Интегрированный урок "Ресурсы мирового океана"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

методическая разработка к интегрированному уроку по биологии, географии и экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_mirovogo_okeana.docx20.55 КБ
Office presentation icon resursy_mirovogo_okeana.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемы Мирового Океана:

Вода...

Вода... 2/3 поверхности Земли покрыты водой! Вода - второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Без воды, человек может прожить всего три дня. Во взрослом человеке примерно 78 % жидкости. Вода необходима для развития растений, воспроизводящих кислород, животных, которые этот кислород потребляют и людей, которые всё портят. Одна из убедительнейших теорий о происхождении жизни на Земле гласит, что “жизнь вышла из воды” т.е. простейшие организмы, образовавшиеся именно в воде, в процессе эволюции стали более организованными существами. Эта теория вызывает доверие у учёных разных стран, хотя некоторые придерживаются других мнений.

Вода - основа жизни на Земле

Я думаю, что всем хорошо известно, что ранняя стадия эмбриона человека имеет жабры, что и доказывает то, что человек раньше был очень связан с водой и что он имеет общего предка со многими морскими животными. Это также подтверждает необычайная схожесть эмбрионов разных животных, в том числе и человека. Вообще все животные очень связаны между собой, и ещё они очень тесно связаны с водой, потому что вода - это жизнь, т.к. без воды не может быть жизни на Земле. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды. Мировой океан, как колоссальное скопление воды, способствует жизни на Земле. Тем более, что основной процент кислорода на Земле воспроизводят не леса, а сине - зеленые водоросли - обитающие в океане.

Что такое Мировой океан

Судя по фотографиям, сделанным из космоса, нашей планете больше подошло бы название “Океан” . Выше уже было сказано, что 70,8 % всей поверхности Земли покрыто водой. Как известно на Земле 3 основных океана ѕ Тихий, Атлантический и Индийский, но антарктические и арктические воды тоже считаются океанами. Причём Тихий океан по своей площади превосходит все материки вместе взятые. Эти 5 океанов представляют собой не обособленные водные бассейны, а единый океанический массив с условными границами.

Русский географ и океанограф Юрий Михайлович Шокальский назвал всю непрерывную оболочку Земли - Мировым океаном. Это современное определение. Но кроме того, что когда-то все материки поднялись из воды, в ту географическую эпоху, когда все континенты уже, в основном, сложились и имели очертания, близкие к современным, Мировой океан овладел почти всей поверхностью Земли. Это был Вселенский потоп. Свидетельства о его подлинности не только геологические и библейские. До нас дошли письменные источники - шумерские таблички, расшифровки записей жрецов Древнего Египта. Вся поверхность Земли, за исключением некоторых горных вершин, была покрыта водой. В Европейской части нашего материка водяной покров достигал двух метров, а на территории современного Китая - около 70 - 80 см.

Океан - кормилец человека

Океан всегда кормил людей, с незапамятных времён человек ловил рыбу и ракообразных, собирал водоросли, моллюсков. О том, как вели промысел рыбаки в древности, рассказывают нам наскальные изображения, рисунки и литературные источники. Удивительно, что в своей основе методы и орудия прибрежного лова почти не изменилось. Теперь, правда, с развитием всевозможных траулеров и методов сохранения улова, добыча рыбы ведётся не только у побережья. Так, в холодных водах северной Атлантики ведётся беспрерывный лов сельди - одной из самых питательных рыб. Треска - второй по важности объект промышленного рыболовства в Северной Европе. Южнее - наиболее важное значение имеют рыбы: макрель(родственная тунцу) , морской язык и камбала. Это только несколько рыб из того множества морских животных, которые ловит человек.

Но человек не сумел сохранить девственность Мирового океана, поэтому возникают различные проблемы, связанные с Мировым океаном, вот некоторые из них: Проблема загрязнения Мирового океана (на примере ряда органических соединений) Нефть и нефтепродукты Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуорисценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифвтических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти - углеводороды (до 98%) - подразделяются на 4 класса: а) Парафины (алкены) . (до 90% от общего состава) - устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода. Легкие парафины обладают максимальной летучестью и растворимостью в воде.

б) Циклопарафины. (30 - 60% от общего состава) насыщенные циклические соединения с 5-6 атомами углерода в кольце. Кроме циклопентана и циклогексана в нефти встречаются бициклические и полициклические соединения этой группы. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению.

в) Ароматические углеводороды. - (20 - 40% от общего состава) ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины. В нефти присутствуют летучие соединения с молекулой в виде одинарного кольца (бензол, толуол, ксилол) , затем бициклические (нафталин) , полуциклические (пирен) .

