«Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»
методическая разработка по музыке по теме

 

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что  «важнейшие задачи воспитания - формирование в учащихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx68.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование

личностно-ориентированного подхода

в  обучении игре на аккордеоне»

Пьянкова Галина Яковлевна

периоды формирования (2008 год)

функционирование педагогического опыта

(2009-2011)

НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

г. Нефтеюганск, Тюменской области,

ХМАО - Югры,

3 микрорайон, дом 22

        

       2.1. Актуальность.

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что  «важнейшие задачи воспитания - формирование в учащихся  гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи".

От педагога зависит то, насколько ожидаемые перемены останутся в форме произнесенных пожеланий или дадут, наконец, долгожданное новое качество — разворот в сторону личной ответственности и творчества. Конкретно появление нового качества сознания педагога может возникнуть лишь в творческой атмосфере, и именно тогда, когда директивной останется только главная  цель педагогики — это воспитание свободомыслящего и гармонически развитого гражданина страны. Осознавая актуальность этой проблемы, я пришла к выводу,  что практически сложные и емкие пути вывода молодого человека на уровень адекватного развития должны быть отданы инициативе и компетентной ответственности специалистов-педагогов, реально и содержательно участвующих в процессе образования и воспитания.

    Таким образом, актуальность представленной работы обусловлена следующими причинами:

  1. Необходимость учитывать индивидуальные особенности и потребности учащегося;
  2. проблемы, возникающие в отношениях между педагогом и учеником, произведением и учеником, учеником и слушательской аудиторией;
  3. средние музыкальные данные учащихся, поступающих в школу искусств;
  4. отсутствие у многих музыкантов-педагогов ясного понимания особенностей личностного и художественного развития музыкантов-учеников и возможностью применения информационно-коммуникативных технологий.

2.2.  Методика обучения исполнительскому искусству с учетом личностно-ориентированного подхода с применением информационно-коммуникативных технологий

Методика  разработана в соответствии с взглядами на обучение таких авторов как И.С.Якиманская, Л.И.Божович, А.А.Арсеньев, М.М.Бахтин и других, раскрывающих особенности личностно-ориентированного подхода.

И.С.Якиманская считает, что: «Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться, как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».

Личность учащегося формируется в процессе учебной и других видов деятельности, а проявляться в виде психофизиологических особенностей. Обучаемый является субъектом учебной деятельности, где у него есть возможность проявить свои личностные качества, творческую и познавательную активность, способность к достижению поставленной цели.

В моей  работе  представлена теоретическая и экспериментально-практическая разработка подходов к воспитанию и развитию в практике музыкальной педагогики с применением информационно-коммуникативных технологий. Создание максимально благополучных условий для развития  и самосовершенствования обучаемого,  для совершенствования процесса преподавания  при включении каждого занимающегося исполнительской деятельностью в творческий процесс на основе личностно-ориентированного подхода и  устойчивой потребности каждого ученика  творить.

Уверена, что до тех пор, пока содержательная деятельность педагога будет осуществляться по инструкциям, а ее результат оцениваться административно, о подлинном творчестве не может быть и речи, ибо творчество и демократизация возможны лишь в условиях, реально включенных в деятельность свободы, инициативы, доверия и ответственности.

2.3  Инновационная направленность.

Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного обучения исполнительскому искусству посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное достижение цели образования.

Инновационная направленность  моего педагогического опыта это повышение мотивации учебно–воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода. В  свете современных требований, которые складываются под влиянием ускоренных темпов развития общества и повсеместной информационной среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы.  В изменчивых условиях экономического и социального развития учащиеся должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем музыкальных  знаний, быть способными совершенствовать их и, по возможности, применять  на протяжении жизни. Чтобы сформировать творчески активную  личность необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего  познавательную, коммуникативную и личностную активность. И рядом должен быть компетентный наставник.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Моя методика представлена описанием использования личностно-ориентированного подхода на уроках обучения игре на аккордеоне.

