Тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 5-11 класс
календарно-тематическое планирование по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Гуженко Татьяна Владимировна

 

В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени»  позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_mhk_5-11.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  Школа №657  ЮАО  учитель ИЗО  и  МХК  Гуженко Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мировая  художественная  культура 5-11 классы

Планирование составлено на основе  программы:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы, 10-11 классы.

Дата выпуска: 2010 г.

Издательство: Владос

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Программа разработана с учетом Государственного стандарта.

Планирование составлено с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Оно создано с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

    В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

          Цель курса - сформировать у учащихся  целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные  на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

          В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени»  позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
  • раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).  

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные  формы организации учебного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся   соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

     Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

     В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

- шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

  -  использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Результатом  преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура»   должен явиться  эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений  через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе  мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Формы и средства контроля

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

     Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М. 1993.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.,  1979.
  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,    1995.
  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.
  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
  17. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Художественная культура в жизни человека (10часов)

1.

1.1

В музее изобразительных искусств

2.

1.2

Виды и жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

3.

1.3

В театре

4.

1.4

Профессия театрального режиссера

5.

1.5

В концертном зале

6.

1.6

Инструменты симфонического оркестра

7.

1.7

Смотрим кинофильм

8.

1.8

Великие режиссеры и актеры России

9.

1.9

Духовная художественная культура: войдем в храм!

10.

1.10

Храмы России

Раздел 2. На каких языках говорит искусство(8часов)

11.

2.1

У каждого искусства свой язык

12.

2.2

Декоративное искусство, его прикладное и самостоятельное значение

13.

2.3

Искусство балета

14.

2.4

Виды искусства - единая семья

15.

2.5

Опера. Балет.

16.

2.6

Звуки как краски

17.

2.7

Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное

18.

2.8

Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства

Раздел 3. Неповторимость художественного образа – бесценный

 дар творчества (6часов)

19.

3.1

Художественный образ: правда и вымысел

20.

3.2

Трагические художественные образы в искусстве

21.

3.3

Бог, природа, человек - вечные темы художественных произведений

22.

3.4

Богородица - символ божественной материнской любви

23.

3.5

Национальное и общечеловеческое в произведении искусства

24.

3.6

Общие темы в искусстве разных народов

Раздел 4. Русская художественная культура - наше великое национальное достояние(10часов)

25.

4.1

Когда на Руси появились зодчие писатели, музыканты, художники

26.

4.2

Творцы русского классического искусства Х1Хв.

27.

4.3

Народные праздники и искусство

28.

4.4

Богородичные храмы России

29.

4.5

О чем говорят старинные русские сказки

30.

4.6

Сказка в балете

31.

4.7

Герои русского искусства

32.

4.8

Герои - защитники родной земли

33.

4.9

«Единение земли и души» в русском искусстве

34.

4.10

Образ Родины в русском искусстве

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Мифологическое миропонимание в художественных культурах Древнего Востока (10часов)

1.

1.1

Художественная культура Египта: прорыв к тайнам жизни и смерти

2.

1.2

Канонические традиции многовекового египетского искусства

3.

1.3

Художественная культура Двуречья и Древнего Ирана

4.

1.4

Религиозное предназначение музыки

5.

1.5

Искусство древнего Вавилона

6.

1.6

Могучий духовный дар народа Древней Индии

7.

1.7

Зарождение буддизма - древнейшей мировой религии

8.

1.8

Мудрость созерцания (художественная культура Древнего Китая)

9.

1.9

Великие мыслители

10.

1.10

Художественный образ Великой китайской стены

Раздел 2. У истоков европейской художественной культуры(17часов)

11.

2.1

Очеловеченные боги (мифы Древней Греции)

12.

2.2

Воплощение в мифах ростков самосознания человека - творца

13.

2.3

Музы - покровительницы искусств

14.

2.4

Античное зодчество: логика прекрасного

15.

2.5

Древние храмы

16.

2.6

Синтез искусств в античном храме

17.

