Место и роль ученического самоуправления в развитии образовательной организации
методическая разработка по обществознанию

     В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной из задач в области воспитательной работы является создание и развитие в образовательном учреждении органов ученического самоуправления. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» необходимо обеспечение педагогической поддержки для развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной  конкурс  на лучшую работу по вопросам избирательного права

и процесса, повышения правовой культуры избирателей (участников референдума), организаторов выборов и других участников

избирательного процесса, приуроченный  к 25-летию избирательной системы Ульяновской области

Наименование и адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Ульяновской области:

 муниципальное общеобразовательное учреждение Выровская средняя общеобразовательная школа

Наименование работы:

 Место и роль ученического самоуправления в развитии образовательной организации

 Данные об авторе:

Кондратьева Юлия Сергеевна, Ульяновская область, Майнский район, с. Полбино, ул. Центральная, д.14, кв.2, +79084894419

2019 год

     В настоящее время молодежь испытывает большую потребность в личностной самореализации, развитии творческих и коммуникативных способностей, участии в созидающей деятельности. Одной из задач в области воспитательной работы является создание и развитие в образовательном учреждении органов ученического самоуправления. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» необходимо обеспечение педагогической поддержки для развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций.

    Как показывает анализ педагогической литературы, развитие и поддержка ученического самоуправления в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских навыков, совершенствования своей личности, общества, государства.

    Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности и предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

    Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

    Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

    Участие подростков в работе органов ученического самоуправления способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

    Целью воспитательной работы  является определение роли  и места системы ученического самоуправления в формировании и развитии творческой, активной личности на основе содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачами являются:

1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.

3. Развитие и упрочнение органа ученического самоуправления как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

4. Формирование и развитие лидерских качеств у учащихся в рамках ученического самоуправления.

5. Создание модели школьного ученического самоуправления, определение критериев эффективности ее функционирования в условиях образовательного учреждения.

     Один из важных моментов в ученическом самоуправлении является формирование у учащихся лидерско-организаторских навыков, так как формирование лидеров в обществе – это не стихийный процесс, его можно и нужно организовать.  Важно, чтобы сегодняшние подростки – будущие  лидеры общества – владели демократической культурой личности,  формами организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами. Включение учащихся в процесс ученического самоуправления является одним из эффективных путей формирования у них лидерских качеств.

   Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

    Важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение основных требований к системе школьного самоуправления.

Понятие ученического самоуправления и его значение.

     Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
   Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона «Об образовании в РФ». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
   С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

    Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
   Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

      В педагогической литературе встречается ряд определений данного понятия. Наиболее оптимальным, на мой взгляд, является следующее определение: ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых для коллектива и организации целей.

     Самоуправление  реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. В повседневной деятельности в образовательном учреждении самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

     Для того,  чтобы работа органов ученического самоуправления была эффективна, необходимы следующие условия:

1) социально-психологические:

- соответствие модели самоуправления внутренним потребностям коллектива учащихся,

- постоянное обучение и самообучение актива

2) организационно-педагогические:

- стиль педагогического управления,

- учет внешних условий и перспектив развития.

   В разнообразной жизни современного образовательного учреждения есть достаточно дел и участков, где учащиеся могут действовать и без помощи взрослых.

Направления работы органов ученического самоуправления, где учащиеся могут реализовать себя:

- нравственное, патриотическое и гражданское

- общественно-политическое

- экологическое

- трудовое

- спортивно-оздоровительное

- туристско-краеведческое

- интеллектуально-познавательное

- профилактика асоциального поведения

- организация досуга

- формирование лидерских и организаторских качеств.

    Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

- познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация,
- трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства,

- спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья,

- художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи,

- шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших,

- информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы.

    Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
   В любом из перечисленных видов деятельности главное – самоуправленческая деятельность на общее благо. Определенная модель или структура органов необходима для упорядочения деятельности отдельных её элементов. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

 Организация ученического самоуправления:

  1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
  2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
  3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
  4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
  5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
  6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Принципы построения и развития ученического самоуправления:

  1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
  2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
  3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
  4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.
  5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
  6. Свобода критики обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни деятельности органов самоуправления.
  7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
  8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
  9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

    Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

    Ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

- первый (базисный) уровень - классное ученическое самоуправление;

- второй - школьное ученическое самоуправление.

Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов.  В каждом классе формируется актив из учащихся, которые выполняют функцию организаторов дел, прежде всего в классе. Каждый учащийся имеет постоянное или временное поручение, которое выполняет, несет некую ответственность за выполнение. Координатор класса - это учащийся, который возглавляет актив класса, является членов общешкольного совета координаторов – органа школьного ученического самоуправления, координирует деятельность класса.

     Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, центром, ядром воспитательной работы. Срок функционирования класса как первичного коллектива определяется постоянным составом его членов. Класс выполняет воспитательную функцию, поэтому необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей.

Структура самоуправления:

http://player.myshared.ru/4/263741/slides/slide_20.jpg

Модель ученического самоуправления класса может быть следующей:

http://bigslide.ru/images/10/9962/960/img4.jpg

     Класс является основой школьного самоуправления. Задача органов ученического самоуправления - вместе с педагогическим  коллективом формировать морально-этический климат в школе. Ученическое самоуправление в классе призвано решать такие задачи, как:

1. Создавать работоспособный актив класса, уполномоченный представлять интересы на уровне школы.

