конспект урока по МХК 8 класс "Последние и первые. Джотто ди Бондоне"
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

Постникова Светлана Борисовна

Урок сосредотачивает внимание обучающихся на анализе фресок художника Проторенессанса Джотто ди Бондоне. В результате анализа обучающиеся увидят ноавторские подходы в живописи Джотто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_postnikova_s.b.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

                         Последние и первые…

                             Джотто ди Бондоне 1267 – 1337 г.

Цель:

  • Выявление своеобразия  живописи Проторенессанса.

Задачи:

  • Сформировать представление о новаторстве Джотто.
  • Развивать у учащихся способности к анализу живописного произведения.
  • Воспитывать в учащихся уважение к творческому  труду человека.

Ход урока:

Урок сосредотачивает внимание школьников на фресках Джотто в капелле Санта Мария дель Арена. Эти произведения принадлежат к наиболее полно сохранившемуся циклу фресок Джотто. С их помощью учащиеся увидят новаторские подходы в живописи Джотто.

  1. Организационный этап.

Учащиеся садятся, записывают тему урока. (Слайд 1)

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с  итальянским художником, чья жизнь и  творчество находится на стыке двух эпох – Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Попробуйте определить цель нашего урока.

(учащиеся определяют цель урока – определение особенности живописи  Джотто  на рубеже двух эпох)

  1. Новый материал

Слайд2

Слайд3

Был он весел и любил пошутить. Ещё с той поры, когда пририсовал муху одной из фигур в картине своего учителя Чимабуэ, а тот тщетно пытался  согнать её.

   Был остроумен и расшвыривал вокруг себя острые словца, как драгоценные камешки. Боккаччо говорил, что они приравнивались к словам философа.    По отзыву Вазари Джотто всегда имел: «Словечко под рукой и острый ответ наготове».

   Радовался семейной жизни. Дети рождались часто, но это не огорчало его. Джотто частенько выступал в роли ростовщика и землевладельца. Но при такой семье, чтобы избежать мелких тягот жизни, деньги были не лишними.

   Обладал заурядной, если не уродливой внешностью. Но был находчив и с достоинством выходил из любого положения.

Как начиналась его жизнь – жизнь великого художника? Что вам удалось узнать о жизни Джотто?

(рассказ учащихся о жизни Джотто)

  1. Данте в «Божественной комедии» вспоминает об этом так:

Мнил Чимабуэ в живописи быть

Из первых первым, а теперь уж Джотто

Явился славу первого затмить.

Пожалуйста, какие анекдоты о художнике вам удалось найти?

(рассказ  учащихся о забавных эпизодах жизни Джотто)

Слайд4

А вот что пишет о нём Вазари. Какой вопрос поставим перед собой на основе этого высказывания? Какая проблема возникает перед нами?

(учащиеся определяют проблему - Что нового внёс в живопись Джотто?)

Слайд5

По заказу богатого гражданина Энрико Скровеньи Джотто расписывает стены капеллы Санта Мария дель Арена.

Слайд6

Мастер выбирает традиционную тему – сюжеты из  истории жизни Марии и Христа. Впоследствии его фрески будут изучать и копировать Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело.

Слайд 7

Рождение Иисуса

- Всмотритесь внимательно в изображение, попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, какие художественные средства использует художник? Как построена композиция фрески?

Как выстраивает художник фигуры и предметы?

Вдоль плоскости стены.

Для чего Джотто использует предметы реального мира?

Пространство – перспектива, трактовка евангельского сюжета как реального.

Почему  художник убирает стены помещения, где произошло рождение Христа? Где так бывает?

Джотто показывает нам, что происходит снаружи и внутри, позволяет нам быть свидетелями действа, происходящего в нескольких плоскостях.

Какими формами  Джотто лепит фигуры людей,  животных и природу?