2.7

Культ земной красоты ( античная скульптура)

18.

2.8

Значение скульптуры в художественной культуре Древней Греции

19.

2.9

Архаичные скульптуры

20.

2.10

В древнегреческом театре

21.

2.11

Эволюция театра

22.

2.12

Музыка в театре

23.

2.13

Теория воспитательного воздействия муз. ладов на человека

24.

2.14

Форумы Рима: прославление могущества великой империи

25.

2.15

Становление художественной культуры Римской империи

26.

2.16

Римский форум

27.

2.17

Римский портрет - путь к реализму в искусстве

Раздел 3. В поисках духовной истины: рождение христианской

художественной образности (3часа)

28.

3.1

Творчество - реализация духовного начала в человеке

29.

3.2

Библия: откровения Ветхого Завета

30.

3.3

Евангелие - путь к спасению человечества от греха и смерти

Раздел 4. Языческая Русь: первые шаги к художественному

познанию мира (4часа)

31.

4.1

«Детство» Древнерусской художественной культуры

32.

4.2

Былинные богатыри

33.

4.3

Скоморохи и скоморошины

34.

4.4

Плач - выдающийся жанр древнерусской народной культуры

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

1.

1.1

Художественное наследие «страны волшебного лотоса»

2.

1.2

Культ прекрасного в культуре средневековой Индии

3.

1.3

Индия в представлениях русских путешественников и художников

4.

1.4

Художественная культура средневекового Китая

5.

1.5

Сохранение религиозных традиций древности Китая

6.

1.6

Развитие поэзии древности Китая

7.

1.7

Китайские музыкальные инструменты, средневековый театр

8.

1.8

Художественная культура Страны восходящего солнца

9.

1.9

Самобытность художественной картины мира

10.

1.10

Театр кабуки

11.

1.11

Арабский Восток: волшебная сказка орнамента

12.

1.12

Роль ислама в развитии средневековой художественной культуры

13.

1.13

Высокое развитие средневековой литературы

14.

2.1

Средние века - путь общности европейских худ. традиций

15.

2.2

Монастыри и храмы - центры развития искусства

16.

2.3

Музыка в христианском храме-

17.

2.4

Высокий расцвет архитектуры в эпоху средневековья

18.

2.5

Застывшие образы «пламенеющей готики»

19.

2.6

Италия - родина идеалов Возрождения

20.

2.7

Расцвет изобразительного искусства во 2-й половине ХVв.

21.

2.8

Бессмертие творений мастеров Высокого возрождения

22.

2.9

Рождение оперы - итог развития муз. искусства эпохи Возрождения

23.

2.10

Шедевры искусства Северного Возрождения

24.

2.11

Художественное наследие мастеров Германии и Нидерландов

25.

2.12

Возрождение в Англии

26.

3.1

Гармония боговдохновенных образов

27.

3.2

Православные песнопения

28.

3.3

Киевская Русь - начало всех начал (выбор веры)

29.

3.4

Крещение Руси как событие

30.

3.5

Образы киевской старины в произведениях русских мастеров

31.

4.1

«Господин Великий Новгород» самобытная красота храмовой культ.

32.

4.2

Художественная культура древнерусских княжеств

33.

4.3

Московская Русь - центр расцвета русских национальных идеалов

34.

4.4

Великие мастера позднего средневековья.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

8 класс  (34 часа, 1 час в неделю)

 Раздел 1. Европейские центры национальных художественных культур

в переходную эпоху (XVIIв.) (8часов)

1.

1.1

Итальянская художественная культура

2.

1.2

Многоохватное воплощение духовной и реальной действительности

3.

1.3

Художественная культура Испании и Фландрии

4.

1.4

Взлет национального своеобразия

5.

1.5

Художественная культура Нидерландов (Голландии)

6.

1.6

Расцвет реализма

7.

1.7

Художественная культура Франции в эпоху абсолютизма

8.

1.8

Торжество народной красоты

Раздел 2.  Европейская художественная культура в эпоху просвещения (8часов)

9.

