«Музейная среда как фактор образования и воспитания в курсе мировой художественной культуры»
методическая разработка по мхк (11 класс)

Сманюк Валерия Александровна

Музей- это учреждение культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Он призван организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче. Музей - это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции - это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати - полем. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей школьника. Она осуществляет поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, которые призывают активно использовать краеведческий материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Музейная среда как фактор образования и воспитания в курсе мировой художественной культуры»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Музейная среда как фактор воспитания и образования………..

5

1.1. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России………………………………………………………………………..

5

1.2. Музей как педагогическая система……………………………….......

11

Глава 2. Роль музея в изучении Мировой художественной культуры….

14

2.1. Особенности музееведения в средней школе на примере МБОУ «СОШ №10» г.Барнаула……………………………………………………

14

2.2. Методология использования музейного фонда учащимися школы   при изучении Мировой художественной культуры……………………...

17

Заключение………………………………………………………………….

24

Список использованных источников и литературы……………………...

25

Приложение…………………………………………………………………..

28

Введение

Актуальность работы: Музей- это учреждение культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Он призван организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче. Музей - это живой организм, который собрал в себе и прошлое, и настоящее. Прошлое и наше время, семейные традиции - это те самые корни, которые помогают человеку найти точку опоры, не стать перекати - полем. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей школьника. Она осуществляет поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, которые призывают активно использовать краеведческий материал.

Степень изученности проблемы: Художественному образованию и воспитанию, методике преподавания предметов художественно-эстетического цикла посвящены работы Д. Кардовского, Е. Кондахчана, А. Соловьева, В. Фаворского, Ф. Юона и других. Методику обучения дисциплинам художественно-эстетического цикла продолжают совершенствовать Т. Комарова, В. Кузин, Е. Шорохов и другие. Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров художественно эстетического профиля раскрыты в работах А. Антоновича, Г. Беды, Н. Боголюбова, В. Кузина, А. Пучкова, М. Ростовцева, А. Хворостова, Е. Шорохова.

Объектом исследования является процесс обучения культурологическим дисциплинам.

Предмет исследования: методы и формы обучения среднего звена школы средствами музейной педагогики в курсе Мировой художественной культуры.

Цель работы: выявить особенности методологии музейной педагогики в рамках преподавания курса Мировой художественной культуры.

Задачи исследования:

  1. изучить музейное дело как механизм образовательного процесса;
  2. исследовать музей как педагогическую систему;
  3. проанализировать методологию  музееведения в рамках средней школы;
  4. оценить эффективность преподавания дисциплины с интеграцией музееведения в курс МХК.

Методологическая база исследования: для решения всех поставленных задач использовались сравнительный и аксиологический методы.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что данную работу можно использовать при проведении семинаров по МХК, а также для различного рода бесед.

Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована при составлении рабочих программ по предмету «мировая художественная культура» в разрезе методологических особенностей преподавания. Кроме того, использование работы возможно для создания технологических карт занятий.

Описание структуры работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложения.

Глава 1.  Музейная среда как фактор воспитания и образования

  1. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России

История появления школьных музеев в России имеет свои особенности и закономерности, которые частично исходят из появления музеев других профилей в стране. Проанализировав исторический аспект организации школьных музеев России, была предложена следующая периодизация деятельности школьных музеев.

Периодизация деятельности школьных музеев в России:

  1. Вторая половина XVIII- вторая половина XIX века - зарождение школьных музеев;
  2. Начало XX века- 1917 год - подъем школьного музейного дела;
  3. 1918 год - конец 1920-х годов - «большевизация» школьных музеев;
  4. Начало 1930-х- 1940-е годы - расцвет краеведения в школьных музеях;
  5. 1950-1970-е годы - развитие и массовое создание школьных музеев;
  6. 1970-1980-е годы - появление обширной сети школьных музеев;
  7. 1990-е -   кризис школьного музейного дела;
  8. Вторая половина 1990-х - начало XXI века - возрождение школьных музеев.

