Роль презентации в преподавании предметов культурологического цикла
презентация к уроку по мхк

В данной работе описывается применение презентаций в учебном процессе предметов культорологического цикла. Презентации предназначенны для повышения эффективности учебного процесса и доступности учебного материала для обучающихся за счет наглядности, интерактивности, большого объема информациооных рессурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль презентации в преподавании предметов культурологического цикла

Одним из перспективных направлений деятельности по изучению предметов культурологического цикла можно назвать мультимедийные презентации.

Известно, что презентация – это одна из форм усвоения учебного материала. Её преимущество заключается в одновременном воздействии на зрительную, слуховую память. Воспитательные возможности этого метода безграничны: развивается эстетический вкус. Повышается уровень культуры, расширяется кругозор.  Работая над презентацией учащиеся неизбежно приходят к выводу о взаимосвязи всех видов искусств и о необходимости понимать и анализировать всё происходящее и существующее в мире.

На своих занятиях презентацию как одну из форм учебной деятельности я использую на разных этапах урока. Например, при объяснении нового материала. При изучении  темы  «Изобразительное искусство пореформенной России» с большим интересом воспринимается учениками именно благодаря подобным формам и методам работы (приложение 1). Структура такой презентации позволяет увидеть сразу и портреты художников – передвижников и произведения искусства. Благодаря наглядности у ребят возникает эффект «присутствия»  и по отзывам учеников, возникает стремление обязательно посетить Третьяковскую галерею и увидеть всё своими глазами, а это свидетельствует о формировании духовного потенциала, о приобладании нравственных ценностей в становлении личности ребёнка.

Метод презентации я также использую в качестве домашних заданий: индивидуальных, групповых. Подобные задания всегда находят отклик у моих учеников. К их выполнению они подходят неформально, уделяют большое внимание не только содержанию, но и эстетическому оформлению. Один из примеров удачной презентации на тему: «Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 – начала 20 в.». Автор работы ученица 11 класса не случайно выбрала одно из направлений модернизма – сюрреализм. Создателя презентации привлекает соединение фантастического с реалистичным, экстравагантного и остроумного (приложение 2).  Подобная презентация  - это возможность ученицы поделиться впечатлениями со своими одноклассниками.

Как показывает опыт, метод презентации очень эффективен и востребован при изучении курса «Основы православной культуры». Были опыты создания презентаций на следующие темы: «Храм и его устройство», «Жития святых», «Храмы города Курска», «Иконопись», «Библейские сюжеты в творчестве русских художников». Такая работа оказывает большое влияние на формирование духовного мира учеников.

Один из примеров такой работы – это презентация ученицы 8 класса «Вознесенский храм» - это храм Казацкой слободы города Курска. Автор при работе над презентацией использовала литературные произведения, исторические сведения, материалы архива  Вознесенского храма (приложение 3).

Таким образом, можно сказать, что презентация – это не просто сочетание видеоряда и информации к нему, а совокупность всех видов творческой деятельности автора – создателя, настоящее содружество искусств, что позволяет не просто усваивать учебный материал, а воспринимать окружающий нас мир в многообразии и бесконечности (приложение 4, 5).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство пореформенной России

Слайд 2

9 ноября 1863 года в Академии художеств состоялся «бунт четырнадцати». Четырнадцать лучших учеников, претендентов на большую золотую медаль, отказались от участия в конкурсе, когда им предложили сюжет из скандинавской мифологии «Пир в Валгалле». Они добивались права свободного выбора сюжета для конкурсной картины – каждому по своим наклонностям, утверждая: «Одни из нас – люди спокойные, сочувствующие всему тихому и грустному, другие из нас – люди живые, страстные, художественное творчество которых может достойно проявляться только в выражении сильных, крутых движений души человеческой…». Молодые художники организовали Товарищество передвижных выставок. Возникновение движения художников - передвижников

