Программа курса "Мировая художественная культура", 5-6 кл.
элективный курс по мхк (5 класс) по теме

Ольга Сафонова

Программа факультативного курса поддерживает основную учебную программу по истории Древнего мира (5 кл.) и Историю России (6 кл.) по разделу Культура. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 3 г. Комсомольск-на-Амуре


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, о ее логике развития в исторической перспективе, о месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику курса, в программе сделан упор на деятельностые формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (параллельно курсу истории). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний на два года (V- VI классы) обучения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени основного общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  2. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  3. освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  4. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  5. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для факультативного курса «Мировая художественная культура» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  1. основные виды и жанры искусства;
  2. изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  3. шедевры мировой художественной культуры;
  4. особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  1. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  2. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  3. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выбора путей своего культурного развития;
  2. организации личного и коллективного досуга;
  3. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  4. самостоятельного художественного творчества.

Литература:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 кл.- М.: изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. -  М.: изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Календарно-тематическое планирование по МХК - 5 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Первобытное искусство.

1

У истоков искусства. Рождение человеческой цивилизации.

1

2

По следам первобытных художников.

1

3

Формы первобытной религии.

1

4

Истоки архитектуры.

1

5

Экскурсия в этнографический музей пос. Верхняя Эконь.

1

Особенности художественной культуры Древнего Египта.

6

В стране сфинксов и пирамид

1

7

«Дома вечности» богов и фараонов.

1

8

Религиозные представления египтян. Пантеон богов.

1

9

Мифы Древнего Египта

1

10

«Тайная мудрость Египта». Письменность древних египтян.

1

11

Основные достижения культуры древнеегипетской цивилизации

1

Междуречье – переплетение культур

12

Древнее Междуречье. Религиозно-мифологические представления

1

13

Жемчужина Ниневийского дворца

1

14

Шумеро-аккадская культура

1

15

Ассиро-вавилонская культура

1

Культура древнего Приамурья

16

Архитектура

1

17

Шаманизм

1

18

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Греция – «колыбель европейской цивилизации».

19-20

Пантеон богов.

2

21

Мифы Древней Греции

1

22

Прогулка по афинскому Акрополю.

1

23-24

Так оживает камень… Скульптура Древней Греции

2

25

«Чудеса света» родом из Греции

1

Культура Древнего Рима

26

Культура этрусков

1

27

Пантеон богов.

1

28-29

Архитектура Древнего Рима

2

Сущность религии и ее исторические корни

30

Буддизм

1

31

Ислам. Столпы ислама

1

32

Христианство

1

33

Православный храм. Иконопись

1

34

Экскурсия «Православные храмы нашего города».

1

Календарно-тематическое планирование по МХК - 6 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Начало средневековья – 5ч.

1

Век Византии.

1

2

Искусство византийской мозаики

1

3

Культура мусульманского мира

1

4

Быт германцев.

1

5

Культура скандинавов.

1

Средневековая Европа – 5ч.

6

Баллады о Робин Гуде.

1

7-8

Рыцари. Рыцарская культура.

2

9-10

Архитектура средневековых городов.

2

Дальние страны – 5ч.

11

Индия – «страна чудес»

1

12

Поднебесная империя: архитектура, церемонии.

1

13

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

14

Цивилизации доколумбовой Америки: ацтеки, инки, майя.

1

15

Итоговое повторение: игра «Что? Где? Когда?»

Древняя Русь – 11 ч.

16-17

Язычество древних славян.

2

18

Деревянное зодчество.

1

19

Памятники архитектуры Древней Руси.

1

20-21

Были и былины.

2

22

Русские богатыри.

1

23

Александр Невский.

1

24-25

Московский Кремль.

2

26

Иконопись.

1

Московское царство – 8 ч.

27

Государственная символика.

1

28-29

Устное народное творчество

2

30

Народные ремесла: Жостово, Палех, Гжель

1

31

Народные ремесла: Дымково, Семеново, Вологда

1

32

Золотое кольцо России.

1

33-34

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Рабочая программа «Мировая Художественная Культура» для 10-11 классов

Рабочая программа учебного курса«Мировая Художественная Культура»для 10-11  классов...

Темы для презентаций обучающихся по программе : "Мировая художественная культура"

Для расширения кругозора обучающихся в целях самообазования и формирования навыков самостоятельного получения информации  для дополнения тем по программе "Мировая художественная культура&quo...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...