Первый этап связан с появлением школьных музеев в России, который приходится на вторую половину XVIII века, что связано с  глубокими сдвигом в экономической жизни страны, влияние которого заключалось в интенсивном изучении России в экономическом и географическом отношении, иными словами, этот период ознаменован различного рода  обследованиями местности, топографическими описаниями территории страны, организации географических, правительственных, академических экспедиций [13 с. 159].Именно с началом географического и экономического исследования Сибири связано появление первых музеев. Во второй половине XVIII века  появились первые общественные музеи в Сибирском крае.  Первый музей в Сибири был открыт в 1782 году в Иркутске при городской школе. Организаторами и главными деятелями музея были корреспондент Академии  наук, натуралист  А.М.Карамышев и почетный член Академии наук Э.Лаксман- минеролог, химик и ботаник. История музея началась с  того, что Лаксман во время своих поездок составил минералогические и ботанические коллекции, часть из которых была положена в основу первого Иркутского и первого школьного музея.Главной особенностью первого школьного музея было то, что он был полностью доступен для обозрения. В конце 80-х годов XVIII века, после отъезда Карамышева и Лаксмана, музей пришел в упадок. Остатки его в 1789 году были переданы Главному народному училищу, а в 1805 году вновь организованной Иркутской губернской гимназии.Стоит отметить, что школьные музеи в конце XVIII- начале XIX веков только начинают входить в образовательный процесс, но, несмотря на появление нового типа музеев, они уже приобретали признание как элемент в образовательной цепочке.

Подъем и расцвет российского школьного музееведения приходится на XX век, когда школьные музеи получают соответствующие программы, а процесс образования музея вызывает огромный интерес, именно с этого периода выделяется второй этап в истории школьных музеев России [12 с. 28]. В 1910 году был открыт Родиноведческий музей с.Атмисс Самарской губернии, который известен тем, что он был образован при начальной школе и уже имел существенное значение в системе школьного образования. В 1914 году в Царицыне открывается  Музей общества содействию внешкольному образованию. Несмотря на то, что его нельзя назвать школьным музеем, он привлекает к себе внимание тем, что уровень его организации и высокие ставящиеся цели сыграли большую роль в становлении будущих музеев при школах.

Третий этап ознаменован приходом к власти большевиков, после которого открывается большое количество школьных музеев. Первым после смены власти был открыт Камчатский музей местного края при школе II степени в 1918 году. Музей был хорошо оборудован, а последние указания В.И.Ленина об организации музеев и бережном их хранении послужили хорошим стимулом к поиску новых путей преобразования.  Школьный музей рубежа ХIХ и ХХ веков в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. «Под наименованием «школьный музей», - делится своими соображениями автор Н. А. Хитьков, - разумеется, нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости... В школьном музее они только желательны, но не необходимы... Музей, о котором мы хотим сказать, есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание... Потому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная» [12, с. 27-28].  Всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего. Причем особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением.

Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества педагога и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. Вот одно из свидетельств: «Я учитель. Живая струя увлечений всяческими практическими работами, собирание коллекций для школы дошло и до меня. В прошлом году мой коллега, учитель из соседнего села, был на курсах и привез приготовленные им самим
препараты и коллекции. Меня это заинтересовало... Эта страсть передалась и ученикам, и теперь не в одной моей школе есть музей,
а в нескольких школах есть маленькие музеи, собранные ими же» [1,
с. 51].  Музей, следовательно, был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми. Помимо того, что музей в школе являлся условием «для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков... для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни», он служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя». Иными словами, школьный музей становился для учителя средством поддержания профессионального уровня, того ореола знатока и наставника, который в России имел учащий [1, с. 51].

Значительные изменения  в истории школьных музеев России произошли в период 1930-х годов, когда школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. Это время можно выделить в качестве четвертого этапа развития школьных музеев. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и   связи   музеев со школами» прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе. Под влиянием этих требований прежний музей наглядных пособий, включавший, конечно, и местный материал, постепенно превращался  в краеведческий [20,с. 149].  Этому способствовало, во-первых, туристско-краеведческое движение школьников, которое начинает разворачиваться со второй половины 1930-х годов под руководством специально созданных для этого организаций. В их числе прежде всего следует назвать Центральную детскую экскурсионно-туристическую станцию Наркомпроса РСФСР. С целью массового развития школьного краеведения организуются походы по родной стране, первым из которых стал Всероссийский исследовательский поход пионеров и школьников, проводившийся под эгидой ЦДЭТС в 1935-1936 году.  В дальнейшем развитие школьных музеев будет самым тесным образом связано с туристско-краеведческим движением, организацией крупномасштабных экспедиций пионеров и школьников по родной стране.

