Место искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации
методическая разработка по мхк по теме

Штанько Ирина Вениаминовна

МЕСТО ИСКУССТВА
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДОО

ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!

Уважаемые коллеги!

Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, не присваивайте его себе, а делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга! И закон!

А для меня, как для автора и ученого это очень важно для РИНЦ (индекс цитирования)

Книга написана под научным руководством д.п.н., профессора Комаровой Т.С.

http://www.knigo-poisk.ru/books/item/in/1226483/

можно приобрести

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chast_knigi.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

МЕСТО ИСКУССТВА
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДОУ

ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!

Уважаемые коллеги!

Помещаю фрагменты из моей книги -         Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.

Огромная просьба! Если пользуетесь материалом, не присваивайте его себе, а делайте ссылки на автора. Я указала выше все выходные данные моего пособия. Будем уважать друг друга! И закон!

А для меня, как для автора и ученого это очень важно для РИНЦ (индекс цитирования)

Книга написана под научным руководством д.п.н., профессора Комаровой Т.С.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Уникальность искусства как социально-творческого явления, требует особого содержания художественно-эстетического воспитания и образования и сугубо специфической организации этого процесса на всех этапах развития дошкольников.

Поэтому искусство широко используется в различных направлениях учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения

Первое направление – классическое и народное искусство, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Второе направление – искусство (изобразительное, музыкальное, литература, архитектура и др.) составляет содержание образования. Детей знакомят с искусством разных видов, событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества.

Рассмотрим основные направления работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с искусством:

Знакомство с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки

  1. Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыки, художественной литературы, изобразительного и театрального искусства) на занятиях.
  2. Организация и вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной и т.д.)
  3. Организация театрализованной деятельности как синтеза различных видов искусства и художественно-творческих деятельностей.
  4. Организация эстетической развивающей среды

Использование произведений искусства на занятиях, играх, в досуговой, творческой и трудовой деятельности, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях, поможет обучать, воспитывать и развивать детей на высокохудожественном материале, который сформирует образцы эстетических и нравственных идеалов, примеры отношения к труду, природе и окружающему миру.

1. Ознакомление с историей Родины

Знакомить детей с историей, событиями нашей страны и жизни людей, можно иллюстрируя беседы произведениями изобразительного искусства, художественной литературы. Например, через знакомство с портретной живописью художника Б.М. Кустодиева, можно уточнить и расширить знания детей о жизни горожан на Руси в давние времена, развивая интерес к истории своей Родины. Рассматривая портреты купца и купчихи, можно вспомнить чудесную сказку русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек», которая станет яркой литературной иллюстрацией. Рассматривая портрет купца необходимо обратить внимание на его одежду: добротные сапоги, часы на золотой цепочке и очень модный в то время жилет. Портрет купчихи расскажет ребятам о характере женщин этого сословия, стремившихся выглядеть не как простые крестьянки, а горожанки, и они надевали яркий платок, бусы, румянили щеки, делали прически как знатные дамы.

Рассматривая портреты «Извозчик – лихач», «Извозчик за чаем», дети узнают о некоторых профессиях, которые теперь не существуют, о мастерах, которые изготавливали телеги, сани и кареты. Необходимо обратить внимание детей на то, какой интересный прием использует художник – показывает город через окно в чайной и рассмотреть городской пейзаж того времени. Рассматривая портреты «Сундучник», «Булочник», «Трактирщик» мы расширяем представления детей о ремеслах и профессиях по ярким портретам, рассказываем о характере этих людей.

2. Знакомство с народной культурой

Народная культура всегда была и остается подлинным источником красоты. Ее мир очень яркий и выразительный, поэтому он интересен и доступен для детей. Сказочные мифологические образы бабы Яги, Домового, Лешего, Русалок притягивают и зачаровывают. Искусство русских народных мастеров – яркое праздничное, кажется простым и доступным. Разудалые веселые праздники с ряжеными манят в свой хоровод играми, песнями и плясками. Все это привлекает детей еще и потому, что в любой момент каждый может стать активным участником и попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в народных театрализованных праздниках – все эти возможности может предоставить изучение народной культуры во всем ее многообразии.

Знакомя дошкольников с народными традициями, праздниками, необходимо формировать представления о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства

На занятиях по декоративно-прикладному искусству можно использовать русские народные сказки, былины, потешки, народные игрушки, народную музыку, знакомить с народными музыкальными инструментами, предметами быта.

Например, готовясь к весенним народным праздникам, воспитатель знакомит детей с песнями-закличками, традицией лепки птиц из теста, хороводами, с песнями-колядками, красоте и поэзии русского слова. Знакомя с русским народным праздником, можно обратиться к произведениям русских художников. Перед «масленицей» показать репродукции картин «Масленица» Б.М. Кустодиева, «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, где в ярких красках художники изображают народные гуляния на Масленицу: веселую ярмарку с песнями, плясками, базаром, взятием снежного городка. Заключительным этапом весенних народных празднований будет проведение Масленицы с детьми всего детского сада.

