Рабочая программа по элективному курсу Мировая художественная культура для 5-7 класса
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курсов «История» и «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в области истории культуры и искусства, а также введением в курс «Искусство» в 8-9 классах. Программа составлена для 5-7 классов.

Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по  искусству для 5-9 классов, на основе авторской программы Ю.В. Солодовникова (М.: Просвещение, 2012 г.).

Курс ориентирован на УМК:

Солодовников Ю.В., Мировая художественная культура, 6-8 классы, М.: Просвещение

На изучение курса в 5-7 классах отведено по 1 часу в неделю (34 учебные недели, 34 часа в год). В планировании определены как содержание и последовательность изучения материала, так и основные виды деятельности учащихся. Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk_5-7.docx151.56 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по элективному курсу

«Мировая художественная культура»

5-7 классы

Разработчик: Антонов А.С.

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Элективный курс «Мировая художественная культура» входит в структуру предметной области «Искусство», является расширением и дополнением курса «История» в 5-7 классах в области истории культуры и искусства, а также введением в курс «Искусство» в 8-9 классах. Программа составлена для 5-7 классов.

Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по  искусству для 5-9 классов, на основе авторской программы Ю.В. Солодовникова (М.: Просвещение, 2012 г.).

Курс ориентирован на УМК:

Солодовников Ю.В., Мировая художественная культура, 6-8 классы, М.: Просвещение

На изучение курса в 5-7 классах отведено по 1 часу в неделю (34 учебные недели, 34 часа в год). В планировании определены как содержание и последовательность изучения материала, так и основные виды деятельности учащихся. Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

Основные задачи курса «МХК»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

 - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «МХК»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного курса. 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Культура древнейших цивилизаций

12

2

Культура Античного мира

22

Тематическое планирование. 5 класс

№ ур.

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Культура древнейших цивилизаций

12

1

Миф, магия, ритуал

2

Наскальная живопись и мегалиты

3

«Поэма о Гильгамеше» – первый эпос

4

Шумеро-Вавилонская мифология. Зиккураты

5

Религия и мифология Древнего Египта

6

Храмовая архитектура Древнего Египта

7

Архитектура египетских гробниц. Пирамиды

8

Представления о загробном мире в Египте

9

Канон в искусстве Древнего Египта

10

Персидское искусство и зороастризм

11

Архитектура и религия индейцев Америки

12

Наследие древнейших культур Востока

Раздел 2 Культура Античного мира

22

13

Космогония в представлениях греков

14

Пантеон Олимпийских богов

15

Легенды об освоении земли. Герои Греции

16

Мифология и искусство Крита

17

Культура Микен.«Илиада» и Троянская война

18

Странствия Одиссея

19

Античный идеал красоты. Рождение искусств

20

Греческий театр: мифология и эстетика

21

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный»

22

Древнегреческие сосуды. Вазопись

23

Афинская классика. Скульптура

24

Храмовая архитектура. Ордерная система

25

Афинский Акрополь

26

Культура эпохи Эллинизма

27

Легендарное начало римской истории

28

Римские гражданские идеалы в архитектуре

29

Римский скульптурный портрет

30

Римское изобразительное искусство. Помпеи

31

Римский театр. Гладиаторские бои

32

Упадок позднеримского искусства

33

Раннехристианская культура и искусство

34

Значение и ценность античного наследия

Содержание учебного курса. 6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Культура раннего Средневековья

6

2

Культура Европы в XI-XV вв.

6

3

Культура Среднего и Дальнего Востока

8

4

Культура Древней Руси

14

Тематическое планирование. 6 класс

№ ур.

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Культура раннего Средневековья

6

1

Христианство – основа средневековой культуры

2

Искусство Каролингского возрождения

3

Средневековый эпос

4

Культура Византии

5

Ислам. Коран. Архитектура Мечетей

6

Искусство ислама

Раздел 2 Культура Европы в XI-XV вв.

