Дополнительная программа "Русь православная"
рабочая программа по мхк (5 класс)
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Русь православная» социально-педагогической ориентации направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной жизни русского народа, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.
Актуальность программы
Среди огромного количества проблем современности наиболее актуальной является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищёнными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России. В сложившейся ситуации школа обращается к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы.
Традиции: православные традиции в режимных моментах (молитва перед едой, молитва перед началом каждого дела);
во время молитвы – девочки надевают головной убор (платочек);
отмечаются Дни Ангела детей (именины);
оформление православного уголка.
Адресат программы
В реализации программы участвуют дети 9 – 14 лет.
Данная программа предназначена и для детей с ОВЗ.
Объем программы и срок освоения программы
Всего 36 часов в год.
Формы обучения и виды занятий: очная
- сообщение нового материала;
- закрепление нового материала на практике;
- презентация;
- защита проекта;
- беседы со священнослужителями;
- утренники;
- консультации для родителей;
- выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Образовательные технологии:
В реализации данной программы используются образовательные технологии:
- Технология модульного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Технология рефлексивного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология интерактивного обучения
- Информационно-коммуникативные технологии
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами и объединениями
Программа «Русь православная» рассчитана на 1 года обучения группы с общим объемом 36 часов (занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу). Она соответствуют возрастным особенностям обучающихся и включает элементы следующих содержательных линий:
- православная христианская картина мира;
- история православной религии и культуры;
- православный образ жизни;
- нравственная культура православия;
- вероучительный аспект;
- художественная культура православия;
- православие – традиционная религия русского народа.
Данные элементы содержательных линий доступны для учащихся. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры не возможно. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и национальной (православной) культуре в образовательном учреждении является формой реализации их прав и прав их родителей, что предусматривается российским законодательством и положениями международного гуманитарного права. Данный курс соответствует общепринятым церковным догматическим основам и способствует:
- приобретению знаний о религии, ее роли в формировании духовного мира человека;
- формированию нравственной и эстетической культуры учащихся;
- воспитанию гражданственности, ценностного отношения к духовному и историческому наследию русского народа.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами и объединениями в том, что «Русь православная» - программа социально-педагогической ориентации, направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной жизни русского народа, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.
Режим занятий
- Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
1.2 Цель программы
- Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.
Задачи обучения
Обучающие:
- изучение православной религиозной традиции;
- ознакомление с православным календарём;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устроения православного храма;
- ознакомление с особенностями православного богослужения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
- изучение православной религиозной традиции;
- духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Развивающие:м
- развитие интереса к чтению и осмыслению духовной литературы;
- развитие образного мышления учащихся;
- творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории.
Воспитывающие:
- воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;
- воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;
- воспитание патриотизма;
- воспитание трудолюбия и бескорыстия;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 583 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Информационная карта
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кочетовская средняя общеобразовательная школа |
2. Полное название программы | «Русь православная» |
3. Ф.И.О., должность автора | Грицай Елена Васильевна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Вид программы | модифированная |
4.2. Тип программы | Общеразвивающая |
4.3. Образовательная область | Культура |
4.4. Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
4.5. Способ освоения содержания образования | Репродуктивный |
4.6. Уровень освоения содержания образования | Стартовый |
4.7. Уровень реализации программы | Основное общее образование |
4.8. Форма реализации программы | Групповая |
4.9. Продолжительность реализации программы | 1 год |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Русь православная» социально-педагогической ориентации направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной жизни русского народа, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.
Актуальность программы
Среди огромного количества проблем современности наиболее актуальной является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищёнными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России. В сложившейся ситуации школа обращается к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы.
Традиции: православные традиции в режимных моментах (молитва перед едой, молитва перед началом каждого дела);
во время молитвы – девочки надевают головной убор (платочек);
отмечаются Дни Ангела детей (именины);
оформление православного уголка.
Адресат программы
В реализации программы участвуют дети 9 – 14 лет.
Данная программа предназначена и для детей с ОВЗ.
Объем программы и срок освоения программы
Всего 36 часов в год.
