Коррекционно - развивающая программа «Развитие социальной уверенности»
рабочая программа по теме

Парфенова Алла Николаевна

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, нравственных качеств, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Парфенова Алла Николаевна

                                                                        воспитатель, высшая категория.

                                                                        ГУ«Социально- реабилитационный

                                                                        центр для несовершеннолетних».

                          г. Омска

Тема:

Коррекционно - развивающая программа

«Развитие социальной уверенности»

(предназначена для детей младшего школьного возраста).

Омск 2008

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………….

Тематический план…………………………………………………....

Методическое обеспечение программы «Развитие социальной уверенности»…………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………

Приложение……………………………………………………………

Пояснительная записка.

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, нравственных качеств, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач.  В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Если в детстве ребенок не получит того, что необходимо получить для своего развития, то он может попасть в разряд трудных детей».Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение видеть, слышать и чувствовать  другого, умение понимать его, сопереживать ему. Социально неуверенные дети не могут гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Это может привести к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков общаться, трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Такие дети легко переходят границы моральных и правовых норм. «Человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать,» - так формирует В.А. Сухомлинский одну из важных закономерностей воспитания. Каждый ребенок должен пройти школу человечности, искренности, почувствовать боль другого человека. Важно научить доставлять радость и счастье людям, управлять своими желаниями, соизмерять их с интересами окружающих.

Проявление социально-уверенного поведения присуще детям, имеющим высокий уровень социального развития. Гуров В.Н. под социальным развитием ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, формирование коммуникативной и социальной компетентности. Шамова Т.И.,  Третьяков П.И., Капустин Н.П. характеризуют социальное развитие как усвоение нравственных норм и руководство ими в отношениях человека с окружающим миром, в его поведении, действиях и поступках.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божевич в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт. Выготский Л.С. подчеркивал, что социальный опыт – это опыт других людей, который входит очень значительным компонентом в поведение человека. Систему отношений ребенка с обществом Л.С. Выготский определил как социальную ситуацию развития в данном возрасте. Ананьев В.Г. подчеркивал, что социальная ситуация развития личности – это взаимодействие человека с обстоятельствами жизни (экономическими, политическими, правовыми, идеологическими, социально-психологическими и др.). Социальная ситуация развития ребенка зависит от его социального окружения.

Дети, находящиеся в ГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - это безнадзорные и беспризорные дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Это дети, находящиеся в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием пребывания на улице в асоциальной среде. Дезадаптированные дети характеризуются неадекватными формами общения и поведения – неуравновешенностью, плаксивостью, ненормативной речью, резкими перепадами настроения, переходящими в агрессию. Согласно учению Л.В. Выготского: «Ребенок усваивает только тот опыт, который им был воспринят». «Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения отрицательно сказываются на развитии детей.По данным диагностики психологов, большое число детей имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность.      

Существующие традиционные подходы к организации воспитательного процесса (а так же педагогические технологии) не учитывают в полном объеме всех этих факторов. Поэтому возникла необходимость создания программы деятельности, которая могла бы дать ребенку качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми, снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению. Согласно современным требованиям к социально-реабилитационному процессу и соответственно показателям  развития детей с девиантным поведением, была создана программа «Развитие социальной уверенности».

Целью данной программы является личностная реабилитация ребенка через укрепление уверенности в себе, понимание им своих личных особенностей и возможностей в общении с окружающим миром.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

Формирование: а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

б) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей личности; в) умения выделять свои достоинства и недостатки.

Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания, сопереживания и терпимости;

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях, умения освобождаться от социального страха в общении с окружающими;

Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания, снятия негативных импульсов;

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

Программа реализуется через занятия, игровую деятельность, создание психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Программа носит развивающий характер (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка), профилактический (предупреждение социально неуверенного поведения), коррекционный (решение в процессе занятий конкретных психоэмоциональных проблем).

В соответствии с задачами программа включает в себя три раздела.

Раздел «Уверенность в себе»   6 занятий

Без способности раскрыть образ своего «Я» дети не могут оценить себя объективно, правильно принять похвалу или замечание, проанализировать собственные успехи, что порождает неуверенность в общении, пассивность, пониженную самооценку. В процессе работы над темами раздела ребенок понимает, что он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных. Дети осознают свои предпочтения и вкусы, начинают понимать, что иногда они могут не совпадать со вкусами других людей. В дальнейшем это поможет им определить линию своего поведения, а значит, быть принятым в общении и добиваться при этом успехов.

 Раздел «Чувства, желания, взгляды»  7 занятий.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого – причина страха, отчужденности, враждебности. Темы раздела учат детей более глубокому пониманию другого человека, помогают понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, способствует профилактике социальных страхов у детей.

Раздел «Социальные навыки»   10 занятий

Темы занятий способствуют развитию важнейших социальных навыков и умений – способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, развитию способности к самоконтролю в социальной ситуации.

Структура занятий

Приветствие

Вводная часть: создание проблемной ситуации, знакомство с темой занятия.

Основная часть: работа по теме занятия (обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций), релаксация.

Заключительная часть: обобщение, подведение итогов.

Ритуал прощания.

Формы, методы и приемы работы.

Формы организации занятий в зависимости от содержания материала могут быть групповые, индивидуальные, парные, фронтальные.

        Содержание занятий раскрывается в форме непосредственного общения педагога с детьми.

Среди методов воздействия выделяются словесные  и наглядные: рассказ, беседа, коммуникативные тренинги общения, диалоги,  этюды, речевые образцы, ролевые, психологические игры и упражнения.

Словесные методы, сочетаясь с наглядными, усиливают воспитательное значение. На занятиях широко используется: демонстрация, иллюстрация, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

Данная программа рассчитана на детей младшего возраста, имеющих низкий уровень социального развития. Для определения уровня развития социальных умений и навыков используются следующие методики:

«Методика выявления уровня подготовленности детей-сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородовой.

               Проводится в начале и в конце курса занятий. (приложение №1)

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» (для младших школьников) составлен Н.В. Щурковой. Проводится в конце курса занятий. (приложение №2)

«Определение социально-психологического климата в группе».  Проводится в начале и в конце курса занятий. Педагогическое наблюдение по схеме. (приложение №3)

Критериями результативности могут служить – наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях; выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения; сформированность коммуникативной культуры.

Программа рассчитана на 23 занятия, по два занятия в неделю, по 30-40 минут каждое.

Количество участников 6-8 человек.

Тематический план.

Раздел

Темы занятий

Задачи

Количество часов


«Уверенность в себе»

1

«Кто я? Чем я отличаюсь от других»

Заложить основы процесса самопознания;

помочь ребенку адекватно оценить себя;

поддержать положительную самооценку;

способствовать развитию толерантности по отношению к другим людям.

       1

2

«Мои возможности и способности»

Развивать навыки самовосприятия;

способствовать гармонизации претензий и возможностей;

активизировать творческий потенциал детей.

1

            3

«Мои достоинства и недостатки»

Закреплять у детей навыки самоанализа;

способствовать осознанию своих положительных и отрицательных качеств;

способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

1

4

«Как достичь цели»

Дать детям понятие о сильной личности;

Способствовать развитию у них навыков уверенного поведения

1

5

«Мир вокруг нас»

Подвести ребят к пониманию значимости собственного Я;

научить их осознавать необходимость жить в согласии с собой и с другими;

развивать навыки позитивного социального опыта.