Рекомендуется создать в дошкольном учреждении уголок русского быта или музей «Русская изба», а также тематические выставки понародным промыслам.

В процессе ознакомления детей с образцами народного творчества решаются развивающие, информационно-просветительские, культурно-творческие рекреативно-оздоровительные задачи, формируются духовно-нравственные качества личности и эстетические идеалы. Каждая встреча с народным искусством должна стать запоминающимся удивительным праздником для детей и вовлекать их в художественно-творческую деятельность.

3. Ознакомление с природой

При ознакомлении детей с природой, ее образами, явлениями, можно широко использовать различные произведения искусства.

Природа умело создает свои «художественные образы», которые отличаются гармонией и совершенством. Художники, поэты, композиторы получали вдохновение от созерцания этих образов, воспевали и поэтизировали их в своих произведениях, часто олицетворяя с образом человека, а человека с образами природы. Знакомя детей с образами природы – деревьями, небом, солнцем, морем, птицами, животными и т.д., необходимо подводить их к образному сравнению, подбирая художественное слово, произведения изобразительного, музыкального искусства в которых присутствует сравнения и олицетворение.

Знакомя детей с сезонными изменениями и явлениями природы рекомендуем использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления музыкальными красками. Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства наращивая, на каждом витке новые впечатления, представления, знания о явлениях природы и средствах выразительности искусства, которыми их передают художники, поэты, музыканты, создавая настроение. Кроме того, дети узнают и сами осваивают способы художественно-творческой деятельности, с помощью которой создаются различные произведения искусства.

Рассматривая образ «Весны разноликой», мы учим сопоставлять изображение пробуждающейся весенней природы – робких лучей мартовского солнышка, первых проталин и бушующей пышным цветением весны майской, выясняя какими средствами выразительности воспользовался поэт, писатель, композитор, художник, чтобы передать эти явления. Чтобы почувствовать эмоциональное состояние, дети вовлекаются в различные виды художественно-творческой деятельности. Например, под музыку А. Вивальди «Времена года» дети передают в ритмо-пластическом этюде меняющееся эмоциональное состояние и настроение весны в разное время, подбирают прилагательные, эпитеты, образные выражения, колорит, соответствующий настроению природы, затем каждый рисует весенний пейзаж, который больше импонирует его настроению.

Произведения народного и классического искусства, должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать социокультурное окружение в дошкольном образовательном учреждении, чтобы оно способствовало творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности.

4. Синтез искусств
в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, художественно-речевой деятельности, актерского мастерства и сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающим мире, готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы используя средства выразительности искусства театра, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т.д.) и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Организуя свободную творческую деятельность, можно предложить детям сочинить спектакль по мотивам известных сказок и разыграть его малышам. В этой деятельности ребятам потребуется составить сюжет сказки, подобрать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, персонажи или элементы костюмов, разыграть сказку. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», « Маша и медведь» и др. (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет. Воспитатель уточняет с детьми, как называются части, которые входят в сюжет (завязка, кульминация, развязка), какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке. Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать, историю, которая с ними произошла. Самую интересную коллективную версию можно взять за основу. Затем проводится жеребьевка с жетонами на которых обозначены исполнители ролей, гримеры и художники по костюмам, музыканты – оформители, художники декораторы. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем, в которой воспитатель исполняет роль консультанта. В заключительной части спектакль демонстрируется малышам.

По мере подготовки к спектаклю, дети проходят путь – от рождения замысла, до его творческой реализации. Эта деятельность дает ребенку побывать в роли драматурга, художника, музыканта, костюмера, кукловода, актера и даже режиссера.

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу и является мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Театрализованная деятельность может являться формой объединения вбирающей различные виды художественно-творческой деятельности.

5. Организация культурно-досуговой
деятельности

Еще одним из направлений использования искусства в учебно-воспитательном процессе ДОО – это организация и вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности.

Характеризуется организация такого процесса моделированием формы деятельности, в которую органично вплетаются другие виды: познавательная, слушание музыки, литературного произведения, поэзии, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую, обуславливается расширением и наращиванием знаний, знакомству с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя. Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или производные от них формы: игра – путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программ и т.д. Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности. Предлагаем схему, которая поможет планировать такой процесс. Интегрируемыми составляющими в данном случае будут виды искусства и виды художественно-творческой деятельности

Через организацию учебно-воспитательного процесса на основе интеграции различных видов искусства и художественно-творческих деятельностей ребенок старшего дошкольного возраста получает не только знания об окружающем мире, мире природы, людей и мире искусств, у него формируются основы художественной культуры, являющейся одним из важнейших компонентов общей культуры человека.