Результатом этой первой и последовавших вслед за ней акций стало появление в школе конца 1930-х - начала 1940-х годов комплексных музеев краеведения. Однако в эти годы школьный музей еще не стал тем массовым явлением, каковым станет в следующее десятилетие. Именно с расцветом краеведения в школах связан этот исторический период в истории школьных музеев [4, с. 6].

Пятый этап в развитии школьных музеев приходится на 1950-1970-е годы. В это время начинается процесс формирования сети школьных музеев, что связано с новыми тенденциями. В 1956 году ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объявляют Республиканскую туристско-краеведческую экспедицию пионеров и школьников, посвященную 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Вслед за ней последовали и другие, давшие импульс для создания школьных музеев практически всех профилей. Если с начала своего возникновения на рубеже ХIХ-ХХ веков вплоть до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей в наглядном преподавании, а в 1930-е и 1940-е годы - в связи с развитием школьного краеведения, то с середины 1950-х годов обозначается новая тенденция: ориентация на государственные музеи [12,с. 29].

Шестой этап в истории школьных музеев  выделяется как период 1970-1980-х годов. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев - четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Из среды школьных выделяются музеи- лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные [20,с. 158].

Однако на седьмом этапе (начало 1990-х годов) они переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970-1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса школьного музея. С другой стороны, некоторым музеям удается не только «выжить» в условиях нового времени, но и отразить его требования и тенденции. Поэтому «кризис» можно расценивать как обретение школьным музеем нового качества. Этот процесс связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую систему[2, с. 13].

Особенностями открытой системы являются:

  1. Школьный музей служит своим создателям. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты - музеологи) для другой (аудитория).
  2. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с изучением конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной. Школьный музей тесно связан с образовательными программами школьных музеев.
  3. Школьный музей, более чем какой-либо другой, включен в жизнь местного населения, а «качество жизни» его самого,  непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района.

На восьмом этапе (вторая половина 1990-х годов - начало XXI в.) школьные музеи возрождаются заново и преобразуются в единую сеть, структурируемую в отдельно взятых регионах. В итоге по всей стране открываются новые школьные музеи и воссоздаются старые. Это привело к тому, что в качестве главной цели развития школьных музеев в России считается открытие в каждой школе музея [12, с. 44].

Таким образом, можно отметить, что школьные музеи в России насчитывают достаточно долгую историю, но до второй половины XX века они все же создавались крайне нерегулярно, что можно объяснить разными причинами, одной из которых является  отсутствие четкой программы школьных музеев.

  1. Музей как педагогическая система

Углубление взаимодействия музея и образования - отражение общей тенденции к интеграции различных сфер знания в современном обществе. В последние годы актуализировалась и интегративная область педагогического знания, которая получила название «музейной педагогики».

Музейная педагогика - пограничная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. Важная роль в деле образования отводится сегодня музейной педагогике как средству пробуждения и культивирования интереса к познанию мира искусства и культуры через воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Понятие музейной педагогики напрямую связано с основными человеческими потребностями, которые призван удовлетворять музей: потребность в познании, потребность в фантазировании и творчестве, потребность в коммуникации. Разнообразие видов музеев, тематики экспозиций и экскурсий, с одной стороны, и разнообразие форм деятельности, форм проведения экскурсий, с другой стороны, обеспечат налаживание системы связей «школьник - музей». В целом же можно сказать, что музейная педагогика занимается образовательной деятельностью, ориентированной на формирование средствами музейной среды творчески развитой и культурно-ориентированной личности. Музей является культурным центром и культурным символом. Востребованность музея обществом - показатель осознания человечеством места истории, культуры и искусства в своей жизни [3, c 26].

Активное развитие сети музеев, созданных на базах образовательных учреждений (школьных музеев), - феномен современной системы образования. Наблюдающийся в последнее десятилетие интерес к школьному музею обусловлен его образовательным и воспитательным потенциалом и способностью вовлечения учащихся в активный познавательный процесс путем совместной работы в сотрудничестве, широкого культурного диалога и свободного доступа к необходимой качественной информации, представленной в школьных экспозициях. Поэтому правомерность существования школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе.

Образовательную деятельность современного школьного музея следует рассматривать в трех аспектах: познавательном, творческом и социальном.