1

1

2

        3

4

          6

«Мое будущее»

Способствовать повышению самооценки у детей, самовыражению, развитию оптимизма и уверенности в своих силах

      1


«Чувства, желания, взгляды»

1

"        «Мимические

признаки эмоций» 3ч

Знакомить с эмоциональными состояниями радости, грусти, злости;

познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоции;

способствовать развитию у детей чувства жалости, сопереживания.


Различать эмоциональные состояния страха, стеснительности и стыда;

называть и описывать их в различных ситуациях;

содействовать символическому уничтожению страхов детей;

вызвать негативное отношение к поступкам, за которые нужно стыдиться.


Познакомить с новыми понятиями «отвращение», «презрение», «высокомерие»;

учить соединять пиктограммы мимики и движения;

развивать чувство толерантности и эмпатии к другим людям.

      1










      1










1

1

2

3

4

2

«Изменение настроения»2ч

Познакомить с понятием «изменчивости эмоционального состояния»;

развивать в детях умение более точно определять свое настроение и чужое,  уметь отразить его в рисунке.


Закреплять у детей умение осознавать и передавать свое эмоциональное состояние посредством рисунка;

соотносить содержание эмоционального состояния с музыкой и настроение, которое она производит;

закрепление навыков поведения в проблемной ситуации.

1







1

3

«Управляем

своим настроением»

Дать детям представление о взаимосвязи между мыслями и настроением;

научить способам управлять своим настроением;

развивать способность к рефлексии.

1

4

«Контролируем свои эмоции и поведение»

Дать детям представление о саморегуляции в критических состояниях;

Научить приемлемым способам разрядки гнева и агрессии

1


«Социальные             навыки»

1

«Передай добро по кругу»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать друг другу;

Развитие навыков позитивного социального поведения.

1

1

2

3

4

2

«Как появляется зло»

Развитие способности воспринимать сверстника не как конкурента, а как друга»

Отработка ситуаций предотвращения конфликтов;

Закрепление навыков поведения в проблемной ситуации.

1







3

«Культурный человек»

Воспитывать вежливость, культуру поведения, внимание к окружающим, особое отношение к девочкам, старшим;

упражнять в добром поступке.

1

4

«Один и вместе с друзьями»

Познакомить с качествами,

помогающими и мешающими дружбе;

помочь понять, что дружба дарит радость общения;

объяснить преимущества дружбы;

учить позитивным способам общения.

1

5

«Ссора и примирение»

Учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека;

различать  умение пользоваться нормами-регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность);

научить  детей понимать, что если ты виноват, то нужно просить прощения, это нормально.

1

1

2

3

4

6

«Зачем нужна ответственность»

Учить детей принимать на себя разные виды ответственности;

Дать возможность ребенку почувствовать, как почетно иметь обязанности;

Показать, как осознание собственной ответственности помогает чувствовать себя лучше.

1

7

«Законы общества»

Способствовать осознанию собственного чувственного опыта;

способствовать осмыслению конфликтной ситуации, связанной с нарушением правил, с вмешательством в чужую жизнь

1

8

«Мы живем среди людей»

Отработка общепринятых моделей поведения в сложных ситуациях;

Коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании

1

9

«Если беда рядом»

Отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях;

учить точно выражать свою мысль, принимать решения и до конца выполнять поставленную задачу.

1

10

«Заколдованное сердце» (большая психологическая игра)

Дать детям возможность прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, увидеть на собственном примере и примере других детей модели эффективного общения в различных ситуациях

1

     Методическое обеспечение программы

 «Развитие социальной уверенности».

Раздел 1. «Уверенность в себе».

    Занятие 1. «Кто я? Чем я отличаюсь от других?»

Вводная часть

Приветствие «Я рад(а) тебя видеть на нашем занятии»

сообщается тема занятия

Основная часть

Рассказ педагога «Происхождение имен»

Игра «Ласковое имя»

(Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому попадет мяч, называет одно или несколько своих ласковых имен. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мяч пойдет в обратную сторону. Нужно постараться бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а также произнести его ласковое имя.)

Упражнение «Кто я»

Педагог предлагает характеризовать себя – внешность, чувства, особенности поведения. (Можно использовать игрушки, предметы…)

Обсуждение «Чем мы отличаемся друг от друга»

Кто из группы самый добрый?

Кто самый веселый?

Кто самый смелый?

Кто самый умный?

Игра «Волшебный стул»

Для тех, кто садится на волшебный стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называются самые лучшие качества человека.

Релаксация

Лежа на полу, дети под музыку вспоминают и повторяют все положительные слова, сказанные им окружающими.

Заключительная часть

Обсуждение «Что нового я в себе открыл?»

Ритуал прощания (Давайте посмотрим друг на друга  и подарим друг другу улыбку)

Занятие №2. «Мои возможности и способности»

Настрой «Я рад с тобой общаться»

Вводная часть

Игра «Я похожий на других, я не похожий на других»

(Дети берут мяч, высказывают мнение о себе и передают другому.) Педагог подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей

Основная часть

Игра «Я умею» (дети должны назвать умение, которое они могут делать лучше других) (спросить у ребят, давно ли они этому научились и трудно ли им было учиться).

«Хочу научиться» (объяснить детям, что способности сами по себе не приходят, для развития умений в любом деле необходима тренировка и желание)

- Чему бы вы хотели научиться? (ответы записываются на доске и обсуждаются возможности овладения этими навыками)

Игра «А вам слабо?» (повторить за ведущими несколько движений)

Заключительная часть

Итог занятия: для того чтобы чему-то научиться, нужны желание и тренировка.

Ритуал прощания

Занятие №3. «Мои достоинства и недостатки»

Настрой  «Спасибо, что ты рядом» (дети стоят в кругу, пожимают руку стоящему рядом и произносят слова «Спасибо, что ты рядом».)

Вводная часть

Игра «Потерялась девочка». (дети сидят в кругу, ведущие делает объявление по радио: «Внимание, потерялся мальчик (девочка)». Далее описываются внешний вид, черты характера и умения ребенка. Дети должны угадать имя товарища.)

Вывод: мы отличаемся друг от друга чертами характера.

Основная часть

Беседа о положительных и отрицательных качествах человека, о вредных привычках и их роли в  жизни и общении людей.

(дети должны называть эти качества, воспитатель записывает в виде двух таблиц).

- Какие достоинства вы хотели бы иметь?

- От каких недостатков хотели бы избавиться?

Игра «Шаги правды»

(на полу выкладываются следы, вырезанные из бумаги. Обращаясь к ребенку, воспитатель называет какое-нибудь качество. Если ребенок соглашается, то он делает шаг вперед. Надо стремиться к тому, чтобы пройти весь путь, оставаясь честным.)

Заключительная часть

Итог занятия: не надо бояться признавать свои недостатки, это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

Ритуал прощания

Раздел 1. «Уверенность в себе».

Занятие 4. Как достичь цели.

Вводная часть. Настрой «Солнышко» (дети по очереди кладут ладошки на ладонь ведущего, при этом называя свое имя и улыбаясь)

Упражнение «Я смогу»

(детям предлагается выполнить движение, требующее усилий и тренировки)

Вывод: Чтобы добиться чего-то, нужно прилагать усилие и вести себя уверенно. Сегодня мы будем учиться этому.

Основная часть

Беседа. Что значит быть уверенным человеком?  (спокойно отстаивать вое мнение, считаясь с мнениями других).

Какое поведение мы называем неуверенным? (нерешительное, унижающее других)

Какое поведение называют агрессивным? (оскорбляющее, унижающее других)

Можно ли назвать уверенным агрессивное поведение?