2.1

Простонародное-аристократическое

10.

2.2

Два полюса образов французского искусства в эпоху Просвещения

11.

2.3

Итальянское искусство

12.

2.4

Возращение к античным истокам

13.

2.5

Вершины просветительской литературы

14.

2.6

Писатели Англии и Германии

15.

2.7

Музыка:

16.

2.8

Страницы творчества гениев мирового искусства

Раздел 3.  Русская художественная культура на переломе традиций (XVIIв.) (6часов)

17.

3.1

«Противостояние времен» - в русской художественной культуре ХVIIв.

18.

3.2

Живопись.

19.

3.3

Живопись.

20.

3.4

Размышление о том, можно ли образ писать «как в зеркале»

21.

3.5

Пышность и красочность русского зодчества

22.

3.6

Пышность и красочность русской музыки

Раздел 4.  Русская художественная культура в век  «разума и просвещения» (12часов)

23.

4.1

Русская европейскость.

24.

4.2

Образы художественной культуры Петровской эпохи

25.

4.3

Развитие просветительских идеалов:

26.

4.4

Литература, театр, музыка

27.

4.5

Санкт-Петербург. Величие новой России

28.

4.6

Крупные отечественные зодчие ХУШв.

29.

4.7

Московские зодчие. Самобытная трактовка

30.

4.8

Вершины архитектурного мастерства

31.

4.9

Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности.

32.

4.10

Портрет и творчество скульпторов

33.

4.11

Шедевры храмовой музыки: М.С. Березовский

34.

4.12

Шедевры храмовой музыки: Д.С. Бортнянский

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

9 класс  (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Европейская художественная культура XIX- начало ХХв. (8 часов)

1.

1.1

Между реальностью и мечтой:

Искусство Франции, Англии, Германии

2.

1.2

3.

1.3

Национальные музыкальные школы Х1Хв.

Многогранность романтической образности

4.

1.4

5.

1.5

Новые идеи в Европейской художественной культуре

конца XIX- начала ХХ вв.

6.

1.6

7.

1.7

Французский импрессионизм- начало

кардинальных перемен в образном содержании искусства

8.

1.8

Раздел 2. Русская художественная культура XIXв. (10 часов)

9.

2.1

Основоположники русской классики

10.

2.2

Становление идеи национального самовыражения в искусстве

11.

2.3

Крупнейшие зодчие начала XIX века

12.

2.4

Утверждение правды жизни - главный критерий

 искусства 40-50х г.г. ХIХв.

( Н.В. Гоголь, П.А.Федотов, А.С. Даргомыжский)

13.

2.5

14.

2.6

15.

2.7

Высоты реализма в литературе пореформенного режима

16.

2.8

17.

2.9

Преломление духовно-нравственных открытий эпохи

18.

2.10

Музыкальное искусство: «Могучая кучка» и П.И.Чайковский

Раздел 3. Художественная культура России конца Х1Х-начала ХХвв. (8 часов)

19.

3.1

«Мой милый край» -

Образы России в искусстве

20.

3.2

21.

3.3

Символизм и авангард:

новаторство в искусстве на пороге ХХв.

22.

3.4

23.

3.5

Тяготение к красоте старины  -  неоклассицизм

24.

3.6

25.

3.7

«Мир искусства»- возвращение «русской европейскости»

26.

3.8

Раздел 4. XX век и мировая художественная культура (8 часов)

27.

4.1

Художники ХХ в:  трагизм мировосприятия

28.

4.2

29.

4.3

Художественная культура стран Американского континента

30.

4.4

Феномен полиэтнического искусства

31.

4.5

Искусство социалистического реализма в СССР

32.

4.6

(литература, музыка, живопись, кинемогиография)

33.

4.7

Массовая художественная культура- интеркультурное явление ХХв.

34.

4.8

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

«Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»

для 10 класса

(34 часа, 1 час в неделю)

составила: учитель Гуженко Т.В.

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

№ п/п

№ урока

Название тем

1.

