Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».
рабочая программа по психологии по теме
Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами. Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
«Развитие креативности подростков
средствами художественного образа».
Актуальность программы заключается в том, что развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частности, склонности к злоупотреблению психоактивными веществами. Распространенные мотивы их употребления – жалобы на «нереализованность», невозможность уйти другими путями от «серости» жизни или конструктивно решить проблемы, в которых нет заранее известных способов действия, гарантированно ведущих к успеху (затруднения в личной жизни, необходимость принятия решения о будущей профессии и т.п.). В результате подросток начинает использовать алкоголь или наркотики как простейший способ «раскрасить» свою жизнь и уйти от «беспокоящих» проблем. Конечно, развитая креативность еще не выступает полной гарантией от такого исхода событий, однако она, в сочетании с умением пользоваться ею для решения жизненных проблем, снижает вероятность этих форм поведения. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте.
Предполагается, что данная программа даст возможность детям приобрести творческий опыт, ценность которого для человека заключается в следующем:
- проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее;
- наивность, естественность, открытость;
- отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего
«альтер-эго»;
- отказ от страха;
- сила и мужество;
- творческое постижение мира вместо абстрактного познания;
- обретение внутренней целостности и гармонии с собой;
- переживание своей уникальности и понимание другого в момент
творчества.
Поэтому так важно, чтобы творческий опыт был составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — обязательной частью этого процесса.
Предлагаемые упражнения в данной программе, направленные на развитие креативности, предназначены для работы с группами подросткового возраста (14-15 лет). Большинство из них носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности. Упражнения могут применяться как в качестве небольших игровых «вставок» в различные учебные и тренировочные занятия, а также в воспитательные мероприятия, так и проводиться отдельным блоком, в качестве самостоятельной программы социально-психологического тренинга. Оптимальный размер группы 18 – 25 человек. Учитывая достаточно высокие учебные нагрузки в школах и гимназиях, программа предусматривает проведение одного занятия в неделю. Но для более полной реализации целей, эффективнее режим по два занятия в неделю. Это можно сделать за счет использования дополнительных занятий.
Целью программы является развитие креативности подростков средствами художественного образа: формой, фактурой, цветом, композицией.
Задачи данной программы:
- осознание собственной креативности;
- развитие творческого мышления, навыков креативного подхода к решению различных задач;
- развитие инициативности в решении различных задач;
- развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями через творческое самовыражение;
- развитие навыков выявления новых возможностей;
- раскрытие личностных особенностей участников;
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Развитие творческих мыслительных способностей
Беглости — способности быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.
Гибкости — способности применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовности и умения рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
Оригинальности — способности придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
Способности к детальной разработке — способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
- Преодоление возможных психологических ограничений подростков;
- Формирование внутренней мотивации деятельности;
- Развитие умения справляться с напряжением и негативными эмоциями, через творческое самовыражение;
- Осознание самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации.
- Формирование умения дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, освоение навыков работы в коллективе.
- Расширение кругозора подростков.
- Успешное и своевременное решение задач развития подросткового возраста, что создаст благоприятные условия для дальнейшего решения задач развития последующих возрастов.
- Повышение профессиональной компетентности педагога – психолога, воспитателя в процессе разработки и проведения занятий.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:
1. Требования к специалистам, реализующим программу: для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии.
2. Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: для проведения групповых работ необходим кабинет, можно учебный класс, оснащенный компьютером и проектором; бумага для рисования формата А4, А1, краски, фломастеры, карандаши. Методы и формы работы, применяемые в программе:
- индивидуальная работа;
- работа в мини-группах;
- ролевые игры;
- групповая дискуссия;
- практические упражнения;
- презентации;
- решения проблемных ситуаций.
- мозговой штурм;
- синектика;
- метод фокальных преобразований;
- метод творческих преобразований.
Принципы работы, применяемые в программе:
- принцип мягкого соревнования;
- принцип варьирования подходов: индивидуального;
кооперативного, соревновательного;
- принцип безоценочной деятельности;
- принцип подкрепления.
Выбранные методы соответствуют критериям надежности и валидности, а также целям, содержанию программы и возрастным психологическим характеристикам разновозрастных категорий.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Методы обучения | Часы |
1 | Психологическая диагностика творческих способностей подростков | |||
1.1 | Исследование творческих способностей подростков | Диагностика творческих способностей подростков | Методика диагностики образной креативности. Тест Торренса | 1 |
1.2 | Осознание понятия «креативность» | Осознание собственной «креативности», этапов креативного процесса, влияния стереотипов на проявление креативности. Активизация исследовательской мотивации | Упражнения Разминка: «Назови себя по имени» Осознание креативности: - «Литературный герой» - «Письмо из Простоквашино» - «Город некреативных» - «Привычки» | 1 |
2 | Организация занятий по развитию креативности средствами художественного образа | |||
2.1 | Художественный образ как средство выражения личной индивидуальности | Осмысленное знакомство с произведениями искусства; развитие критического мышления; создание предпосылок к самопознанию через произведение искусства; развитие наблюдательности; воспитание толерантности во время работы в группе; обучение навыкам сотрудничества и выработки групп. реш. | Упражнение «Смотрю и вижу» | 2 |
3 | Средства художественного образа в изобразительном искусстве | |||
3.1 | Форма как средство художественного образа. | - Осознание влияния стереотипов на развитие сюжета; - Обнаружение критериев нестандартности; - Совмещение несовместимого, изменение ракурсов, масштаба | Упражнения: - «Добрый и злой» одуванчик. - «Живые» пятна и линии - «Земля круглая» - «Игра в прятки» | 2 |
3.2 | Цвет как средство художественного образа | - Актуализация внутреннего ресурса - Исследование своего внутреннего мира на проективном материале | Упражнения: - «Личностные качества в цвете» - «Музыкальные эмоции в цвете» - «Поэтические ассоциации в цвете» | 2 |
3.3 | Фактура как средство художественного образа | - Отработка умения генерировать идеи - Развитие гибкости мышления -Тренировка поиска неочевидных вариантов решения. | Упражнения: -«Что из чего? » -«Как совместить несовместимое» -Групповое творческое задание на создание композиции из материалов различной фактуры. | 2 |
3.4 | Восприятие формы на плоскости | - Активизация исследовательской мотивации - Формулирование основных способов изображения формы на плоскости - Научиться решать различные задачи, применяя нестандартный подход | Упражнения: Мозговой штурм - «Форма на плоскости» - Индивидуальное творческое задание на создание композиции из различных форм. | 2 |
4 | Психологическая диагностика творческих способностей подростков | |||
5.1 | Исследование творческих способностей подростков
| Повторная диагностика детей для выявления динамики в развитии творческих способностей | Методика диагностики образной креативности тест Ф. Вильямса | 1 |
Итого: |
| 13 |
Данная программа была реализована на базе Средних школ города Барыша Ульяновской области, с учениками 9-го класса. Возраст учащихся: 14-15 лет.
Занятия представляли собой комплекс упражнений, направленных на развитие креативности такими средствами художественного образа как форма, цвет, фактура, композиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая программа «Развитие социальной уверенности»
Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, нравстве...
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...
Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...
Коррекционно- развивающее занятие на тему: «Беседа о здоровом образе жизни»
Цели: 1.Учиться быть здоровым душой и телом. 2.Стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье.3.Расширение кругозора учащихся.Задачи:1. Рассказать о личной гигиене человека...
Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....