6. Культурно-развивающая среда

Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер помещений детского сада и участок, должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать социокультурное пространство в ДОУ, что бы оно воспитывало в детской душе красоту, побуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям.

Воспитателю рекомендуется оформить «Комнату сказок», «Театральную гостиную», «Музей истории театра», организовать «Музей народной культуры», уголок творчества «Мастерилка», оформить тематический «Вернисаж», «Картинную галерею», «Малую Третьяковку». Выставить в уголке творчества альбомы с произведениями изобразительного искусства, организовать выставку предметов декоративно-прикладного искусства, расширить тематику сюжетно-ролевых игр («Театр», «Музыкальный магазин», «Картинная галерея» и т.д.).

В такой среде педагог умело организует работу выполняя роль соавтора, творческого партнера, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, побуждая к самостоятельности и творчеству. Рекомендуем иметь в «методической копилке» дидактический и демонстрационный материал последнего поколения:

  • Репродукции картин художников выпущены издательством «Айрис-дидактика».
  •  «Большое искусство – маленьким» – приложение к программе «Детство», учебно-методический комплект Е.И. Коротеевой по ознакомлению с изобразительным искусством (репродукции картин, фотографии, учебные таблицы).
  • «Искусство-детям», «Это может ваш малыш» – издательство «Мозаика-синтез»
  • «Наглядно-дидактические пособия по русским народным промыслам».
  • «Энциклопедия живописи для детей» – издательство «Белый город».

В них включены дидактические пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством и организации увлекательного досуга.

Эстетическая среда должна быть создана на каждом занятии. Она заключается в эстетичности содержания, материалах, обладающих эстетическими качествами, используемых на занятиях (демонстрационный, раздаточный материал и т.д.) Среда занятия должна побуждать к творческой, эстетической деятельности, побуждать к содержательному духовному общению, основанными на специально подобранных методах и приемах обучения. Содержание занятий диктует организацию среды. В зависимости от места проведения (групповая комната, музыкальный или физкультурный залы, участок, спортивная площадка) требуется определенное оборудование, соответствующее не только возрастным и гигиеническим требованиям, но и эстетическим.

Технические средства обучения (ТСО)

Современные возможности дошкольной образовательной организации позволяют иметь в своем арсенале и использовать элементарные технические средства: магнитофон, фильмоскоп, слайдоскоп, видеомагнитофон, DVD. Относящиеся к активным методам обучения, ТСО (аудиозаписи, слайды, фрагменты видеофильмов и т.д.), позволяют более продуктивно включать искусство в учебно-воспитательный процесс, развивают познавательный интерес детей, расширяет «копилку» зрительных, музыкальных и слуховых образов, объединяя и интегрируя их в целостные картины и образы. Рекомендуем перечень пособий, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе ДОУ:

  • Аудиоприложение «Слушаем музыку» к авторской программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
  • Видеофильмы студии «Кварт»: «Что такое искусство», «В мире музыки», «Народные промыслы», «Комната сказок», «Сказка про сказку», «История русского костюма».

Компьютер как предмет
развивающей предметной среды

Новые информационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

В настоящее время специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» разработаны компьютерные программы, методические, а также сертификационные рекомендации. В учебно-воспитательном процессе можно использовать игры, игрушки, игровое оборудование нового поколения, КИК (компьютерно-игровой комплекс), компьютерные программы, мультимедиа. Компьютерно-игровые программы «Тим и Тишка спасают шедевры Русского Музея», «Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа», серия видеопрограмм для эстетического и художественного развития разработаны с учетом возрастной и детской психологии, совместно с Государственным Русским Музеем и рекомендованы Российской Академией Образования.

Рекомендуем использовать электронные «Энциклопедия 1000 великих художников» и «Энциклопедия классической музыки» на DVD дисках. Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми искусства.

Воспитатель может широко использовать в педагогической практике мультимедийные презентации. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут.

Требования к развивающей
предметно-пространственной среде

(Выдержки из ФГОС дошкольного образования)

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;
  • в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1). Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2). Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3). Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

5. Организация и индивидуальный предприниматель самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, в соответствии со спецификой Программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), пути реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Выступление на методическом объеинении логопедов будет полезно как начинащим логопедам, так и педагогам со стажем и родителям детей с ТНР....

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации

В сообщение раскрываются цель, задачи, функции психологической службы ДОО. Дано подробное описание направлений работы педагога-психолога в детском саду....

Место и роль ученического самоуправления в развитии образовательной организации

   В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной ...

Место ГИС в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС третьего поколения

В настоящее время во многих странах мира цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. В России также ГИС-технологи...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и психологическом....