2. Развивать отношения подлинного товарищества.

3. Формировать общественное мнение.

    Всё большее значение приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на органы самоуправления (собрание), должны стараться развивать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке.

    Вашему вниманию предлагается несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

- представительское направление – участие учеников в обсуждении школьных проблем и принятии решений, участие в работе органов общешкольного самоуправления, представление интересов учащихся при управлении деятельностью школы,
- разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных (внутриклассных) конфликтов на принципах добровольности;
- информационное направление – информирование  школьного коллектива о проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета, достижениях и победах, планах на будущее,

 - шефское направление – организация  шефства старших над младшими, «сильных» над «слабыми», «профессионалов» над «начинающими» и т.д.,
- внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом,
-  организаторское направление  – поддержка  досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников,

 - правозащитное направление – защита прав учеников на различных уровнях (семья, улица, группа, класс и т.д.).

Существует следующий  алгоритм развития самоуправления в классе:

  1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач.
  2. Определение цели и задач на новый период.
  3. Планирование действий руководителя, коллективное планирование, определение содержания работы коллектива на новый период.
  4. Определение форм и методов работы.
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Самоконтроль, коллективный контроль за решением задач самоуправления, реализацией планов, работой актива, оперативный анализ деятельности.
  7. Регулирование деятельности и отношений в коллективе.
  8. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности.
  9. Разработка перспектив развития самоуправления.

Второй уровень в нашей школе – это  Совет координаторов – орган ученического самоуправления.

Модель ученического самоуправления, действующего в нашей школе.

Высшим органом ученического самоуправления должно быть общее собрание или конференция учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год. Школьное ученическое собрание (конференция):

- рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся,

- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой, обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы,

- формирует органы самоуправления в школе,

- вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса,

- рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц,

- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

    Заседания совета координаторов проходят 1 раз месяц (по мере необходимости могут проводиться чаще). Связь совета координаторов с ученическими коллективами   осуществляется через актив класса, т.е. классный орган самоуправления. Классное собрание также должно проводиться 1 раз в месяц.

    На заседаниях координаторы принимают участие в рассмотрении и утверждении плана работы на месяц, подготовке мероприятий и проведении социально-значимых дел, реализуемых в школе, участии в школьных и городских мероприятиях, планируют и организуют внеурочную деятельность учащихся в школе. Для проведения текущих дел, организации акций, подготовки к городским конкурсам создаются временные группы из числа учащихся классов. В конце учебного года анализируют работу и подводят итоги деятельности класса и в целом школы по основным направлениям воспитательной работы.

      Совет координаторов собирается сроком на учебный год. В него входят учащиеся 5-11 классов. Он играет роль связующего звена в деятельности всех органов ученического самоуправления, функционирует на базе ученического коллектива. Совет координаторов:

- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную работу,

- вносит предложения в планирование внеклассной работы школы,

- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе,

- организует шефскую работу,

- готовит и проводит мероприятия для учащихся, родителей,

- информирует учащихся о принятых решениях.

- на своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает информацию о выполнении решений школьного органа ученического самоуправления.

Учащиеся, входящие в органы ученического самоуправления обязаны:

- показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения,

- заботиться об авторитете своей школы,

- информировать классы о своей деятельности,

- выполнять Устав школы, распоряжения администрации школы, решения органов ученического самоуправления, не противоречащие Уставу школы.

     Ученическое самоуправление рассматривается в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении образовательным учреждением. Полноправное ученическое самоуправление дает ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику - не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на принятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге - на направление развития школы. Такое самоуправление - это способ превращения учеников из «пассивных потребителей» образовательного процесса в его «активных заказчиков».

Включение учеников в процесс управления школой также открывает возможность для активизации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем.

Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики в свою очередь - участниками процесса модернизации образования.

     Но для становления ученического самоуправления как самостоятельного общественного института должны быть созданы как минимум следующие базовые условия:

- наделение ученического самоуправления правами по участию в управлении школой реальными полномочиями, которые дают возможность серьезно влиять на школьную политику;

- разработка технологии ученического самоуправления, дающей возможность ученикам и их педагогам-наставникам проектировать и создавать системы самоуправления в условиях каждой конкретной школы;
-
передача ученическому самоуправлению эффективных технологий работы, позволяющих решать актуальные школьные проблемы, - это преимущественно технологии, используемые в деятельности общественных организаций;
-
создание системы  поддержки  развития ученического самоуправления, в том числе на уровне образовательной политики, в области взаимодействия ученического самоуправления со структурами гражданского общества, в плане информационной, методической поддержки, работы по развитию организаторских способностей.

     Вашему вниманию предлагаются основные разделы модели организации ученического самоуправления в школе.

Цели ученического самоуправления:

- подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, развитие организаторских способностей и лидерских качеств.

- формирование у учащихся осознанной гражданской позиции.

- организация деятельности, направленной на реализацию прав и позиции учащихся в различных сферах деятельности.

Принципы функционирования ученического самоуправления.

Система самоуправления в школе действует на основании следующих принципов:

1. Открытость и доступность - ученические органы самоуправления открыты для членов всего коллектива и доступны им.

