Рабочая программа по предмету "История искусства" для 5 класса
рабочая программа по мхк (5 класс)

Рудакова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы  Г.И. Даниловой  (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx70.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИМЕНИ А.П. ИВАНОВА»

Г. БЕЖЕЦКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«История искусства»

5 класс

на 2019-2020 учебный год

0,5 часа в неделю (всего 17 часов)

Составитель: учитель истории искусства

МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением

музыкальных предметов имени А.П.Иванова»

Рудакова Наталья Юрьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и составлена на основе примерной программы по «Искусству» для основного общего образования с учётом авторской программы  Г.И. Даниловой  (Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.)

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Закон  Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
  3. Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования  (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 , с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459);
  5. Учебный план МОУ «СОШ №3» на 2018-2019 учебный год, который отводит на изучение предмета 17 часов за один год обучения в 5 классе, в неделю – 0,5 часа.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического  комплекса:

- Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учебник / Г.И. Данилова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014. – 173, [3] с.: ил.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.

Образовательные цели и задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-осознание единства,  многообразие и национальной  самобытности культур различных народов мира;

-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

-помощь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

-способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок  и суррогатов массовой культуры;

-подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

-создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных  занятиях и краеведческой работе.

Обучение  искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты учебной деятельности

Личностные:

-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

-развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

-накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

-формирование творческого отношения к проблемам;

-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого   самовыражения личности;

-гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

-подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной  или профессиональной траектории.

Метапредметные:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

-выявление причинно-следственных связей;

-поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

-применение методов познания через художественный образ;

-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

-определение целей и задач учебной деятельности;

-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

-самостоятельная оценка достигнутых результатов.

Предметные:

-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

-осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

-усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств  выразительности; понимание условности языка искусства;

-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественно формы от цели творческого замысла;

-классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

-осознание ценности и места отечественного искусства; появление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства  с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи.

-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

-реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся  по предмету «История искусства» 5 класс

     Требования к знаниям

В результате изучения истории искусства ученик должен

•        знать/понимать:

  • мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
  • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Требования к умениям

В результате изучения истории искусства ученик должен

•        уметь:

  • сравнивать мифологические сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
  • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
  • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

Требования компетенции

В результате изучения истории искусства ученик должен

•        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • самостоятельного художественного творчества.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На данном этапе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальности и нравственности значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Сюжеты и образы античной мифологии

16

«Введение»

Введение. В мире античной мифологии (1 час)

Мифология как система образов и представлений о жизни. Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности – залог «вечной» жизни  её сюжетов и образов.

«Сюжеты и образы античной мифологии».

Сотворение мира. 1 час

Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из хаоса в поэме Овидия «метаморфоза»

Бог - громовержец Зевс. 2 часа

Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер власти  между ними, Посейдоном и Аидом. Схватка Богов и титанов и её интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Окружение Зевса. 2 часа

Гора Олимп – место вечного обитания богов. 12 богов – олимпийцев :  Зевс, Посейдон, Гера, Деметра,  Гестия,  Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса «Илиада». Пир богов на западном фризе Парфенона.

Проверочная работа по теме «Сотворение мира и первые олимпийские боги». 1 час

Прометей - «сквозь тысячелетия вперед  смотрящий». 1 час

Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого. Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей»,создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Посейдон - владыка морей. 1 час

Посейдон - (Нептун) - один из главных олимпийских богов , владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Афина-богиня мудрости и справедливой войны. 1 час

Распространение культа Афины (Миневры) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронте Парфенона на Акрополе.    

Лики Аполлона. 1 час

Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различных культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Аполлон  и  музы Парнаса. 1 час

Аполлон Мусагет-покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона – лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая  награда поэтов и победителей. Стихотворение Г.Гейне «Бог Аполлон».

Орфей и Эвридика. 1 час        

Миф об Орфее и  Эвридике – миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях  диких зверей», римская мозаика. Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность  отчаянного жеста, трагичность позы , напряженная и эмоциональная динамика движений героев .  Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия

Артемида-покровительница охоты. 1 час

Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), её  основные атрибуты. Особый  культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном  из  семи чудес света.

Триумф Диониса. У истоков театрального искусства. 1 час.

Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса. Античный  рельеф « Рождение Диониса». Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинках Н.Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада» художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная  в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного прорыва. Скульптура Праксителя « Отдыхающий сатир».

Нарцисс и Эхо. 1 час.

Венера, покровительствующая  влюблённым и преследующая  тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в « Метафорхозах» Овидия.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология». 1 час.

Представление творческих работ.                                                

Контроль результатов учебной деятельности

В течение учебного года предусмотрены разнообразные формы контроля: устный и письменный опросы, написание сочинения (эссе), тестирование,

выступления с сообщениями, докладом, составление компьютерных презентаций, выполнение творческих заданий (рисунок, коллаж, участие в спектакле и пр.), участие в проектной деятельности. Для диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и т. п.

⵼  Функции контроля:

•  контролирующая — состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе обучения;

•  обучающая  — заключается в совершенствовании знаний и умений, повторении и закреплении изученного материала;

•  диагностическая — необходима для получения информации об уровне усвоения материала и корректирования дальнейшей учебной работы;

•  прогностическая  — позволяет прогнозировать дальнейшие результаты учебной деятельности;

•  развивающая  — стимулирует познавательную активность учащихся, совершенствует их творческие способности, эстетический вкус;

•  воспитывающая — формирует ценностное отношение к искусству, ответственное отношение к учению, дисциплину, аккуратность, честность.

Виды контроля:

•  внешний — осуществляется учителем;

•  взаимный — одноклассники проверяют уровень знаний и умений друг друга;

•  самоконтроль.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» предполагает связное и полное изложение изученного материала, его понимание, необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик связно и полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может привести необходимые

примеры, но допускает 1—3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает

ошибки в определении понятий, не приводит примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.

Оценка письменных ответов (эссе) учащихся

Ответ оценивается в 5 баллов, если:

•  представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

•  проблема раскрыта на теоретическом уровне, с обоснованием, корректным использованием терминов и понятий в контексте ответа;

•  дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Ответ оценивается в 4 балла, если:

•  представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

•  проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

•  дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Ответ оценивается в 3 балла, если:

•  представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

•  проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

•  дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

Ответ оценивается в 2 балла, если:

•  представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с рассматриваемым произведением.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок:

•  существенные ошибки свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории и истории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала;

•  несущественные ошибки возникают в случаях подмены одного термина или понятия другим, нехарактерного факта (явления) или одного из несколь-ких признаков, например, сферы применения, области воздействия.
К недочетам в ответе относятся оговорки, описки, если они не влияют на правильность выполнения задания. Итоговые отметки учащимся выставляются на основе отметок за четверти (полугодия) с учетом индивидуальных достижений каждого ученика (по максимальному баллу).

Тематика курса предполагает рассуждения школьников, размышления, выражение собственной точки зрения, создание творческих работ, урочную и

внеурочную деятельность по предмету. В связи с этим итоговые результаты могут быть оформлены как дневник художественных впечатлений.
Дневник художественных впечатлений предназначен для записи размышлений по поводу различных произведений искусства, изученных на уроке или самостоятельно.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по истории искусства.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. 

Раздел III. Календарно-тематическое планирование

Календарные сроки

№ уроков

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Универсальные

 учебные действия

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

1

Введение. В мире античной мифологии

1

Умение работать с литературой

Зарождение мифов.

Раздел 1.Сюжеты и образы античной мифологии

2

Сотворение мира.

1

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

Понятие Космоса. Хаос как источник жизни на земле.

3 - 4

Бог-громовержец Зевс.

2

Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

Рождение Зевса, его атрибуты. Поэма Геосида «Теогония». Н.Пуссен Детство Юпитера.

5 - 6

Окружение Зевса.

2

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников

Исполнители воли Зевса. Миф о Филемоне и Бавкиде. Овидий «Метаморфозы».

7

Проверочная работа по теме «Сотворение мира и первые олимпийские боги»

1

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Контроль знаний.

.

8

Прометей-сквозь тысячелетия вперед смотрящий.

1

Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну  проблему, умение работать в группах

Титан духа и воли. Басни Эзопа о Прометее. Бетховен, Лист, Шуберт.

9

Посейдон -владыка  морей.

1

Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности

Атрибуты и свита Посейдона. Скульпуры Бернини, Растрелли. Айвазовский «Посейдон несущийся по морю».