Игра «Закончи предложение»

(дети по очереди заканчивают каждое из предложений, а потом оценивают, был ли ответ уверенным)

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Игра «Назови свои сильные стороны, которые помогут тебе быть уверенным»

Проигрывание ролевых ситуаций (ситуация «Знакомство», «подари подарок другу», «Ученик списывает домашнее задание», «Обиженный ребенок»)

(дети должны продумать все действия по порядку, а затем проиграть ролевую ситуацию)

Вопросы

Было ли это просто?

Что проще: продумать, как действовать, или выполнить действие?

Релаксация: Упражнение «Как мы боремся с трудностями»

Предварительная беседа

Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми необходимо научиться справляться. Не стоит бояться ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Если что-то не получается, не расстраивайтесь, нельзя опускать руки; не обвиняйте окружающих. Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить по-другому, так, чтобы добиться цели. Если трудно и непонятно, попросите о помощи.

(включается спокойная музыка)

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте белый экран. Нарисуйте на нем свое желание. Это то, о чем вы мечтаете. А теперь рисуйте то, что вы делаете, чтобы достигнуть цели. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам удалось то, к чему стремились. Мысленно порадуйтесь : «Я сделал это!»

Откройте глаза и скажите уверенно вслух «Я смогу сделать то, что мне надо сделать!»

Заключительная часть.

Итог занятия: (дети рассказывают, какой цели они пытались достичь)

Ритуал прощания

Раздел 1. «Уверенность в себе».

Занятие №5. «Мир вокруг нас»

Настрой:

Дети сидят кругом.

- Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу!

Вводная часть

- Вокруг каждого из нас большой разнообразный мир. Для того, чтобы узнать о нем, необходимо общаться с этим миром.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

(Я тебе свое Я, а ты мне  - свое Я).

- Нужно ли учиться общению?

- Для чего нам это нужно?

Основная часть.

- Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.

Задумывались ли вы, почему это происходит? Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссоре люди чаще обвиняют других. Давайте попытаемся проверить, какие мы в общении. Постарайтесь отвечать откровенно и сразу.

Тест-игра «С тобой приятно общаться».

- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. Давайте проверим, какие вы в общении. (Детям раздаются небольшие листочки для записи, – количество листочков равно количеству человек в группе -  на которых они пишут соответствующие значения для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске).

+2 с тобой очень приятно общаться

+1 ты не самый общительный человек

0 не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 с тобой иногда неприятно общаться

-2 с тобой очень тяжело общаться

(Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий раздает их «адресатам», предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать после занятия).

Неоконченное предложение

(детям предлагается закончить фразы)

- Мне нравится, когда мои друзья…

- Я не люблю, когда меня…

- Мне очень приятно говорить друзьям…

- Своим друзьям я всегда…

Работа по теме занятия

-Что для вас является самым ценным в жизни?

(ответы записываются на доске)

Обсуждение

- Когда человеку бывает хорошо? (когда его любят, когда он здоров. когда его понимают)

- Когда его понимают? (когда его слушают)

- Умеете ли вы слушать?

Тест «Умеете ли вы слушать»?

- Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

- Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам в это время думаешь о другом?

- Ты часто перебиваешь собеседника?

- Ты слушаешь, или только делаешь вид, что слушаешь?

- Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?

- Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Анализ: чем больше +, тем менее вы умеете слушать.

Обсуждение: что мешает вам слушать других? (неинтересно, думаем о своем, сразу хотим дать ответ…)

- Часто люди не слушают потому, что боятся услышать что-то неприятное для себя. Подумайте и скажите, когда мы не слушаем других.

Игра «Пойми меня».

(Все участники одновременно громко произносят свое, а ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать.)

Заключительная часть

Обсуждение:

- Трудно ли оценивать себя?

- Что нового вы хотели изменить?

-Давайте оценим наше занятие. На счет «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.

Раздел 1. «Уверенность в себе».

Занятие 6. «Мое будущее». (Кем быть?). 

Настрой. Игра «Привет». 

Поздоровайтесь с каждым  из группы за руку и при этом спросите «Привет. Как дела?». Говорить нужно только эти слова. Освобождать свою руку от приветствия вы сможете лишь после того, как начнете здороваться другой рукой со следующим участником.

Вводная часть

Сообщается тема занятия.

- Если верить в свою удачу и тренироваться, то можно всего достичь.

Основная часть.

Педагог читает детям отрывки из стихотворений В.В. Маяковского «Кем быть?» и задает вопрос.

- Что нужно в каждой профессии? (Если никто из ребят не называет слово «способности», а просто их перечисляют, то ведущий делает вывод сам.) Далее обсуждаются необходимые способности для разных профессий: врача, учителя, музыканта, артиста, военного.

Загадай свою профессию

Педагог предлагает ребятам перечислить, какие способности требуются в данной профессии, не называя саму профессию. Это может быть любая профессия, не только та, которую они выбрали для себя. Все остальные по перечисленным способностям отгадывают, какая профессии загадана.

Игра «Ты умеешь это лучше всех».

Все участники игры встают в круг и по очереди выходят в центр. В центре круга каждый называет то, что он может делать лучше других, а остальные участники поддерживают его: «Ты умеешь это делать лучше всех!».

Заключительная часть.

Обсуждение

- Что нового вы узнали о себе?

- От чего зависит ваше будущее?

Ритуал прощания

Зажигается свеча, и дети, передавая ее друг другу, говорят добрые слова и пожелания на будущее.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

Тема: Мимические признаки эмоций.

Занятие 1.

Вводная часть.

Приветствие. (Участники располагаются по кругу. В руках у ведущего мяч, который он передает справа сидящему от него участнику и, обращаясь к нему по имени, высказывает добрые пожелания на сегодняшний день. Мяч последовательно передается по кругу.)

О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их.

Основная часть.

Посмотрите на эти рисунки (педагог показывает пиктограммы – радость, грусть, злость)

Кто из этих людей испытывает радость? Кто-нибудь из вас может изобразить ее? Опишите состояния радости. Какие глаза у человека, когда он радостный? (смеющиеся, веселые) Какие у него губы, зубы, рот? (рот до ушей)

Скажите, когда вы испытываете радость?

А когда человек грустит? Найдите изображение этой эмоции.

Посмотрите на лицо. (показывает пиктограмму грусти)

Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Вам жалко этого человека? Да, и мне жалко. как его можно развеселить?

А какое лицо у этого человека? (пиктограмма злости)

Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо?

Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым?

Посмотрите на себя в зеркало и попытайтесь изобразить грусть, радость, злость.

Упражнение «Угадай эмоцию»

(одни дети изображают эмоцию, остальные угадывают)

Этюд «Сердитый дедушка» (разыгрывается детьми)

Дедушка не может найти очки – сердится, находит – радуется.

Упражнение «Обиженный кустик»

(один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его)

Заключительная часть

Обсуждение.

Что нового вы сегодня узнали?

Как могут пригодиться полученные знания?

Ритуал прощания.

Тема: «Мимические признаки эмоций»

Занятие 2.

Вводная часть.

Настрой: (Дети располагаются по кругу. Педагог предлагает каждому по очереди сказать о своем самочувствии, настроении и готовности к работе).

С какими эмоциями мы уже познакомились? (дети называют и показывают соответствующие пиктограммы).

Сегодня мы поговорим о тех эмоциональных состояниях, которые называются «страх», «стеснительность», «стыд».

Основная часть

Найдите на пиктограммах состояния «страха», «стеснительности», «стыда».

Как мы узнаем, что человек испытывает страх? (рот открыт, человек кричит : «А! Боюсь! Боюсь!». Глаза у него становятся большими)

Есть такая русская поговорка: «У страха глаза велики». Это значит, что глаза стали большими. Кто-нибудь из вас испытывал страх? Вам было страшно?