Новизна методики состоит в комбинировании элементов традиционной педагогики   с  личностно ориентированными и гуманно-личностными технологиями.  К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Используя эти требования, я не только обучаю исполнительскому мастерству, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься музыкой, сознательно применять ее в целях отдыха, повышения трудоспособности.

Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

2.4. Методологической основой методики преподавания являются:

  1. работа по совершенствованию личного опыта и использованию новых технологий преподавания исполнительского искусства, с применением дистанционного обучения через интернет;
  2. формирование у учащихся устойчивого интереса и потребности к самостоятельным занятиям.

Однако, учитывая, что многие дети занимаются музыкой в плане общего музыкального развития,  моя учебная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми разными способностями проявить себя и приобщиться к музыкальной культуре. Непременным условием подлинного педагогического творчества, считаю  способность  ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему. «Быть любимым — это значит быть самым существующим из всего и всех». Деловое отношение к ученику на уроке, «безлюбость» есть показатель функциональности и недееспособности, какой бы сложной деятельность педагога в искусстве ни была. Поэтому на уроках я применяю личностно-ориентированный подход, т.е. мои уроки ориентированы на личные показатели ученика. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом ученике личность;

- создаю ситуацию успеха;

- понимаю причины детского незнания и устраняю их, не нанося ущерба достоинству ребенка, т.к. личность ученика интересует меня  всерьез и не меньше, чем исполняемое им музыкальное произведение.

 Суть предложенного подхода сводится к следующему:

- трудности роста личности в области музыкального искусства, проблемы, возникающие в отношениях между мною и учеником, произведением и учеником, учеником и слушательской аудиторией, свидетельствуют о том, что сложившаяся практика воспитания, развития и обучения не составляет необходимого единства в своем воздействии на личность музыканта-ученика;

      - преобладание внешних мотивов успеха учащихся над внутренними, а планово-количественных показателей над содержательными приводит  педагога к «защитной» деятельности, к отстаиванию чести класса, школы, а это, в свою очередь, ослабляет творческие возможности  преподавателя и ученика.

2.5. Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность заключается в применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ; организация учебного процесса на основе изучения  индивидуально-психологических особенностей личности учащихся; развитие способностей посредством творческих заданий; качественный отбор учебного материала; использование произведений современных композиторов и популярной аккордеоновой музыки.

Думаю, что результат  педагогического процесса зависит от учителя. Ничто  не заменит личности преподавателя, живого общения, умения организовать процесс получения знаний. Важен личный пример учителя, его стремление совершенствовать свою ценностно-смысловую  компетенцию, расширять свой кругозор. 

Цель педагогического процесса – воспитать гармонически развитую  личность на основе личностно-ориентированного подхода.

Главной сегодняшней задачей личностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании является человек с высоким художественно-эстетическим потенциалом и активной жизненной и гражданской позицией  -  не только потребителя,  но  и  возможного  производителя  духовных ценностей: музыканта-любителя, владеющего исполнительскими  навыками, пропагандиста музыкальной культуры. Активно участвовать в   художественной самодеятельности, «учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а  для того, чтобы стать лучшим в любой профессии, образовывая, воспитывая, готовя себя к жизни».

Опыт индивидуальной педагогической работы на основе общепринятых методик и методических разработок по музыкальному образованию, не может  учитывать индивидуальные особенности отношений педагога с учеником-музыкантом, поскольку они составлены с учетом наиболее общих закономерностей, плодотворен в той своей части, которая нацелена на формирование профессионала. Кроме того, и сам методически насыщенный опыт не передается в необходимой полноте, что приводит к понижению значения музыкально-педагогической профессии. Результатом такой работы являются чаще всего разочарованные в музыке дети, подростки, а порою и взрослые люди.    

     За годы педагогической практики  мною было изучено много методической литературы. Для педагога-исследователя важно знать сложившиеся сегодня подходы к исследовательской деятельности и опираться на них.  Деятельностный подход ориентирует  преподавателя на исследование учебной деятельности воспитанников. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств  у обучающихся. Без личностного подхода не может существовать диалога между преподавателем и учеником.  Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, что, в свою очередь, и требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Систематизация  педагогического  опыта требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи.

