра над столом, – еще не дом.

    И на окне с живым цветком – еще не дом.

    И даже с чайника баском – еще не дом.

    Когда вечерняя сгустится темнота,

    Так эта истина понятна и проста –

    Что от ладоней до окна наполнен дом –

    Твоим теплом.

    – Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. 

    А теперь послушаем «Гимн семье».

    Дополнительный материал. Притча. Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
    Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:

    – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.

    Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:

    – Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.

    Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

    Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

    + Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. (На магнитной доске –«Братская любовь», «Нравственный долг».)

    Литература:

    1.Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

    2. Основы  религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /.-Учебник по ОПК: Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. … Основы православной культуры, М. Дрофа. 2013

    3.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.















    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "У меня прекрасная семья" для 2 класса УМК Кузовлев, Перегудова

    Урок для 2 класса. Разработан с учётом требований ФГОС...

    Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"

    Конспект урока по ОРКСЭ "Христианская семья"...

    Материал к открытому уроку по ОРКСЭ. Тема "Бог один, религий много".

    Открытый урок для учащихся начальной школы и среднего звена основной школы по МХК и ОРКСЭ....

    Семья - малая церковь

    Беседа-рассуждение о ценности семьи...

    Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО

    На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о д...