Слайд 3

1871 год - 1-я выставка художников Цель передвижных художественных выставок: а) доставление возможности желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развитие любви к искусству в русском обществе ; в) облегчение для художников сбыта их произведений . Художников, которые участвовали в них, стали называть передвижниками . После показа картин в столице выставку отправляли в другие города. Передвижные выставки открывались каждый год. Записать в тетради:

Слайд 4

БЫТОВОЙ ЖАНР В. Перов стал одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи, крупнейшим мастером критического реализма «Охотники на привале» «Чаепитие в Мытищах»

Слайд 5

Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге» « Царь Иван Грозный и сын его Иван»

Слайд 6

ПОРТРЕТ . Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии? Вся жизнь и творчество Крамского — ответ Иван Николаевич Крамской «Неизвестная» «Христос в пустыне»

Слайд 7

Василий Иванович Суриков ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР «Покорение Сибири Ермаком» «Меньшиков в Березове» Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. А. Иванов

Слайд 8

ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу» «Дубовая роща» У Шишкина много картин, где он обращается к жизни русского леса. Природа для него – неиссякаемый источник познания. Желание проникнуть в её сокровенную глубину, выявить то, мимо чего проходили многие, увлеченные внешней красотой, с особой силой сказывается в полотнах художника.

Слайд 9

Саврасов пытался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотвратимо действуют на душу. И. Левитан Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» «Зимний пейзаж»

Слайд 10

АНАЛИЗ КАРТИНЫ В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Слайд 11

ЗАДАНИЕ: назовите картину и художника

Слайд 12

НАЗОВИТЕ КАРТИНУ И ХУДОЖНИКА

Слайд 13

Сделать презентацию по теме: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Художники – передвижники» ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать эссе: «Каким предстаёт образ народа в произведениях искусства пореформенной России?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храм Вознесения Господня - православный центр Казацкой слободы

Слайд 2

Светлым облаком сияет На горе воздушный храм – Точно с озера взлетает Белый лебедь к небесам. Владимир Шамонин

Слайд 3

Храм был построен в 1887 году «тщанием прихожан и доброходных жертвователей». Храм выдержан в классическом стиле с элементами барокко

Слайд 4

Алтарь храма

Слайд 5

Конференция «Формирование и развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания» Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе...

Слайд 6

Душа по капле собирает свет… Душа не даст нам оступиться, Поддержит, как ребенка мать, Её бы только по крупицам В текучке дней не растерять.

Слайд 7

Для всех прихожан Вознесенский храм является вечным символом веры, надежды и любви.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Серебряный век русской живописи»

Слайд 2

НАЧИНАЕТСЯ РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЖИВОПИСНОЙ ФОРМЫ В СТИЛЕ «МОДЕРН» КАК В ЕВРОПЕ, ТАК И В РОССИИ. В это время пишет свои прекрасные портреты В. А. Серов, как стиль и способ мышления утверждает символизм в русской живописи М. Врубель

Слайд 3

ПОПРОБУЕМ ВСМОТРЕТЬСЯ В ЕГО КАРТИНЫ, ПОНЯТЬ ТАЙНУ ИХ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ, А ЗНАЧИТ – ГЛУБЖЕ ПОСТИЧЬ ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА И ЕГО ЖИЗНЬ. Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает Вас в глубину своего очарования. Илья Репин

Слайд 4

В. А. С ЕРОВ БЫЛ УЧЕНИКОМ ВЕЛИКОГО РЕПИНА: ПЕРЕНИМАЛ ЕГО ОПЫТ, В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ ДАЖЕ ЖИЛ В ЕГО ДОМЕ. У ЖЕ В ЮНЫЕ ГОДЫ ХУДОЖНИК СТАРАЛСЯ ПРОНИКНУТЬ В ГЛУБИНУ ХАРАКТЕРА, НАСТРОЕНИЯ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЙ ПОРТРЕТ ОН ПИСАЛ. Л ЮДИ РАЗНЫЕ НА ЕГО КАРТИНАХ: КРАСИВЫЕ И ОБЫЧНЫЕ, ЮНЫЕ И ВОЗРАСТЕ, БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ, ТАЛАНТЛИВЫЕ И, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ОЧЕНЬ, НО ЭТО ВСЕГДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИЦА. П ОПРОБУЕМ ВСМОТРЕТЬСЯ В ОДНУ ИЗ НИХ, ПОНЯТЬ ТАЙНУ ЕЁ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ, А ЗНАЧИТ ГЛУБЖЕ ПОСТИЧЬ ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА И ЕГО ЖИЗНЬ.