Формы обучения и виды занятий: очная
- сообщение нового материала;
- закрепление нового материала на практике;
- презентация;
- защита проекта;
- беседы со священнослужителями;
- утренники;
- консультации для родителей;
- выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Образовательные технологии:
В реализации данной программы используются образовательные технологии:
- Технология модульного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Технология рефлексивного обучения
- Технология проектного обучения
- Технология интерактивного обучения
- Информационно-коммуникативные технологии
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами и объединениями
Программа «Русь православная» рассчитана на 1 года обучения группы с общим объемом 36 часов (занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу). Она соответствуют возрастным особенностям обучающихся и включает элементы следующих содержательных линий:
- православная христианская картина мира;
- история православной религии и культуры;
- православный образ жизни;
- нравственная культура православия;
- вероучительный аспект;
- художественная культура православия;
- православие – традиционная религия русского народа.
Данные элементы содержательных линий доступны для учащихся. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры не возможно. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и национальной (православной) культуре в образовательном учреждении является формой реализации их прав и прав их родителей, что предусматривается российским законодательством и положениями международного гуманитарного права. Данный курс соответствует общепринятым церковным догматическим основам и способствует:
- приобретению знаний о религии, ее роли в формировании духовного мира человека;
- формированию нравственной и эстетической культуры учащихся;
- воспитанию гражданственности, ценностного отношения к духовному и историческому наследию русского народа.
Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами и объединениями в том, что «Русь православная» - программа социально-педагогической ориентации, направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной жизни русского народа, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.
Режим занятий
- Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
1.2 Цель программы
- Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.
Задачи обучения
Обучающие:
- изучение православной религиозной традиции;
- ознакомление с православным календарём;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устроения православного храма;
- ознакомление с особенностями православного богослужения;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
- изучение православной религиозной традиции;
- духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Развивающие:
- развитие интереса к чтению и осмыслению духовной литературы;
- развитие образного мышления учащихся;
- творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории.
Воспитывающие:
- воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;
- воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;
- воспитание патриотизма;
- воспитание трудолюбия и бескорыстия;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Реализация программы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации(ко-нтроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Раздел 1. Духовный путь человечества. | |||||
1.1 | Великий потоп. Строительство Вавилонской башни. | 1 | 1 | Лекция | Опрос | |
1.2 | Пророк Моисей. Десять заповедей. Праотцы. Пророки. | 1 | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | |
2 | Раздел 2. Православные праздники как история спасения Богом человека. | |||||
2.1 | Церковный год. Церковные праздники. | 1 | 1 | Презентация | Зачет | |
2.2 | Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
2.3 | Благовещение Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
2.4 | Рождество Христово. | 1 | 1 | Презентация | Зачет | |
2.5 | Рождество Иоанна Предтечи. Сретение Господне. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
2.6 | Богоявление (Крещение Господне). | 1 | 1 | Лекция | Опрос | |
2.7 | Вход Господень в Иерусалим. | 1 | 1 | Презентация | Зачет | |
2.8 | Воскресение Христово – Пасха. | 1 | 1 | Лекция | Опрос | |
2.9 | Вознесение Господне. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | |
2. 10 | Сошествие Святого духа – День Святой Троицы | 1 | 1 | Презентация | Зачет | |
3 | Раздел 3. Жизнь как путь к совершенной радости и счастью. Святые. | |||||
3.1 | Кто такие святые. Святые апостолы: Пётр, Павел и Андрей Первозванный. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
3.2 | Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. | 1 | 1 | Презентация | Зачет | |
3.3 | Святые великомученики воин Георгий и Целитель Пантелеимон. | 1 | 1 | Беседа | Самостоятельная работа | |
3.4 | Особое почитание на Руси святителя Николая Чудотворца. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
3.5 | Святые Пётр и Феврония Муромские. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
3.6 | Целитель души и тела – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). | 1 | 1 | Беседа | Зачет | |
4 | Раздел 4. История родного города. | |||||
4.1 | Основание крепости Козлов | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
5 | Раздел 5. Сведения об истории церквей г. Козлова | |||||
5.1 | Храмы и святыни. Троицкий мужской монастырь. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
5.2 | Боголюбский собор. Боголюбский женский монастырь. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | |
5.3 | Ильинская церковь. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
5.4 | Скорбященская церковь. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6 | Раздел 6. Святые подвижники Тамбовской земли. | |||||
6.1 | Святитель Питирим, епископ Тамбовский | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
6.2 | Святитель Феофан, Затворник Вышенский. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | |
6.3 | Святитель Тихон Задонский. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6.4 | Преподобная Марфа Тамбовская. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6.5 | Преподобный Феодор Санаксарский. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | |
6.6 | Святой праведный Феодор Ушаков. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6.7 | Преподобный Силуан Афонский. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6.8 | Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские. | 1 | 1 | Беседа | Опрос | |
6.9 | Преподобный Серафим Саровский и Саровская пустынь. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6. 10 | Святитель Лука Войно-Ясенецкий. | 1 | 1 | Презентация | Опрос | |
6. 11 | Новомученики Тамбовской земли. Митрополит Владимир Богоявленский. | 1 | 1 | Лекция | Самостоятельная работа | |
6. 12 | Итоговая работа. Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли». | 2 | 1 | 1 | Защита проектов | Собеседование |
ИТОГО ЧАСОВ | 36 | 15 | 21 | |||
Содержание учебного плана
Реализация программы
Раздел 1. Духовный путь человечества.