Приступая к работе, я определяю:  наличие музыкальных способностей у обучающегося,   развитость речи, пальцевой моторики. Далее наступает планирование развития учащегося не только в плане исполнительского искусства, но и его человеческих качеств. Параллельно идет и внеклассная работа.

        На обычном уроке регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного подбора средств, методов обучения. Главной точкой отсчета на уроке  -  личность ученика. Хочется подчеркнуть что, говоря о личности ученика как центральном моменте художественно-педагогического процесса в его отдельной фазе — уроке, я имею в виду не столько то, что его выделяет,  обособляет от мира, сколько то, что его с этим миром объединяет. Чаще всего у ученика еще не развит личностный подход к искусству: у него пока не развиты способности, мал жизненный опыт, отсутствуют собственные приемы и способы работы. Вот тут-то и  надо проявлять свои   педагогические качества:

а) предвиденья «зародыша» эстетической позиции, соединимого с музыкальным произведением;

        б) умения включить жизненный опыт ученика (учебно-познавательную компетенцию) в его актуальные отношения с миром и направить на выработку своей ученической концепции исполняемого произведения (это творчество и мастерство педагога);

     в) желание сориентировать на ученика все свои усилия на уроке, жертвуя своим временем, энергией, волей, зачастую в ущерб своему социальному утверждению, своим выступлениям и т.п.

        Так начинается познавание ученика, его особенностей.  Это позволяет находиться  в постоянном процессе исследования спектра своих отношений с учеником и последнего — с произведением. Изучая методическую литературу, поняла, что этот вопрос практически не исследован. Чаще прослеживается позиция - сначала музыка, потом все остальное.

Я считаю, в воспитании человека многое зависит от  отношений учитель — ученик.  При неотягощенном взгляде на педагогический процесс в музыкальном обучении и на положение в нем музыканта-ученика можно заметить, что положение этого ученика как бы осуждено на постоянное неблагополучие. Вопрос этот не прост. И ученик, всякий раз обращаясь к новому произведению, начинает свой путь из хаоса, которым ему представляется содержание, прочитывая с листа едва-едва внешний слой текста, который даже как нотный текст достаточно сложен, не говоря уж о глубинах и тайнах подтекста. Трудности учащегося, связанные с освоением музыкального произведения закономерны и приемлемы. Но совершенно не приемлемы трудности отношений с педагогом, когда он находится в позиции судьи? Я считаю, что  именно это является причиной появления комплексов личности, а попросту — закрытие канала свободы, раскрепощенности, без которых творчество немыслимо.

Моя позиция, как преподавателя -  это диалог, авансирование равноправия. Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога.  Другие позиции педагога — наставник, руководитель, авторитетный специалист, репетитор, и т.д. - оказывают оперативную и случайную помощь.  Чаще всего такие взаимоотношения  приводят к разделению обучения и воспитания и не могут содействовать организации продуктивного диалога музыканта-ученика с музыкальным произведением.  

Этот  принцип может быть применен только творческим усилием педагога, который и создает условия развития, развиваясь сам. Часто в диалоге с учеником я, при необходимости,  ставлю себя в такое же уязвимое положение, в котором часто пребывает и ученик в его проблемах в связи с постижением музыкального произведения. Необходимо заметить, что позиция развивающегося педагога пока не является традиционной. Но ведь нетрадиционной является и демократизация профессионального музыкального образования. Зато традиционными являются большие упущения в детском общем и музыкальном воспитании, когда у желающих получить профессиональное музыкальное образование подростков оказываются разрушенными или угнетенными собственно творческие способности (а не сенсорные — музыкальный слух, память и т.п.).

Известен оптимизм советской музыкальной педагогики, предполагающий, что большинство молодежи может обучаться музыке. Часто не учитывается, что личность молодого человека деформирована излишним прагматизмом, поп-культурой, а воспитательное наследство близких взрослых негативно: неврозы, комплексы личности, ригидность, неадекватная направленность личности.  