1.

Введение

Тема 1:Восточные художественные культуры – верность заветам предков(8 ч)

2.

1.1.

Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность.

3.

1.2.

Художественная культура Древней и средневековой Индии. Зарождение буддизма.

4.

1.3.

Образы индийской культуры в русском искусстве.

5.

1.4.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Философские учения Китая.

6.

1.5.

Художественные традиции Японии.

7.

1.6.

Художественные традиции мусульманского Востока.

8.

1.7.

Ислам.

Тема 2: История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции.(3 ч)

9

2.1

Античность-колыбель европейской художественной культуры.

10

2.2

Основные этапы развития античной художественной культуры.

11

2.3

Отношение к античному искусству в России.

Тема 3: От мудрости Востока к библейским заветам ( 9 ч).

12

3.1

Христианская художественная культура, ее истоки

13

3.2

Библия как священная религиозная книга, памятник культуры.

14

3.3

Тексты Ветхого Завета, их разновидности

15

3.4

Сюжеты Ветхого Завета

16

3.5

Сюжеты Ветхого Завета

17

3.6

Новый Завет, Евангелия.

18

3.7

Образ Христа-Сына Божия, Спасителя мира.

19

3.8

Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.

20

3.9

Евангельские образы в западноевропейском искусстве.

Тема 4: Средневековье и  Возрождения: трудный путь гуманизма(3 ч)

21

4.1

Рождение новой картины мира. Два типа христианской культуры.

22

4.2

Гуманизм и идеалы Возрождения.

23

4.3

Мастера Высокого Возрождения.

Тема 5: Художественная культура Европы XVII века: многоголосие школ и стилей.(2 ч)

24

5.1

«Переходный век». Стиль барокко.

25

5.2

Классицизм как общеевропейский стиль.

Тема 6: Духовно-нравственные основы русской художественной культуры.(9 ч)

26

6.1

Культура языческой Руси.

27

6.2

«Народное православие»

28

6.3

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.

29

6.4

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства.

30

6.5

Иконопись.

31

6.6

Усиление личностного начала в искусстве XVI века.

32

6.7

Искусство «бунташного века»

33

6.8

Церковное и светское искусство.

34

6.9

Общность нравственных ориентиров русского искусства.

ТЕМЫ для рефератов и проектов , 10 класс

  1. Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность.
  2. Устойчивость древних традиций в художественной культуре Китая.
  3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. (напр. по выбору)
  4. Философские учения Китая.
  5. Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии
  6. Нетрадиционные виды искусства Японии (единоборства, икебана, чаепитие)
  7. Художественные традиции мусульманского Востока.
  8. Ислам.
  9. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Зарождение буддизма.
  10. Отношение к античному искусству в России.
  11. Тексты Ветхого Завета, их разновидности
  12. Новый Завет, Евангелия.
  13. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
  14. Евангельские образы в западноевропейском искусстве.
  15. Средневековье: Рождение новой картины мира. Два типа христианской культуры.
  16. Мастера Высокого Возрождения. ( по выбору)
  17. «Переходный век». Стиль барокко. (напр. по выбору)
  18. Классицизм как общеевропейский стиль. (напр. по выбору)
  19. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.
  20. Иконопись. (напр. по выбору)
  21. Православный храм и синтез храмовых искусств
  22. Памятники архитектуры: София Киевская.
  23. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет»
  24. Искусство колокольного звона.
  25. Наследие Андрея Рублева.
  26. Облик московского Кремля; сочетание русских и итальянских традиций.
  27. Шатровое зодчество. Храм Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.
  28. Церковная реформа и ее культурные последствия.
  29. Икона и парсуна: на пути к светской живописи.
  30. Особенности интонирования богослужебного пения. Мелодизм храмового пения.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

«Художественные культуры мира XIX – XX века:

 взгляд из России»

для 11 класса

(34 часа, 1 час в неделю)

составила: учитель Гуженко Т.В.

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

№ п/п

урока

Название тем и уроков

Тема 1: Основные течения в европейской художественной культуре XIX – нач.XX века.

