статья
статья по мхк (7 класс) на тему

Клонова Ольга Вячеславовна

В статье говориться как в урочной и внеурочной деятельности в современной школе можно привнести идеи христианских ценностей гуманизма морали и нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности через идеалы православной культуры на занятиях изобразительным искусством.

МОУ Лицей № 9 Клонова.О.В.

 Проблема воспитания в процессе обучения в школах в последние годы обсуждается весьма активно. Кто-то возмущен, что школа потихоньку превращается в поставщика неких образовательных услуг, а не как раньше равноправного, наравне с родителями, партнёра в воспитании нового гражданина России. В условиях постоянного обновления системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. В связи с этим одним из актуальных направлений воспитательной работы является нравственное воспитание учащихся через идеалы православной культуры. В общей системе всестороннего развития человека нравственное воспитание является основным стержнем.

Нравственная жизнь человека-это внутренняя духовная жизнь человека и его убеждения. Все это не идет в разрез с православием.  Нравственность всегда основывалась на понятии греха, то есть табу, которое действует внутри человека в соответствии с его собственными убеждениями, совестью даже при отсутствии кого-бы то ни было еще. То есть воровать-не следует, не потому что не поймают, а потому что не твое-табу-вечный запрет, то есть грех в понятии христианской религии. То же самое касается лжи, пустых клятв, убийств, клеветы, предательства, неуважительного отношения к женщине, старости, к смерти, к общим законам человечества и прочее. И несмотря, на то что мы в большинстве своем атеисты, однако, все воспитывались именно в соответствии с православными нравственными законами, то есть законами гуманизма, правды и совести.

На уроках изобразительного искусства мы не раз обращаемся к теме религии. Например, тема в 7 классе «Картины на библейский сюжет». Многие великие художники обращались к религиозным сюжетам. Да и историю искусства трудно себе представить без картин на религиозную тематику. Такие титаны как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротте, Сандро Боттичелли обращались к сюжетам Библии. Например, статуя Давида, Микеланджело стал памятником свободной Флорентийской республики и символом защиты Флоренции от захватчиков. В Тайной вечери Леонардо через библейский сюжет раскрывает образы высшей жертвенности и низкого предательства.

Православная культура с ее кладезем общечеловеческих ценностей, могла бы быть тем источником сил, мужества и правды, который так необходим подрастающему поколению.  Можно увидеть какое место православная религия занимала в творчестве художников России. Васнецов, Суриков, Врубель, Иванов, Кузьма Петров Водкин, все они так или иначе касались темы религии или православия.  На уроках в 7 классе мы изучаем исторический жанр в искусстве и говорим с детьми о картине Сурикова «Утро Стрелецкой казни».  Где царь Петр представлен палачом не только мятежных стрельцов, но и гонителем истинной православной веры.  Ведь стрельцы умирали и за свою веру, за свой уклад, за свой образ мысли, за свою культуру.  Картина не оставляла бы таких сильных чувств, если бы это было только историческое событие, а не героический поступок против попирание православной культуры.

Поскольку процесс формирования ценностных ориентаций, учащихся на уроках и занятиях изобразительным искусством осуществляется через деятельности подход, выделим основные виды этой деятельности:

-эстетическая (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной творческой деятельности)

-интеллектуальная (формирование и развитие умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью)

-познавательная (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний)

-творческая (создание творческих проектов итд)

-исследование (выполнение различных исследовательских работ)

 В нашем лицее с 2016 года идет инноваций эксперимент «Обновление воспитания на основе традиций православной культуры». В рамках эксперимента в лицее проходят занятия, в которых все виды деятельности, направленные на формирование ценностных ориентаций проходят в рамках «Пасхальных чтений» и интеллектуальных «Рождественских игр». В таких мероприятиях участвуют многие классы, в том числе Кадетские и Мариинские.  В Пасхальных чтениях 2017 году, на своих занятиях с учащимися Мариинских классов, мы взяли тему истории православного святого преподобного Сергия Радонежского.  История Сергия Радонежского — это история человека, который ради любви к богу отрекся от мира.  Уединившись он обрел дар врачевания и способности творить чудеса. К нему стали приходить люди за советом, со своими бедами, страданиями, болезнями, и он   стал исцелять людей, и помогать им справляться с бедами, благословлял их на путь правды. Это хороший пример бескорыстной помощи в сегодняшнее время.

