Программа "Национальные традиции" 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Качаева  Евгения  Михайловна

Программа "Национальные традиции" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachaeva_e.m._istoki_natsionalnoy_traditsii_mhk_10kl.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАРНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. Героя Советского Союза Г.С.Елисеева

662322,Шарыповский район, с. Парная, ул. Советская 96а               тел.89233755616

Регистрационный номер___________

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                     Директор школы

                                                                                    О.Н.Ефремова_______

«ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

                                                                   Срок реализации: 5  уроков

                                                                   Возраст обучающихся: 10 класс, 15-17 лет

                                                                                 Разработчик: Качаева Е.М.

                                                                                  Учитель технологии

Шарыповский район, с.Парная

Красноярская епархия

Красноярская митрополия

Tigergol@mail.ru

Тел. 89233755616

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  В 10 классе  предмет «Мировая художественная культура» ( в дальнейшем МХК) преподается по учебнику Л,А.Рапацкой третий раздел которого  называется «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)»  первые три темы поочередно отдельно рассматривают «Художественную культуру Киевской Руси», «Новгородской Руси» и «Московской Руси».

       Из опыта работы поняла, что у ребят возникают сложности с созданием общей картины развития культуры Древней Руси, нет целостности восприятия исторической картины, а в свете современных событий и войны с Украиной теряется понимание национальной принадлежности населения Украины. Кто они такие? Куда девалась Русь Киевская?

      Выше изложенные темы рассматриваются по вертикали, я предлагаю их объединить и рассматривать по горизонтали, создавая общую целостную картину, которая будет укладываться в предложенную ниже таблицу 1«Истоки национальной традиции».  

      Основным способом рассмотрения общей темы  предлагаю системно-деятельностный подход, в котором  будет использоваться активная форма организации образовательного процесса, такая как индивидуальная работа (самостоятельная работа учащихся с учебником, информационное сообщение, исследование и т. п.) и фронтальная работа.

     Предлагаемая технология освоения  общей темы: критическое мышление, дискуссия, исследование, его  части анализ, сопоставление и сравнение, выводы.

     Полагаю, что целесообразнее использовать такие методы, как: открытые вопросы, контрольные вопросы, видеообсуждение, учебная дискуссия, самостоятельная работа. Основной упор делается на самостоятельную работу учащихся, конечным результатом деятельности учащихся будет заполненная таблица 1 «Истоки национальной традиции».  Она поможет учащимся  легко ориентироваться в изученной теме, не только в рамках урока МХК, но и  при необходимости быстро освежать факты, стирающиеся в памяти с течением времени, ведь в дальнейшем выпускники школы будут студентами. Особенность построения таблицы еще и в том, что при необходимости она может постепенно дополняться и уточняться, обрастать большими подробностями.

      Таким  образом, цель методической разработки. Создание конструктов уроков и таблицы 1 для изучения темы «Истоки национальной традиции» это поможет  создать целостную картину формирования художественной культуры Древней Руси.

       Ценность том, что таблица в результате исследования по теме будет заполнена учащимися самостоятельно при поддержке учителя, который консультирует и направляет деятельность учеников посредством разного типа вопросов (открытых, наводящих, проблемных и др.) и может использоваться в дальнейшем на других предметах.  

 Задачи:

  1. Составить конструкт- матрицу в логической последовательности и по вертикали и по горизонтали;
  2. Разработать таблицу 1«Истоки национальной традиции»;
  3. Создать условия мотивированного освоения темы учащимися;
  4. Подготовить видеоматериалы по теме;
  5. Содействовать формированию художественно-нравственной отзывчивости и патриотическому воспитанию учащихся;                                

     Актуальность  методической разработки в том, что искусство Древней Руси предстанет как искусство целостного народа.

   Материально- техническая база и  методическое обеспечение уроков.

Видеопроектор, компьютер, Интернет,  серия слайдов, учебники по МХК

Возраст учащиеся 10 класса

Срок реализации 5 уроков

В системе уроков по МХК – четвертая четверть, третий раздел  «Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной культуры (X-XVIII вв.)» Период с 9 по 16 века.

В проведение уроков используется межпредметная  связь с предметами: история, литература, музыка, изобразительное искусство, технология ведения дома и др.

Технологическая  карта образовательного процесса по предмету «Мировая художественная культура) в 10 классе    

УМК Л.А.Рапацкая

 (составлена на весь учебный год)

1.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА -14часов.

Цель освоения содержания. Повторение, закрепление сведений полученных по аналогичным темам уроков истории и получение новых сведений в рамках мировой художественной культуры

Планируемый результат:  

Предметные.

