Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».
рабочая программа по психологии по теме

Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами.  Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие креативности подростков

средствами художественного образа».

Актуальность программы заключается в том, что развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами.  Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.

Предполагается, что данная программа даст возможность детям приобрести творческий опыт, ценность которого для человека заключается в следующем:

  1. проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее;
  2. наивность, естественность, открытость;
  3. отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего

             «альтер-эго»;

  1. отказ от страха;
  2. сила и мужество;
  3. творческое постижение мира вместо абстрактного познания;
  4. обретение внутренней целостности и гармонии с собой;
  5. переживание своей уникальности и понимание другого в момент

творчества.

Поэтому так важно, чтобы творческий опыт был составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — обязательной частью этого процесса. 

Предлагаемые упражнения в данной программе, направленные на развитие креативности, предназначены для работы с группами подросткового возраста (14-15 лет). Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности. Упражнения могут применяться как в качестве небольших игровых «вставок» в различные учебные и тренировочные занятия, а также в воспитательные мероприятия, так и проводиться отдельным блоком, в качестве самостоятельной программы социально-психологического тренинга. Оптимальный размер группы 18 – 25 человек. Учитывая достаточно высокие учебные нагрузки в школах и гимназиях, программа предусматривает проведение одного занятия в неделю. Но для более полной реализации целей,  эффективнее режим по два занятия в неделю. Это можно сделать за счет использования дополнительных занятий.

Целью программы является развитие креативности подростков средствами художественного образа: формой, фактурой, цветом, композицией.

Задачи данной программы:

  1. осознание собственной креативности;
  2. развитие творческого мышления, навыков креативного подхода к решению различных  задач;
  3. развитие  инициативности в решении различных задач;
  4. развитие умения справляться с напряжением и негативными  эмоциями через творческое самовыражение;
  5. развитие  навыков выявления новых возможностей;
  6. раскрытие личностных особенностей участников;

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Развитие творческих мыслительных способностей

Беглости  —  способности быстро генерировать поток идей, возможных  решений, подходящих объектов и т. п.

Гибкости — способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовности и  умения   рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

Оригинальности —  способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.

Способности к детальной разработке — способности  расширять, развивать, приукрашивать и подробно  разрабатывать  какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

  1. Преодоление  возможных психологических ограничений  подростков;
  2. Формирование внутренней мотивации деятельности;
  3. Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
  4. Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
  5. Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми,  освоение навыков работы в коллективе.
  6. Расширение кругозора подростков.
  7. Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
  8. Повышение профессиональной компетентности педагога – психолога, воспитателя в процессе разработки и проведения занятий.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

1. Требования к специалистам, реализующим программу: для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: для проведения групповых работ необходим кабинет, можно учебный класс, оснащенный  компьютером и проектором; бумага для рисования формата А4, А1, краски, фломастеры, карандаши.   Методы и формы работы, применяемые в программе: 

  1. индивидуальная работа;
  2. работа в мини-группах;
  3. ролевые игры;
  4. групповая дискуссия;
  5. практические упражнения;
  6. презентации;
  7. решения проблемных ситуаций.
  8. мозговой штурм;
  9. синектика;
  10. метод фокальных преобразований;
  11. метод творческих преобразований.

Принципы  работы, применяемые в программе:

  1. принцип мягкого соревнования;
  2. принцип варьирования подходов: индивидуального;

кооперативного, соревновательного;

  1. принцип безоценочной деятельности;
  2. принцип подкрепления.

 Выбранные методы соответствуют критериям надежности и валидности, а также целям, содержанию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.

Учебно-тематический план.


п/п


   Тема занятия


Цель занятия


Методы обучения


Часы

        

  1


Психологическая диагностика творческих способностей подростков

        1.1

Исследование творческих способностей

подростков

Диагностика творческих способностей подростков

Методика диагностики образной креативности. Тест  Торренса  




1

1.2

Осознание понятия «креативность»

Осознание  собственной

«креативности», этапов креативного процесса,

влияния стереотипов на  проявление креативности.

Активизация

исследовательской

мотивации

Упражнения

Разминка:  

«Назови себя по имени»

Осознание креативности:

- «Литературный  герой»

- «Письмо из Простоквашино»

- «Город  некреативных»

-  «Привычки»






1


2


Организация занятий по развитию креативности средствами художественного образа

2.1

 Художественный образ как средство выражения личной индивидуальности

Осмысленное знакомство  с произведениями

искусства; развитие критического мышления;

создание предпосылок к самопознанию через

произведение искусства; развитие  

наблюдательности;

воспитание  

толерантности во время

работы в группе; обучение навыкам  

сотрудничества и выработки групп. реш.

Упражнение

«Смотрю и вижу»







 




    2


3


Средства художественного образа в изобразительном искусстве

3.1

Форма как средство художественного образа.

- Осознание влияния

стереотипов на развитие сюжета;

- Обнаружение критериев нестандартности;    

- Совмещение

несовместимого,

изменение ракурсов,

масштаба

Упражнения:

- «Добрый и злой» одуванчик.

- «Живые» пятна и линии

- «Земля круглая»

- «Игра в прятки»





2

3.2

Цвет как средство художественного образа

- Актуализация    

внутреннего   ресурса

- Исследование своего    

внутреннего мира на  

проективном материале


Упражнения:

- «Личностные качества в цвете»

- «Музыкальные эмоции в цвете»

- «Поэтические ассоциации в цвете»




2

3.3

Фактура как средство художественного образа

- Отработка умения генерировать идеи

- Развитие гибкости  

мышления

-Тренировка поиска

неочевидных

вариантов решения.    

Упражнения:

-«Что из чего? »

-«Как совместить несовместимое»

-Групповое  творческое задание на создание композиции из материалов различной фактуры.




2

3.4

Восприятие формы на плоскости

- Активизация  

исследовательской

мотивации

- Формулирование

основных способов  

изображения формы на плоскости

- Научиться решать  различные задачи,  

применяя нестандартный  подход

Упражнения:

Мозговой штурм

- «Форма на плоскости»

- Индивидуальное творческое задание на создание композиции из различных форм.






      2


  4


Психологическая диагностика творческих способностей подростков


5.1

Исследование творческих способностей подростков

 

Повторная диагностика детей для выявления динамики в развитии творческих способностей

Методика диагностики образной креативности тест Ф. Вильямса




1


Итого:


             



     13

                

Данная программа была реализована на базе  Средних школ города Барыша Ульяновской области, с учениками 9-го класса. Возраст учащихся: 14-15 лет.

Занятия представляли собой комплекс упражнений, направленных на развитие креативности такими средствами художественного образа как форма, цвет, фактура, композиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая программа «Развитие социальной уверенности»

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, нравстве...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

Коррекционно- развивающее занятие на тему: «Беседа о здоровом образе жизни»

Цели: 1.Учиться быть здоровым душой и телом. 2.Стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье.3.Расширение кругозора учащихся.Задачи:1. Рассказать о личной гигиене человека...

Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования

Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....