Главные вкладки

    Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся
    план-конспект по теме

    Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоуправление в системе самовоспитания обучающихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В системе воспитательной деятельности образовательного учреждения такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, творческое развитие, формирование социально активной личности, умеющей строить отношения в коллективе,  позволяет решать ученическое самоуправление.

    Что же такое  самоуправление? Школьное  самоуправление  - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное  самоуправление  предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение  ученического  коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к  самовоспитанию.  Ученическое   самоуправление  требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Смысл  ученического   самоуправления  заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

    Задачи школьного самоуправления:

    Создание  системы  самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

    Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.

    Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

    Формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.

     Развитие познавательной деятельности через игру, выработка практических навыков в различных областях жизни, сохранив традиции игры.

     Научить каждого члена организации жить в коллективе.

    Принципы построения и развития самоуправления:

    Принцип равноправия.

    Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

    Принцип  выборности.

    В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

    Принцип обновляемости и преемственности.

    Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах.

    Принцип открытости и гласности.

    Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

    Принцип  демократии.

    Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

    Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности.

    Принцип законности.

    Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

    Принцип целесообразности.

    Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

    Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

    Принцип гуманности.

    Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности.

    Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

    Принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организаторами, и исполнителями одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

    Принцип свободы и самодеятельности.

    Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

    Принцип критики и самокритики.

    Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

    Принцип совета и согласия.

    Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

    Принцип доброжелательной требовательности.

    Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему»

    Принцип распределения полномочий.

    Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

    Принцип отчетности.

     Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

    Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение. В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

    1.  анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;
    2. предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
    3. оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
    4.  анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;
    5.  аргументировано и логично отстаивать свое мнение;
    6. объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;
    7.  определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;
    8.  устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

    Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    1. прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
    2. формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.
    3. участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

    Система школьного самоуправления в школе – это управление, при котором сами учащиеся при содействии педагогов организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через такие формы, как общешкольные и классные ученические собрания. Управляющий Совет школы уже становится органом общественного управления, переводя школу с государственного управления на государственно-общественное управление.

       

    В нашей школе система самоуправления имеет 3 уровня:

    1. Страна «Мальчишек и Девчонок», состоящий из учащихся 1-4 классов,  
    2. Совет «Содружество», состоящий из учащихся 5-8 классов,
    3. Совет старшеклассников, состоящий из учащихся  9-11 классов.

    В состав ученического самоуправления входит педагог – координатор (в данном случае им являюсь я – педагог - организатор) для оказания методической, организационной и психологической помощи обучающимся, организации взаимодействия с органами ученического самоуправления других учебных заведений, общественными организациями муниципального образования. На каждом уровне ученического самоуправления есть председатель, который координирует работу отделов: печати, досуга, учебы, дисциплины и порядка. В каждый отдел входят по 4-5 человек. Каждый отдел отвечает за определенную сферу деятельности.

    Деятельность органов ученического самоуправления  регламентируется Положениями:  О детской организации в начальной школе «Страна «МиД», Положением о совете среднего звена «Содружество», Положением о Совете Старшеклассников.    

    Главным органом нашего школьного ученического самоуправления является Совет старшеклассников. Состав Совета старшеклассников  формируется из числа учащихся 9,10,11 классов путем прямых выборов на общих собраниях классных коллективов. Общее руководство Советом старшеклассников осуществляет председатель, избираемый Советом из числа членов Совета – представителей учащихся 10-11 классов. Заседания ученического Совета старшеклассников проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Заседания и решения Совета старшеклассников оформляются протоколами. Совет старшеклассников участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Ни одно школьное дело не обходится  без  участия членов Совета. По инициативе Совета Старшеклассников организуются и проводятся:

    1. Новогодние праздники для всех параллелей.
    2. Праздники «Улыбки и смеха», «День Святого Валентина», «Татьянин День»;
    3. Всевозможные устные журналы: ко дню космонавтики, к 9 мая, по профилактике вредных привычек;
    4. Конкурсы «Мисс Весна», «Мисс Осень», «Ученик года», «Мистер и Мисс школы» и т.д.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что система самоуправления  нашей школы  играет огромную роль в обеспечении личностного развития учащихся,  их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятию ответственности за их результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль ученического самоуправления в развитии личности

    В каждой школе работает ученическое самоуправление. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся , направленные, прежде всего, на защиту и...

    Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

    Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...

    Презентация "Роль ученического самоуправления в социально - значимой деятельности образовательного учреждения".

    Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов....

    Роль ученического самоуправления в формировании активной гражданской позиции школьника

    Список использованной литературы:1.                Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издате...

    Роль ученического самоуправления в профилактике правонраушений

    материал о отм как можно привлечь активных учащихся к профилактике правонарушений....

    Роль ученического самоуправления в реализации ООП

    Презентация раскрывает суть ученического самоуправления, знакомит с его видами, раскрывает роль самоуправления обучающихся в реализации основной образовательной программы...