Программа элективного курса «Мировая культура в художественных образах»
элективный курс по мхк

   Курс «Мировая  культуры в художественных образах» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс мировая культура130.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ИСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа элективного  курса

 «Мировая культура в

художественных образах»

Выполнила: учитель истории

Кравчук И.Ю.

2015-2016 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка

Представленная программа по курсу «Мировая культура в художественных образах» составлена на основе федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования(утверждён Приказом МО РФ №1097 от 17.12.2010г.).

Программа по курсу «Мировая культура в художественных образах»  представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, календарно - тематическое планирование ; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

              Программа выполняет две основные функции:

   Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

   Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика курса

   Курс «Мировая  культуры в художественных образах» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

   Развивающий потенциал курса  напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.

  В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

 Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Специфика программы

  Учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения».

        Содержание программы базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

       Целью изучения дисциплины «Мировая культура в художественных образах» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

     Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

     Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

      Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение материала, близкого в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета , прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение курса — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

    Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом входит в состав предметов дополни тельного образования,  для изучения на ступенях общего образования,  изучается на базовом уровне в объёме 68 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными  являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая культура в художественных образах» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала.

Разделы

Всего часов

Героический эпос народов мира

8

Праздники и обряды народов мира

10

Своеобразие архитектурных традиций

8

Изобразительное искусство народов мира

10

Своеобразие музыкальной культуры

10

Театр народов мира

10

Самобытность танцевальной культуры

10

Защита проектов, итоговое повторение

2

Итого

68

Раздел II. Содержание курса

  Художественные традиции народов мира

Героический эпос народов мира 8 часа

Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Рассказ А. Франса «Кемейский певец» и воссозданная в нем картина рождения эпоса.

Шедевры народного эпоса: «Сказание и Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору).

Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).

Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). Обзор (по выбору).

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.

Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Описание битвы, демонстрирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.

Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью.

Верность дружбе, великодушие и честь — главные качества героев народного эпоса. Их готовность прийти на помощь, защитить слабых и обиженных, помочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гиль- гамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша».

 «Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдающийся памятник мировой литературы. Сказание о царе Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести мудрость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искушение любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие произведения.

Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.

Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мельницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладкозвучное пение и игра на народном инструменте кантеле, их великая чудодейственная сила. Суровые испытания, выпавшие на долю главного героя.

Праздники и обряды народов мира 10 часов

Всякая душа празднику рада. 

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Религиозные праздники и обряды. 

Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.

Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения.

Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов.

Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций.

Своеобразие архитектурных традиций 8 часов

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания.

Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства.

Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (количество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием, их структура и связь с буддийским учением о священном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) — прославленный шедевр мусульманской архитектуры. Медресе — культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии (по выбору).

Дом — жилище человека. 

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу — жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Легкие, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простота их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шара, цилиндра, усеченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (крыша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства, сад — естественное продолжение японского дома.

Изобразительное искусство народов мира 10 часов

Древнерусская иконопись. 

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.

     Книжная миниатюра Востока. 

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной миниатюры — по выбору).

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государства Шейбани-хана.

       Скульптура Тропической и Южной Африки.

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, мо- нохромность, использование природных материалов.

Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных — покровителей рода или племени.

Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалистических черт.

Своеобразие музыкальной культуры 10 часов

Музыкальные инструменты народов мира.

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство.

Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки.

Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Художественные свидетельства древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Прослушивание музыки народных инструментов ведущих музыкальных оркестров России (по выбору).

Музыка в храме. 

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.

Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и

Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору).

Истоки народной американской музыки.

Театр народов мира 10 часов

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.

Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра.

Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в исполнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).

 Пекинская народная опера. 

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития.

Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа.

Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.

Искусство кукольного театра.

История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.

Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведения классической литературы — основа сюжета театрального действа. Особая роль ведущего (даланга) — искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в организации спектакля.

Самобытность танцевальной культуры 10 часов

Радуга русского танца. 

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца.

Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — традиционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»).

Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.

Искусство индийского танца. 

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе.

Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика.

Синтетический характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой.

Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца. Особое значение эффектных и красочных костюмов.

Страстные ритмы фламенко. 

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций.

Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет — старинного деревянного ударного инструмента.

Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.

Под звуки тамтамов. 

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка.

Африканский танец — синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы — основные сюжеты африканских танцев.

Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных

Защита проектов, итоговое повторение – 2 часа

РАЗДЕЛ III. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Мировая  культура в художественных образах» 8 класса ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Раздел IV. Рекомендации по оснащению образовательного процесса

Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.

 УМК для учащихся:

  • Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.  
  • М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
  • Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
  • В л.   Петрухин.   Славяне   -   иллюстрированная   мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
  • Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
  • Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
  • Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
  • Мокеев  Г.   Огненные  храмы  древней  Руси.  //  Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
  • Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
  • Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
  • Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.
  • Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
  • Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2008.  

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2008.  

3. Поурочные планы  по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Ресурсы Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений (много классической живописи.)

• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.

• http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».

• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• http://art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.

• http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.

• http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.

Раздел V. Приложения

Юбилейные и памятные даты мировой истории культуры:

- 06.08.2011 – 155 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова;

- 15.08.2011 – 155 лет со дня основания Государственной Третьяковской галереи;

- 24.10.2011 – 100 лет со дня рождения актера Аркадия Райкина;

- 04.12.2011 – 125 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского;

- 25.01.2012 – 180 лет со дня рождения Ивана Шишкина;

- 31.05.2012 –150 лет со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова;

- 13.06.2012 – 100 лет со дня открытия в Москве Музея изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);

- 01.11.2012 – 500 лет со дня, когда была впервые открыта взорам посетителей роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело.

Ежегодно во всём мире отмечаются:

Международный день музеев (с 18.05.1977 г.) и Международный день театра.

В марте 534 года до н. э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая  программа выполняе...

Рабочая программа по Мировой художественной культуре

Рабочая программа по МХК составлена на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания образовательной программы по МХК. Цель - формирование представлений о худо...

Программа по Мировой Художественной Культуре

Работая в школе, я поняла, что на уроках очень не хватает хорошего качественного материала по МХК на английском языке. В УМК много теткстов по англо-язычным странам, много аудиоматерила, но где матери...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».

Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частн...

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры". Кружок "Образовательный туризм" Фадеев В.Б.

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры" кружка "Образовательный туризм"Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа и разработана с учётом требований в области истор...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...