Подлинное музыкальное обучение и воспитание — целостный процесс, где издержки в личностном развитии весят больше, чем технологические достижения в освоении музыкального инструмента. В сложившейся ситуации перестройки заметно повышаются требования к музыканту-педагогу в том смысле, что даваемый им урок по специальности несет в себе элементы музыкальной терапии. При этом недостаток эмоциональной культуры становится тормозом не только общего развития, но и музыкального мышления. 

2.6. Психологическая целесообразность предлагаемой методики.

В личностно ориентированном образовании психология личности обучаемого занимает важное место. В педагогике, психологии и философии понятие «личность», «индивид», «субъект» являются рядоположенными, хотя каждое из них имеет определенную специфику. Л.И.Божович считает, что личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психологического развития.

В  педагогическом воспитательном процессе личностный способ отношения ученика к музыкальному произведению педагогом не передается и наглядно не показывается. Но педагог может создать соответствующие психологические благоприятные условия. Вот что говорили по этому поводу выдающиеся музыканты-педагоги: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно...»; «Что может сделать педагог? В лучшем случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее».

Моя рабочая программа обучения игре на аккордеоне  заключается в том, что она основана на концепции личностно-ориентированного  процесса с разными музыкальными способностями,  с применением информационно коммуникативных технологий. Обучение ведется по трем направлениям: общеэстетическое; традиционное и допрофессиональное. В каждом направлении существует дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Уроки планирую с  учетом психологических и физических особенностей каждого учащегося. На каждом уроке при выполнении программы соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному».  Программы усложняются  в зависимости от того, как владеют учащиеся исполнительскими навыками. Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому я стремлюсь самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность. Для этого использую приемы обучения  - словесные методы обучения, наглядные (сделаны всевозможные наглядные пособия, без которых невозможно объяснить процессы в музыке) и практические (показ практических решений на инструменте), и последние годы  использую приемы  с дистанционным обучением.

Обратившись к музыкально-педагогической практике, хочется отметить, что успешное постижение музыкального произведения, его удачная интерпретация учеником — лишь частный случай музыкально-художественного развития. Но частный случай до тех пор, пока факторы, обеспечивающие эстетическое качество (фразировка, характер звучания, взаимоотношение темпов и кульминации — форма и т.п.), подсказываются педагогом. Творческое сознание ученика заключается не в его умении быстро схватывать замечания педагога, а в том, что он, находясь в диалогическом отношении с педагогом, с музыкальным произведением, приобретает личностный способ отношения к последнему. Ученик в результате  оказывается способным создавать субъективную эмоционально-образную программу как порожденную им форму существования музыки. Могу предположить, что этим моментом и отмечается начало художнической самостоятельности. Таким образом, предлагаемая методика учитывает психологические и физические особенности обучающихся.

2.7. Социальная направленность методики преподавания.

Разработка частной модели инновационного педагогического опыта «Использование личностно-ориентированного подхода в  обучении игре на аккордеоне» стала фундаментом серьезной и целенаправленной работы педагогического коллектива  на отделении народных инструментов НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств» – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной. В основу образовательного процесса положены следующие научные идеи компетентностного подхода:

- необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;

- интерпретация содержания образования по критериям результативности;

- интеграция учений и знаний, относящихся к музыкальной  деятельности;

- применение в работе информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера.  

Последние годы я  и мои единомышленники  - преподаватели отделения народных инструментов, активно включаем  в свою работу информационно-коммуникативные технологии. Форма презентаций успешно вошла в практику  сопровождения отчетных  концертов: отчетный концерт ансамбля преподавателей «Мозаика»; отчетный концерт отделения народных инструментов «Пусть всегда будет солнце»; отчетный концерт класса «И снова здравствуйте», концерт первоклассников «Первые аплодисменты».

На последнем концерте хочется остановиться отдельно. Учащиеся первого класса отделения народных инструментов исполняли произведения Романа Бажилина из сборника «Аккордеоша». Этот сборник уникален прежде всего тем, что в России для аккордеона такое учебное пособие издается впервые. К нотному сборнику прилагается компакт диск, на котором предложены записи пьес, записанных в ансамблевом сопровождении в разных вариациях. Это нововведение позволяет первоклассникам, практически сразу,  играть в сопровождении «собственного» виртуального ансамбля. Это способствует развитию музыкальности, чувству ритма, исполнительской выразительности. В дальнейшем планирую продолжать эту работу, создавая свои композиции подобного рода из репертуара для аккордеонистов.