Теория. Великий потоп. Строительство Вавилонской башни. Практика. Пророк Моисей. Десять заповедей. Праотцы. Пророки.
Раздел 2. Православные праздники как история спасения Богом человека.
Теория. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Рождество Иоанна Предтечи. Сретение Господне. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Богоявление (Крещение Господне). Воскресение Христово – Пасха.
Практика. Церковный год. Церковные праздники. Рождество Христово. Вход Господень в Иерусалим. Вознесение Господне. Сошествие Святого духа – День Святой Троицы.
Раздел 3. Жизнь как путь к совершенной радости и счастью. Святые.
Теория. Кто такие святые. Святые апостолы: Пётр, Павел и Андрей Первозванный. Практика. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святые великомученики воин Георгий и Целитель Пантелеимон. Особое почитание на Руси святителя Николая Чудотворца. Святые Пётр и Феврония Муромские. Целитель души и тела – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Раздел 4. История родного города.
Практика. Основание крепости Козлов
Раздел 5. Сведения об истории церквей г. Козлова
Теория. Храмы и святыни. Троицкий мужской монастырь. Практика. Боголюбский собор. Боголюбский женский монастырь. Ильинская церковь. Скорбященская церковь.
Раздел 6. Святые подвижники Тамбовской земли.
Теория. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Итоговая работа. Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли». Практика. Святитель Феофан, Затворник Вышенский. Святитель Тихон Задонский. Преподобная Марфа Тамбовская. Преподобный Феодор Санаксарский. Святой праведный Феодор Ушаков. Преподобный Силуан Афонский. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские. Преподобный Серафим Саровский и Саровская пустынь. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Новомученики Тамбовской земли. Митрополит Владимир Богоявленский.
Ожидаемые результаты
В результате освоения образовательной программы «Русь православная» учащиеся
должны знать:
- нравственные ценности православной культуры;
- традиции, обычаи, обряды русской православной культуры;
- жизнеописания святых Русской православной церкви (в том числе и Тамбовского края);
- православные духовные ценности Тамбовского края;
- произведения искусства православной тематики.
приобрести:
- опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы;
- определенный набор присвоенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, милосердие, сострадание, смирение, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство.
Формы контроля
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:
- самостоятельная работа;
- зачет;
- участие в конкурсах;
- тестовые материалы;
- проектная деятельность;
- кроссворды;
- рисунки;
- самоанализ и самооценка;
- наблюдения.
1.4 Планируемый результат
Личностными результатами программы дополнительного образования по духовно-нравственному направлению «Русь православная» является формирование следующих умений:
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам, нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы дополнительного образования по духовно-нравственному направлению «Русь православная» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование в умениях чтения, слушания историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания), необходимым для получения дальнейшего духовно-нравственного образования. Иметь представление о понятиях: православие, духовность, нравственность, милосердие, родословная, равноправие, семья, обязанность, ответственность;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
- знание основных моральных (нравственных) норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»
Календарный учебный график
I полугодие | с 01.09.2018. – 10.09.2018. | комплектование |
с 11.09.2018. – 29.12.2018. | 16 недель | |
с 30.12.2018. – 08.01.2019. | каникулы | |
II полугодие | с 09.01.2019. – 30.05.2019. | 20 недель |
с 31.05.2019. – 31.08.2019. | летние каникулы |
Условия реализации Программы
Количество учебных групп, численный состав групп, количество часов занятий в неделю регламентируется учебно-производственным планом из расчета норм бюджетного финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными программами в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут. Строгих условий набора обучающихся в группы дополнительного образования детей нет. В группы записываются все желающие по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей). Группы второго года обучения формируются из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, но по разным причинам прекратившим занятия. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Наполняемость групп: не более15 человек. В программе дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе, это могут быть конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали.
