РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству 7-го класса. (базовый уровень)
рабочая программа по мхк (7 класс) на тему

Марина Ивановна Николаева 1964

  I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные

— формирование мировоззрения, целостного представле ния о мире и формах искусства;

— развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

— накопление опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов ху дожественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

— подготовку к осознанному выбору индивидуальной об разовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-целеполагание — постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности , проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-определять новый уровень отношения к себе, как личности

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения; иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

— выявление причинно-следственных связей;

— поиск аналогов в искусстве;

— развитие критического мышления, способности аргу ментировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобще ния, систематизации;

— определение целей и задач учебной деятельности;

— выбор средств реализации целей и задач и их примене ние на практике;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

 

Познавательные УУД :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, работать над расширением словарного запаса, объяснять языковые явления в ходе исследования текста.

-формирование устойчивой мотивации к обучению ;

-совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, работать над расширением словарного запаса, объяснять языковые явления в ходе исследования текста;

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

-формирование устойчивой мотивации к проблемно- поисковой деятельности

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;

-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Предметные:

Обучающийся научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных

представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное»и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

 Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

  • понимать гражданское подвижничество художникав выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

 Язык пластических искусств и художественный образ

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в художественной работематериалы и средства художественной выразительности,соответствующие замыслу;
  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

 Виды и жанры изобразительного искусства

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 Изобразительная природа фотографии, театра, кино

  • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
  • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
  • понимать и анализировать раскадровку, реквизит,костюмы и грим после просмотра художественного фильма. 

Музыка как вид искусства

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные.

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

 Музыкальный образ и музыкальная драматургия

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещение концертов, театров и др.;
  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов,

 

II.Содержание учебного предмета

 

                                              Количество часов по учебному плану - 68 часов ( 2 часа в неделю)

 

 Учебник: Данилова Г.И. Искусство. Мир и человек в искусстве. 7 класс.

Дрофа, 2015.

 

 

Мир и человек в художественных образах

Идеал Человека в искусстве.

Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.

Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.

Божественный идеал в религиях мира.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех- ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Ман- тенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.

Герой и защитник Отечества.

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.

Патриоты земли Русской.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Образ женщины – матери сквозь века.

Священный лик Богоматери.

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдержанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.

Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Мадонны титанов Возрождения.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланджело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.

Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.

Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музицированием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

Женщина-мать в искусстве XX столетия

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.

II. Человек в мире Природы.

Человек и Природа — главная тема искусства Востока.

Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.

Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».

Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.

Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...).

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).

Человек. Общество. Время.

Человек в художественной летописи мира.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.

Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.

Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.

Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.

Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.

Художественные символы народов мира

Художественные символы различных стран и их особенности: Египет, Франция, США, Китай, Россия, Япония. Образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Поэтические

символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках.

Единство и многообразие культур

Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).

 

Героический эпос народов мира.

 

Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления об историческом прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса (обзор).

 

Герои и темы народного эпоса

 

Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в древнеисландском посе ≪Старшая Эдда≫. Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми заданиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Значительная часть эпоса — описание битвы. Гибель героя в неравной схватке с противником.

 

Шедевры народного эпоса («Калевала»)

Карело-финский эпос ≪Калевала≫, его идейно-художественное значение.

 

Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вейнямёйнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа

 

Храмовая архитектура

 

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия.

 

Дом — жилище человека

 

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции.

 

Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом на Руси. Внешний вид, планировка и назначение избы.

 

Иглу — жилище народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги.

 

Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии.

 

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шар, цилиндр, усеченный конус).

 

Древнерусская иконопись

 

Древнерусская иконопись — уникальное явление в мировой художественной культуре.

 

Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключи-

 

тельная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве в иконописи. Принцип ≪обратной перспективы≫, особая роль света и цвета.

 

Книжная миниатюра Востока

 

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

 

Скульптура Тропической и Южной Африки

 

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом.

 

Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность. Традиционные

 

маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления.

 

Искусство орнамента.

 

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Растительный, геометрический и зооморфный орнаменты.

 

Художественные промыслы России.

Художественные промыслы, которыми славятся города.

 

Праздники и обряды народов мира

 

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

 

Религиозные праздники и обряды.

 

Ах, карнавал! Удивительный мир...

 

Появление карнавалов в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. Карнавалы различных стран мира (обзор)

 

Идут по Руси скоморохи...

 

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в ≪Повести временных лет≫

 

  • в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах.

 

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

 

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление в мировой художественной культуре, воплотившее лучшие традиции

 

национального театра. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа.

 

Искусство кукольного театра.

 

История возникновения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России.