  1. Познавательный аспект. В школьном музее через активизацию эмоциональной сферы человека устанавливается диалог с историей, духовной и материальной культурой. «Культурно-исторический же контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании образы, адекватные исторической реальности, возбуждать ценностные переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи».
  2. Творческий аспект. Творчество является важнейшей составляющей любой созидательной и добровольной деятельности человека. Творчество - это деятельность, в которой задействованы такие составляющие как: фантазия, интуиция, воображение и желание. Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала личности.
  3. Социальный аспект. У членов коллектива школьного музея есть возможность реализовываться в нескольких социальных функциях: в составе фондовой группы, в составе актива, в составе поисковой группы, в составе экскурсионной группы. Многообразие ролевых функций, выполняемых в одном коллективе, обогащает жизненный опыт ребенка, способствует социализации и самоопределению, формирует активную жизненную позицию.

Таким образом, образовательная деятельность музейной среды - синтез воспитания, развития и обучения - ориентирована на личностный рост ребенка: на эмоциональное, социальное, эстетическое и творческое развитие личности. Все это свидетельствует об огромном образовательно- воспитательном потенциале школьного музея. Эффективное использование этого потенциала - важнейший и не простой вопрос современной школы. Другими словами, школьный музей имеет большие возможности для создания условий формирования личности, обладающей внутренней потребностью к познанию, культурной и творческой деятельности.

Глава 2. Роль музея в изучении  Мировой художественной культуры

2.1. Особенности музееведения в средней школе на примере МБОУ «СОШ №10» г. Барнаула

Базой исследования стал созданный в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» им. А.В.Поданева историко-краеведческий музей «История школы».

Музей «История школы» был основан в 2004 году учителем истории Дёминым А.М. Ввиду того, что школа основана в 1926 году в школьных архивах появилось много информации, которую было необходимо систематизировать. Руководитель музея и члены актива в результате поисковой работы собрали краеведческий материал по истории школы (фотографии, личные вещи, воспоминания выпускников, документы). Часть письменных и вещественных источников по истории школы и города Барнаула  находится в экспозиции на стендах: «История в лицах», «Барнаул-жемчужина Сибири», «Пионерская дружина им.Фурманова Д.С.», «Предметы быта жителей Алтайского края».

Часть собранного материала систематизирована в тематических папках: «Творчество Макарова В.В. учителя технического труда, руководителя кружка конструирования и изготовления микроавтомобилей школы №10», «Герой России-герой нашей школы. Поданев Алексей Витальевич», «Коллекция виниловых пластинок», «Кинопроекторы и фильмоскопы в советской школе и семье», «Коллекция школьных колокольчиков», «Спортивные достижения школьников».

Экспозиция музея, предметы музейного значения представлены и хранятся в отведённом помещении - кабинете истории.

В школе на основании собранного материала по истории города и края, школы создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты, исследовательские работы: «Творчество В.В.Макарова», «Герой России-герой школы. Поданев Алексей Витальевич», «Мой друг-подстаканник», «Быт крестьян. Коллекция школьных утюгов» участвовали в районных и краевых краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы: «Барнаул-жемчужина Сибири», «Быт и праздники крестьянского дома» и т.д.

Ученики активно работают в активе музея, совместно с руководителем они определили проблемы современного музееведения в средней школе и пути их решения:

1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: в настоящее время среди молодёжи стала всё более заметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, и поэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданием экспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителей музея со страницами истории школы и фольклором.

2. Популяризация накопленных учителями школы материалов. За несколько лет учителями школы накоплено много интересного материала по истории школы, города и края.

3. Эстетическое воспитание. Развитие музейной коммуникации, сосредоточение в музеях колоссального и разнообразного систематизированного ценностного материала способствует превращению их в подлинные очаги воспитания художественно-эстетической культуры школьников.

Особенностями школьного  музея  являются:

  1. наличие постоянной аудитории;
  2.  возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий;
  3. участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций;
  4. большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;
  5. возможность проверить себя в будущей профессии;
  6. комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом).