Обратимся к образу Сергия Радонежского. Его образ не героичен. Чаще всего этот образ ассоциируется с картинами Нестерова. Его Сергий написан тихими светлыми красками. Он гармоничен с природой.  На картине Сергий Радонежский стоит то среди леса, с медведем, то среди поля. В чем же правда этого тихого святого, в чем его сила для народа. В том, что может быть каждый должен быть на своем месте, у каждого своя работа, свой труд, свой крест. Детям может быть интересно как зверь лесной стал другом пустынника. Как он приручился, разделил с Сергием кусок хлеба и стал помогать ему.  Почему отказался Сергий от власти, когда ему предлагали стать Московским патриархом, он отказался. А сегодняшние «герои» так рвутся к власти, а когда получают ее, то очень часто воруют и грабят похлеще своих предшественников.                                                                                                                                          Власть-не его призвание.  Власть — это новое испытание, на которое может не хватить сил. А может это искушение. А когда попросил Сергия великий князь благословить его дружину на бой против врагов русской земли, то есть на ратный путь, то он благословил, да еще дал воинов от своей братии, да и сам неистово молился во время боя на Куликовом поле. Сергий Радонежский как бы говорит тем самым, а что можешь сделать ты на своем месте, когда Родина просит о помощи? Чем не подвиг? Личность Сергия удивительна для примера детям еще и тем, что несмотря на свою внешнюю тщедушность, человек может быть способен на поступок, во имя любви к богу, Родине, ближнему, а иногда способен даже на чудо. Ведь часто добро, любовь и правда творят чудеса.  

На Пасхальных чтениях мы с детьми делали проект «Иллюстрации «Житие Сергия Радонежского», говорили в связи с этим и о русской иконе.  О том, что иконописец не мог отойти от образа канонического, а следовал определенным правилам. И так же с детьми мы делали творческий проект «Иллюстрации о житии Сергия Радонежского», опираясь на иконописные образы. Заменив живопись на аппликацию. О цветах мы говорили, что они в иконах символичны и что у каждого святого есть свой цветовой образ. Что Сергия чаще всего изображают в тусклых одеждах схимника. Для аппликации мы выбрали особую бумагу это и имитация ткани в цветочек, напоминающую русские луга, и имитация суровой мешковины, и бумагу имитирующую фактуру дерева, символизирующую срубы монашеских келий. Ну и конечно золотую фольгу, для изображения нимба святого.  Такое задание, как иллюстрация требует особой подготовки и видения всего образа целиком.  Настроя детей, их сплоченной работы. Так как задание выполнять надо не торопясь. Предварительно собрав материал об иконах, традициях схимничества, информации о художниках которые работали над этой темой. И конечно настроиться самому учителю. В рамках занятия, открытого урока это сделать вполне реально. Но так же можно включить эту тему   и в простые уроки. Потому что тема Сергия Радонежского переплетается с темой исторической «Битва на поле Куликовом» и образом преподобного Дмитрия Донского.  Об этих святых можно говорить, как о щите Родины, щит силы духа и силы воли. Я бы рекомендовала включать тему православного святого Преподобного Сергия Радонежского в занятия как изобразительным искусством, так и историей, как пример удивительного жития человека, оставившего яркий, чистый след, служения и любви к богу, людям и Родине.

Таким образом в деле воспитания учащихся «православная культура» как многообразный духовно-идеологический феномен, может помочь в создании цельного мировоззрения, основанного на ценностях гуманизма, веры и интеллекта, а также поможет заложить основы нравственности будущего гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....