6

7

Романский стиль в архитектуре и скульптуре

8

Готический стиль. Символика собора

9

Музыкальная культура Средних веков

10

Рыцарская культура

11

Новое в европейском искусстве. Данте

12

Начало эпохи Возрождения

Раздел 3 Культура Среднего и Дальнего Востока

8

13

Космогония в представлениях древних индусов

14

История и поэзия в Древней Индии

15

Будда и его учение

16

Мифы и религия Древнего Китая

17

Мировой порядок. Учения Конфуция и Лао Цзы

18

Синтоизм – традиционная религия Японии

19

Человек и природа в искусстве Китая и Японии

20

Значение культурного наследия Средних веков

Раздел 4 Культура Древней Руси

14

21

Язычество древних славян. Искусство славян

22

Крещение Руси. Архитектура храмов Х-ХI веков

23

Устная и письменная литература Древней Руси

24

Региональные архитектурные школы XII-XIII веков

25

Зарождение русских иконописных школ

26

«Слово о полку Игороеве» – призыв к единству

27

Нашествие монголов в литературе Руси

28

Московская традиция зодчества

29

Архитектура московского Кремля

30

Московская иконописная школа

31

Куликовская битва в литературе Руси

32

Житие – литературный и иконописный жанр

33

Православная церковная музыка

34

Древнерусское искусство: итоговое повторение

Содержание учебного курса. 7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

1

Культура стран Европы XVI-XVII вв.

22

2

Культура Руси в XVI-XVII вв.

12

Тематическое планирование. 7 класс

№ ур.

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 Культура стран Европы XVI-XVII вв.

22

1

Предпосылки Возрождения

2

Раннее Возрождение

3

Гуманизм и бичевание пороков

4

Титаны Возрождения

5

Северное Возрождение

6

Театр эпохи Возрождения. Шекспир

7

Литература Возрождения

8

Маньеризм в искусстве. Закат Возрождения

9

Музыкальная культура Возрождения

10

Научная революция и изменение картины мира

11

Взгляд на мир и человека в литературе барокко

12

Архитектура стиля барокко

13

Барокко в скульптуре

14

Живопись барокко

15

Живопись в Нидерландах

16

Музыка барокко в Италии. Рождение оперы

17

Немецкая и французская музыкальная культура

18

Французский классицизм в искусстве и культуре

19

Дворцово-парковое искусство Франции

20

Классицизм в живописи XVII века

21

Скульптура французского классицизма

22

Литература и театр классицизма

Раздел 2 Культура Руси в XVI-XVII вв.

12

23

Русское искусство на рубеже XV-XVI вв. Московский кремль

24

Образование и публицистика XVI века

25

Литература Московской Руси XVI века

26

Шатровый стиль в архитектуре Руси

27

Иконопись XVI века

28

Обмирщение культуры в XVII в.: наука, образование, публицистика

29

Новые жанры литературы Руси XVII века

30

Архитектура Руси XVII века

31

Новые тенденции в русской иконописи XVII века

32

Театр и музыка в России XVII века

33

Бытовая культура народов России в XVI-XVII вв.

34

Итоговое повторение

Перечень учебного и компьютерного оборудования

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

В наличии

1

Презентации PowerPoint по основным периодам и стилям истории искусства

Д

2

Электронное приложение к учебнику «Искусство» (Просвещение)

Д

3

Компьютер с выходом в Интернет; проектор, интерактивная доска

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Мировая художественная культура" для 10 - 11 классов

    Развивающий потенциал данного курса напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы м...

Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).

Рабочая программа  учебной дисциплины  ИСКУССТВО  (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности   «Дошкольное образование» ....

Рабочая программа учебного курса «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов Данилова Г.И.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:·        Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, ...

Инновационное планирование курса Мировой художественной культуры В 6-8 классах.

Программа составлена под руководством В.Г.Маранцмана,члена-корреспондента РАО, доктора пед. наук, профессора,заведующего кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. ...

рабочая программа по учебному предмету "мировая художественная культура"

Рабочая программа составлена с учетом УМК Г. Даниловой для учащихся 10-11 классов общеобразовательных классов (базовый уровень) и рассчитана на 68 часов....

Программа элективного курса "Мировая художественная культура"

Программа элективного курса "Мировая художественная культура" для 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Мировая художественная культура»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общ...