Рабочая программа по Искусству 8 классы
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Зенцова Светлана Александровна

Разработка рабочей программы по Искусству 8 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_iskusstvu_8_kl.docx46.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область   Тацинский район  станица Тацинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

  СОГЛАСОВАНО                                 СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания МО                   Заместитель директора                     Директор школы                                                                                                                                                                                      

учителей гуманитарных                  по УВР  ______ М.И. Зверева         ________ Н.В. Колбасина                                                                                                                      

наук                                                                      

Руководитель МО                              « 30 » 08. 2016 г.                      Приказ  от 30.08.2016 № 170

_________ Н.И. Завадская                  

Протокол МО от 30.08.2016  № 1

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по_искусству_8а, 8б  классов

основное общее образование

Количество часов: 35часов,  1 час в неделю

Учитель: _Зенцова Светлана Александровна_

Программа разработана

на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы»,

авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

(Москва,  Просвещение, 2010)

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования на базовом уровне 2004 г.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение, 2010 г., образовательной программы школы на 2016-2017 учебный год.

Учебник: Искусство 8 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 4-е издание, переработано – М. Просвещение, 2014

           Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

          Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные

Цели художественного образования и эстетического воспитания

в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—  культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

            Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

            При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Учащиеся 8 а класса Погребенко Игорь, 8 б класса Лондарева Ольга обучается по программе, адаптированной для детей с задержкой психического развития. Учитывая личностные особенности учащегося, проводится коррекционная работа  на уроке по  изучаемым  темам, а также ставятся  индивидуальные требования к выполнению минимума государственного стандарта.

Региональный компонент:

Темы урока

Региональный компонент

1

Художественные послания предков.

Роль искусства в жизни казаков.

2

Портреты наших великих соотечественников

Великие портретисты Дона.

3

Преобразующая сила искусства.

Старая станица.

В связи с тем, что уроки в 8 классах выпали на праздничные дни (01.05, 08.05), программа будет выполнена за счет блочной подачи материала тем:  уроки № 29 – 30, 31 - 32,  провести 24.04.

Место предмета в базисном учебном плане.

            В соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов из расчета 1 час в  неделю.  

        Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники основной школы научатся:

•    воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•  понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•   описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•    структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Содержание программы (35 часов)

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека(3 ч)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).

Примерный художественный материал

Изучение  произведений художественной культуры  (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и |   предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.

Раздел 2.   Искусство открывает новые грани мира (11  ч)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики произведений народного декоративно-прикладного искусства музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, класси ческих и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (10 ч)

        Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, Ирин, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Коль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой природой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение твоpцa произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого Мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

Примерный художественный материал

        Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства и сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

Раздел 4.   Красота в искусстве и жизни (8 ч)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазей художника. Красота в понимании разных народов социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыки и других искусствах.

Раздел 5.   Прекрасное пробуждает доброе  (3 ч)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством —этo «тихая работа»  (Ф. Шиллер).  Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, Поиск истины, добра и красоты.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Дата по программе

Дата

по факту

Раздел, тема урока

Материально-технические пособия на уроке

I   Искусство в жизни современного человека. (3 ч.)

1

05.09

Искусство вокруг нас.

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

2

12.09

Художественный образ – стиль – язык.

Презентация «Стиль в искусстве»

3

19.09

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Презентация. «Искусство и наука»

II   Искусство открывает новые грани мира. (11 ч.)

4

26.09

Искусство рассказывает о красоте Земли.

Интернет ресурсы

5

03.10

Зримая музыка.

Интернет ресурсы

6

10.10

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Интернет ресурсы

Презентация «Портрет в искусстве»

7

17.10

Портрет в искусстве России.

Интернет ресурсы

Презентация «Портрет в искусстве»

8

24.10

Портреты наших великих соотечественников

CD-МХК Большая детская энциклопедия

9

07.11

Как начиналась галерея.

CD-МХК Галерея искусств

10

14.11

Музыкальный портрет. Александр Невский.

Презентация «Александр Невский.»

11

21.11

Новые грани искусства Контрольная работа

Интернет ресурсы

12

28.11

Литературные страницы.

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

13

05.12

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Интернет ресурсы МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

14

12.12

Портрет композитора в литературе и кино.

Интернет ресурсы

III   Искусство как универсальный способ общения. (10 ч.)

15

19.12

Мир в зеркале искусства.

Интернет ресурсы

16

26.12

Роль искусства в сближении народов.

Интернет ресурсы

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

17

16.01

Искусство художественного перевода – искусство общения.

Интернет ресурсы

18

23.01

Как происходит передача сообщений в искусстве?

CD-МХК Шедевры

19

30.01

Искусство -  проводник духовной энергии.

Интернет ресурсы

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

20

06.02

Знаки и символы искусства.

Интернет ресурсы

21

13.02

Художественные послания предков.

Презентация «Искусство народов»

22

20.02

Разговор с современником.

Интернет ресурсы

23

27.02

Символы в жизни и искусстве.

Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

24

06.03

Музыкально-поэтическая символика огня.

Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

IV    Красота в искусстве и жизни. (8 ч.)

25

13.03

Что есть красота.

CD-Художественная энциклопедия. Эрмитаж .

26

20.03

Откровенье вечной красоты.

Интернет ресурсы

27

03.04

Застывшая музыка.

Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

28

10.04

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

CD-МХК Большая детская энциклопедия

29

17.04

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Презентация «Красота в искусстве»

30

24.04

Есть ли у красоты свои законы. Контрольная работа

Интернет ресурсы

31

01.05

Как соотноситься красота и польза.

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

32

08.05

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Интернет ресурсы

V    Прекрасное пробуждает доброе. ( 3 ч.)

33

15.05

Преобразующая сила искусства.

МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл.

34

22.05

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Интернет ресурсы

35

29.05

Весенняя сказка «Снегурочка».

Интернет ресурсы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...