Знать особенности формирования и развития художественной культуры Древнего и среднего  Востока

Уметь различать характерные особенности разных культур в рамках изучаемой темы..

Метапредметные УУД: познавательные

 (анализ, сопоставление, определение

понятий)

Регулятивные (целеполагание,

планирование, рефлексия),

Коммуникативные (диалог, сотрудничество).

Личностные УУД- формирование познавательного

 интереса

                 Основные понятия темы. Культура, религия, тотем, археология, временная шкала, канон, зодчество, мавзолей, архитектура,, икэбана, арабеска, орнамет, каллиграфия, иероглиф, клинопись, пагода, храм и др. Метапредметные связи и организация пространства.

Уроки теоретического освоения темы.

Технология изучения данной темы – индивидуальная мыслительная деятельность.

Система диагностических заданий по теме. Подготовка сообщений по отдельным вопросам темы, ответы на контрольные вопросы, тесты.

Контрольное задание. Итоговый тест

Уроки 1-2. Вводная часть в общую проблематику предмета

Уроки 3-4 Художественная культура Древнего Египта

Уроки 5-6. Художественная культура Древней Индии 

Уроки 7-8. Художественная культура Древнего Китая

Уроки 9-10. Художественная культура Японии

Уроки 11-14 Художественная культура  Мусульманского Востока.

2.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ:СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

10 часов.

Цель освоения содержания. Формирование понимания истоков становления христианской традиции в художественной культуре Европы. Краткое ознакомление с основным памятником культуры- Библией.

Планируемый результат:  

Предметные.

Знать Части Библии «Ветхий Завет»

 и « Новый Завет»,  

миф о сотворении мира,

 некоторые сказания, откровения и

 хроники. Миф о создании человека и

его изгнании из Эдема, 10 заповедей,

 смертные грехи, семь таинств, стиль одежды, обряды, музыку, поэзия, архитектурные стили

и др. Основные отличия католичества

 и православия, причины, такого

разделения христианства и др.

Уметь различать характерные

 особенности отличающие

католичество от православия в

архитектуре, музыке, одежде, обрядах

 и  др.

Метапредметные УУД:

познавательные

 (анализ, сопоставление, определение

понятий)

Регулятивные (целеполагание,

планирование, рефлексия),

Коммуникативные (диалог,

 сотрудничество).

Личностные УУД- формирование познавательного

 интереса

                 Основные понятия темы.

Теология, Христос, конфессия, адепт, иконостас, деноминация, готика, химера, крестовый поход, ад, чистилище, индульгенция, готическая роза, витраж и т.д.

,Метапредметные связи и организация пространства.

Уроки теоретического освоения темы.

Технология изучения данной темы – индивидуальная мыслительная деятельность.

Система диагностических заданий по теме. Подготовка сообщений по отдельным вопросам темы, ответы на контрольные вопросы, тесты.

Контрольное задание. Итоговый тест

Уроки 15-16 Античность: колыбель европейской художественной  культуры

Уроки 17-18 От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

Уроки 19 Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

Уроки 20-21 Художественная культура итальянского Возрождения. Трудный путь гуманизма

Уроки 22 Северное Возрождение в поисках правды о человеке

Урок 23. Художественная культура 17 века: многоголосие школ и стилей

Урок 24. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

                                3

«ДУХОВНО-НРАВСТЕННЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:У ИСТОКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ (X-XVIII вв.)»

10 часов.

Цель освоения содержания. Повторение, закрепление сведений полученных по аналогичным темам уроков истории и получение новых сведений в рамках мировой художественной культуры по основам русской художественной культуры

Планируемый результат:  

Предметные.

Знать особенности формирования и развития художественной культуры Древней Руси и культуры эпохи русского Просвещения

Уметь находить общие  признаки Киевской, Новгородской и Московской Руси и понимать их целостную общность, отличать  

особенности русского Просвещения от европейского.

Метапредметные УУД: познавательные

 (анализ, сопоставление, определение

понятий)

Регулятивные (целеполагание,                                                                                                                                                                        

планирование, рефлексия),

Коммуникативные (диалог, сотрудничество).

Личностные УУД- формирование познавательного

 интереса

                 Основные понятия темы. Соборность, анонимность, символичность,, синкретичность, мозаика,фреска,знаменное пение, станковая живопись, монументальная ждивопись, парсуна, Троица,, шатровое зодчество, иконопись и др. Метапредметные связи и организация пространства.

Уроки теоретического освоения темы.