10

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

1

Совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Культ Афины в Древней Греции. Овидий «Метаморфозы». Миф об Арахне. Веласкес «Пряхи».

11

Лики Аполлона.

1

Применять полученные знания на практике,  оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Миф о рождении Аполлона, как воплощения красоты. Состязание Аполлона и Марсия. Скульпура Бернини «Аполлон и Дафна».

12

Аполлон и музы Парнаса.

1

Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников

Место обитания Аполлона и муз. 9 муз: Каллиопа, Эвтерпа. Эрато, Мельпомена, Талия. Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния.

13

Орфей и Эвридика.

1

Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

Могучая сила искусства и всепобеждающая сила любви. Миф о рождении музыки. Опера, балет.

14

Артемида-покровительница охоты.

1

Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой

Культ Артемиды в Греции. Храм в Эфесе. (Семь чудес света).

15

Триумф Диониса. У истоков театрального искусства.

1

Применять полученные знания на практике,  оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе

Покровитель виноградарства и виноделия. Вакханалия. Рубенс. Рождение греческого театра. Роль маски в древнегреческом театре.

16

Нарцисс и Эхо.

1

Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче

Миф о Нарциссе и Эхо. Кара Афродиты. Брюллов, Пуссен, Караваджо.

17

Контрольно-обобщающий урок по теме

Античная мифология.

1

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Итоговый контроль знаний.


Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Методические пособия для учителя:

Искусство. 5 кл. : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Г. И. Данилова. — М. : Дрофа, 2016. — 223, [1] с.

Античная культура: словарь-справочник. Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука / под ред. В. Н. Ярхо.

М.: Высшая школа, 1995.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.: Искусство, 1992.

Ботвинник М. Н. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1985.

Вачьянц А. М. «Вариации прекрасного». Введение в Мировую художественную культуру: учебное пособие. М.: Книголюб, 2000.

Виппер Б. Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.

Импеллузо Л. Герои и боги Античности. Энциклопедия искусства. М., 2010.

Искусство: 5 – 7 классы: рабочая программа Г. И. Данилова. – М.: Дрофа, 2017. - 36 с.

Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учебник / Г.И. Данилова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014. – 173, [3] с.: ил.

Кондрашов А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима:энциклопедия. М.: РИПОЛ классик, 2005.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М.,1975.

Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч. 1: учебное пособие для старших классов обще-образовательных учреждений. М.: Астрель, 2001.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.

Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / сост. А. А. Тахо-Годи; под общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Михалькова. М.: Мысль, 1996.

Любимов Л. Д. Искусство древнего мира: кн. для чтения. М.: Просвещение. 1980.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.

Мифологический словарь / под ред. Мелетинского Е. М. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Мифологический словарь: кн. для учителя / Ботвинник М. Н., Коган Б. Н., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П., 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.

Мифологии древнего мира: сб. ст. / отв. ред. В. А. Якобсон. М.: Наука, 1977.

Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / сост. Р. И. Русакова, Г. И. Шрамкова. М.: Изобразительное искусство, 1994.

Миф — фольклор — литература. Л.: Наука, 1978.

Мифы народов мира: энциклопедия: В 2 т. / под ред.

С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980—1982.

Немировский А. И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1972.

Радциг С. И. Античная мифология (очерки античных мифов в освещении современной науки). Любое издание.

Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989.

Литература для учащихся: 

Искусство: Вечные образы искусства. Мифология. 5 кл.: учебник / Г.И. Данилова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2014. – 173, [3] с.: ил.

                                                                   

Интернет-ресурсы

Коллекция Российского общеобразовательного портала — http://artclassic.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам — http://window.edu.ru/

Портал «Культура России» — http://www.russianculture.ru/

Портал «Музеи России» — http://www.museum.ru/

История изобразительного искусства — http://www.arthistory.ru/

Всеобщая история искусств — http://www.artyx.ru/

Классическая музыка — http://www.classic-music.ru/

Ресурсы по изобразительному искусству — http://www.wm-painting.ru

Медиаэнциклопедия ИЗО — http://visaginart.nm.ru/

Музейные головоломки: интеллектуальные игры — http://www.muzeinie-golovolomki.ru/

Музыкальная коллекция Российского образовательного портала — http://music.edu.ru/

Портрет художника с необычной стороны — http://www.artcontext.info/

Мифология Древней Греции — http://www.ellada.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...