 

Музыка в храме.

 

Особое эмоциональное воздействие музыки, звучащей в храме, на человека. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия.

 

Колокольные звоны Руси.

 

Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога.

 

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, перебор, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов.

 

В песне — душа народа.

 

Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен. Песня — живой свидетель народной жизни. Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения.

Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Виды русского танца

Искусство индийского танца

Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате ≪Натьяшастра≫. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его мимика. Синтетический характер индийского танца.

Страстные ритмы фламенко.

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные

версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре.

Под звуки тамтама (танцы народов Африки).

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_7_klass.docx61.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

Утверждено

                                                                Директор

    _____________О.А. Каргина

« 31  »      августа   2018г.№___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству 7-го класса.

(базовый уровень)

Составитель:  Николаева Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

(первая категория)

2018 год

  I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

— формирование мировоззрения, целостного представле ния о мире и формах искусства;

— развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

— накопление опыта эстетического переживания;

— формирование творческого отношения к проблемам;

— развитие образного восприятия и освоение способов ху дожественного, творческого самовыражения личности;

— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

— подготовку к осознанному выбору индивидуальной об разовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-целеполагание — постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности , проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-определять новый уровень отношения к себе, как личности

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения; иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

— выявление причинно-следственных связей;

— поиск аналогов в искусстве;

— развитие критического мышления, способности аргу ментировать свою точку зрения;

— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

— применение методов познания через художественный образ;

— использование анализа, синтеза, сравнения, обобще ния, систематизации;

— определение целей и задач учебной деятельности;

— выбор средств реализации целей и задач и их примене ние на практике;

— самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Познавательные УУД :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста; совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, работать над расширением словарного запаса, объяснять языковые явления в ходе исследования текста.

-формирование устойчивой мотивации к обучению ;

-совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, работать над расширением словарного запаса, объяснять языковые явления в ходе исследования текста;

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

-формирование устойчивой мотивации к проблемно- поисковой деятельности

Коммуникативные УУД:

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ;

-представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Предметные:

Обучающийся научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных

представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

  • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

Обучающийся  получит  возможность  научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное»и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

 Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

  • понимать гражданское подвижничество художникав выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

 Язык пластических искусств и художественный образ

  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в художественной работематериалы и средства художественной выразительности,соответствующие замыслу;
  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

 Виды и жанры изобразительного искусства

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 Изобразительная природа фотографии, театра, кино

  • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
  • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
  • понимать и анализировать раскадровку, реквизит,костюмы и грим после просмотра художественного фильма.  

Музыка как вид искусства

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкальноэстетической жизни школы,района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные.

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

 Музыкальный образ и музыкальная драматургия

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещение концертов, театров и др.;
  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов,

II.Содержание учебного предмета

                                              Количество часов по учебному плану - 68 часов ( 2 часа в неделю)

 Учебник: Данилова Г.И. Искусство. Мир и человек в искусстве. 7 класс.

Дрофа, 2015.

Мир и человек в художественных образах

Идеал Человека в искусстве.

Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.

Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.

Божественный идеал в религиях мира.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех- ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Ман- тенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.

Герой и защитник Отечества.

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.

Патриоты земли Русской.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Образ женщины – матери сквозь века.

Священный лик Богоматери.

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдержанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.

Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Мадонны титанов Возрождения.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланджело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.

Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.

Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музицированием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

Женщина-мать в искусстве XX столетия

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.

II. Человек в мире Природы.

Человек и Природа — главная тема искусства Востока.

Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.

Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».

Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.

Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...).

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).

Человек. Общество. Время.

Человек в художественной летописи мира.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.

Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.

Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.

Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.

Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.

Художественные символы народов мира

Художественные символы различных стран и их особенности: Египет, Франция, США, Китай, Россия, Япония. Образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Поэтические

символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках.

Единство и многообразие культур

Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).

Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления об историческом прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса (обзор).

Герои и темы народного эпоса

Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в древнеисландском посе Старшая Эдда. Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми заданиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Значительная часть эпоса — описание битвы. Гибель героя в неравной схватке с противником.

Шедевры народного эпоса («Калевала»)

Карело-финский эпос Калевала, его идейно-художественное значение.

Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вейнямёйнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа

Храмовая архитектура

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия.

Дом — жилище человека

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции.

Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом на Руси. Внешний вид, планировка и назначение избы.

Иглу — жилище народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги.

Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шар, цилиндр, усеченный конус).

Древнерусская иконопись

Древнерусская иконопись — уникальное явление в мировой художественной культуре.

Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключи-

тельная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве в иконописи. Принцип обратной перспективы, особая роль света и цвета.