Возвышаются друг над другом объемы, повторяя трапецевидную форму. Объёмы вылеплены мощно. Человеческие фигуры монолитны, Объём их фигур художник передаёт через складки одежды, используя светотень. Но всё же фигуры людей монолитны.

Почему?

Слайд8

Бегство в Египет

Как выстраивает художник фигуры и предметы?

Вдоль плоскости стены.

Что ещё удалось показать художнику в этой фреске?

Движение, ритм.

Как, за счет чего достигается ощущение движения?

Чередование предметов.

А теперь поговорим о живописной палитре.

Какие краски любит художник?

Чистые, светлые, холодные оттенки: розовые, жемчужные, бледно – фиолетовые, светло – лиловые.

Что с помощью цвета делает Джотто?

Цветом выделяет  главные фигуры.

Интересно всмотреться в людей, которые являются главными действующими лицами фресок. Иной раз они кажутся неловкими, грубоватыми. Коренастые с тяжёлой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза.  Но может это не самое главное.

Слайд9

Поцелуй Иуды.

Что является центром композиции этой фрески?

Фигуры Христа и Иуды.

Как их изображает мастер?

Изображены в профиль, смотрят в глаза друг другу – молчаливый диалог.

Какими  пишет художник Христа и Иуду?

Строгие безупречные формы лица Иисуса и отталкивающее уродливое лицо Иуды.  

Каково состояние Иисуса? Какие личности привлекают художника?

Уравновешенные, стойкие в своей доброте.

 Какой прием использует художник, изображая Иисуса и Иуду? Какая идея здесь заложена?

Противопоставление добра и зла.

Оплакивание Христа

Работа в группах по иллюстрациям. Учащиеся самостоятельно определяют новаторские подходы в живописи Джотто.

(Это сцена прощания.  Христос лежит бездыханный. Центр композиции – богоматерь и Иисус. Горе каждый переживает по – разному. Мария – отчаяние без слёз. Мария Магдалина – выплёскивает горе через жесты. Иоанн всплеснул руками. Парящие ангелы также безутешны. Учащиеся приходят к выводу о новаторстве художника – трехмерный объемный осязаемый, а значит реальный мир; в работе Джотто много движения, а жесты и мимика помогают зрителю понять внутренние переживания изображенных людей; уход от символики, победа реального; человек  у Джотто – индивидуальность)

Творчество Джотто именуется евангелием нового искусства. Живописец, архитектор, философ, поэт, сумевший добиться высокого мастерства в семи искусствах.

Художник покоится в соборе Санта Мария дель Фьоре.  Он проектировал и руководил строительством колокольни собора. Ему было 67 лет. Но каждый день, не смотря на свой возраст, он поднимался на самый верх колокольни, следя за производимыми работами.

На могильном камне надпись: Джотто – прозвание мне.

  1. Рефлексия. Составьте синквейн. Работа в группах.
  2. Д.З.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне? Сочинение – размышление.

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?

        Сочинение – размышление.

«Что бы ни сделал настоящий художник, в его произведениях непременно живет дух времени, он всегда с веком наравне»

                                                      М.А. Алпатов

Джотто с веком наравне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока геометрии в 7 классе "Первый признак равенства треугольников"

Основная цель урока - сформулировать и доказать первый признак равенства треугольников. Доказательство осуществляется в соответствии с учебником геометрии Погорелова А. В. Изучению новой темы пре...

Конспект урока по изобразительному искусству для первого класса детской художественной школы (возраст детей – 11 лет)

Тема урока: Архетипический образ – Богиня – мать.                                         ...

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

Конспект урока по гимнастике в группе (первый год обучения)

Методическая задача урока: межпредметная связь: военно-патриотическое   воспитание на уроке физвоспитания.Физические задачи урока:1.Обучение:Акробатика: стойка на голове и руках.Совершенство...

Конспект урока мужества, посвящённого100-летию начала Первой мировой войны.

данный урок посвящён 100 летию с начала первой мировой войны и участию Ставропольского края в войне....