Учебный процесс по программе дополнительного образования осуществляется в учебных кабинетах, актовом зале, спортивном зале и за пределами школы (музеи, храмы и т.д.) Основные формы обучения: лекции, беседы, презентации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Мультимедийное обеспечение
- Аудиозапись колокольных звонов; песнопений.
- Горбунов-Посадов И.И. Цветник духовный для детей (Аудиозапись).
- Библейские притчи // Сборник мультфильмов для всей семьи.
- Детям о Боге: сборник повествований (Аудиозапись).
- Изображения православных икон Праздников; Пресвятой Троицы; Иисуса Христа; Богородичных икон; Страстной седмицы и др. (Картины или слайды).
- Изображения православных храмов (Картины или слайды).
- Иллюстрации евангельских притч (Картины или слайды).
- Суперкнига: цикл мультипликационных фильмов.
- Шишкин лес: Православные телепрограммы (Видеозапись).
Методическое обеспечение
- Аудиозапись;
- Игра-викторина (см. Диагностические методики обученности);
- Мультипликационный или художественный фильм;
- Рассказ;
- Сообщение;
- Творческие задачи;
- Творческая мастерская;
- Театральная постановка;
- Художественно-прикладное творчество: поделка, раскраска, рисунок;
- Чтение;
- Экскурсия.
Материально – техническое оборудование:
- компьютер;
- демонстрационный экран;
- мультимедийный проектор;
- методическая литература.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, работающий по программе должен обладать следующими профессиональными качествами:
- понимать психологию и физиологию среднего и старшего школьного возраста;
- вызывать интерес к себе и к преподаваемому предмету;
- уметь создавать и развивать учебно-методический комплекс;
- раскрывать творческие способности учащихся;
- организовывать и участвовать в исследовательской деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: итоговая работа, журнал посещаемости.
Оценочный материал
Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий, тематический, промежуточный и итоговый виды контроля.
Начальный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень ЗУН учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущий контроль происходит после изучения основных тем по программе. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ при организации экскурсий, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль теоретических знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, карточки с индивидуальными заданиями); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется два раза в год - в конце I полугодия учебного года и в конце учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки ЗУН выпускников: защита и презентация проектной работы по историческому краеведению, выполненной индивидуально или в соавторстве с учащимися.
Методическое обеспечение программы
- Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
- http://www.eroshka.ru
- http://www.skaz.ru
- http://www.radostmoya.ru
Список литературы
Литература для учащихся
- Шевченко Л.Л. Православная культура 6 год обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
- А.В. Серёгина «Православная культура: Сборник материалов для организации занятий по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», / Авт.-сост.: А.В.Серёгина. - Тамбов, 2015.
- Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. прот. В. Дорофеева. М.: Изд. дом ”Покров”, 2002.
- Интернет-ресурсы.
Литература для учителя
- Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г.
- Кошмина И. В. Основы русской православной культуры: Учеб. Пособие для уч – ся сред. и старш. шк. возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН»
Дополнительная образовательная программа«ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 1 часть. «Дружина». Срок реализации – 5 лет . Возраст воспитанников- 8-14 лет...

Дополнительная образовательная программа «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 2 часть «Допризывник»
Дополнительная образовательная программа«ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 2 часть. «Допризывник»Срок реализации - 3 годаВозраст воспитанников-14-17 лет...
Программа дополнительного образования "История православной культуры"
Позновательная программа кружка "История православной культуры"....

Программа дополнительного образования детей "Ковчег" (по основам православной культуры)
Данная программа апробирована в МКОУ ДОД Таловском ДЮЦ. Главное - правильная подборка материала по принципу доступности и сочетание с практическими видами работ (изобразительное и декоративно-прикладн...

Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Основы православной культуры»
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитан...

Материалы по истории Русской православной церкви - дополнительный материал к урокам по истории Отечества
Презентации по истории Русской Православной церкви в синодальный и советский периоды являются источником дополнительного материала по малоизвестным аспектам отечественногй истории. Презентации содержа...