Книжная миниатюра Востока

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Скульптура Тропической и Южной Африки

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом.

Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность. Традиционные

маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления.

Искусство орнамента.

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Растительный, геометрический и зооморфный орнаменты.

Художественные промыслы России.

Художественные промыслы, которыми славятся города.

Праздники и обряды народов мира

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Религиозные праздники и обряды.

Ах, карнавал! Удивительный мир...

Появление карнавалов в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. Карнавалы различных стран мира (обзор)

Идут по Руси скоморохи...

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в Повести временных лет

  • в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах.

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление в мировой художественной культуре, воплотившее лучшие традиции

национального театра. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа.

Искусство кукольного театра.

История возникновения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России.

Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие музыки, звучащей в храме, на человека. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия.

Колокольные звоны Руси.

Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, перебор, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов.

В песне — душа народа.

Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен. Песня — живой свидетель народной жизни. Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения.

Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Виды русского танца

Искусство индийского танца

Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате Натьяшастра. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его мимика. Синтетический характер индийского танца.

Страстные ритмы фламенко.

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные

версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре.

Под звуки тамтама (танцы народов Африки).

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств.

III .КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

I. Мир и человек в художественных образах (10ч)

1

Божественный идеал в религиях мира.

2

Божественный идеал в религиях мира.

3

Святые и святость

4

Святые и святость

5

Герои и защитники Отечества.

6

Герои и защитники Отечества.

7

Идеал благородного рыцарства

8

Идеал благородного рыцарства

9

Священный идеал материнства

10

Священный идеал материнства

11

Лики женской красоты в русской живописи.

12

Лики женской красоты в русской живописи.

13

Человек в мире природы.

14

Человек в мире природы.

15

Времена года.

16

Времена года.

17

Человек в художественной летописи мира

18

Человек в художественной летописи мира

19

Контрольное тестирование по теме «Мир в художественных образаз»

20

Художественные символы народов мира

21

Художественные символы народов мира

22

Единство и многообразие культур

23

Единство и многообразие культур

24

Героический эпос народов мира.

25

Героический эпос народов мира.

26

Герои и темы народного эпоса

27

Герои и темы народного эпоса

28

Шедевры народного эпоса («Калевала»)*

29

Шедевры народного эпоса («Калевала»)*

30

Храмовая архитектура

31

Храмовая архитектура

32

Дом — жилище человека

33

Дом — жилище человека

34

Древнерусская иконопись.

35

Древнерусская иконопись.

36

Книжная миниатюра Востока

37

Книжная миниатюра Востока

38

Скульптура Тропической и Южной Африки

39

Скульптура Тропической и Южной Африки

40

Искусство орнамента.

41

Искусство орнамента.

42

Художественные промыслы России.

43

Художественные промыслы России

44

Праздники и обряды народов мира

45

Праздники и обряды народов мира

46

Ах, карнавал! Удивительный мир...

47

Ах, карнавал! Удивительный мир...

48

Идут по Руси скоморохи...

49

Идут по Руси скоморохи...

50

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

51

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера

52

Искусство кукольного театра.

53

Искусство кукольного театра.

54

Музыка в храме

55

Музыка в храме

59

Колокольные звоны Руси.

60

Колокольные звоны Руси.

61

В песне — душа народа.

62

В песне — душа народа.

63

Радуга русского танца

64

Радуга русского танца

65

Искусство индийского танца

66

Искусство индийского танца

67

Страстные ритмы фламенко

Под звуки тамтама (танцы народов Африки).

68

Страстные ритмы фламенко

Под звуки тамтама (танцы народов Африки).

        Согласовано                                                                                                              Согласовано на заседании ШМО

Зам.директора по УВР _________Сафронова О.А.                                          Рук-ль ШМО _____________Ефимова В.С.

Протокол от «31» августа 2018 г. № 1                                                                                     «31» августа 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко

         Рабочая программа учителя  составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень) и Аннотация к программе

Рабочая программа по математике для 9 класса (базовый уровень).По алгебре за основу рабочей программы взята авторская программа «Алгебра 7 – 9 классы. Предметная линия учебников Макарычева Ю. Н. и дру...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы (базовый уровень) по программе Л.Н.Боголюбова.

Рабочая программа по обществознанию(базовый уровень). Составлена в соответствии с требованиями ФК ГОС,на основе примерной программы, с учетом авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по литературе для 10 класса (базовый уровень, 3 часа, программа под ред. В.Я. Коровиной, к учебнику под ред. Ю.В. Лебедева)

Рабочая программа по литературе для 10  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литерату...