2. Добровольность и творчество - первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.

3. Выборность - учащиеся выбираются в основные органы самоуправления в результате выборов.

4.  Равенство и сотрудничество - первичные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.

5. Непрерывность и перспективность - органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; структура органов самоуправления должна сочетать в себе как постоянные, так и временные органы, создаваемые коллективом для решения текущих задач.

6. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

7. Гуманность - ученическое самоуправление действует на основе нравственных принципов.

   На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от коллектива групп и заканчивая коллективом учащихся образовательного учреждения.

В различных видах деятельности органы самоуправления реализуют и различные цели. Так, например:

- в учебной деятельности - организация взаимопомощи в учебе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;

- в общественно-полезной и трудовой - организация самообслуживания, благоустройство территории, поддержание чистоты и порядка в школе, дежурство;

- в досуговой сфере - планирование, подготовка и проведение спортивно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Способы мотивации общественной деятельности учащихся: Слайд 15

Пусковым механизмом ученического самоуправления является, как правило, внешняя мотивация, задаваемая педагогами и взрослыми.

- Заинтересованность (интерес к делу).

- Объяснение значимости или необходимости той или иной деятельности.

- Соревновательный элемент, игровой в делах классы и школы.

- Стимулирование (поощрение, объявление устной благодарности, благодарность родителям, информированность о достижениях учащегося и др.).

- Формирование классного коллектива.

- Личный пример взрослого.

Нормативно-правовая база.

Основные документы, регулирующие деятельность органов ученического самоуправления в школе:

  1. Устав образовательного учреждения.
  2. Правила внутреннего распорядка для учащихся.
  3. Положение о совете координаторов.

Основные условия развития самоуправления учащихся:  

- Психолого-педагогическая грамотность взрослого.

- Наличие системы в организации самоуправления.

- Создание целостной системы самоуправления.

- Наличие коллективной общественно-значимой цели.

- Осознание учащимися необходимости достижения коллективной цели.

- Наличие органов самоуправления.

- Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу «каждому делу – свой организатор», определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели.

- Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

- Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся.

- Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержки и помощи со стороны руководителя.

- Добровольность участия школьников в самоуправленческих акциях, проявление инициативы и творчества при организации деятельности.

- Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности.

- Последовательное увеличение числа активных участников всех управленческих процессов.

- Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления.

- Осознание и оценка учащимися коллективной деятельности.

   Можно сделать вывод о том, что самоуправление играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитие лидерских качеств у учащихся. Принципы и условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективе образовательного учреждения непрерывным и тем самым существенно влиять на процесс социального становления учащихся.

   

Формирование лидерских качеств посредством ученического самоуправления.

Понятие лидера и его роль в обществе. Характеристика лидерских качеств.

     Немаловажную роль в деятельности ученического самоуправления играет лидер.

В психологической и педагогической литературе встречается ряд определений понятия «лидер». В «Большом словаре иностранных слов в русском языке» дается следующее определение: лидер (англ. leader - ведущий) – глава, вождь, лицо, идущее впереди и ведущее.

    Суть лидерства состоит в осуществлении целенаправленного влияния на исполнителей со стороны субъекта деятельности путем ведения их за собой к цели.

С точки зрения роли в обществе, лидер - ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

В ученическом коллективе лидер - это опора для педагога. Лидеры - это такие учащиеся, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально-значимых ценностей и ориентаций. Эти ребята лучше других понимают, что и как нужно делать, чтобы жизнь в коллективе была интересной, насыщенной и разнообразной.

   В общественных объединениях и органах ученического самоуправления встречаются лидеры, роли которых различны:

- лидеры - организаторы (деловые лидеры),

- лидеры - генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры),

- лидеры - инициаторы,

- лидеры - умельцы.

   Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива. Умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в ходе подготовки конкретного мероприятия - самый ответственный и знающий что именно необходимо сделать при подготовке и проведения). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках учреждения образования. Но все же основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, творческой и другой деятельности, играют деловые лидеры. Ребята, которые успешно действуют в эмоциональной и деловой  сферах  жизни ученического коллектива, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Любого лидера выдвигает деятельность. Только через специально-организованную, разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить ситуации, благоприятные для проявления качеств и свойств учащихся, обладающих потенциалом влияния на сверстников, способных стать лидером.

Вопрос о том, почему человек становится лидером, и каждый ли может им стать, является непростым. Существует несколько теорий лидерства. Согласно концепции «черт»,  лидер обладает определенными качествами, чертами, благодаря которым он выделяется среди других. Лидером группы, коллектива может стать только тот человек, который способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, кто обладает наиболее важными для группы чертами.

Качество лидера можно отождествить с таким понятием как «организаторские способности». Организаторские способности - это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, уверенно организовать людей на выполнение какого-либо дела.

Перечень качеств лидера - организатора:

  1. компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер,
  2. активность - умение действовать энергично, напористо,
  3. инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений,
  4. общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми,
  5. сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное,
  6. настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца,
  7. самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях,
  8. работоспособность - выносливость, способность выполнять напряженную работу,
  9. наблюдательность - умение видеть, замечать детали,
  10. организованность - способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

    Именно эти качества необходимо иметь и развивать, чтобы стать настоящим лидером для коллектива учащихся.