1

Романтизм: открытие «внутреннего человека»

2

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

3

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

4

Символизм  как философская «сверхидея»

5

Развитие скульптуры. О.Роден.

6

Эстетические и инженерные новации в архитектуре.

7

Постимпрессионизм. П.Сезан; В. Ван Гог; А.Тулуз-Латрек; П.Гоген

8

Фовизм. Творчество А.Матиса.

9

Кубизм как принципиально новое направление в живописи.

10

Абстракционизм.

Тема 2: Художественная культура России XIX – нач.XX века.

11

Фундамент национальной классики (первая пол. XIX впека.)

12

Расцвет русского классического романса.

13

Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве.

14

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

15

Русское музыкальное искусство

16

Псевдорусский стиль зодчества.

17

Художественная культура «серебряного века»

18

Символизм в живописи

19

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

20

Неоклассицизм и поздний русский романтизм.

21

«Русские сезоны» в Париже.

Тема 3: Европа и Америка: художественная культура XX века.

22

Полюсы добра и зла: литературная классика XX века.

23

Музыкальное искусство в нотах и без нот.

24

Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.

25

Художественная культура Америки: обаяние молодости.

26

Своеобразие культуры стран Латинской Америки.

Тема 4: Художественная культура России XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

27

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.

28

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.

29

«Русская тема» в советском искусстве.

30

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.

31

Диссиденские движения в период «отката оттепели»

32

Массовые музыкальные жанры.

33

Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.

34

Возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Темы для рефератов и проектов.

  1. Расцвет русского классического романса.
  2. «Русские сезоны» в Париже.
  3. Псевдорусский стиль зодчества.
  4. Художественная культура «серебряного века» (по выбору)
  5. Своеобразие культуры стран Латинской Америки. (по выбору)
  6. Символ новой России - Храм Христа Спасителя.
  7. Оперное наследие М.И.Глинки.
  8. Русский ампир.
  9. Гуманистические идеалы П.И.Чайковского
  10. Просветительский характер живописи передвижников. (по выбору)
  11. Символизм в живописи. М.А.Врубель.
  12. Творческое объединение «Бубновый валет»
  13. Творчество А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама (по выбору)
  14. Образный мир Н.К.Рериха
  15. Авторская песня поэтов-шестидесятников (Б.Окуджава, В.Высоцкий)  (по выбору)
  16. Музыкальная классика XX века: Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, С.В.Свиридова (по выбору)
  17. Нравственные идеи А.Д.Сахарова
  18. Новая волна эмиграции (А.И.Солженицын, И.А.Бродский, М.Л.Ростропович) (по выбору)
  19. Киноискусство: творчество А.А.Тарковского, Т.Е.Абдулаева, Э.А.Рязанова, М.А.Захарова
  20. Рок-ансамбли.
  21. Музыка «черной Америки»: блюз, спиричуэл, рег-тайм, буги-вуги, диксиленд (по выбору)
  22. Джаз
  23. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фестивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явление художественной культуры (по выбору)
  24. Модернизм. (модерн, авангардизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт и др.)  (по выбору)
  25. Мир кино. (Голливуд, комедии, приключенческое кино, мелодрамы, мюзикл, фантастическое кино, вестерн, исторические фильмы, криминальные фильмы, детективы, боевики, триллеры, мультипликация.) (по выбору)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы»Тип урока: урок ознакомление с новым материаломФорма урока: урок-путешествие с использованием компьютерных технологийЦель : 1.Создать ус...

Тематическое планирование уроков Мировой художественной культуры в 10 классе. К учебнику Рапацкой Л.А..

Мировая художественная культура--интересный, развивающий предмет в учебном плане основной школы....

Модульное календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре в 6 классе.

Планирование выстроено по программам Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской. 1 час в неделю....

Урок по Мировой художественной культуре в 11 классе. Патриотизм и героика в русской музыке - опера «Князь Игорь» А.П. Бородина

Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки....