"География стоянок первобытных людей в мире" урок МХК в 8 кл
план-конспект урока по мхк (8 класс)

Спиричева Светлана Николаевна

Материал урока знакомит учащихся с расселением первобытного человека на территории Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_stoyanok_pervobytnyh_lyudey_v_mire.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

География стоянок первобытных людей в мире

Урок МХК в 8 классе

  1. Вводно-организационный этап

- Задумываетесь ли вы, ребята, о происхождении человечества на Земле? Когда это произошло и где? Ученые смогли дать нам такую информацию.

  1. Операционно-содержательный этап

Вселенная возникла примерно около 14 млрд лет назад. Тогда и началось доисторическое прошлое человекаИдущий поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества.

Заполняем таблицу

Эпоха

Период в Европе

Характеристика

Виды человека

палеолит 

2,4 млн. — 10 000 до н. э.

Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий


Homo habilis Умелый (австралопитек), Homo erectus

мезолит 

10 000—5000 до н. э.

изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук.

Homo sapiens sapiens (вид рода Люди)

неолит 

5000—2000 до н. э.

Появляются новые способы ведения хозяйства — «производящие» (земледелие, скотоводство)

Homo sapiens sapiens 

Бронзовый век 

3500—800 до н. э.

Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза).

Homo sapiens sapiens 

  1. Палеолит – древнекаменный век. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет - 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой. 

- Homo habilis (человек Умелый - 2,8—2,5 млн лет назад),  австралопитек (первый на пути к человеку – 900 т. л. назад Южная Африка)

- Homo erectus (Человек прямоходящий - 1,8 млн. лет назад — 24 тыс. лет назад). (питекантропы и синантропы); Первые останки человекообразной обезьяны данного вида были найдены в Южной Азии.

- «Homo sapiens - современного физического типа – неандерталец (300—30 тыс. лет назад).  Способность к членораздельной речи и абстрактному мышлению. 

Согласно научным данным, человек разумный появился 70-60 тысяч лет назад.

  1. Мезолит - средний каменный век (10 тыс. лет до н.э - 6 тыс лет до н.э.). В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте. Homo sapiens sapiens (прямые потомки человека)

 - Кроманьорец - Их скелеты впервые были обнаружены в гроте Кроманьон во Франции, поэтому люди этого типа были названы кроманьонцами. Найденные останки кроманьонцев говорят нам о том, что представители раннего вида были ростом как высокий современный человек (около 187 сантиметров) 40–12 т. лет назад.

  1. Неолит – новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит.

Чем больше накапливается палеоантропологических находок ископаемого человека, тем очевиднее становится, что древнейшее человечество с самого начала существовало во многих локальных местах.

Отсутствие воды полностью исключало такие участки не только из границ древнего расселения, но и из возможного района охоты.

 – Ближний Восток и Кавказ

 – Африка

 – Восточная Азия (Пакистан, Индия, Китай)

 – Юго-Восточная Азия (Индонезия, Австралия)

 – Россия (Сибирь)

 – Европа

 – Южная Америка

Данные оформляем в виде таблицы:

Период времени

Период истории

Регион

Уровень развития

Артефакты

4,5 млн л.назад  

палеолит

Африка

Homo sapiens 

Фрагмент плечевой кости, не отличимой от современного человека

Африка

Kenia, 4,5 млн. лет – Homo sapiens (?) Фрагмент плечевой кости, анатомически неотличимой от таковой современного человека.

Kenia, 3,6–3,8 млн. лет – окаменевшие следы в вулканическом пепле, анатомически близкие к следам Homo sapiens

Chari-Karari, порядка 1,5 млн. лет – развитая индустрия производства каменных орудий, контролируемое использование огня;

Италия

 Kastenedolo3–4 млн. лет – фрагменты скелетов нескольких индивидуумов Homo sapiens,

 Savona,  3–4 млн. лет – фрагменты скелета Homo sapiens.

• 780.000–990.000 лет – каменные орудия.

 500.000–800.000 лет – каменные орудия.

Франция

 Le Vallonet, 0,99–1,07 млн. лет – каменные орудия.

 Soleihac, 900–970.000 лет – каменные орудия.

 Caune de l'Arago, 320–470.000 лет,  останки не менее 60 человек

Китай

  3 млн. лет – В Юаньмоу ... cобрано несколько каменных орудий, слои датированы 3 млн. лет.

 Xiaochangliang, 1,9–2,0 млн. лет – каменные орудия, включая скребки, шила и др.

 Longgupo, 1,78–1,96 млн. лет – каменные орудия, фрагмент челюсти.

Израиль

 Yiron,  2,5–2,8 млн. лет – здесь в глинах под базальтом, возраст которого 2,5 млн лет. собраны артефакты – каменные

Америка

 Marimar, 2–3 млн. лет – многочисленные каменные инструменты, кремниевые наконечники, метательные охотничьи шары-боло, следы кострищ, выгоревший шлак.

Англия

 Foxhall, 2,5 или более млн. лет – челюсть, анатомически близкая к Homo sapiens

 Red Crag, 2,0–2,5 млн. лет – просверленные акульи зубы, раковина с резьбой, изображающая стилизованное человеческое лицо.

Пакистан

 Pabbi Hills, 1,9–2,5 млн. лет – каменные орудия, более 350 изделий.

 Riwat, 1,9 млн. лет или более – каменные орудия.

Вопросы:

- Исходя из археологических данных, где началась жизнь на Земле? (в Африке).

 Широкое распространение людей современного анатомического типа за пределы Африки началось около 60–65 тыс. лет назад. Сначала ими были колонизированы южные районы Азии и Австралия, а в период примерно от 40 до 30 тыс. лет назад они заселили почти всю Европу и начали освоение Северной Азии и Сибири. 

Домашнее задание: выяснить, как люди появились в Сибири?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь первобытных людей

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе построен с использованием технологий развивающего обучения. Задания, предложенные учащимся на этом уроке, направлены на применение знаний в новой ситуации, на ...

Игра-викторина «Умницы и умники». 5 класс. Тема: «Жизнь первобытных людей».

Викторину наиболее целесообразно провести по окончании изучения темы "Жизнь первобытных людей". Данная форма проведения мероприятия способствует повышению мотивации изучения предмета и активизации дея...

Урок игра "Жизнь первобытных людей"

Для лучшей адаптации пятиклассников при изучении нового предмета считаю целесообразней использования игровых технологий. Этот урок содержит  игровой материал для обобщения изученного, а так же те...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей".

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" в виде маршрутного путешествия по станциям....

Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в кл...

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

Жизнь первобытных людей

Итоговый тест по теме, 2 варианта...