Составьте короткий рассказ о том, как мальчик или девочка сначала испугался, а затем смог преодолеть страх.

Как выглядит человек, когда он боится? (У него зубы стучат, он дрожит, глаза круглые, лицо бледнеет, он говорит дрожащим голосом, выглядит беззащитным). Если человек ничего не боится, как о нем можно сказать, какой он? (смелый, храбрый, отважный)

А как сказать о человеке, который боится? (трусливый, робкий)

Скажите, когда человек стесняется? Как мы поймем, что он стесняется? Какое чувство он испытывает? Что нужно сделать, чтобы девочка не смущалась?

(Девочка раскраснелась от смущения, опустила ресницы. Она пришла к незнакомым людям, ей стало неуютно, тревожно, даже немного страшно. Девочке сказали, что ее здесь все любят, что она может ничего не бояться, пригласили ее в игру. Девочка со всеми познакомилась, подружилась, перестала стесняться, стала веселая, счастливая).

Скажите, чем отличаются стеснительность и стыд? (Человеку стыдно, когда он совершил плохой поступок, за который его смогут даже наказать. А стесняется человек, когда ему неуютно в новой компании, в гостях)

Этюд «Провинившийся» (предлагается детям показать)

(мальчик съел сладости, приготовленные для гостей. Голова втянута в плечи, плечи приподняты, руки висят вдоль тела, брови сдвигаются, уголки губ опущены) Этюд «Ребенок стесняется» (Ребенок сидит на кончике стула, колени сдвинуты, локти прижаты к телу, ладони сжаты, лежат на коленях, голова опущена, глаза потуплены)

Заключительная часть Игра «Глаза в глаза» (дети берутся за руки со своим соседом, смотрят друг другу только в глаза. Нужно постараться молча передать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я расстроен», «не хочу разговаривать») Анализ занятия. Важно ли научиться понимать друг друга?

Оцените, кто лучше всех сегодня показал эту особенность.

Раздел 2. «Чувства, желания, взгляды».

Тема: Мимические признаки эмоций

Занятие 3

Наглядность: пиктограммы мимики и пантомимики различных эмоциональных состояний.

Настрой: Дети располагаются по кругу, сидя на ковре. Педагог предлагает, чтобы каждый подумал и изобразил свое настроение. Все выполняют по очереди. Если в группе есть участник с плохим настроением, в его адрес можно выразить добрые пожелания.

Вводная часть.

Сегодня мы познакомимся с такими эмоциональными состояниями, как «отвращение», «высокомерие», «презрение».

Основная часть

Педагог предлагает среди имеющихся пиктограмм найти эмоциональное состояние «отвращение».

а) Вам знакомо такое эмоциональное состояние? (когда что-то не нравится, тебе что-то делают, а ты не хочешь?)

Но чтобы вам было еще понятнее, я расскажу историю. (Педагог читает рассказ «Соленый чай» и демонстрирует мимикой состояние отвращения)

А вы, дети, когда-нибудь испытывали отвращение? (рассказы детей)

б) Давайте вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе, какие чувства? Какие чувства к гадкому утенку испытывали вы? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему? (Все гнали бедного утенка, щипали его, клевали)

Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение).

Высокомерие – это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали, говорили «Глаза бы на тебя не смотрели».

Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он урод, потому что утенок был…(непохож на остальных).И такое отношение называли «презрительным».

Трудно ли было утенку жить на птичьем дворе, или ему было все равно, как к нему относились? Если бы вы оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку?

Это грустная сказка? Чем она закончилась? Какие чувства испытал «гадкий утенок», когда прекрасные птицы-дебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование).

Ребята, а в жизни вы встречались с людьми, которые проявляют такие качества, как «высокомерие», «презрение»? А саамы вы когда-нибудь выражали такие чувства по отношению к окружающим? (рассказы детей, обсуждение)

в) Работа с пиктограммами мимики и движения.

Сейчас я вам раздам фигурки. Попробуйте найти фигурки и лицо, которые подходят друг другу. Внимательно посмотрите на движение фигурки и на выражение лица, назовите их эмоциональные состояния.

Заключительная часть. Обсуждение:

Какими эмоциями по отношению к другим людям вы хотите  пользоваться после сегодняшнего занятия?

        Ритуал прощания.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

Тема: «Изменение настроения».

Занятие №4

Настрой: Участники располагаются по кругу, педагог предлагает каждому по очереди сказать о своем самочувствии, настроении и готовности к работе.

Вводная часть

- Вы знаете, что окружающий мир меняется? Летом трава бывает зеленой, затем она желтеет или краснеет, становится коричневой, а потом все покрывается белым снегом. Проходит время, и снова мир становится зеленым. Все эти явления природы происходят независимо от нас. Но кое-что мы все-таки можем изменить.

Основная часть

- Вспомним сказку «Царевна- лягушка». Мы видим, что все герои в разных ситуациях испытывают различные чувства. Скажите, какие чувства испытал Иван Царевич, когда нашел стрелу рядом с лягушкой?  (Страх, удивление, грусть).

- А когда лягушка превратилась в девицу-красавицу, каким он стал? (Радостным. Он обрадовался, стал веселиться, танцевать). Кто еще в сказке радовался чему-нибудь? (Сама Царевна – лягушка.)

- А радовались ба Яга, Кощей Бессмертный? (Они злые, всегда злятся).

- Да, эти персонажи жестокие, коварные, бездушные. Когда Василиса Премудрая попала к ним в плен, они обрадовались этому? (Они веселились не по-доброму, прыгали около костра)

- Что в этой сказке самое удивительное? (Лягушка превратилась в Василису Премудрую)

- Вот сколько эмоций пришлось переносить героям в одной сказке.

Сейчас с помощью красок мы попробуем изменить одно эмоциональное состояние в другое.

а) Сначала дети вспоминают и пробуют, как можно путем мешвания красок получить другой цвет.

        желтый + красный = оранжевый

        желтый + синий = зеленый

        зеленый + красный = коричневый

        синий + белый = голубой

б) Упражнение на изменение эмоции

(Дается лист бумаги двойного формата, который нужно сложить пополам. На одной стороне ребенок рисует то эмоциональное состояние, которое он выбрал, затем накладывает рисунок на другую сторону листа, рисунок отпечатывается на другой стороне. Далее он добавляет к отпечатанному рисунку новые краски и получает другое эмоциональное состояние).

        Одинаковые эмоциональные состояния или разные? Чем похожи? Чем отличаются? Что изменилось? Трудно ли было изменить рисунок? Какие краски добавились?  Почему они «подходят» к новому эмоциональному состоянию? (например, ребенок рисует «страх»,используя черный цвет, а затем красная или желтая краска помогает ему изменить это состояние.

Заключительная часть

Упражнение «Я тебя понимаю»  – содействовать развитию понимания других людей и самих себя.

(Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который ч ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое чувство испытал при этом ребенок. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя в глаза, произносят: «Я тебя понимаю, ты чувствовал…»

Ритуал прощания.

Давайте посмотрим друг на друга и подарим друг другу улыбку.

Тема «Изменение настроения»

Занятие №5

Набор цветных карандашей, ватман, гуашь.

Настрой  Дети стоят в центре зала, взявшись за руки. Каждый участник группы пожимает руку своему соседу слева, обращаясь при  этом к нему со словами «Я рад(а) тебя видеть на нашем занятии».

Вводная часть

- Вы уже знаете о том, что эмоциональное состояние может изменяться. Вспомните, что на это может повлиять?

- А сегодня мы узнаем, как может влиять на наши чувства музыка.

Основная часть

Детям дается прослушать музыкальный отрывок (В. Герчик «Песня стрекозы», В. Шаинский  «Чунга-Чанга»)

- Какая это мелодия? (медленная или быстрая, веселая или грустная, безразличная или взволнованная, озорная или серьезная, спокойная или тревожная, унылая или ликующая, теплая или холодная, ясная или мрачная, усталая или бодрая, довольная или сердитая).

Упражнение «Составь рисунок мелодии».

(Детям раздаются наборы цветных карточек. По ходу звучания музыки дети, выбирая подходящие цветные карточки, составляют «рисунок» двух колыбельных.

        «Тревожная колыбельная» Н. Мясловского

        «Русская народная колыбельная песня»

Обсуждение

- Какие рисунки мелодий получились, чем они похожи между собой, чем отличаются, какая мелодия больше понравилась, что чувствовал ребенок, когда звучала первая колыбельная, изменялось ли его настроение, когда звучала вторая мелодия

Упражнение «Джунгли»

Дети под музыку рисуют на листе ватмана

- Представьте себе, что вы попали в джунгли. Вам поможет в этом музыка. Что вы чувствуете? Какие эмоции испытываете?  Попытайтесь зарисовать ваше настроение.

Заключительная часть

Обсуждение работ (с каждым ребенком обсуждается как содержание рисунка, так и чувства, которые ребенок испытывал при его создании).

Тема: «Управляем своим настроением».

Занятие №6.

Материалы: пиктограммы настроений.

Настрой: Упражнение «Солнышко»

Вводная часть

- Очень часто возникают проблемы, которые портят нам настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, бывает обидно, бывает грустно. Мы сегодня будем учиться управлять своим настроением.

Основная часть

а) – Бывает ли у вас грустное настроение? По какой причине?

- Что вы чувствуете при этом?

- Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

- Наше настроение зависит от наших мыслей. Потому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение,

Правило №1  «Подумай о хорошем и будет хорошо»

(Педагог приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение и записывают их).

Я плохой        Я справлюсь

Я не умею        У меня получится

Я не справился        Я научусь

Меня обидели        Все будет хорошо

Я боюсь        Я не буду бояться

б) Упражнение «Мысли и настроение».

(Педагог читает мысли, записанные на доске, а дети при помощи карточек показывают настроение, которое этим мыслям соответствует).

в) Педагог рассказывает о том, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

Обсуждаем ситуацию «Разбитая чашка».

- Может ли чашка вновь стать новой?

- А если долго ждать?

- А если заплакать?

- А если закричать?

Вывод: ситуацию нельзя изменить, но можно изменить отношение к ней.

Обсуждаем ситуацию «Мне плохо».

- Бывали вы нечаянной причиной какого-либо происшествия? (что-то сломали, случайно толкнули, забыли что-то сделать).

- Как вы выходили из этой ситуации? (не жалеть себя, заняться чем-то интересным, почитать, погулять, порисовать).

Заключительная часть

Игра-упражнение «Мусорное ведро».

Дети пишут на листах бумаги «мне плохо», «Мне жаль себя»… Затем читают вслух и обсуждают.

- Какие это мысли?

- Нужны ли они нам?

- Помогают ли они нам жить?

- Зачем же их читать?

- Зачем же их хранить?

Педагог просит детей скомкать листочки, порвать их со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны», и выбросить их в мусорное ведро.

Ритуал прощания

Давайте посмотрим друг на друга и подарим друг другу улыбку. Она будет согревать нас и поднимать настроение.

Тема «Контролируем свое поведение и эмоции».

Занятие №7.

Настрой Дети располагаются по кругу; педагог их приветствует и просит рассказать о своем настроении и причинах, вызвавших это настроение.

Вводная часть

- Ссоритесь ли вы со своими друзьями?

- По каким причинам может возникнуть ссора?

- Нужно ли учиться тому, чтобы не возникали ссоры и драки?

Сегодня мы будем учиться это делать.

Основная часть

а) Предложить детям закончить предложение:

- Я злюсь, когда…

- я с трудом сдерживаю злость, если…

- Мне трудно скрыть раздражение, если…

(высказываются все дети, а затем идет обсуждение данных ситуаций: «Всегда ли уместно было это чувство?»)

б) Отработка навыков предотвращения конфликтов

(Педагог предлагает разыграть ситуации, придумав способ бесконфликтного решения ситуации)

в) Обучение способам снятия эмоционального раздражения

- заняться спортом

- попробовать скомкать и разорвать газету

- постучать кулаком по стене

- медленно вздыхать и выдыхать, считая до десяти

Игра «Воробьиные бои» на снятие физической агрессии

(дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых воробьев(приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Выигрывает тот, кто упадет или уберет руки  с колен.

Игра «Обзывалки» - снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. (передавая мяч по кругу,  будем называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов. В заключительном круге обязательно сказать своему соседу что-нибудь приятное).

Заключительная часть

- Сможете ли вы теперь контролировать свои эмоции?

- Сможете ли вы достойно выйти из конфликтной ситуации?

Ритуал прощания

Давайте пожмем друг другу руку и скажем что-нибудь приятное.

Раздел 3. Социальные навыки

Занятие 1. «Передай добро друг другу»

Вводная часть.

Приветствие: Ребята, давайте возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу! Попробуйте передать по кругу пожелания добра.

Сегодня мы с вами будем определять понятия «добро» и «зло», оценим ваши поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношении друг к другу.

Основная часть

Что такое добро, зло? Ребята, давайте определим понятие «доброта». Что такое доброта?

Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Как ведет себя добрый человек?

(ответы детей)

Этот человек не может быть злым, грубым, жестким. Его отношение с людьми приветливы, он всегда улыбается, проявляет доброту, сердечность.  А как проявляется доброта?

Доброта проявляется в человеческих делах, поступках, в отношении к людям, ко всему окружающему, в умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать.

Игра-ситуация «Заморочки из мешочка»

Давайте, ребята, проверим себя, оценим свои поступки. Я буду читать вам различные ситуации, а вы решите, как правильно поступить.

     Итог игры

Правильными были ваши ответы? Почему?

Значит, доброта подразумевает добрые, справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить. Очень важно проявить сочувствие, желание помочь, поделиться. Только поняв другого человека, его состояние, можно решить, как ему помочь.

Игра на внимание

(Одного из ребят выбирают ведущим, завязывают ему глаза, и он должен определить, кто рядом с ним.)

А мы, ребята, должны помогать. Мы должны описать человека, но называть только его добрые поступки, положительные черты.

Чтение и обсуждение рассказа Рея Бредбери из сборника «Передай добро по кругу». (чтение рассказа «Все лето в один день»)

Вам понравился рассказ? А чем?

Как оценить поступок детей с Марго?

Отчего становится страшно, когда представляешь события этого рассказа?

Вы оказывались в такой ситуации? С вами такое происходило?

Вывод:

Видите, как опасно человеческое зло! Как просто недобрый поступок может обернуться непоправимым злом! помните об этом и спешите радовать окружающих вас людей, оберегайте их от зла.

 

Игра «Торопись обрадовать!»

(По кругу передается ленточка. После слова «Замри!» тот, у кого она окажется, должен обрадовать своего соседа, сказав, что ты больше всего в нем ценишь, что тебе нравится в его характере…)

Итог игры

Как вы считаете, следует ли радовать другого? Почему?

Что это дает тому, кто радует?

А тому, кого обрадовали?

Значит, в умении нести радость другому, рождается человеческая доброта.

Заключительная часть

Подумайте, ребята, обо всем, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступать, как противостоять злу, несправедливости. Всегда защищайте доброе в себе, в других, решительно давайте отпор злу.

Ритуал прощания

Ребята, возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга, улыбнитесь друг другу.  

        

Раздел 3. Социальные навыки.

Занятие 2. «Как появляется зло».

Вводная часть.

Приветствие. «Поприветствуем друг друга и скажем добрые слова»

Сообщение темы и цели занятия:

Я научу вас быть сильными и справедливыми, понимать, где в жизни может прятаться зло и как его избегать.

Основная часть

Выбери из предложенных портретов тебе лица, которые тебе нравятся, и придумай название героя. (предлагается набор из 10-15 портретов с добрым и злым выражением лица)

Составь «осколочную» картинку и подумай, добрый или злой герой на ней изображен.

Что такое зло?

Какие у нас герои?

Что всегда побеждает в сказках?

Какие ситуации в твоей жизни были несправедливыми?

Решение проблемных ситуаций

На доске выставляется несколько картинок с изображением различных жизненных ситуаций. Нужно отобрать те, где изображена ситуация с плохим, злым поступком и придумать название:

мальчик тянет кошку за хвост (злой мальчик);

дети выбегают из автобуса и толкают старика, который падает (несчастный старик)

девочка поливает цветы;

мальчик шарит по карманам в раздевалке;

мальчик читает;

ученик бежит в столовую, всех расталкивая.

Беседа: «Что надо изменить в рисунке, чтобы он стал добрым?»

Упражнение на формирование внимания к сверстнику, умение управлять поведением.

Ребенок получает карточку с заданием (ущипнуть; толкнуть;  дернуть; отнять игрушку)

Посмотрите, что сделали в ответ дети? (рассердился, обиделся, заплакал)

Изменим ситуацию. Как это сделать? (предложи конфету; поиграй в интересную игру; подари картинку; скажи ласковое слово; попроси прощения)

Игра с аксессуарами

Выбери любой предмет и соверши с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро. (Предметы: палка, веревка, книга, нож, камень)

Заключительная часть

Какими мы должны быть по отношению друг к другу?

Игра повернуться друг к другу, взяться за руки, сказать друг другу добрые слова, сделать комплимент, попросить прощения за нанесенную обиду.

Раздел 3. «Социальные навыки»

Занятие №3 «Культурный человек».

Воспитатель:  «Здравствуйте, я рада вас видеть!» (просит каждого ребенка поздороваться).

Все ли правильно в ваших ответах?

Можно ли здороваться сидя, если взрослый стоит?

Можно ли сесть всем вместе или сначала должен сесть взрослый?

А если вы уже сидите, а взрослый вошел? (Надо встать).

(просит детей проиграть)

А  если мальчики сидят, а вошла девочка?(ситуация проигрывается)

А если вы идете, а навстречу вам взрослые – как надо поступить? Остановиться? Приостановиться? Здороваться на ходу?

А если вы идете по улице, вдали знакомый, нужно ли кричать, догонять?

Кому можно сказать «привет» вместо «здравствуйте», а кому нельзя?

Почему о человеке, который сказал «здорово» говорят, что он плохо воспитан?

Протягивать ли руку? Кому?

Снимать ли головной убор? Когда? Всем ли?

А сейчас я вас покажу, как приветствуют друг друга японцы. Они считаются очень воспитанными людьми

Здравствуйте – малый поклон – наклон головы.

Здравствуйте – средний поклон – уважительный.

Здравствуйте – глубокий поклон – с большим почтением.

очень уважаемым по возрасту, по мудрости, по работе.

- Вам кажется, это смешно. Можно ли смеяться над чужими правилами, обычаями, традициями? В поклоне, в коротких словах привета заключено важное содержание: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я тебе желаю здоровья, мира, счастья».

- Давайте наше русское приветствие скажем по-разному.

Ровесникам – привет и улыбка.

Малознакомым – сдержанно, приветливо.

Родным – нежно, ласково.

Упражнение:

Разошлись по группе – входит взрослый

Сидят мальчики – входит девочка, женщина

Дети идут навстречу друг другу

Заключительная часть

Посидим в тишине, закройте глаза и подумайте, какие правила вы узнали сегодня, которых не знали раньше.

Ритуал прощания.

Дети сидят в кругу и говорят

- Что бы вы могли пожелать всем людям, родным и не родным, если бы в руках была волшебная палочка?

Спасибо вам, мои добрые волшебники!

Раздел 3 «Социальные навыки».

Занятие№4 «Один и вместе с друзьями»

Настрой.  Дети сидят кругом.

Ведущий: Ребята, возьмитесь осторожно за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу.

Вводная часть.

          (Воспитатель читает стихи о дружбе)

Ведущий:  

-О чем эти стихи?

-Сегодня мы будем говорить о том, зачем человеку друг.

3. Основная часть.

-Как вы понимаете слово «дружба»?

-В каком возрасте дети начинают дружить?

-Сколько времени длиться дружба?

(Рассматривают вместе с детьми фотографии своих друзей с детского сада, со школы, рассказывает о своих друзьях, сроках дружбы)

- Хотели бы вы так дружить?

-Кто хотел бы учиться в школе вместе?

-Сидеть за одной партой? Почему?

-Что вам нравится в вашем друге?

-Что ты делаешь для друга?

-Знаете ли вы, что главное в дружбе – хранить секреты и помогать друг другу. И даже если вы поссорились, не выдавать секрет.

-Свои секреты можно рассказывать? Кому? (Другу, подруге, маме, сестре, брату, папе).

        Когда я была маленькой, у меня был секрет. Я рассказала одной девочке, она разболтала всем в классе. Надо мной все смеялись, а я громко плакала. Девочка оказалась не подругой, а «болтушкой».

- А вы хотели бы иметь друга-«болтуна»?

- Кто из вас умеет хранить тайны, секреты?

- Вас можно назвать надежным верным другом?

-А каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья?

-А внешне? (аккуратный, чистоплотный…)

-В отношениях? (скромным, добрым, верным)

-Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?

- Кому легче пережить беду: тем у кого есть друзья; тем у кого нет друзей?

        Что бы вы выбрали для себя? Почему?

«Чтобы друзья делали для меня все».

«Чтобы я умел хранить секреты друзей и помогать им».

«Чтобы меня считали надежным и верным другом».

- Давайте вспомним правила дружбы.

1). Дружба должна быть бескорыстной;

2). Друзья познаются в беде;

3). Мальчикам нельзя обижать девочек, нужно помогать им;

4). Нельзя оскорблять, обзывать своих товарищей;

5). Сильный не обижай слабого. Старший не обижай младшего;

6). В дружбе должно быть согласия.

Игра «Продолжи предложение».

Я назову тебя другом, если ты….

Я не хочу с тобой дружить, потому что ты…

Я бы пожелал своему другу…

Моего лучшего друга зовут…

Заключительная часть.

(Звучат записи песен о дружбе)

Дети выполняют задание: «Нарисуй своего друга».

Занятие №5   «Ссора и примирение».

Настрой.    Поприветствуйте друг друга разными способами (улыбкой, кивком головы, пожатием руки).

Вводная часть.

Игра «Дразнилки». (Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, дети должны назвать объект с использованием суффиксов «л», «к»)

Пример: «Собака»- кусалка, догонялка.

- Сейчас вы дразнили предметы понарошку, в игре. Но нередко бывает, что дети дразнят друг друга по-настоящему и поэтому происходят ссоры. Сегодня мы поговорим о том, почему люди ссорятся и как можно помириться.

3. Основная часть. 

- Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному.

Совсем плохо – драка, война.

Плохо – грубые слова, обзывательства.

Тихие ссоры – когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

- Кто из вас как ссорится? Из-за чего бывают ссоры?

Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно.

Посмотрите (воспитатель садится спина к спине с ребенком), как мы с …(имя ребенка) будем разговаривать…

Легко поссориться? Конечно, ведь мы не видим лиц друг друга.

Посмотрите , теперь (воспитатель встает, ребенок сидит)… удобно? Конечно нет. Как лучше разговаривать, чтобы было удобно, приятно?

Да, если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.

Но если она случилась, как же помириться?

- Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться? Почему? Вы не знали  как или не хотели?

Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения.  Есть правила, которые помогают жить мирно:

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

уступай

Не жадничай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

- Кто в нашей группе умеет мирно жить? Кто умеет мириться? Кто умеет мирить других? Кто знает «мирилки»?

- Награждаем медалью «МИРОТВОРЕЦ», то есть творец мира (тот, кто делает мир), тех, кто больше всех предложил «мирилок».

Танцевальная физкультминутка (без слов).

Обсуждение ситуаций.

(Воспитатель называет различные ситуации, дети придумывают варианты поведения, ведущие к погашению или разгоранию ссоры )

Примеры ситуаций:

Вы идете по двору, проезжающий по луже велосипедист обрызгал вас грязной водой;

Вы узнали, что друг говорит о вас нехорошее;

Вы сделали красивую поделку, а ее нечаянно сломали;

Вы выходите во двор, а вас не принимают играть.

- А сейчас поупражняемся.

Нахмуримся -  как рассерженная мама; как поссорившийся упрямец;

Улыбнемся – как кот на солнышке; как мама малышу.

Заключительная часть.

Вывод: Возможны различные способы поведения в конфликтной ситуации.

Ритуал прощания. 

Давайте мы не будем ссориться, никогда, никогда.

Давайте еще раз помиримся навсегда, навсегда.

                        

        

             

 Раздел 3 «Социальные навыки»

Занятие №6:  «Зачем нужна ответственность.»

Материалы: плакат «Три типа ответственности».

1. Вводная часть.  Разминка.

- Сейчас мы будем хвалить друг друга. Скажите друг другу свои комплименты.

- А затем, выберите кого-то, кто заслуживает похвалы за конкретное дело, не зависимо от того, нравится вам этот человек или нет.

2. Основная часть.

- Ребята, что, по вашему мнению, значит – принять решение? (Проанализировать ответы и выписать на доске признаки решения):

- Я сам решаю, а не подчиняюсь чужой воле;

- Своим выбором я меняю ситуацию;

- Я сам несу ответственность за последствия.

  Пример: Рассыпала семечки на пол

«Я сделала это» - что в данной ситуации означают слова «Кто решает, тот и несет ответственность за последствия?»

- Что в данном случае значит «нести ответственность?» (убрать за собой).

   Пример: «Например, кто-то ударил тебя, а ты ударил в ответ. Каждый  отвечает за своё действие. Он ударил – нарушил наше правило дружбы, и он за это отвечает.

- Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ?

- Как ещё ты мог бы поступить?

  Вывод: «Каждое решение человека меняет ситуацию».

(В данном случае, будет драка или нет, зависит не от того, кто ее начал, а от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет).

- Вы уже многое умеете делать, но не всегда делаете. Почему? (иногда «неохота», «некогда» …)

  Упражнение «Могу и делаю».

Все сидят по кругу. Педагог задает вопросы, а дети отвечают на них следующим образом: если ответ «да», они встают, если «нет» - остаются сидеть.

  Вопросы:

- Сам ли ты выбираешь какую конфету съесть?

- Умеешь ли ты умываться сам? Делаешь ли ты это каждое утро и каждый вечер?

- Умеешь ли ты убирать свои игрушки?

- Можешь ли ты сам придумать себе игру? Играешь ли ты сам, когда нет рядом никого из ребят?

- Умеешь ли ты сам одеваться? Одевался ли ты сам сегодня утром?

- Умеешь ли ты сам повалить себя за дело? Хвалил ли ты себя сам на этой неделе?

- Умеешь ли ты плакать? Плакал ли ты сегодня?

-Умеешь ли ты толкаться и обзываться? Делал ли это сегодня?

- Умеешь ли ты лениться? Ленился ли ты сегодня?

-Умеешь ли ты вредничать? Вредничал ли ты вчера?

-Умеешь ли ты собирать портфель? Собираешь ли ты портфель сам?

 ( Предложить детям на примере этого упражнения объяснить, чем различаются «Могу» и «Делаю».)

- Что вы чувствуете, когда вам доверяют что-то сделать?

(Пусть по кругу каждый покажет жестами, какой величины бывает при этом его ответственность, на сколько она тяжела?

- Ответственность можно поделить по темам.

Например: личное, или ответственность перед собой (Я), ответственность перед другими (Другие), ответственность в школе (Школа).

- Давайте распределим известные вам обязанности по темам.

                              Три типа ответственности

Я

Другие

Школа

Чистить зубы

Ухаживать за животными и растениями

Выполнять домашнее задание.

Вовремя ложиться спать

Заботиться о младших сестрах и братьях

Содержать в порядке книги и тетради.

Умываться

Говорить «пожалуйста», «спасибо». Держать данное слово.

Приходить в школу вовремя, соблюдать школьные правила.

3. Заключительная часть.

Обсуждение.

- Что вы узнали об ответственности сегодня?

- Легко или тяжело быть ответственными?

4. Ритуал прощания.

     

      Раздел 3. «Социальные навыки»

Занятие №7 «Законы общества».

Настрой  (дети располагаются по кругу. Воспитатель предлагает сказать каждому о своем самочувствии и настроении).

Вводная часть

Упражнение «Внутренний дирижер»

- Разные люди совершают разные поступки. Одни считают, что драться (ругаться, обижать, отбирать и т.д.) допустимо, другие уверены, что так поступать нельзя. Можно сказать, что у каждого человека есть внутренний дирижер, который говорит, что можно и что нельзя делать. Иногда этот дирижер говорит то же самое, чему учат вас взрослые, иногда он позволяет некоторые правила нарушать, особенно когда рядом никого нет…

- Что не разрешает тебе делать твой внутренний дирижер? ( в виде игры с мячом). «Что я сам себе разрешаю…»

3. Основная часть

Беседа «Законы общества»

- Внутренний дирижер у каждого свой. Одним людям он «разрешает» брать чужое и «говорит», что это хорошо: «Пусть будут внимательнее!». получается, что оба правы, оба поступают хорошо, потому что так им разрешил внутренний дирижер.

- В любой ситуации есть хорошее и плохое. Например, убийство в мирной жизни недопустимо, а если на войне убить врага – становишься героем.

- У каждого человека есть право поступать по своим законам, но есть еще законы общества для всех. Преступник плохой не для себя, а для общества.

- Основные законы нашего общества служат для защиты человека и собственности. За выполнением закона следят суд и милиция.

- Если человек нарушает законы общества, его наказывают  (тюрьма, ссылка, исправительные работы, штраф)

- Большинство в обществе составляют люди, не нарушающие законов. Они не совершают преступления, потому что боятся попасть в тюрьму? (ответ детей)

- Наша группа – это маленькое общество. Какие законы есть в нашей группе, за что может быть наказание?

