Интегрированный урок по мировой литературе в 10 классе
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему

Хиль Таисия Ивановна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_mhk_v_10.doc827.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         План – конспект интегрированного урока

                                  по Мировой художественной культуре   в 10-м классе

                             по тема  « В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи».

Тип урока : комбинированный.

Форма проведения : урок – экскурсия.

Обучающие цели :

-организовать деятельность учащихся на восприятие художественных полотен В.Васнецова.

- создать условия для определения тематики картин, созвучности с ними музыкальных произведений,  как композиторов – современников художника, так и композиторов более позднего периода;

- продолжить знакомство с музыкальной терминологией;

- обеспечить установление учащимися  внутрипредметных и  межпредметных связей;

- обогащать лексический запас учащихся

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

- развивать образное мышление учащихся  посредством музыкальных и художественных произведений;

- способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

- собрать материал для сочинения – описания картины художника.

- создать условия для   развития у школьников умений формулировать проблемы, видеть и предлагать пути их решения.

Воспитательные цели:

- содействовать пониманию человеческой и гражданственной сути, назначения творчества художника, композитора, писателя. 

Задачи:

- Проанализировать жанровые, «сказочные», исторические картины художника;

- Охарактеризовать героя музыкальными  и  изобразительными средствами;

Оборудование урока: 

  • Мультимедийная  работа учащихся 11 класса «Живопись Васнецова»
  • Музыкальные фрагменты: М. К. Чюрленис «Прелюдия» фа-мажор, «Прелюдия» си-мажор, «Музыкальный момент» фа-диез-минор;
  •  Н. Раков «Тарантелла»;
  •  В. Присовский «Мечты»;
  •  А. П. Бородин «Богатырская симфония»;
  • П.И.Чайковский «Времена года», «Лунный свет»

Формы работы: 

      1. Индивидуальное сообщение.

2. Экскурсия.

3. Групповая работа по картинам

  1. Музыкальные характеристики.

Базисные понятия:

  • аккорд – самостоятельное созвучие трех и более звуков;
  • арпеджированные аккорды – последовательное исполнение звуков аккорда;
  • диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого музыкального инструмента или певческого голоса;
  • имитация – подражание, подобие;
  • регистр – часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса;
  • симфония – жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине XVIII века.

                                                                                                         Эпиграф:

                                                               Я всегда был убежден, что в сказках, песне,

                                                                былине,         драме сказывается весь цельный

                                                                 облик        народа, внутренний и внешний,

                                                                 с       прошлым и настоящим, а может быть,

                                                                и   будущим. (В.М. Васнецов).

                                                                                  Хиль Т.И. г. Покачи

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

 Сегодня мы проведем необыкновенный урок – урок путешествие в мир живописи, музыки и языка. Находимся в «картинной галерее» одного из самых знаменитых художников XIX века - Виктора Михайловича Васнецова. Его называли «истинным богатырем русской живописи» не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве

Цель нашего урока – расширить представление о творчестве В.М.Васнецова,

                                      определить основные темы его творчества,

                                      собрать материал для сочинения-описания картины художника,

                                       соотнести музыкальные произведения с живописными.

  1. Школьник – искусствовед  знакомит с краткой  биографией  художника, используя  ИКТ.

Слайд № 1 – 2, 3.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе в семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции должен был унаследовать профессию отца. Его отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки. Знаменитые вятские пряники – все это видел любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с ее холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя каждую свободную от учебы минуту, Васнецов рисует. На последнем курсе оставляет духовную семинарию и уезжает в Петербург в Академию художеств.

  1. Экскурсия.

- Мы начинаем нашу экскурсию, в которой каждому из вас предстоит быть активным зрителем. Для плодотворной работы каждая группа получила вопросы и задания к работе, а также план сочинения-описания.

                                                                    Хиль Т.И. г. Покачи

(Экскурсию по галерее ведут искусствоведы – школьники: делают обзор каждого периода творчества, рассказывая о картине, задают вопросы ученикам-зрителям) 

  1. Жанровые картины Васнецова

- Первые шаги Васнецова в искусстве были  непосредственно связаны с общим увлечением русских художников 1860–1870-х годов социально-обличительными темами. Его первые работы - жанровые картины “Молочница” и “Жница” (1867) - были разыграны в лотерею. На вырученные деньги Васнецов едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а затем становится учеником Академии. «Поле битвы», казавшееся прежде прелестной страничкой древнего эпоса, полной поэзии и щемящей меланхолии, нам представляется, скорее, нарядным, но пустеньким финалом какого-нибудь «национального» балета.

 Нарочитая подчеркнутость настроения в восходящей над степью огромной луне, эффектная схватка коршунов посреди картины, театрально раскинувшиеся убитые, а главное, в центре композиции гладкий и чистенький, как фарфоровая куколка, князек, лежащий в пикантно-застывшей позе, с грудью, аккуратно проткнутой стрелой,— все это, при полном отсутствии характерности, стиля и силы, производит такое же приторное, жеманное и фальшивое впечатление, как «изящные» иллюстрации в немецких детских книжках.

Слайд № 4

Также и «Ковер-самолет» ничем, если только не костюмом героя, не отличается  от  ординарных  заграничных  картинок.  «Иван-Царевич», на своем волке из мехового магазина, среди шаблонного Urwald'a дивительно походит на тех размалеванных красавиц, которые на балаганах играют русских «принцев»

 «Витязь на перепутье» представляется теперь самым обыкновенным ходячим иллюстрационным типом, а «Сирины» и «Гамаюны» — только смешными, немощными подражаниями таинственной загадочности древних, неумелых, но сколь впечатляющих изображений.

В Академии началась дружба с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов он навсегда запомнил П.П.Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь успехам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», - вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год. В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность типажа, доброжелательный юмор и демократические симпатии, с которыми он изображал чиновников, мещан, купцов, крестьян и просто «людей без роду и племени». «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, - отмечала критика. – Типы его оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности, тематика – разнообразна : сказочные герои, Библейские и мифологические мотивы Наблюдательность и огромный интерес к жизни народа проявились в его первых картинах “Нищие”, “Чаепитие”, “Рабочий с тачкой”, “Старуха кормит кур”. Следующие работы – “Книжная лавочка” (1876) и “С квартиры на квартиру” (1876) – закрепили за ним положение художника – жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести

Особый успех выпал на долю реалистической  картины “С квартиры на квартиру”.

                                                                           Хиль Т.И. г. Покачи

Слайд 5

Вопросы: 

  1. Всмотритесь в картину “С квартиры на квартиру” (1876). Каково ваше впечатление от картины?
  2. Охарактеризуйте героев.
  3. Что вы можете сказать о деталях картины?
  4. Каков колорит картины?

В.В.Стасов одобрял художника за «трогательный, хватающий за душу сюжет». На картине изображены несчастные одинокие старики, бредущие через замерзшую Неву в поисках дешевой квартиры с единственным дорогим им существом – мопсом, столь же старым и жалким. Небольшие  узелки в руках составляют все их имущество.

Судьба бедных одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. Жизненная выразительность фигур, искренность сочувствия художника обездоленным определяют достоинства этой картины.

Задание:

- Послушайте произведения известного литовского композитора начала XX века Микалоюса  Константинаса Чюрлениса (1875-1911) «Прелюдия» и  «Музыкальный момент».

- Какая из них, на ваш взгляд, передает характер картины?

  • «Прелюдия» - небольшая инструментальная пьеса. Размеренность движения мелодии говорит о том, что некуда спешить, жизнь почти прожита. Нечеткие арпеджированные аккорды как ходьба старого спотыкающегося человека. Музыка оставляет впечатление безысходной жизни, неоткуда ждать помощи.
  • «Музыкальный момент» - небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса. Это многоголосное (полифоническое) произведение. Каждый голос как этап жизни человека – молодость, расцвет, зрелость, старость.

Ранние жанровые картины художника скромны по живописи, просты по композиции.

  1. Исторические картины

- Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, художник отметил: «Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». В его творчестве «происходит решительный и сознательный переход от жанра». В этом не было ничего неожиданного и внезапного: «Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы».

                                                                        Хиль Т.И. г. Покачи

Первое серьезное воплощение этих «исторических грез» большое полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

 Слайд № 6

– было встречено весьма противоречиво: одни расценивали его как отступление от темы. Другие хотели видеть в нем археологически точное изображение древнерусской баталии. И лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,» - писал Репин Стасову.

Вопросы: 

  1. Что вы знаете о литературном  произведеии , эпизод из которого лег в основу сюжета картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»?
  2. Как художник показывает разделение героев на положительных и отрицательных (лицах, позах, цвете)?
  3. Как решено пространство картины?

- Заимствуя сюжет из древнерусского памятника «Слово о полку Игореве», Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию «Слова…» хотел  воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором «Слова…» художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови, и фигуры павших в бою воинов располагаются в ритмически повторяющиеся группы. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчеркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Иначе изображены враги-половцы: их тела искривлены, позы некрасивы.

Новые задачи воссоздания художественного образа привели к существенной перестройке всей живописной системы художника: большой пространственный разворот композиционного построения; использование яркого цветового пятна. Общая гармония достигается уравновешенностью отдельных частей и присутствием легкой сероватой дымки, создающей впечатление сумеречного освещения и влажного вечернего воздуха. Выбор цвета тесно связан с эмоциональным характером каждого образа: он то мягок и нежен, чтобы подчеркнуть лирическую одухотворенность юноши, то торжественно наряден, подчеркивая мужество и благородство витязя, то резок и дисгармоничен в фигурах поверженных врагов.

Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России

  1. «Сказочные» картины

Картина «Алёнушка» (1881)

Слайд №7

Жизнь в Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Но особенно важную роль в его жизни и творчестве сыграло

                                                                            Хиль Т.И. г. Покачи

 семейство Мамонтовых, известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, собравшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники приезжали в Абрамцево, имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Именно в Абрамцево художник написал одно из лучших своих произведений  «Аленушка».

Вопросы:

  1. Какие картины на сказочные темы написал Васнецов?

(“Иван – царевич на Сером волке”, “Три царевны подземного царства”, “Богатыри”, “Спящая царевна”, “Снегурочка”).

  1. Каков колорит картины: какие цвета преобладают? Почему?
  2. Опишите Аленушку. Во что одета? Как выглядит? Почему Аленушку Васнецова трудно назвать сказочным персонажем?

 (Одета в простой крестьянский наряд: темно-синий сарафан, ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и непогоды).

  1. Какое время года изображено на картине? Как пейзаж связан с содержанием картины?
    На сером камне около лесного озера одиноко сидит и печально смотрит в воду Аленушка. Вода в озере темная, стоячая, кругом приметы наступления осени: на темной воде плавают желтые опавшие листья. Листва берез золотистая. Листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто облаками, виднеется розоватая полоска вечерней зари. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Густой дремучий таинственный лес стеной окружает Аленушку, словно защищая ее от злых напастей. Природа сочувствует горю Аленушки.
  2. Что означают листочки над головой Алёнушки?

Задание:

- Послушайте пьесу композитора Василия Прляцковского “Мечты”.

Каким образом передается лирический характер Алёнушки?

 (Плавность мелодии с мягким сопровождением аккомпанемента подчеркивает светлую грусть героини).

Картина “Богатыри”

Слайд №8

“Я работал над “Богатырями”, может быть, не всегда сдолжной  напряженностью…но они всегда неотступно были передо мной, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом”.

Вопросы: 

                                                                Хиль Т.И. г. Покачи

  1. Почему художник изображает трех богатырей? С какими литературными произведениями перекликается сюжет данной картины?
  2. Опишите внешность и характер Ильи Муромца (в центре). О каких подвигах Муромца вам известно? 
    Васнецов разработал характеры своих персонажей в соответствии с былинными. В центре Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная и могучая сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен “благости, великодушия и добродушия” .
  3. Каким вам представляется Алёша Попович (справа)? 
    Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости. Он душа-парень, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
  4. Опишите Добрыню Никитича, внешность, характер.
    Третий богатырь - Добрыня Никитич – представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, вдумчивость. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Герои конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена.
  5. Васнецов повышает линию горизонта. С какой целью?
    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых

выделяются на фоне белых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
В 1898 году “Богатыри” заняли почетное место в Третьяковской галерее.

  1. Какое чувство вызывает картина?

Задание:

- Послушайте “Богатырскую симфонию” русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833-1877). Дайте музыкальную характеристику основному образу картины.

 (Основной образ картины – мужественный, суровый, героический. Ритмическая четкость мелодии передает мужественное, героическое начало образов картины. А суровость передана с помощью низкого регистра, унисонного звучания).

«Роспись Владимирского собора в Киеве»

Слайд № 10 - 11

В 1885 году В.Васнецов получает приглашение для участия в росписи Владимирского собора в Киеве. У него уже был опыт – роспись абрамцевской церкви Спаса. Это позволяет обратиться ему к созданию монументально – декоративного пространства. Верующий человек, в работе над храмом он начинает видеть свое настоящее призвание. «Его душа рвется к небу. Но прикреплена к земле,» - писал С.Булгаков, безоговорочно принявший его религиозную живопись.

                                                                         Хиль Т.И. г. Покачи

Успех васнецовских росписей был огромен. В них видели возрождение русского религиозного искусства.

Задание:

- Послушайте «Прелюдию» М.К. Чюрлелиса. Напевная величественная мелодия, её восходящее движение как стремящееся вверх соборное величие. Спокойное движение всего произведения передает внутреннее сосредоточение человека, состояние которого соответствует величию собора.

«Снегурочка»

Слайд № 11- 12.

Знакомство с Римским – Корсаковым и его оперой «Снегурочка сподвигло на создание В.Васнецовым костюмов для спектакля.

Задание :

- Вслушайтесь в арию Снегурочки. Какие картины природы вы увидели?

  1. Заключение.

- Изумительный труженик, Васнецов страстно искал эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях. Он был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века. «Десятки русских художников берут свое начало из национального источника – таланта В.Васнецова.» -  писал М. Несторов.  Давайте пройдемся по нашей « картинной галерее».

  1. Домашнее задание:

- Опишите репродукцию любой понравившейся вам картины В.Васнецова, используя вопросы к картине и следующий план.

  1. Информация о художнике.
  2. Описание картины.
  1. Название картины. С чем оно связано?
  2. Чем картина привлекла ваше внимание?
  3. Что изображено на картине? Какова ее историческая основа?
  4. Какова композиция картины:
  1. каков композиционный центр;
  2. что изображено на переднем и заднем планах;
  3. в чем смысл такого размещения героев, предметов?
  1. Опишите героев: во что они одеты; пластика, выражения лиц.
  2. Общий колорит картины. Какие краски использует художник? Почему?
  1. Общее впечатление от картины. Каким человеком предстает для вас личность В.Васнецова?
  2. Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, что вам понравилось творчество Васнецова, его дивные, колоритные картины.
  3.                                                                              Хиль Т.И. г. Покачи
  4.                                                                              Хиль Т.И. г. Покачи

                                                                             Хиль Т.И. г. Покачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Ресурсы мирового океана"

методическая разработка к интегрированному уроку по биологии, географии и экологии...

интегрированный урок "Ресурсы мирового океана"

урок географии и биологии, экологии...

Интегрированный урок: алгебра и литература. 9 класс. Относительная частота случайного события.

Включение в школьный курс математики элементов теории вероятностей является одним из важных аспектов модернизации содержания математического образования на современном этапе. Данный урок рассматривает...

Интегрированный урок математики и литературы 5 класс

Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин)           Математика в сказках А.Пушкина.Цель : совершенствовать ус...

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера  и  мировоззрения Тать...