Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

 

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её зна­чения для освоения окружающего мира, осмысления объектив­ных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами ху­дожественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осо­знание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых куль­турных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_iskusstva_mir_v_zerkale_iskusstva.docx57.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата_____________________       класс___8_______                                                            учитель: Бабанина И.И.

Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»

Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.

Формирование УУД: личностных — воспитание в себе способности к эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия) во время освоения образного содержания искусства; познавательных — развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследованию новых явлений искусства в процессе самообразования; коммуникативных — трактовка диалога культур как формы сближения разных народов, эпох и стилей; регулятивных — выработка критического взгляда на явления культуры и искусства в процессе их изучения; информационных — накопление информации о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.

Ход урока

Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает».

Гёте

1.Организационный момент

2. Изучение темы урока

Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.

Я вижу мир таким, какой он есть:

И облака, и небо надо мной,

И мириады звезд, каких не счесть,

Манящих тайн, сокрытых пеленой.

Я вижу мир таким, какой он есть:

Ранимый, хрупкий, очень уязвим,

Он может вдруг обрушить боль и месть,

Но все-таки прекрасен и любим.

И в этом мире связывает нас

Мостов духовных тоненькая нить.

Ах, как легко порвать ее подчас,

Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Я вижу мир

Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав!

3.Работа с презентацией, выделение ключевых мыслей: понимание смысла художественных сообщений, возможности их передачи сквозь века и пространство, возможности диалога с создателями произведений искусства, информационность современной культуры.

Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.

Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче.

Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разворота на, выделение среди иллюстраций произведений разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство), объяснение их художественных достоинств, анализ средств их образного воплощения. Подбор музыкальных ассоциаций к зрительному ряду. Поиск ответа на вопрос:  Какую информацию современному человеку передают рассмотренные произведения искусства?

Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел». Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию.

Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?

С. Дали «Женская фигура к окна»

Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.

Рисунок – первобытные охотники в пещере

Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

И. Босх «Стог сена»

Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:

Высокий дух, чей образ отражает

В прекрасных членах тела своего,

Что могут сделать Бог и естество,

Когда их труд свой лучший дар являет.

Статуя Давида - Микеланджело

Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».

Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом,

На ветру догоняет лист,

Утром рано из Зурбагана

Корабли отплывают в Лисс.

Кипарисами машет берег.

Шкипер, верящий всем богам,

Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

«Бегущая по волнам» - иллюстрация

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

«1984» - иллюстрация

Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.

Скрипка Страдивари

«Начало знания — удивление», — говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое , если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

С. Боттичелли «Весна»

Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен.

На радость всем и мне».

Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»

Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.

«Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.

Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»

Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.

«Красота спасет мир» - картинка

«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!

Наш Мир вокруг — как Белый лист…

На нём рисуют наши Души,

А вот и кисточка — Возьмись!

Цвета… палитры — всё как знаешь…

Твой мир такой…, как Хочешь ты!

Каков Твой Мир — Тебе Решать!

Цветными… Яркими мазками

Раскрасит лист твоя Душа…

Ты Веришь в Тайну? Знаю — Веришь…

Пусть сложно…, но — пора начать…»

4. Работа в группах: 1 -я группа — тема «Музеи»; 2-я группа — тема «Конкурсы, фестивали, проекты».

Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классификация, фестивали, их задачи; творческие проекты — школьные, телевизионные, международные и т. п.). Представление результатов деятельности групп, их обсуждение.

5. Восприятие зрительного ряда. Учащимся предлагается перечислить, какие шедевры мирового искусства представлены в различных музеях и картинных галереях. Если подростки испытывают затруднения при выполнении этого задания, учитель должен быть готов исправить ситуацию и показать презентацию, в которой каждый музей будет представлен хотя бы одним шедевром, название и автора которого рекомендуется записать в творческую тетрадь (Эрмитаж, Лувр, музей Метрополитен, Прадо, Дрезденская картинная галерея).

Обсуждение значения конкурсов, фестивалей, творческих проектов по тексту учебника. Прослушивание

6. Обобщение: художественный язык разных видов искусства интернационален, понятен всем без перевода.

Домашнее задание:

  1. Подготовить и записать информацию о региональном музее или об одном из культурных объектов вашей малой родины.
  2. Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для определённого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения

Презентация к теме:    Искусство предвосхищает  будущее.  Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с  произведениями  искусства , предвосхищавшие   историческ...

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"

Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео....

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"

Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...

Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"

Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...