Русские народные инструменты
презентация к уроку (музыка, 5 класс) по теме

В помощь учителям музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Russkie_narodnye_instrumenty.pptm872.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оркестр русских народных инструментов . Русские народные инструменты.

Слайд 2

Материал презентации может быть использован на уроках музыки в начальной школе.

Слайд 3

Панина Людмила Анатольевна учитель музыки МОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганска учитель II категории, стаж педагогической работы – 25 лет

Слайд 4

Добро пожаловать!

Слайд 5

Г у с л и Гусли – народный музыкальный инструмент. Происходит от слова «гудеть». Гудением называли звук струн. Имели горизонтальное положение. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. Были распространены среди скоморохов. В ХХ веке гусли усовершенствовали. Инструмент приобрёл треугольную форму, количество струн стало постоянным 12-13.

Слайд 6

Домра (домбра) Домра появилась в XVIII веке. Предком домры явился египетский инструмент “бандура” Она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. Домра - атрибут скомороха. В конце XIX века В.Андрееву удалось создать домру. Домры в оркестре составляют основную линию мелодическую.

Слайд 7

Б А Л А Л А Й К А Она 3-х струнная с треугольным корпусом, произошла от слова “балакать” - значить пустозвонить. Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление состоялось в 1888г. в Петербурге. Он сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году.

Слайд 8

Б А Я Н Разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна . Разновидности гармоник: Тульские (однорядки). Саратовские (с колокольчиками). В Вятские добавили ряд кнопок. В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны.

Слайд 9

Р О Ж О К Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.

Слайд 10

Ж А Л Е Й К А Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога. Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый.

Слайд 11

С В И Р Е Л Ь Свирель состоит из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели..

Слайд 12

М.А. Врубель “ ПАН ”

Слайд 13

КУВИКЛЫ Кувиклы - это набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 10 – 16 см). Верхние концы располагаются на одной линии. Играют на кувиклах ансамблем преимущественно женщины.

Слайд 14

ВАРГАН Варган – древний музыкальный инструмент. Родоначальником варгана был лук. Традиции игры на варгане существовали до 30 годов ХХ века. Затем был запрещен из-за связи с шаманизмом. В 1821 г. немецкий мастер Ф. Бушман из нескольких маленьких варганов сконструировал губную гармошку. Когда её снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян. В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.

Слайд 15

Ложки Ложки – ударный инструмент, к рукоятке которой привязывали бубенчики. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. В сведениях XVIIIв . говорится о широком распространении их среди крестьян и скоморохов. Изготавливаются они из более твердых пород дерева. Музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. Существует множество приемов игры на ложках.

Слайд 16

Б У Б Е Н Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой кожаной мембраной. В его прорезях парами прикрепляются пластинки, на них подвешиваются бубенчики. Бубен широко использовали скоморохи в ансамбле с балалаечниками или гармонистами. Основное свое применение он нашел в оркестрах русских народных инструментах.

Слайд 17

ТРЕЩОТКИ Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке. Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек.. Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты.

Для домашнего задания или задания на уроке....

Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"

Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его.  Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и позн...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...