г) Олефины (алкены) . - (до 10% от общего состава) - ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 6 млн. т. нефти, что составляло 0,23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-79 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. т. нефти. За последние 30 лет, начиная с 1964года, пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т. нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. т./год. Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. т. нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину:

Внешний вид:

Толщина, мкм

Количество нефти л/кв. метр

Едва заметна

0,038

44

Серебристый отблеск

0,076

88

Следы окраски

0,152

176

Ярко окрашенные разводы

0,305

352

Тускло окрашенные

1,016

1170

Темно окрашенные

2,032

2310

Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленка-ми сырой нефти составляет 1-10% (280 нм) , 60-70% (400нм) . Пленка толщиной 30-40 мкм полностью поглощает инфракрасное излучение. Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую” нефть в воде” и обратную” вода в нефти” . Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефтей, содержащих поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.

Сброс отходов в море с целю захоронения (дампинг)

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды. Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов. Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40% органических веществ; 0,56% азота; 0,44% фосфора; 0,155% цинка; 0,085% свинца; 0,001% ртути; 0,001% кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышается мутность воды. Наличие органических веществ часто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода. Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод, содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

6. Заключение

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ѕ загрязнен, вода ѕ отравлена, почва ѕ заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ѕ владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет - заслуга каждого из нас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества. Жак-Ив Кусто

Слайд 2

Ресурсы Мирового океана и возможности их использования

Слайд 3

Цели и задачи урока: Цель : дать оценку природных ресурсов Мирового океана, подвести к пониманию проблемы зависимости человечества в будущем от океана Задачи: Учебная: развивать умение работать с картами, статистическими материалами, составлять систематизированную таблицу урока, готовить доклады по теме, отбирать информацию. Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки. Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у учащихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.

Слайд 4

Мировой океан питаемый энергией Солнца, представляет собой колыбель и источник жизни, гигантский теплообменник, определяющий климат планеты, кладовую питательных веществ, минеральных и энергетических ресурсов. Океан — обширная природная экосистема Земли ( S= 70,8% поверхности планеты). Жизненная среда океана непрерывна, в нем отсутствуют границы, препятствующие расселению организмов.

Слайд 5

Мировой океан По мере того как ресурсы планеты все с большим трудом удовлетворяют потребности растущего населения, океан приобретает особое значение как источник пищи, энергии, воды и минерального сырья

Слайд 6

Ресурсы Мирового океана Ресурсы Мирового океана Морская Минеральные Энергетические ресурсы дна вода нефть Fe Энергия приливов газ Mg алмазы Энергия волн Zr Ti Энергия течений фосфориты Энергия температурного Au градиента рекреационные вода Растворенные вещества Mn Br NaCl J Биологические рыбные Морские животные Растительные ресурсы

Слайд 7

Морская вода – источник химических элементов . Морская вода – это своеобразная «живая руда», содержащая около 80 химических элементов(соли, магний, бром, йод, золото, серебро, медь. Запасы морской воды поистине колоссальны и составляют 1 370 млн. км 3 , или 96,5 % всего объема гидросферы. Еще древние египтяне и китайцы научились добывать из нее соль, которую и теперь добывают в больших количествах. В каждом км 3 морской воды содержится 37 млн. т растворенных веществ, в том числе 20 млн. т солей хлора и натрия, 9,5 млн. т магния, 6 млн. т серы, много йода, брома, урана, алюминия, меди, тория, калия.

Слайд 8

Минеральные ресурсы Почти все полезные ископаемые, которые находят на суше, присутствуют и в морской воде. А богатства эти огромны: нефть и газ, золото и алмазы, никель, марганец, кобальт, олово - вот неполный перечень полезных ископаемых, запасы которых стремительно истощаются на суше и почти не тронуты на дне морей и океанов. Например, марганца в море в 50 раз больше, чем на суше, кобальта - в 520 раз, никеля - в 90 раз.

Слайд 9

Недавно океанологи обнаружили, что во многих местах дно океана буквально покрыто россыпью железомарганцевых конкреций с высоким содержанием марганца, никеля и кобальта. Самые большие площади конкреции занимают на дне Тихого океана. Найденные на мелководье фосфоритные конкреции могут использоваться в качестве сырья для производства удобрений. В морской воде присутствуют также такие ценные металлы, как титан, серебро и золото. Общие размеры растворенных в Мировом океане минеральных веществ составляют 4,8 · 10 16 т. Только золота растворено в нем 8-10 млн. т, или примерно по 1,5 кг на каждого жителя планеты.

Слайд 10

На шельфе уже сейчас разрабатывается ряд крупных месторождений нефти, например, у берегов Техаса, в Северном море, Персидском заливе и у берегов Китая. Ведется разведка месторождений у берегов Западной Африки, у восточного побережья США и Мексики, у берегов арктической Канады и Аляски, Венесуэлы и Бразилии. Сегодня интенсивная разработка месторождений алмазов ведется у берегов Юго-Западной Африки; магнетитовый железняк разрабатывается у берегов Японии, Австралии и Индонезии; у побережья Малайзии, Таиланда и Индонезии - олово .

Слайд 11

Энергетические ресурсы Ежегодно на шельфах Мирового океана добывается около 700 млн. тонн нефти и 300 млрд. м 3 газа, что составляет 25% общей добычи нефти и газа в соответствующих странах.

Слайд 12

Энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы Океана заключаются в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента. Потенциал их огромен. Суммарная мощность приливов на нашей планете оценивается учеными от 1 до 6 млрд. кВт, причем даже первая из этих цифр намного превышает энергию всех рек земного шара. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Аргентина, США. Энергия термического градиента . Почти три четверти солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океаны, поэтому океан является идеальным гигантским накопителем тепла . Получение энергии, основанное на использовании разности температур поверхностных и глубинных слоев океана, могло бы проводиться на крупных плавучих электростанциях. В настоящее время разработка таких систем находится в экспериментальной стадии.

Слайд 13

Биологические ресурсы В океане обитают более 160 тыс. видов животных и более 20 тыс. видов растений. Среди растений преобладают водоросли: диатомовые, зеленые, красные, бурые, сине-зеленые . Несмотря на такое разнообразие жизни в океане, его органический мир в водной толще (по горизонтали и вертикали) распределяется неравномерно.

Слайд 14

Биологические ресурсы Морские организмы подразделяются на ряд экологических групп: планктон, бентос и нектон. Новейшие исследования с использованием спутниковой информации показали, что глобальная первичная продукция океана составляет около 100 млрд. тонн в год, причем около 40% ее создается в высокопродуктивных районах умеренных широт. Запасы бентоса (водоросли, губки, моллюски, ракообразные и др.) составляют не менее 10—12 млрд. тонн, из них около 90% приходится на шельф и континентальный склон.

Слайд 15

Водоросли Морские водоросли — древние растения. В океане можно встретить и одноклеточные и многоклеточные водоросли различного строения. Даже по окраске морские водоросли неодинаковы, так как одни содержат только хлорофилл, другие ещё ряд дополнительных пигментов, окрашивающие их в различные цвета.

Слайд 16

Бентос- донные обитатели Лангусты и омары — вкуснейшие морепродукты, по содержанию белка и микроэлементов не уступающие другим беспозвоночным, их добыча резко возросла в последнее время

Слайд 17

Мировой улов рыбы составляет более 90 млн тонн в год Объектами морского промысла являются: анчоусы, навага, сельдь, сардины, тунцы, морской окунь, мойва, скумбрия, килька, палтус, хек, морской язык, минтай, лосось, горбуша, камбала, хамса, пикша, треска и другие

Слайд 18

В Мировом океане, как и на суше, есть продуктивные области-акватории. По этому признаку они подразделяются на высокопродуктивные, среднепродуктивные и малопродуктивные. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана, которые Вернадский назвал сгущениями жизни, относятся расположенные в более северных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантического и Тихого океан

Слайд 19

Кит в океане

Слайд 20

Марикультура Человек, используя биоресурсы океана, вероятно, подошел к критической черте. Если даже увеличить добычу новых промысловых видов , усилить эксплуатацию недоиспользованных запасов некоторых видов рыб, все эти действия, однако, не СМОГУТ полностью решить проблему рационального использования и охраны биологических ресурсов океана. Наиболее перспективное направление не только сохранения, но и приумножения океанических биоресурсов представляет собой марикультура - искусственное выращивание и разведение морских промысловых организмов в морях, лагунах, лиманах.

Слайд 21

Марикультура искусственное разведение и выращивание морских промысловых организмов: моллюсков, ракообразных, водорослей, рыб в морях, лагунах, лиманах, речных эстуариях Хозяйство по выращиванию марикультуры в Корее

Слайд 22

Выращивание мидий Вид сетей над водой.

Слайд 23

Выращивание мидий Вид в толще воды

Слайд 24

Выращивание крабов и морских гребешков на Дальнем Востоке России Камчатский краб Сетка с гребешками

Слайд 25

Искусственное разведение лосося

Слайд 26

Морепродукты на столе Таким образом, человек выращивает на «подводных фермах» многие промысловые виды моллюсков, водорослей, беспозвоночных. Все это способствует рациональному использованию и охране биологических ресурсов океана.

Слайд 27

Человечество обязано сохранить уникальную экосистему океана — источника жизни и благополучия современной цивилизации на нашей планете. И никогда не забывать слова знаменитого океанолога Жак-Ив Кусто: «Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества»

Слайд 28

1. Что нового вы узнали на этом уроке? 2. Где может пригодится информация, полученная на уроке? 3. Согласны ли вы с мнением, высказанным Жак-Ив Кусто?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок по теме Части Мирового океана. Свойства вод океана. ...

«Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура».

Урок по теме «Деление Мирового океана на океаны. Моря, заливы, соединение их – проливы. Свойства вод Мирового океана – соленость, температура». Тема урока входит в раздел «Гидросфера» начального курса...

Гидросфера. Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана

6 класс. Урок №16.  к учебнику Т.П. Герасимовой Вода на Земле.  Части Мирового океана...