    Можно сделать вывод о том, что роль лидера в ученическом коллективе образовательного учреждения значительная. Именно он может оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности благодаря определенным свойствам и качествам, которыми он обладает. При этом необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности к проявлению у учащихся лидерских качеств.

Оценка эффективности функционирования модели ученического самоуправления.

    Функционирование органов самоуправления учащихся и их развитие во многом зависит от педагогов и администрации образовательного учреждения. Именно педагоги берут на себя решение задачи активизации ученического самоуправления и оценки эффективности функционирования системы самоуправления. Ведущую роль в организации работы органов самоуправления играет заместитель директора по воспитательной работе. В его функции входит разработка концепции и программы развития ученического самоуправления, обучение актива учащихся, а также курирует работу совета координаторов, сотрудничает с классными руководителями и направляет их деятельность. Педагог-организатор координирует деятельность, организует работу временных групп по организации общешкольных мероприятий и участия в городских мероприятиях. Работу классных активов – как органов ученического самоуправления также курируют педагоги.  

    Оценить эффективность работы ученического самоуправления в школе возможно с помощью системы показателей, которые позволяют судить о степени достижения поставленных целей. Когда-то у нас в школе велся мониторинг участия классов в делах класса и школы.

    В модели ученического самоуправления нашего образовательного учреждения можно выделить следующие критерии эффективности в соответствии с поставленными целями:

- степень включенности учащихся в организацию учебно-воспитательного процесса,

- личностное развитие учащихся в результате деятельности в органах самоуправления, наличие организаторских способностей и лидерских качеств,

- степень сформированности у учащихся, занятых в работе органов ученического самоуправления, осознанной гражданской позиции.

    Изучение каждого критерия предполагает наличие определенных методов и методик. Основные методы диагностики, которые мы используем, - это наблюдение и опрос. Так как отдельные органы самоуправления существуют уже достаточно длительный период, можно сделать выводы об их влиянии на личностное развитие учащихся.

    По итогам наблюдений классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования,  можно сделать вывод, что участие в работе органов самоуправления может положительно влиять на формирование личности учащихся: у ребят формируются навыки организаторской деятельности, они становятся более активными, общительными, инициативными, отличаются работоспособностью, словом, у них формируются и развиваются лидерские качества. Но опять же не все учащиеся заинтересованы  и готовы принимать участие в ученическом самоуправлении.  В последнее время наблюдается тенденция - стремление только немногих, отдельных учащихся к организации и активному участию во всех мероприятиях, чувствуя определенный лидерский потенциал.

Заключение.

В заключение можно сделать следующие выводы:

Ученическое самоуправление обладает сложной структурой, которая организует жизнедеятельность коллектива учащихся образовательного учреждения во всем ее многообразии. Самоуправление выполняет большое количество функций как в отношении формирования коллектива учащихся, так и в отношении развития личности, играет большую роль в формировании гражданского самосознания, развитии лидерских качеств у учащихся. Учащиеся - лидеры могут оказать помощь педагогам в организации разнообразной социально значимой деятельности в образовательном учреждении благодаря своему лидерскому потенциалу, проявиться и развиваться который может только в процессе работы в органах ученического самоуправления.

    Но необходимо педагогическое стимулирование лидерства в ученической среде, поддержание готовности учащихся к проявлению лидерских качеств посредством развития самоуправления.

    Опыт работы органов самоуправления в школе подтверждает, что система ученического самоуправления способствует развитию и формированию лидерских качеств учащихся в результате систематической, последовательной работы педагогов совместно с учащимися по выработке умений и навыков организаторской деятельности.

Только грамотно продуманная работа системы органов ученического самоуправления позволит учащимся проявить свой лидерский потенциал и в дальнейшем его развивать и именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это   возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

    За последние несколько можно увидеть достаточно много дел, которые были проведены представителями ученического самоуправления при поддержке педагогов.

                                                                                              Приложения к работе

                                                                                                  Приложение 1

Подписной лист

выборы Президента школы

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидатом в Президенты «Школьной Федерации»

                                                        ____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество кандидата)

родившегося___________________________________________________________________

(число, месяц и год рождения)

ученика (цы)___________________________________________________________________

( класс, школы)

проживающего в________________________________________________________________

                                             ( указывается район, город, населенный пункт, наименование

_______________________________________________________________________________

                                                субъекта Российской Федерации)

   №

 п/п

     Фамилия, имя, отчество

              ( полностью)

        Класс      

Дата внесения

      подписи

    избирателя    

     Подпись

    избирателя

   1

                      2                                        

           3                                  

           4

            5

                                                       

   №

 п/п

     Фамилия, имя, отчество

              ( полностью)

        Класс      

Дата внесения

      подписи

    избирателя    

     Подпись

    избирателя

   1

                      2                                        

           3                                  

           4

            5

                                                       

Подписной лист удостоверяю: _________________

Кандидат в Президенты школы: ________________

(фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения)

                                                                                                             Приложение2

                                                     В Избирательную комиссию

                                                                    МОУ Выровской СОШ

   от___________________

(фамилия, имя, отчество ученика)

Заявление

В соответствии с Положением « О Выборах Президента Школьной Федерации»  я,____________________________________

                                                          (фамилия, имя, отчество)                

ученик  Выровской СОШ,_________________

                                                  (школы, класс)

уведомляю избирательную комиссию о своем выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в Президенты «Школьной Федерации».