- В любой ситуации у человека есть разные варианты, как себя вести. Если тебя толкнули – можно дать сдачи, можно выяснить причины; можно сделать вид, что не заметил; можно пожаловаться; можно направить свою злость на кого-то другого. Если человек бедный, он может пойти работать, а может попрошайничать; кто-то может совершить ограбление, а кто-то отправится искать клад. Способов много, и нельзя сказать, что среди них есть один-единственный правильный. Правильных (и неправильных) может быть множество. Человек выбирает сам, но нужно помнить, что выбирается не только действие, но и последствия этого. («Если ты привык драться и по-другому не можешь, будь готов к тому, что другие будут тебя избегать»)

- А где еще люди соблюдают правила? ( в транспорте, при знакомстве, на улице). Обсуждение.

4. Заключительная часть

Ребята, я желаю вам жить так, чтобы находить гармонию между законами общества и собственными правилами.

          5. Ритуал прощания

Встаньте в круг, закройте глаза, скажите себе «Хочу со всеми жить в мире».

        

Раздел 3. Социальные навыки

Занятие №8. «Мы живем среди людей».

Настрой:

Приветствие

«Я рад с тобой общаться»

Вводная часть

а) Упражнение в постановке вопросов (прием, стимулирующий познавательную активность).

Детям демонстрируется ряд сюжетных картинок: «В гостях», «За углом школы», «В школьном туалете, на перемене, на дискотеке».

- Придумать как можно больше необычных вопросов к своей картинке

б) Анализ вопросов

Основная часть

Беседа «Мы живем среди людей».

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются!

И огорченные люди встречаются,

И огорченно деревья качается…

Я улыбаюсь – горе кончается!

Всюду веселые лица встречаются,

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

(беседа о том, как надо настраивать на добро, на радость, и это передается окружающим, о том, что надо по-доброму, с любовью относиться к окружающим, о правилах поведения в общественных местах, о приветливости).

- Как можно приветствовать людей?

- Как обратиться с просьбой?

- Как обратиться за помощью в больнице?

Игра «Я поступил хорошо, когда…» (дети называют)

- Вспомните случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя, и не делали. Что мешало вам сделать так?

- У вас были такие трудные минуты, когда вы делали что-то, чего нельзя делать?

- Что вы при этом чувствовали?

- А если кто-то ведет себя неприлично, как вы поступаете, что чувствуете? Значит ли, что дети, которые нарушают правила

могут не знать правил

нарушают, а потом стыдятся

нарушают назло?

- Что бы вы посоветовали этим детям? (Учиться сдерживать себя от плохого поступка, действия).

Игра «Разумно и просто»

Закончи фразу и объясни:

- Нельзя курить, так как это…

- Нельзя обзываться, потому что…

- Больного не утомляют долгими разговорами, потому что…

- Спортом нужно заниматься…

Игра «Заморочки из мешочка»

В мешочке лежат картинки с ситуациями:

ребенок ворует пирожок в столовой

мальчик помогает девочке нести портфель, а над ним смеются

мальчик отказался курить сигарету за компанию и на него обиделись…

Заключительная часть

Итог занятия:  Сегодня, ребята, мы научились вести себя правильно в сложных ситуациях. Принять правильное решение сложно, оно требует силы воли. Но если мы будем поддерживать друг друга, то сделать это будет легко.

Ритуал прощания «Чувствуешь друг друга».

Встанем в круг, возьмемся за руки и послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в комнате, звукам с улицы, и снова почувствуем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней – руку соседа, затем левую руку и в ней – руку соседа слева. Представьте, что через руки бежит ручеек тепла и доверия, поддержки. Постарайтесь запомнить это ощущение и сохранить его до  следующего занятия.

        

Раздел 3. «Социальные навыки»

Занятие№9 «Если беда рядом».

Настрой: «Я рад тебя видеть»

Вводная часть

Упражнение на классификацию.

(Детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации пожара, машины «скорой помощи», милицейской патрульной службы и карточки с номерами телефонов).

- Под картинками положите номера телефонов, куда нужно звонить в случае опасности.

- А теперь послушайте сигналы тревоги. Поднимите карточку с номером телефона экстренной службы.

Основная часть

- Сегодня мы будем учиться правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

- Как вы думаете, огонь может быть добрым? (Да, он приносит пользу)

- А злым? (Он приносит вред и беду).

- Чтобы огонь был добрым, с ним надо уметь обращаться. Детям можно зажигать огонь? Без взрослых это можно делать? Почему? Где в квартире прячется огонь? Если загорелся абажур у лампы? Если нет воды? Если от свечки загорелась бумага? Куда звонить, если много дыма и большой огонь? 01

- Можно ли трогать рукой лампочку? Загоришься? Нет, обожжешься. Ожоги очень болят.

- Чем опасны розетки? Почему в их отверстие ничего нельзя вкладывать?

- Можно ли во двор выносить спички? Жечь костер, если рядом нет взрослых?

Запомните правила:

Нельзя без взрослых брать спички, подходить к огню.

Если видишь много дыма и огня, звони 01

Если загорелась бумага, ткань, дерево – скорей заливай водой или набрось что-нибудь тяжелое.

Если 01 не принимает заявку от детей, или беги к соседям, или кричи в окно прохожим.

- Посмотрите на эти предметы. (таблетки, ампулы, капсулы, жидкости в пузырьке).

- Как вы думаете, лекарства полезны?

- Могут ли лекарства принести вред?

- Можно ли детям трогать лекарства?

- Если вместо таблеток использовать витамины, можно нанести себе вред?

Значит, запомните правило: детям нельзя трогать лекарства никакие и никогда!

- Куда нужно звонить, если ты заболел?  03

- Если в дверь кто-то ломится, пытается проникнуть в квартиру?

Тренинг «Что делать?»

Примерные ситуации:

- Если ты дома один и в дверь позвонили

- Что делать, если к тебе пристают посторонние взрослые?

- Если в квартире лопнула батарея?

- Если в квартире пожар, а ты один дома?

- Если тебя застал на улице ураган?

Заключительная часть

Вывод: Беды можно избежать, если знать правила поведения в экстремальных ситуациях.

Ритуал прощания.

Список литературы.

Азарова Т.В, Барчук О.И., Битякова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

Вачков И.В. «Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». Москва, 2001

Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб, 1997

Екжанова Е.А, Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Москва, Просвещение 2003

Изард К. «Психология эмоций». СПб Питер, 2000

Ильин Е.П «Психология воли» СПб Питер, 2000

Кащенко В.П. «Педагогическая  коррекция» Москва, Просвещение, 1994

Кукушкин В.С. «Педагогические технологии», Ростов 2002

Лютова Е.К, Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». ТЦ СФЕРА, 2002

Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие» – М: АРКТИ, 2000

Насонкина С.А. «Уроки этикета» СПб, 1997

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» СФЕРА, Москва, 2001

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей – М, АРКТИ, 2007

Рыбинский Е.Н «Возрастные стандартны социализации детей-сирот», М, 1999

СелевкоТ.П «Воспитательные технологии» Москва НИН школьных технологий 20005

Слободняк Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы» АЙРИС ПРЕСС Москва, 2004

Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» Минск, Народная аскета, 1978

Филлипова Ю.В. «Общение детей 7-10 лет». Ярославль. Академия развития 2002

Фоппель К. «Как научить детей сотрудничать» М, 1999

Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми  3-9 лет. Генезис» Москва 2003

Шипицына Л., Козякова Е.И.  «Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей-сирот, социально-эмоциальные проблемы» СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие креативности подростков средствами художественного образа».

Развитие креативности, создаст предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, что в свою очередь будет эффективным путем профилактики асоциального поведения, и в частн...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...

Коррекционно - развивающая программа «Развитие связной речи у учащихся с нарушением интеллекта» для 5-7 классов школ VIII вида.

Проблема коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у учащихся школы VIII вида является од...