Использование компьютерных технологий повышает мотивацию учащихся в систематических занятиях специальностью. Возможность использования дистанционного обучение через интернет посредством программы SKYPE.  Мотивация проста - в нашем регионе, особенно в зимнее время, учебный процесс может прерваться из-за плохих погодных условий или же частых болезней учеников, что, несомненно, плохо влияет на общий результат обучения. А так как прогресс не стоит на месте: в каждом доме уже есть компьютер с выходом в интернет. Исходя из этого, я решаю проблему «пробелов» в учебном процессе посредством дистанционного обучения через интернет. SKYPE организован таким образом, что связь осуществляется не через единый централизованный пункт, а непосредственно между двумя компьютерами с установленной программой. Подобная схема позволяет свести к минимуму сбои в работе и наращивать количество абонентов практически неограниченно, так как нет общей нагрузки на один узел. Очень важно то, что программное обеспечение является бесплатным, видео и аудио звонки между двумя компьютерами не тарифицируются. Так же имеется возможность пересылки учебных материалов, домашнего задания и любых других замечаний посредством чата программы. Ну а взаимосвязь с родителями учащихся, я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что это замечательная возможность в систематическом общении.

Необходимо сочетание традиционно академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики в свете  современных образовательных технологий.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

-  изучить и проанализировать условия для индивидуальной самореализации учащихся;

- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности ключевых компетенций;

-    осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики исполнительского мастерства;

-    разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

-    определить возможности использования Интернет - ресурсов при обучении   исполнительскому мастерству;

-    убедить родителей о необходимости  установки (если такового нет) дистанционного общения, которое позволяет дифференцированно подходить к обучению каждого ребенка, вне зависимости от его способностей и возможностей.

2.8. Воспроизводимость методики преподавания.

       Методика может применяться  на музыкальных отделениях ДШИ, ДМШ.

С ней ознакомлены учителя отделения народных инструментов ДШИ. Ромашов В.Н.- использует дифференцированный подход, с учетом

индивидуальных особенностей детей. Чегадаева Л.Н. – применяет разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать музыкальные способности учащихся. Дайнеко А.А. – работает с учащимися на основе взаимопонимания, сотрудничества. Коллеги посещают мои уроки и внеклассные мероприятия. При подготовке обучающихся к конкурсам, учителя Чегадаева Л.Н., и Дайнеко А.В. пользуются  моей методикой.

Экономическая эффективность -  воспроизведение методики преподавания не требует дополнительных  затрат. При детальном изучении методики ее могут использовать и используют учителя второй, первой и высшей категорий.

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Учебно-методические ресурсы:  средства телекоммуникации (выход в Интернет), видеоплеер, DVD- плеер, телевизор, инструменты, нотная и методическая литература, класс, концертная площадка.  На уроках используются наглядно-иллюстративные материалы, подготовленные мною  в помощь учащимся, такие как: таблицы готово-выборной клавиатуры; схемы исполнения гамм (мажорных, минорных, хроматической); информация о композиторах, пишущих для аккордеона и баяна; упражнения на различные виды ведения меха; упражнения на динамику; краткие сведения о музыкальных жанрах; таблица регистров аккордеона; систематизировала библиотеку по репертуару

        3. Результативные параметры:

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Благодаря методики преподавания эффективность  образовательного процесса повышается, так как у обучающихся с каждым уроком формируются навыки исполнительского мастерства, развиваются лидерские и организаторские качества, приобретаются новые умения и ценностные установки. В едином образовательном пространстве, улучшается психологический микроклимат. Мои воспитанники активно используют современные методы информационно - коммуникативных технологий.