____________________                                      _________________________                                                                                                                                               ( подпись, фамилия, инициалы кандидата)

                                                                                                   

                                                                                                    Приложение 3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выровская средняя общеобразовательная школа

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«____» ___________ 20___ года                                                         № _____

О регистрации  __________________________________________________________                                      (ФИО) кандидатом на должность Президента «Школьной Федерации»

По результатам проверки подписей, собранных кандидатом                                                                        _____________________________(ФИО) на должность Президента ученического самоуправления избирательная комиссия

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Зарегистрировать ______________________________________ (ФИО), ученика _________  класса , кандидатом на должность Президента «Школьной Федерации»              «___» ________________ 20___ года в ___ часов ___ минут.

2.Выдать ________________________________ (ФИО) удостоверение о регистрации.

Председате ШИК                   _________________                            ________________

Секретарь ШИК                 _________________                        ________________

                                                                                                             Приложение 4

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Выровская средняя общеобразовательная школа

Выборы Президента «Школьной Федерации»

 «____»  __________ 201__ года

ПРОТОКОЛ № 1

школьной избирательной комиссии об итогах голосования

Школьная избирательная комиссия установила:

1

Число избирателей, внесенных в список избирателей

2

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям

3

Число недействительных избирательных бюллетеней

4

Число действительных избирательных бюллетеней

Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата

5

6

7

8

9

Председатель ШИК

ФИО

Секретарь ШИК

ФИО

   подпись

                                                    подпись

Протокол подписан «____» _________ 201___ года

в ____ часов ____ минут

                                                                                                            Приложение 5

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Выровская средняя общеобразовательная школа

План деятельности ученического самоуправления «Школьная Федерация»

на 2018 – 2019 учебный год

Воспитать в детях лучшие личностные качества – вот основная  задача. Именно через досуговую деятельность ученики раскрывают себя во всем многообразии детского мира.

Цель:

активизировать деятельность школьного самоуправления в рамках работы школы и других учреждений; развивать способности ребёнка, раскрывать и утвердить его среди людей и для людей, познавать и улучшать окружающий мир, стать достойным гражданином своего общества.

Основные задачи, вытекающие из цели:

  • развитие лидерского потенциала и организаторских способностей детей;
  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине, сохранению и приумножению традиций;
  • развивать творческие, интеллектуальные способности детей;
  • развивать ответственность и самостоятельность, гражданскую активность;
  • способствовать развитию здорового образа жизни;
  • оценка результативности деятельности ученического самоуправления в школе.

1 четверть

Сентябрь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Выборы актива класса

Выборы

3 неделя

2

Анализ работы за прошлый учебный год

Заседание

3 неделя

3

Планирование работы на учебный год

Заседание

3 неделя

4

Выбор председателя, распределение обязанностей

Заседание

3 неделя

5

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

6

Участие класса в школьных конкурсах «Ученик года» (номинации "Учёба", "Досуг", "Спорт"), «Классный класс» (номинации "Учёба", "Досуг", "Спорт", "Дежурство")

Участие

В течение месяца

7

Оформление классного уголка

Оформление

В течение месяца

Оформление уголка по ПДД в классах, школе

Оформление уголка по пожарной безопасности в классах, школе

8

Праздничная линейка, посвящённая Дню Знаний

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

Урок Знаний

9

Праздник "Посвящение в первоклассники"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

Праздник "Посвящение в пятиклассники"

3нед.

10

Цикл мероприятий "Неделя безопасности (ПДД)"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

2нед.

Конкурс рисунков по ПДД

Конкурс презентаций по ПДД

Праздник "Посвящение в пешеходы"

Конкурс "Азбука юного пешехода"

Конкурс "Безопасное колесо"

11

Фестиваль «Восходящая звезда»

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

Октябрь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

3

Цикл мероприятий "День Учителя"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

4

Поздравительная открытка "От всей души"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

Поздравительная презентация "От всей души"

"Живой коридор "От всей души"

Праздничный концерт "От всей души"

Осенние праздники "Осенняя пора - очей очарование!"

5

Праздник "Посвящение в старшеклассники"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

3нед.

2 четверть

Ноябрь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Подведение итогов работы за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

2

Отчёт о работе актива за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

3

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

4

Общешкольное ученическое собрание

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.чет.

5

Цикл мероприятий "Неделя безопасности (пожарная безопасность)"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

3нед.

Конкурс рисунков по пожарной безопасности

Конкурс презентаций по пожарной безопасности

Конкурс "Сам себе спасатель"

6

Акция «Твой выбор» (цикл мероприятий)

Планирование, подготовка, оформление, проведение, анализ

4нед.

Оформление уголка по ЗОЖ

Конкурс рисунков по ЗОЖ

"Стоп вредным привычкам"

"Мои права и обязанности"

7

Цикл мероприятий "День матери"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

Поздравительная презентация «Как прекрасно это слово - мама!»

Праздничный концерт «Как прекрасно это слово - мама!»

Декабрь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

2

Мастерская Деда Мороза "Новогодний сюрприз"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

3-4нед.