Слайд 5

«ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» Серов пишет знаменитый портрет девочки, которую знал с детства, -Веры Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича. Этот портрет долго висел в той комнате большого дома, где и был написан. Потом его приобрёл для своей картинной галереи Третьяков.

Слайд 6

В ЕРУШКА, КАК ЗВАЛ ЕЁ ОТЕЦ, БЫЛА ОЗОРНОЙ, НЕПОСЕДЛИВАЯ, ЕЁ ТРУДНО БЫЛО УГОВОРИТЬ ПОЗИРОВАТЬ. С ЕРОВ ПИСАЛ ПОРТРЕТ ТРИ МЕСЯЦА. В ОТ ОНА, КАРЕГЛАЗАЯ ЖИВАЯ ДЕВОЧКА СИДИТ ЗА СТОЛОМ И ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТ НАМ В ЛИЦО. Н А НЕЙ РОЗОВА КОФТОЧКА, БАНТИК В ГОРОШЕК, БУДТО БАБОЧКА, ГОТОВАЯ УЛЕТЕТЬ, ТЁМНЫЕ ГУСТЫЕ ПРЯДИ ВОЛОС РАССЫПАЛИСЬ В БЕСПОРЯДКЕ. С ТОЛ НАКРЫТ СВЕТЛОЙ СКАТЕРТЬЮ, НА НЕМ ЖЁЛТЫЕ КЛЕНОВЫЕ ЛИСТОЧКИ И РУМЯНЫЕ СПЕЛЫЕ ПЕРСИКИ, ТАКИЕ ЖЕ, КАК ЩЕКИ ДЕВОЧКИ, ТОЖЕ РУМЯНЫЕ, СМУГЛЫЕ. К ОМНАТА ЗАЛИТА, ПРОНИЗАНА СВЕТОМ, В НЕЙ МНОГО ПРОСТОРА, ВОЗДУХА И ТАК ЛЕГКО ДЫШИТСЯ! С МОТРИШЬ И ПОНИМАЕШЬ: ЭТО НЕ ПРОСТО ПОРТРЕТ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЭТО САМА Р АДОСТЬ. И С ЧАСТЬЕ ЖИЗНИ.

Слайд 7

«И В ЧАС НА ОГНЕННОМ ЗАКАТЕ МЕЖ ГОР ПРЕДВЕЧНЫХ ВИДЕЛ ТЫ, КАК ДУХ ВЕЛИКИЙ И ПРОКЛЯТЫЙ УПАЛ В ПРОВАЛЫ С ВЫСОТЫ» В. БРЮСОВ

Слайд 8

«БОГОМАТЕРЬ» Лицо Богоматери скорее некрасиво: плат надвинут до бровей, рот припух, круглые глаза расширены…Она сидит прямо и смотрит печальным вещим взглядом…

Слайд 9

И ГОРДЫЙ ДЕМОН НЕ ОТСТАНЕТ, ПОКА ЖИВУ Я, ОТ МЕНЯ… (М. ЛЕРМОНТОВ) То же о себе мог бы сказать и Врубель. В 1891 году художник сделал иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, мысль о мятущейся душе, возникшая в Киеве, преследовала художника… Врубель говорил, что чёрт – это просто рогатый, дьявол – клеветник, а Демон – образ борьбы человеческого духа.

Слайд 10

«ДЕМОН СИДЯЩИЙ» После того, как он написал эту картину, художник писал такие слова о своей работе: «Демон является не столько злобным духом, сколько страдающим и скорбным, но вместе с тем властным и величавым».