Таким образом, можно сделать вывод, что музей рассматривается не только как место, осуществляющее хранение экспонатов, но и как организация, развивающая эстетический вкус и творческое воображение посетителя. Музей на современном этапе от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе перешел к обращению к внутреннему миру личности, воздействуя на его эмоциональную сферу. Кроме того, музей рассматривается как важнейшее звено образовательного процесса и выполняет функции дополнительного образования, осуществляя равноправный диалог между учащимися и музейными педагогами. Наиболее востребованными на современном этапе в музейной деятельности являются интерактивные формы обучения, открывающие неограниченные возможности для развития личности обучающихся, формирования у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития.


2.2. Методология использования музейного фонда учащимися школы   при изучении Мировой художественной культуры

Изучение предмета «Мировая художественная культура» в МБОУ «СОШ №10» осуществляется на основании:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального компонента государственного образовательного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего стандарта Министерства образования Российской Федерации;
  3.  Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл.
  4. Учебного плана МБОУ «СОШ № 10» им. А.В. Поданева на 2020-2021  учебный год.
  5. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 10»  им. А.В. Поданева.

Учебная программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 урок неделю.

Цель предмета - формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры различных эпох.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:

  1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  2. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  3. освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  4. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  5. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения.

В частности проведение уроков направлено на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.

Для активизации деятельности на уроках Мировой художественной культуры возможна интеграция музейной педагогики. В связи с этим, на уроках используются следующие разновидности уроков:

  1. урок-соревнование;
  2. урок-праздник;
  3. урок-концерт;
  4. урок-диспут;
  5. урок - исторический портрет;
  6. урок - работа с документами;
  7. урок - работа с музейными предметами;
  8. урок-экскурсия;
  9. урок-игра;
  10. урок-исследование;
  11. заочное путешествие по улицам города;
  12. викторина.

В работе с детьми можно использовать такие интерактивные формы работы, как:

  1. «Перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя: например, мастерица в русском народном костюме, используя большую коллекцию рушников и других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление;
  2. Театрализация, которой можно завершать каждую крупную тему. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи;
  3. Игровая ситуация. При проведении экскурсий, например по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам можно предложить стать партизанами отряда «За Родину». Для проведения игры использовать следующие атрибуты: плащ-палатки, знамя, миноискатели, гранаты и др.

Предлагаемые формы работы с детьми побуждают их думать, переживать, анализировать факты культуры, следовательно, идёт формирование свободной, творческой, инициативной личности.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогут активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, манипулировать музейными предметами. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, трогать их, выполнять с ними определённые задания. Это могут быть какие-то серийные предметы, научно-вспомогательный фонд, копии документов. Тогда, дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации [15, c.29].

Каждое занятие обязательно должно включать этап мотивации, актуализации знаний. Если ребёнок не поймёт, зачем он находится в музее, необходимо ли ему это, то его дальнейшая деятельность будет малоэффективна.

 Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы:

  1. «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;
  2. постановка цели в форме игровой задачи;
  3. формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;
  4. постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия [16, c.166].

Обязательным элементом современного музейного занятия является обратная связь, с помощью которой педагог может критически взглянуть на свою деятельность, узнать, что дети думают по поводу урока. Такую обратную связь можно осуществить с помощью, например, анкеты.

Используя такой подход в организации своей деятельности, задумываясь над тем, как именно, с помощью каких методов можно формировать у ребёнка гуманистическую систему ценностей, а не просто передавать ему определённую информацию.

Организация урочной деятельности может основываться на таких методах как:

  1.  «Погружение» в историческую среду - позволяет обеспечить посетителю символический доступ в пространство иной культуры. Этот метод позволяет аудитории не только ощутить аромат эпохи, но и «задействовать» почти все органы чувств посетителя.
  2. Ролевое «проживание» исторических событий - предполагает такую форму пребывания посетителей в музейном пространстве, при которой каждый из них или большинство получают роль исторических персонажей. В ходе общения друг с другом, с помощью научного сотрудник посетители исполняют соответствующие социальные функции. Этот метод позволяет включить в работу и разум, и чувство, и фантазию посетителя.
  3. Информационный метод - сообщение готовой информации.
  4.  Продуктивный  метод - предусматривающий постановку проблемы.
  5.  Репродуктивный метод- предусматривающий использование в работе с посетителем системы заданий.
  6.  Исследовательский метод - побуждающий посетителей обращаться к первоисточнику, к музейному предмету, к добыванию и обобщению информации своими силами, предполагающий активизацию деятельности собственного интеллекта посетителя и опору на его жизненный личный опыт.
  7.  Метод реконструкции - предусматривающий как умозрительное, так и предметное, при помощи экспонатов, макетов, вспомогательных материалов, компьютерных технологий, воссоздание конкретного исторического факта, ситуации, события.
  8. Сравнительных аналогий - предполагающий такую форму диалога, при которой знания, полученные на основании рассмотрения сходства известных фактов, событий, понятий в прошлом и в настоящем, позволяют сделать новые умозаключения и выводы об исторических явлениях в более широком, обобщённом виде.
  9. Ассоциативный- предусматривающий выстраивание научным сотрудником в процессе общения с группой временных, пространственных или иных ассоциаций, которые помогают посетителю выявить реальные связи предметов, событий, явлений.
  10.  Моделирования- это такой тип музейного диалога, когда научный сотрудник предлагает группе осуществить музейное исследование при помощи мысленного построения ситуаций, событий, явлений, исторических процессов, включая в работу память и воображение посетителей. Моделирование позволяет группе не только проверить полноту своих знаний, но и способствует развитию умения свободно пользоваться ими.
  11. Сравнительного анализа- требует от музейного педагога умения направить познавательные, мыслительные усилия членов группы на рассмотрение и сопоставление отдельных сторон, свойств, составных частей тех предметов и явлений, которые являются главной темой данного музейного диалога.
  12. Опережающего поощрения- состоит в том, что музейный сотрудник выстраивает свой диалог с группой на поощрении и стимулировании любой активности посетителя, пытаясь вызывать положительные эмоции, добиваясь у детей и подростков чувства радости и переживания успеха. Коротко сформулировать требования этого метода можно так: опираясь на поощряемую в процессе общения уверенность посетителя в себе превратить возможность в действие [25].

 Таким образом, подобные методы и подходы используются на уроках в музее и школе. Все это еще раз доказывает близость таких наук как - методики преподавания Мировой художественной культуры и музейной педагогики. Несмотря на разные подходы к определению их предметов, принципов, факторов процесса обучения, они имеют общее педагогическое ядро. Отличие состоит в том, что процесс обучения происходит в разных средах, экспозиция музея имеет в своей основе музейный предмет как артефакт исторической эпохи. Методические формы, приемы, модели весьма приближены друг к другу в музее и школе. Это создает универсальность при изучении обеих дисциплин и дает весьма важные перспективы к дальнейшему их изучению.

Заключение

Возможность прикоснуться к музейным объектам позволяет детям глубже на чувственном уровне, уровне впечатлений прикоснуться к культуре, а, следовательно, более продуктивно усвоить материал. Интеграция музееведения в курс МХК, даёт возможность наглядно интерпретировать материал, работа с музеем в рамках МХК позволяет с разных сторон глубже погрузиться в тему и освоение материала. Глубже не только интеллектуально, но и на том самом чувственно-эмоциональном, нравственном и практическом опыте.

Нестандартные виды уроков в курсе МХК  являются основным методом познания культурологических аспектов и способствуют повышению мотивации и усвоению материала на занятии.

Музейный урок организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.  Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, учащиеся осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями.

 Музейная работа представляет  большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.