Новогодние праздники

3

Участие в районных конкурсах

"Рождественская сказка"

"Новогодний переполох"

Новогодних игрушек

Участие

В течение месяца

3 четверть

Январь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Подведение итогов работы за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

2

Отчёт о работе актива за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

3

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

4

Общешкольное ученическое собрание

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.чет.

5

Цикл мероприятий "Татьянин день"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

Поздравительная презентация

Конкурс «Интеллектуальный марафон»

Февраль

мероприятия

форма организации

сроки

1

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

2

Вечер встречи выпускников

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

3

Цикл мероприятий "День святого Валентина"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

2нед.

Поздравительная презентация

Поздравительная почта

4

Месячник военно-патриотического воспитания (цикл мероприятий)

Планирование, подготовка, оформление, проведение, анализ

В течение месяца

Оформление уголка по патриотизму

В течение месяца

Конкурс рисунков

В течение месяца

Конкурс презентаций

В течение месяца

День памяти воинов - интернационалистов

2нед.

Поздравительная презентация

3нед.

Военно-спортивные игры

3нед.

"Зарничка"

"Зарница"

"А, ну-ка парни!"

Конкурс строя и песни

4нед.

Март

мероприятия

форма организации

сроки

1

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

2

Цикл мероприятий "8 марта"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

Поздравительная презентация "Весенняя музыкальная капель"

Праздничный концерт "Весенняя музыкальная капель"

3

Прощание с Азбукой

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.

4

Выставка детского творчества

Планирование, подготовка, проведение, анализ

3нед.

4 четверть

Апрель

мероприятия

форма организации

сроки

1

Подведение итогов работы за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

2

Отчёт о работе актива за четверть

Заседание, анализ

1нед.чет.

3

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

4

Общешкольное ученическое собрание

Планирование, подготовка, проведение, анализ

1нед.чет.

5

Цикл мероприятий "День открытых дверей"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

2нед.

Презентация о классе

Отчётный концерт

6

Цикл мероприятий "Неделя безопасности"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

2нед.

Конкурс рисунков по безопасности

Конкурс презентаций по безопасности

Конкурс "День безопасности"

7

Неделя детской книги

Планирование, подготовка, проведение, анализ

3нед.

8

Цикл мероприятий "Неделя здоровья"

Планирование, подготовка, оформление, проведение, анализ

4нед.

Оформление уголка по ЗОЖ

Конкурс рисунков по ЗОЖ

Май

мероприятия

форма организации

сроки

1

Сбор актива

Заседание

Еженедельно

2

Цикл мероприятий "День Победы"

Планирование, подготовка, оформление, проведение, анализ

1нед.

Оформление уголка о ВОВ

Конкурс рисунков о ВОВ

Конкурс презентаций о ВОВ

Торжественная линейка "День Победы"

Фестиваль солдатской песни

3

Экскурсия по школе для воспитанников детских садов

Концерт

Планирование, подготовка, проведение, анализ

2нед.

4

Последний звонок

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

5

Праздник "Прощание с начальной школой"

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

6

Итоговое общешкольное ученическое собрание

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

7

Подведение итогов работы за четверть

Заседание, анализ

4нед.

8

Отчёт о работе актива за четверть

Заседание, анализ

4нед.

9

Подведение итогов работы за учебный год

Заседание, анализ

4нед.

10

Отчёт о работе актива за учебный год

Заседание, анализ

4нед.

Июнь

мероприятия

форма организации

сроки

1

Выпускной бал

Планирование, подготовка, проведение, анализ

4нед.

                                                                                                          Приложение 6

Протоколы заседаний Школьной Федерации

Протокол № 1

заседаний Школьной Федерации

                     от  ______________201__года                                                      

                                                                                 Присутствовали – ___чел.

      ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Анализ работы ученического самоуправления за 2017-2018 учебный год.

2. Перспективы работы на 2018-2019 учебный год.

СЛУШАЛИ:

По первому вопросу ___________., президента Школьной Федерации, о значении УС в жизни школы, о задачах совета на новый учебный год.

По второму вопросу слушали ___________., об итогах работы УС в 2017-2018 учебном году.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Признать работу УС школы в 2017-2018 учебном году удовлетворительной (единогласно).

2. Провести в классах выборы актива, обсудить кандидатуры в УС школы (срок до 13 октября).

 

Секретарь:                               ______________

Протокол № 2

заседаний Ученического Совета

от ___________ 201___года

                                        Присутствовали –

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Выборы президента УС школы и руководителей министерств.

2. Утверждение плана работы на 2018-2019  учебный год.

 3. Распределение шефства над классами.

4. О подготовке общешкольного собрания учащихся.

5. Об организации дежурства.

6. Информирование о выполнении предыдущих решений.

7. О подготовке к празднику, посвященному Дню учителя.

8. Школьная форма

СЛУШАЛИ:

По первому вопросу ____________., заместителя директора по ВР о роли лидера УС.

По второму вопросу и третьему вопросу _____________., которая вынесла на обсуждение план УС на учебный год, Знакомство с Положением об УС школы.

По четвертому, пятому вопросу выступила учащаяся 11 класса ____________, она предложила на общешкольной линейке доложить о графике дежурства и школьной форме обучающихся.

Далее выступили учащиеся 11 класса ___________________________, которые предложили провести 5 октября праздник - День Учителя и поздравить учителей ветеранов на дому.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Избрать президентом ученического самоуправления школы__________________,  уч-ся 11 класса

2. Утвердить руководителей секторов.

3. Утвердить план работы УС на 2018-2019  учебный год (единогласно).

4. Утвердить план проведения Дня Учителя (единогласно).

5. Провести рейд по школьной форме.

 

Секретарь                                  ______________________

 

Протокол № 3

заседаний Ученического Совета

                         от ______________201__года                                                            

                                                                                 Присутствовали – _    чел.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет Министерства правопорядка о результатах рейда «Внешний вид учащихся».

3. О плане проведения осенних каникул.

4. Информирование о выполнении предыдущих решений.

5. О подготовке к празднику «Осенний бал».

6. О ходе подготовки классов к зимнему периоду.

7. Отчет Министерства образования об успеваемости обучающихся.

                                                                           

СЛУШАЛИ:

По первому вопросу _____________о работе классных коллективов. Все учащиеся посещают школу в школьной форме, все приходят без опозданий.

________________, заместитель директора по ВР напомнила об ответственности членов УС. И напомнила всем о внешнем виде обучающихся.

По второму вопросу представители ученических активов отчитались о выборах классных активов, представили списки.

По третьему вопросу _________________ представила для обсуждения положения о районных конкурсах, и предложила на осенних каникулах провести Осенний бал.

По шестому вопросу выступила зам.дир.по ВР ________________, она познакомила с проектом приказа о проведении новогодних праздников, об украшении школы к Новому году.

По седьмому вопросу выступила зам.директор по УВР ________________, она познакомила с пропусками учащихся по классам. Все пропуски по уважительной причине.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Начать работу в секторах УС, ответственно выполнять свои обязанности.

2. Утвердить школьные активы классов, по итогам триместра разрешается проводить перевыборы некоторых членов активов по классам.

3. Командирам классов довести до сведения классов рекомендации о проведении районных акциях, конкурсах.

4. Соблюдать правила школьной жизни.

 

Секретарь                                  __________________

Протокол

заседания ученического самоуправления

от ____________________

 

Председатель заседания:  ______________

Секретарь:  _________________________

Присутствовало: ____ человек

Повестка

 1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет министерства правопорядка о качестве дежурства по школе.

3. О подготовке к конкурсу «Дружба народов».

4. Анализ праздника «Осенний бал»

5. Информирование о выполнении предыдущих решений.

6. Отчет министерства печати  о проведенной работе над «Правилами для учащихся».

7. Об организации работы по ремонту наглядных пособий и книг в школьной библиотеке.

Ход заседания

По первому вопросу с информацией о ходе работы по оформлению классных уголков выступил ______________, который предложил  продолжить начатую в прошлом учебном году операцию «Классный уголок» до марта 201__ г, завершить проведением смотра-конкурса. В обсуждении приняли участие члены пресс-центра, которые провели промежуточный контроль готовности классных уголков, отметив наибольшую значимость некоторых рубрик классного уголка для учащихся, таких как: сводная таблица активности учащихся, страница поздравлений, название класса и структура управления. Практически во всех классах классные уголки действенны.

По второму вопросу  выступили учащиеся министерства правопорядка. Они доложили о поведении учащихся 9 класса (мальчики) бегают на перемене, ______________________________________________ опаздывают на уроки. С ними была проведена беседа о поведении в школе.

По третьему вопросу обсудили план проведения 3 фестиваля «Дружба народов».

По четвертому вопросу обсудили анализ праздника «Осенний бал».

По пятому вопросу выступила зам.директор по ВР____________________,она познакомила с планом новогодних мероприятий.

По шестому вопросу выслушали - Отчет министерства печати  о проведенной работе над «Правилами для учащихся».

По седьмому вопросу выступил ________________________ о проведении акции «Книжкина больница»

 Решение:

1.Продолжить про ведение операции «Классный уголок». Ответственность за проведение конкурса и подведение итогов возложить на пресс-центр. Сроки промежуточного подведения итогов конкурса  оставить прежними, провести в конце II четверти.

2. Учащимся 9 класса соблюдать правила поведения в школе.

3. Провести 3 Фестиваль «Дружба народов»

4.Объявить багодарность учащимся 11 класса по подготовке к Осеннему балу.

5.План принять к исполнению (план прилагается) Объявление с программой проведения оформить пресс- центру.

6.Министерству печати продолжить работу.

7. Проводить акции в школьной библиотеке.

 

                  Секретарь:                                                     ______________

 

Протокол

заседания ученического самоуправления

от _________________

Председатель заседания:  ________________

Секретарь:  ____________________

Присутствовало: ___человек

Повестка

1. Подведение итогов трудовой деятельности за полугодие.

2. Обсуждение плана зимних каникул.

3. Отчет министерства печати  о проделанной работе.

4.О проведении новогодних праздников.

По первому вопросу выступил ______________, он подвел итоги по проверке школьных кабинетов

По второму вопросу выступила зам.директор по ВР __________________, она познакомила с проектом плана зимних каникул.

По третьему вопросу заслушали Отчет министерства печати  о проделанной работе.