Технология изучения данной темы – индивидуальная мыслительная деятельность.

Система диагностических заданий по теме. Подготовка сообщений по отдельным вопросам темы, ответы на контрольные вопросы, тесты.

Контрольное задание. Итоговый тест

Уроки 25-29 Художественная культура  Киевской Руси: опыт озаренный духовным светом христианства;

Новгородской Руси: утверждение с самобытной красоты;

 Московской Руси- утверждение общерусского художественного стиля.

Промежуточная аттестация.

Уроки 30-31  Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров. Промежуточная аттестация.

Уроки 32-34  Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

   По технологической карте образовательного процесса мы видим, что теме выбранной методической разработки нужно взять уроки 25-29. Это пять уроков к ним надо подготовить несколько конструктов. К 25 уроку надо подготовить раздаточный материал каждому ученику, это сравнительная таблица1 «Истоки национальной традиции» приведенная ниже. Желательно она должна разместиться на трех листах (один лист для раздела), для того чтобы записи учащихся зрительно воспринимались одним взглядом, с целью создания целостности зрительного восприятия. В каждом разделе по  четыре пункта, которые следует постепенно заполнять от урока к уроку. Основой для работы учащихся в таблице будет учебник  по Мировой художественной культуре и некоторые дополнительные сведения, полученные на Интернет-платформах, а так же краткие дополнения и уточнения учителя при необходимости. В таблице можно работать в электронном варианте, но работа от руки может быть не менее интересным вариантом, потому что каждый ученик, работая индивидуально, может заполнять таблицу понятными ему символами, рисунками, схемами, сокращающими словесный текст и дающими образные представления.

 

                                  Таблица1 «Истоки национальной традиции»

№ урока

Дохристианская Русь

Киевская Русь

Новгородская Русь

Московская Русь

Раздел 1. Общие сведения

1. Временная шкала (Когда?). 2. Географическое положение (Где?) 3.Города (Какие?)

4. Основные исторические события по датам (Какие?)

№ урока

Дохристианская Русь

Киевская Русь

Новгородская Русь

Московская Русь

Раздел 2. Духовная художественная культура.

1. Религия.2. Обрядовость.3. Музыка. 4. Литературные памятники культуры

№ урока

Дохристианская Русь

Киевская Русь

Новгородская Русь

Московская Русь

Раздел 3.  Материальная художественная культура.

 1.Архитектура, 2.Изобразительное искусство. 2.Декоративно-прикладное искусство. 4.Имена известных мастеров Древней Руси

    Ниже представлены конструкты  на каждый урок данного цикла. Конструкт отличается от устаревшего  плана-конспекта, которым традиционно пользуются учителя.

Структура плана- конспекта вертикальная, имеет статичные и подвижные моменты, каждая часть буквально расписывается по минутам.

1. Организационная часть

2.Сообщение темы и целей, мотивация учебной деятельности учащихся

3.Актуализация знаний (опрос учащихся)

4. Изложение нового материала и его закрепление

5. Вводный инструктаж

6. Пробное выполнение приемов работы

7. Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж

8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

9. Рефлексия

10. Уборка рабочего места

       В отличие от плана-конспекта урока, который обычно отражает план работы педагога при проведении урока, конструкт урока  содержит  этапы и виды учебной  деятельности ученика,  способы  его  деятельности (универсальные учебные действия), при овладении которыми наши воспитанники  становится самостоятельными в процессе познания,  социализированными и успешными   в обществе.

     Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся направленные на достижение результата

       Почему такая форма работы зачастую может быть эффективнее, особенно для цикла гуманитарных наук, потому что все мы и наши дети живут в информационном поле. Это общение на бытовом уровне с родителями, сверстниками, учителями, случайно услышанные где-то фразы, Интернет, киноискусство, литература, телевидение, и другое, создают общую картину, в которой может сохраняться нужная информация, о которой иногда мы даже не задумываемся.

   

    Желательно что бы конструкт размещался на одном листе и лучше расположенном горизонтально, для того что бы учитель мог мгновенно ориентироваться и видел всю конструкцию урока от начала и до конца одновременно.

Теоретические типы урока. Конструкт уроков «Художественная культура Древней Руси» (25-26 уроки) 10 класс

Раздел 1. Общие сведения

А

Организационная часть

Цитата  «Во всем и везде, в большом и малом, в работе и вокруг себя поддерживайте порядок»

М.Ломоносов

Вступление к подготовке рабочего места.

Раздается таблица 1.

Б

Сообщение темы и целей, мотивация.