Список использованных источников и литературы

  1. Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. - 1910. - Вып. 5. - С. 48-58.
  2. Галкина Е.Л. Школьный музей-открытая система// Школьный музей- открытая система. Теория и практика.- Москва, 2009.-13-27 с.
  3. Гнедовский М. Б. Музей и образование: материалы для обсуждения // М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю. Юхневич — Москва: ВНИК «Школа». 1989.
  4. Гусев А.И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе.- Москва,1908.138 с.
  5. Евтушенко С. В. Школьные музеи Москвы: перспективы развития // Материалы науч.-практ. семинаров музейных работников по теме «Музей и дети» в гг. Москве и Сыктывкаре 1995 г. / М-во культуры РФ; Музей революции. - Москва, 1996. - С. 110-121.
  6. Зеленко А. У. Школьный музей. - Москва, 1927. - 192 с.
  7. История музейного дела в СССР: сб. ст. - Москва, 1957. - 192 с.
  8. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - Москва , 1987. - 173 с.
  9. Любченко Д. Школьный музей //Педагогический вестник Московского Учебного округа. - 1913. № 4-5. - С. 10-18.
  10. Музей и школа: пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.; сост. Э. А. Павлюченко; под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М., 1985. - 224 с.
  11. Музеология и основы музейного дела: библиографический указатель (1929-2006 гг.) / АлтГУ, ИФ, КАЭИ, НБ, БО; сост.: Т.Г. Горбунова, Е.В. Евглевская, А.А. Тишкин. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006.
  12. Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - 166 с.
  13. Равикович Д. А. Из истории организации сибирских музеев в XIX в. // История музейного дела в СССР. Труды научно-исследовательского института музееведения. - Москва, 1957. - Вып. 1. - С. 159-191.
  14. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. - Вып. 2. - С. 145-224.
  15. Радченко Е. С. Музей и школа // Сов. музей. - 1932. - № 5. - С. 24-36.
  16. Сотникова С.И. Музеология: пособие для вузов / С.И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
  17. Хитьков Н. А. Школьный музей, его значение и организация. - Киев, 1915. - 178 с.
  18. Шварц М. Наш школьный музей // Школьные экскурсии и школьный музей. - 1913. - № 1. - С. 86-92.
  19. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. Москва, 2003 - 536 с.
  20. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб.пособие по музейной педагогике. - М., 2001. - 223 с.
  21. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013.- 268 с.
  22. Федеральный компонент государственного образовательного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего стандарта Министерства образования Российской Федерации.
  23. Приказ Минобрнауки образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643,от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609,от 07.06.2017 № 506) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  24. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. (Сост.: Данилова Г.И. - Москва: «Дрофа», 2011).
  25. Учебный план МБОУ «СОШ № 10» им. А.В. Поданева на 2020/2021  учебный год. Барнаул,2020. -30 с.
  26. Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ № 10»  им. А.В. Поданева. Барнаул,2019. - 20 с.
  27. Грачева Е. С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект // Молодой ученый. - 2010. - №10. - С. 240-245. - URL https://moluch.ru/archive/21/2156/ (дата обращения: 02.01.2021).
  28.  Корякина, Д. В. Образовательная деятельность музеев в современных условиях / Д. В. Корякина. // Образование и воспитание.-2020.-№3(29).-С.54-55.URL:https://moluch.ru/th/4/archive/168/5319/(дата обращения: 06.01.2021).
  29. Макеева, И. А. Школьный музей: история и перспективы развития / И. А. Макеева. // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца,2012.-С.125-127. URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2714/ (дата обращения: 01.04.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Глоссарий терминов

  1. Урок-соревнование: состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг».
  2. Урок-праздник: необычная организационная форма проведения урока, при помощи которой можно познакомиться с разными аспектами культуры страны изучаемого языка, развить навыки общения на иностранном языке.
  3. Урок-концерт: разновидность обобщающего урока в конце года. Цель его - наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. Урок- концерт необходимо проводить в торжественной обстановке.
  4. Урок-диспут: Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  5. Урок - исторический портрет: воплощение определенной личности в истории, её жизнь и деятельность, роль в государственном или мировом масштабе.
  6. урок - работа с документами: самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
  7. Урок - работа с музейными предметами: проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея.
  8. Урок-экскурсия: форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира.
  9. Урок-игра: Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  10. Урок-исследование: Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
  11. Заочное путешествие по улицам города: проводится с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основная задача «путешествия» - расширить кругозop воспитанников. обогатить багаж их знаний, стимулировать, познавательную активность.
  12. Викторина:  это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка. Викторины можно использовать в учебной деятельности, на уроках по различным темам. Особенно важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается ложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Мировая художественная культура" для 10 - 11 классов

    Развивающий потенциал данного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы м...

Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных ...

Программа курса "Мировая художественная культура", 5-6 кл.

Программа факультативного курса поддерживает основную учебную программу по истории Древнего мира (5 кл.) и Историю России (6 кл.) по разделу Культура....

Вопросы по курсу "Мировая художественная культура"

В материале представлены вопросы для проведения викторины или обобщающего занятия по предмету "Мировая художественная культура", по темам раздела "Культура Древнего мира"...

Рабочая программа учебного курса «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов Данилова Г.И.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:·        Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, ...

Инновационное планирование курса Мировой художественной культуры В 6-8 классах.

Программа составлена под руководством В.Г.Маранцмана,члена-корреспондента РАО, доктора пед. наук, профессора,заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. ...

Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в о...