По четвертому вопросу выступила зам.директор по ВР ________________, она познакомила с графиком проведения новогодних мероприятий. И назначила ответственных за проведение праздников

  Решение:

1.Соблюдать чистоту и порядок школьных кабинетов.

2. План принять к исполнению (план прилагается) Объявление с программой проведения оформить пресс- центру.

Секретарь:                                                     ______________________

Протокол

заседания ученического самоуправления

от __________________

Председатель заседания:  ________________

Секретарь:  ______________________

Присутствовало: ____ человек

Повестка :

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет министерства здравоохранения о проделанной работе. Результаты школьных соревнований.

По первому вопросу выступила зам.директор по ВР _________________. Она познакомила с письмо УО о проведении мероприятий по профилактике гриппа.

По второму вопросу выступил представитель Министерства по Спорту __________________. Он познакомил с итогами районных соревнований.

Решение:

1.Провести классные собрания по профилактике гриппа.

2.Принимать участие в соревнованиях разной направленности.

Секретарь:                                                     ________________________

                                                                                                        Приложение 7

Анализ работы «Школьной Федерации»

В школе на протяжении многих лет идет работа по развитию ученического самоуправления.  В 2018-2019 учебном году в МОУ Выровская СОШ  работу вел обновленный состав «Школьной Федерации». Президентом ШФ в 2018-2019 учебном году стал ученик 10 класса _____________________.Совместно с заместителем директора по ВР __________________  и с учетом плана воспитательной работы школы был составлен план работы «Школьной Федерации».

В течение года  регулярно проводятся заседания органа ученического самоуправления, где рассматривается план работы, ведется подготовка различных мероприятий, заслушиваются отчеты о проделанной работе.

Задачами деятельности школьного самоуправления являются:

- формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

- усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;

- содействие становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся;

- формирование у каждого из учеников сознательного, ответственного отношения к своим правам и обязанностям. Школьная Федерация  включает в себя следующие Министерства

МИНИСТР КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

                Отвечает за подготовку и проведение вечеров отдыха, праздников, интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.

МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

                Отслеживает показатели медицинских осмотров обучающихся

        Отвечает за подготовку и проведение спортивных мероприятий

        Занимается сбором информации о спортивных достижениях обучающихся школы

МИНИСТР ТРУДА И ЗАБОТЫ

                Распределяет классы для дежурства по школе

        Помогает администрации в обеспечении порядка в школе

        Организует проведение уборки помещений школы

        Отвечает за благоустройство территории школы

        Оказывает помощь младшим и организовывает заботу о ветеранах

МИНИСТР ПРАВОПОРЯДКА

                Отвечает за дежурство по школе

        Знакомит обучающихся школы с правилом безопасного поведения

        Осуществляет контроль за выполнение требований внутреннего распорядка

МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ

                Координирует учебный процесс в школе

        Отслеживает успеваемость учеников

ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ШКОЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                Обеспечивает согласованность действий всех органов ученического самоуправления

        Координирует деятельность Министерств

Следит за соблюдением правил игры всеми участниками, в том числе взрослыми.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

                Координирует деятельность всех органов и объединений обучающихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу

        Организует самообслуживание обучающихся и дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе

        Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, обучающихся над ветеранами, инвалидами

        Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в классах

        Организует выпуск школьных газет

        Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности обучающихся в соответствие со своими полномочиями

        Утверждает состав делегации обучающихся школы на районные мероприятия

       В этом учебном году приняли участие во многих школьных и районных мероприятиях:

        1 сентября

        Выборы

        День пожилых людей

        Поздравление учителей с Днём Учителя и 8 Марта

        Осенняя ярмарка

        Конкурс праздничных стенгазет, посвященных Дню Учителя

        Конкурс фотографий

        Конкурсы рисунков

        Конкурс талантов «Минута славы»

        Игра «Что? Где? Когда?»

        Ученик года-2019 г.

        Открытый кубок КВН

        Школа актива

        Зарничка

        Конкурс инсценированной песни

        Веселая зарядка и др.

             В своей работе активисты стараются затронуть все направления работы школы.

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации.

Условиями сближения коллектива учителей и учеников является совместное участие в коллективной деятельности, высокая степень единства.

 Ученическое самоуправление помогает в организации дежурства, следит за порядком и дисциплиной учащихся, за внешним видом.

Одним из направлений работы является забота о ветеранах. Ребята поддерживают очень теплые отношения с ними.

Ученическое самоуправление  помогает организовать веселые старты, соревнования, эстафеты, мероприятия. Ведь здоровый образ жизни в наше  время – это очень важно.

Участвуя в объединениях по интересам и в органах самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.

За последние годы выросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев.

Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педагогическому коллективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач.

Такая система самоуправления в школе повышает уровень воспитательной работы и способствует общему развитию образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся

Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоупра...

Роль ученического самоуправления в развитии личности

В каждой школе работает ученическое самоуправление. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся , направленные, прежде всего, на защиту и...

Статья на тему "Инновации и традиции. Роль молодого педагога в развитии образовательной организации"

Пахомов В.И.методист, педагог дополнительного образованияГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» Инновации и традиции. Роль молодого педагога в развитии образовательной организации.Сегодня в нашей стране остро сто...

Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...

Презентация "Роль ученического самоуправления в социально - значимой деятельности образовательного учреждения".

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов....

Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

Список использованной литературы:1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...