Тема. Раздел 1. Общие сведения о Древней Руси.

Цель. Формирование общего понимания истоков национальной традиции. Постепенное вхождение по временной шкале. Осознание территориальной принадлежности.

В

Актуализация

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - слова великого русского ученого М.В. Ломоносова.

Подумайте, почему?

Г

Изложение материала

  1. Напомните мировые религии и перечислите их по очередности, согласно временной шкале?
  2. Вспомните аврамичные религии и перечислите их по мере возникновения?  
  3. Поясните что такое традиция?
  4. Что такое миф, чем он отличается от легенды?
  5. Поясните что такое канон7
  6. Почему  произведения Древней Руси называют анонимными?
  7. Что такое «тотем»?
  8. Что такое «фольклор»?
  9. Поясните, почему дохристианская и христианская литература является символичной?
  10. В чем различия между былиной, сказкой, мифом, легендой, преданием?  

Д

Закрепление материала

Какие слова и понятия на сегодняшнем уроке были для вас новыми?

Запишите их на обратной стороне  листа с таблицей

Е

Работа по освоению теоретических заданий

Откройте учебники и пролистайте от стр.283 по 331 и используйте его для заполнения таблицы

1.В таблице 1. Раздел 1.в строке 1 по горизонтали заполните даты возникновения Киевской, Новгородской и Московской Руси. Можно сделать изображениями временной шкалы.

2.Посмотрите карту на слайде. Укажите расположение по сторонам света.Киевское княжество, Новгородское княжество, Владимиро-Суздальское. (оно впоследствии встало центром Московского княжества)

 Например: Северо-Восточная Русь

3. Найдите по карте крупные города княжеств и впишите  под графой 3  по княжествам, дополните туда же названия городов указанных в учебнике.

4. Пролистайте страницы учебника по указанной теме, выделите основные исторические события по датам и запишите их в соответствующие графы.

Ж

Домашнее задание и инструктаж его выполнения

Докончите самостоятельно заполнение таблицы.

Запишите возникшие вопросы для дальнейшего исследования и обсуждения

З

Рефлексия. Как вы считаете, что было самым познавательным на сегодняшнем уроке?

Достигли ли мы нашей цели урока?... Поясните…

Полезны ли полученные знания лично для каждого из вас?...Почему…?

Теоретический тип урока. Конструкт- «Художественная культура Древней Руси» (27урок) 10 класс

Раздел 2. Духовная художественная культура

А

Организационная часть

Цитата  «Во всем и везде, в большом и малом, в работе и вокруг себя поддерживайте порядок»

М.Ломоносов

Вступление к подготовке рабочего места.

Раздается таблица 1.  (часть вторая)

Б

Сообщение темы и целей, мотивация.

Тема. Раздел 2. Духовная художественная культура Древней Руси

Цель. Исходя из темы,  учащиеся сами формулируют цель, при необходимости учитель поправляет.

В

Актуализация

«Народ, не знающий своего прошлого, 

не имеет 

будущего» - слова великого русского ученого М.В. Ломоносова.

Г

Изложение материала

1.Напомните, что такое религия?

2.В каком году  произошло Крещение Руси?

3.Какая религия существовала на территориях Древней Руси до христианства? Её особенность?

4. Что такое обряд? Какие обряды вам известны, с какими вы встречались в современной жизни?

5. Во второй четверти мы рассматривали различия между православием католичеством, вспомните какие различия в музыкальном искусстве этих двух разных направлений христианства?

6. Какие религиозные праздники православия вы можете назвать и остались ли народные праздники, назовите?

7. Существовали ли музыкальные инструменты  на Древней Руси? Перечислите?

8. Почему  в древние времена на Руси существовали певцы-сказители?

9. Назовите имя князя приявшего православие первым и положившему  конец языческому периоду?

10. Назовите известные памятники литературы Древней Руси. О чем они?

Д

Закрепление материала

Какие слова и понятия на сегодняшнем уроке были для вас новыми?

Запишите их на обратной стороне  листа с таблицей

Е

Работа по освоению теоретических заданий

Откройте учебники и пролистайте от стр.283 по 331 и используйте его для заполнения таблицы

1.В таблице 1. Раздел 2.в строке1 по горизонтали заполните религии которые существовали в разные периоды развития Древней Руси, выделите дату  Крещения Руси.

В графе Дохристианская Русь запишите имена языческих богов которым поклонялись русичи, а в остальных имя Бога и поясните, что означает слово Христос.