Слайд 11

Во все времена демон представлял образ силы духа человека, его внутреннюю борьбу и сомнения. Картина демона представляет сидящего печального демона, который трагически сцепил руки. Его глаза очень печальны, они смотрят вдаль, они окружены невидимыми цветами. Демон сидит один посреди гор, его окутывает алый закат. Смотря на эту картину, создается ощущение, что художник изловил одного из своих Демонов и посадил в раму. Картина написана в индивидуальном стиле характерном для этого художника, в котором присутствуют эффекты кристаллических граней, поэтому эта картина больше похожа на панно или витраж. Такой эффект художник смог достичь благодаря использованию плоских мазков мастихином.

Слайд 12

В СЮ ЖИЗНЬ В РУБЕЛЬ СТАРАЛСЯ СОЗДАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ БЫ ПОЛНОСТЬЮ ОТРАЗИЛО ЕГО СЛОЖНУЮ ДУХОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ. В СЕ « Д ЕМОНЫ» В РУБЕЛЯ – ТОЛЬКО ФРАГМЕНТЫ К НЕНАПИСАННОМУ « Д ЕМОНУ». Д ЕМОН В РУБЕЛЯ, ВЫРОСШИЙ ИЗ ЛЕРМОНТОВСКОГО, ОСТАЛСЯ СИМВОЛОМ ТОСКИ И ГОРДОГО ОДИНОЧЕСТВА. Неужели, Демоны изображенные художником забрали жизнь самого Врубеля? Это лишь предположение, но посмотрев на эти картины внимательно, вы поймете, что загадочнее их нет во всем мире.

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-размышление «Моё отношение к «Демонам» Врубеля».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великое наследие эллинской цивилизации

Слайд 2

Прочитайте отрывок из стихотворения Плещут волны Флегетона, Своды тартара дрожат, Кони бледного Плутона Быстро к нимфам Пелиона Из аида бога мчат… … Мчатся, облаком одеты, Видят вечные луга, Элизей и томной Леты Усыплённые брега. А.С. Пушкин

Слайд 3

Античная эпоха Эгейское искусство Греция Рим Крито - микенская Архаика Классика Эллинизм Республика Империя

Слайд 4

Искусство древних греков Период Краткая характеристика Мудрецы Литература Архитектура Скульптура Вазопись Архаический Разложение первобытно-общинного строя, становление полисов (городов-государств), Афины, Спарта, Коринф, Милет. Пифагор, Гесиод, Фалес. Гомер: «Илиада», «Оддисея», Солон, Арион, Сапфо. Дорический ордер (Храм Аполлона в Коринфе), Ионический ордер (Святилище Артемиды в Эфесе). Статуи: куросы и коры. Вазопись.

Слайд 5

Классический Кризис полисов Сократ, Платон, Аристотель Софокл «Царь-Эдип», Еврипид «Медия», Эсхил «Трилогия о титане Прометее»,Аристофан «Всадники», «Птицы». Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий «Зевс-Олимпийский», Пракситель «Афродита Книдская». Афинский Акрополь. Эллинистический Захват Эллады Александром Македонским Эвклид, Архимед (точные науки отделяются от философии). Статуя Гелиоса в Родоссе, Александрийский маяк, Лаокоон», Ника Самофракийская, Венера Милосская.

Слайд 6

Вывод Основные черты искусства древней Эллады: Стремление к человеческой мере во всём. Неопровержимая логика в развитии характера героев, в гармоничном сочетании частей архитектурных памятников, в композиции картин. Обязательное наличие личной точки зрения художника на своё произведение. Целостное видение художником своего творения.

Слайд 7

Домашнее задание Создать свой миф. Придумать историю на мотив древнегреческих мифов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Роль интерактивного оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла

ИспользованиеИКТ на уроках казахского языка и казахской литературыКабдыева Асель Бахыткириевна учитель казахского языка и литературы...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....

«Применение метода проектов в преподавании предметов общеобразовательного цикла в условиях СПО»

Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрен метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных средств и методов в современной системе образования; рассмотрена ис...

Гуманитаризация преподавания предметов естественнонаучного цикла.

Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования,  в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образова...