Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».
    рабочая программа по психологии по теме

    Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами.  Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon korrekcionno.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коррекционно-развивающая программа

    «Развитие креативности подростков

    средствами художественного образа».

    Актуальность программы заключается в том, что развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами.  Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.

    Предполагается, что данная программа даст возможность детям приобрести творческий опыт, ценность которого для человека заключается в следующем:

    1. проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее;
    2. наивность, естественность, открытость;
    3. отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего

                 «альтер-эго»;

    1. отказ от страха;
    2. сила и мужество;
    3. творческое постижение мира вместо абстрактного познания;
    4. обретение внутренней целостности и гармонии с собой;
    5. переживание своей уникальности и понимание другого в момент

    творчества.

    Поэтому так важно, чтобы творческий опыт был составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — обязательной частью этого процесса. 

    Предлагаемые упражнения в данной программе, направленные на развитие креативности, предназначены для работы с группами подросткового возраста (14-15 лет). Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности. Упражнения могут применяться как в качестве небольших игровых «вставок» в различные учебные и тренировочные занятия, а также в воспитательные мероприятия, так и проводиться отдельным блоком, в качестве самостоятельной программы социально-психологического тренинга. Оптимальный размер группы 18 – 25 человек. Учитывая достаточно высокие учебные нагрузки в школах и гимназиях, программа предусматривает проведение одного занятия в неделю. Но для более полной реализации целей,  эффективнее режим по два занятия в неделю. Это можно сделать за счет использования дополнительных занятий.

    Целью программы является развитие креативности подростков средствами художественного образа: формой, фактурой, цветом, композицией.

    Задачи данной программы:

    1. осознание собственной креативности;
    2. развитие творческого мышления, навыков креативного подхода к решению различных  задач;
    3. развитие  инициативности в решении различных задач;
    4. развитие умения справляться с напряжением и негативными  эмоциями через творческое самовыражение;
    5. развитие  навыков выявления новых возможностей;
    6. раскрытие личностных особенностей участников;

    Ожидаемые результаты реализации программы.

    1. Развитие творческих мыслительных способностей

    Беглости  —  способности быстро генерировать поток идей, возможных  решений, подходящих объектов и т. п.

    Гибкости — способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовности и  умения   рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.

    Оригинальности —  способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.

    Способности к детальной разработке — способности  расширять, развивать, приукрашивать и подробно  разрабатывать  какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

    1. Преодоление  возможных психологических ограничений  подростков;
    2. Формирование внутренней мотивации деятельности;
    3. Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями,  через творческое самовыражение;
    4. Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
    5. Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми,  освоение навыков работы в коллективе.
    6. Расширение кругозора подростков.
    7. Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
    8. Повышение профессиональной компетентности педагога – психолога, воспитателя в процессе разработки и проведения занятий.

    Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

    1. Требования к специалистам, реализующим программу: для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.

    2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: для проведения групповых работ необходим кабинет, можно учебный класс, оснащенный  компьютером и проектором; бумага для рисования формата А4, А1, краски, фломастеры, карандаши.   Методы и формы работы, применяемые в программе: 

    1. индивидуальная работа;
    2. работа в мини-группах;
    3. ролевые игры;
    4. групповая дискуссия;
    5. практические упражнения;
    6. презентации;
    7. решения проблемных ситуаций.
    8. мозговой штурм;
    9. синектика;
    10. метод фокальных преобразований;
    11. метод творческих преобразований.

    Принципы  работы, применяемые в программе:

    1. принцип мягкого соревнования;
    2. принцип варьирования подходов: индивидуального;

    кооперативного, соревновательного;

    1. принцип безоценочной деятельности;
    2. принцип подкрепления.

     Выбранные методы соответствуют критериям надежности и валидности, а также целям, содержанию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.

    Учебно-тематический план.


    п/п


       Тема занятия


    Цель занятия


    Методы обучения


    Часы

            

      1


    Психологическая диагностика творческих способностей подростков

            1.1

    Исследование творческих способностей

    подростков

    Диагностика творческих способностей подростков

    Методика диагностики образной креативности. Тест  Торренса  




    1

    1.2

    Осознание понятия «креативность»

    Осознание  собственной

    «креативности», этапов креативного процесса,

    влияния стереотипов на  проявление креативности.

    Активизация

    исследовательской

    мотивации

    Упражнения

    Разминка:  

    «Назови себя по имени»

    Осознание креативности:

    - «Литературный  герой»

    - «Письмо из Простоквашино»

    - «Город  некреативных»

    -  «Привычки»






    1


    2


    Организация занятий по развитию креативности средствами художественного образа

    2.1

     Художественный образ как средство выражения личной индивидуальности

    Осмысленное знакомство  с произведениями

    искусства; развитие критического мышления;

    создание предпосылок к самопознанию через

    произведение искусства; развитие  

    наблюдательности;

    воспитание  

    толерантности во время

    работы в группе; обучение навыкам  

    сотрудничества и выработки групп. реш.

    Упражнение

    «Смотрю и вижу»







     




        2


    3


    Средства художественного образа в изобразительном искусстве

    3.1

    Форма как средство художественного образа.

    - Осознание влияния

    стереотипов на развитие сюжета;

    - Обнаружение критериев нестандартности;    

    - Совмещение

    несовместимого,

    изменение ракурсов,

    масштаба

    Упражнения:

    - «Добрый и злой» одуванчик.

    - «Живые» пятна и линии

    - «Земля круглая»

    - «Игра в прятки»





    2

    3.2

    Цвет как средство художественного образа

    - Актуализация    

    внутреннего   ресурса

    - Исследование своего    

    внутреннего мира на  

    проективном материале


    Упражнения:

    - «Личностные качества в цвете»

    - «Музыкальные эмоции в цвете»

    - «Поэтические ассоциации в цвете»




    2

    3.3

    Фактура как средство художественного образа

    - Отработка умения генерировать идеи

    - Развитие гибкости  

    мышления

    -Тренировка поиска

    неочевидных

    вариантов решения.    

    Упражнения:

    -«Что из чего? »

    -«Как совместить несовместимое»

    -Групповое  творческое задание на создание композиции из материалов различной фактуры.




    2

    3.4

    Восприятие формы на плоскости

    - Активизация  

    исследовательской

    мотивации

    - Формулирование

    основных способов  

    изображения формы на плоскости

    - Научиться решать  различные задачи,  

    применяя нестандартный  подход

    Упражнения:

    Мозговой штурм

    - «Форма на плоскости»

    - Индивидуальное творческое задание на создание композиции из различных форм.






          2


      4


    Психологическая диагностика творческих способностей подростков


    5.1

    Исследование творческих способностей подростков

     

    Повторная диагностика детей для выявления динамики в развитии творческих способностей

    Методика диагностики образной креативности тест Ф. Вильямса




    1


    Итого:


                 



         13

                    

    Данная программа была реализована на базе  Средних школ города Барыша Ульяновской области, с учениками 9-го класса. Возраст учащихся: 14-15 лет.

    Занятия представляли собой комплекс упражнений, направленных на развитие креативности такими средствами художественного образа как форма, цвет, фактура, композиция.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно - развивающая программа «Развитие социальной уверенности»

    Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, нравстве...

    Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

    Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

    Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

    Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

    Коррекционно- развивающее занятие на тему: «Беседа о здоровом образе жизни»

    Цели: 1.Учиться быть здоровым душой и телом. 2.Стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье.3.Расширение кругозора учащихся.Задачи:1. Рассказать о личной гигиене человека...

    Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».

    Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...