2.В строке 2.  по горизонтали, в каждой графе используя учебник и Интернет, запишите основные обряды дохристианские и христианские 

3. В строке 3. по горизонтали Поясните какой была музыка в дохристианский период, перечислите музыкальные инструменты, В следующих графах поясните в чем была особенность религиозной музыки христианской Руси.

4. В строке 4. по графам Запишите литературные произведения Древней Руси уточните даты их примерного появления. В первой графе четвертой строки объясните что такое фольклор и перечислите жанры фольклора

Ж

Домашнее задание и инструктаж его выполнения

Докончите самостоятельно заполнение таблицы.

Запишите возникшие вопросы для дальнейшего исследования и обсуждения

З

Рефлексия. Как вы считаете, что было самым познавательным на сегодняшнем уроке?

Достигли ли мы нашей цели урока?... Поясните…

Полезны ли полученные знания лично для каждого из вас?...Почему…?

Теоретический тип урока. Конструкт- «Художественная культура Древней Руси» (27урок) 10 класс

Раздел 3. Материальная  художественная культура

1.Архитектура, 2.Изобразительное искусство. 2.Декоративно-прикладное искусство. 4.Имена известных мастеров Древней Руси

А

Организационная часть

Цитата  «Во всем и везде, в большом и малом, в работе и вокруг себя поддерживайте порядок»

М.Ломоносов

Вступление к подготовке рабочего места.

Раздается таблица 1.  (часть вторая)

Б

Сообщение темы и целей, мотивация.

Тема. Раздел 3. Материальная художественная культура Древней Руси

Цель. Организация условий для зрительного восприятия материальной художественной культуры Древней Руси. Воспитание патриотизма и эстетической отзывчивости.

В

Актуализация

«Народ, не знающий своего прошлого, 

не имеет 

будущего» - слова великого русского ученого М.В. Ломоносова.

Г

Изложение материала

1.Каким словом называется архитектура Древней Руси?

2. Какие различия в православной и католической архитектуре? Расскажите?

3.Как называют купол православной церкви?

4. Назовите основные признаки канонической православной живописи, как она называется?

5. Как называется место, где расположены ярусами иконы?

6. Подумайте и вспомните какие бытовые предметы на Древней Руси можно отнести к декоративно-прикладным?

7. Какие народные промыслы вы можете назвать, какие материалы они использовали для изготовления предметов?

8.Из чего делали ткани и как их украшали?

9.Какой известный мастер Московской Руси написал знаменитую икону «Троица»? Посмотрите на странице учебника 321, проанализируйте композицию и назовите её?

10.Феофан Грек был родом из Константинополя, где находился Константинополь и какая страна сейчас находится там?

Д

Закрепление материала

Какие слова и понятия на сегодняшнем уроке были для вас новыми?

Запишите их на обратной стороне  листа с таблицей

Е

Работа по освоению теоретических заданий

Откройте учебники и пролистайте от стр.283 по 331 и используйте его для заполнения таблицы

1.В таблице 1. Раздел 3.в строке1 по горизонтали напишите какие архитектурные постройки были , выделите наиболее значительные укажите год их возведения и название постройки и кто был причастен к этим постройкам.

2.В строке 2.  по горизонтали, в каждой графе используя учебник и Интернет, запишите имена известных мастеров живописи (фрески, иконы, мозаики) и укажите период их творчества, рядом с именами напишите наиболее известные произведения этих мастеров.

3. В строке 3. по горизонтали запишите, когда и где появились берестяные грамоты, Запишите ряд бытовых предметов, которые изготавливались и для чего они использовались

4. Посмотрите все что мы сделали в таблице по рассмотренной теме «Художественная культура Древней Руси» и в каждой графе сделайте краткие обобщающие  выводы

Ж

Домашнее задание и инструктаж его выполнения

Докончите самостоятельно заполнение таблицы.

Запишите возникшие вопросы для дальнейшего исследования и обсуждения

З

Рефлексия. Как вы считаете, что было самым познавательным на сегодняшнем уроке?

Достигли ли мы нашей цели урока?... Поясните…

Полезны ли полученные знания лично для каждого из вас?...Почему…?

   Обобщая серию уроков о Древней Руси, в конце для детей оставляем следующий открытый вопрос: «Подумайте, поищите информацию и скажите, когда на месте Киевской Руси появилась современная Украина, почему она так называется и есть ли, по вашему мнению, на самом деле национальность украинец?»  Однозначных ответов на этот вопрос не будет, но это заставит каждого задуматься о сложности мира и человеческих отношений в нем.   Остается только напомнить,  как важно глубже понять свое великое национальное достояние - русское искусство.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....