Для оценки учебных достижений существуют традиционные формы – итоговая аттестация. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе:

-надпредметные понятия обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности;

-общественно полезный социальный опыт обеспечивается через практическую деятельность учащихся, присутствующую как в урочной, так и во внеурочной деятельности образовательного процесса. Опыт показывает, что наиболее адекватной поставленным задачам и предъявляемым требованиям к современной системе оценивания учащихся, является «портфолио» (или портфель личных достижений) учащегося. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. Мои ученики и я  этой работой решаем  две основные задачи:

-отслеживаем  индивидуальный прогресс учащихся в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

-оцениваем их образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетентностей, надпредметных понятий, социального опыта.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

В феврале 2011 года среди  учащихся класса было проведено анкетирование на тему: «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося». Были отслежены такие нравственные позиции, как  коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.

        Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, всегда приносит конкретный результат – индивидуальное развитие. В результате индивидуализации и реализации личностно-ориентированного подхода, владение информационно - коммуникативными технологиями у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности обучающегося, как субъекта образования. Я считаю, что важна роль мотивации действий: понимание чему научатся в процессе работы; задания должны быть посильными;  и новизна – важное условие повышения интереса учащихся.

3.2. Распространение педагогического опыта.

Темы  открытых уроков и методических докладов представлены в методический кабинет школы:

Год

Мероприятие

Место проведения

2009

Урок разработка на тему: «Формирование навыков переключения регистров аккордеона на начальном этапе»

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

школьное МО

2009

Методическое сообщение на тему: «Методика проведения специальности и организация домашней работы»;

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

школьное МО

2010

Методическое сообщение на тему: «Планирование процесса обучения на инструменте»

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

городское  МО

2011

Методический доклад  с показом на тему: «Выявление стилистических особенностей в процессе работы над музыкальным произведением и в связи с этим формирование техники звукоизвлечения».

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

городское  МО

2011

Методическое сообщение  на тему: «Современные проблемы исполнительской техники в процессе развития ключевых компетенций педагогических кадров  и ее освоения будущими педагогами-музыкантами».

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

городское  МО

2011

Открытый урок на тему «Использование информационно компьютерных технологий на уроке специальности»

НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

городское  МО

Издан сборник оркестровых партитур для оркестра аккордеонистов «Играет оркестр аккордеонистов «Контраст» детской школы искусств № 1»; составлены  образовательные  программы музыкальный инструмент «Аккордеон»; «Ансамбль»; «Оркестр аккордеонистов». Готов к печати очередной сборник партитур  для оркестра аккордеонистов.

Просветительские мероприятия:

   -систематически провожу родительские собрания с концертами, учащиеся класса участвуют в различных концертных программах.

   -написаны сценарии: «Калейдоскоп настроений», «Весенний калейдоскоп», «Новый год в мае», «Дарим радость музыкой», «Осенний калейдоскоп», «Мы ваше будущее» (День Победы); «Первые аплодисменты» (концерт учащихся 1 го класса); Отчетный концерт отделения народных инструментов «Пусть всегда будет солнце»;  отчетный концерт класса «И снова здравствуйте»; «Будущее без терроризма, терроризм без будущего»

        3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

Основные показатели педагогической  деятельности.

Поступившие в СУЗы:

2007 год – Халашевская Даша – музыкальный колледж,     г. Сургут

2008 год – Сошников Александр – музыкально-педагогический колледж,

                                                                                         г. Ханты-Мансийск

1.   Результативность обучения.

Учебный год

Кол-во учащихся

Количество

%

%

"5"

"4"

"3"

"2"

Усп.

Кач.

2007-2008

16

5

11

100

80

2008 - 2009

16

3

13

100

79

2009 - 2010

18

8

10

100

82

2010 - 2011

16

8

8

100

83

5. Диагностика уровня обученности по предмету специальность

Учебный год

Кол-во учащихся

Количество

%

%

"5"

"4"

"3"

"2"

Усп.

Кач.

2007 - 2008

16

10

6

100

87

2008 - 2009

16

3

9

100

80

2009 - 2010

18

8

10

100

82

2010 - 2011

16

10

6

100

87

6. Результаты сдачи выпускных экзаменов.

Учебный год

Кол-во учащихся

Количество

%

%

"5"

"4"

"3"

"2"

Усп.

Кач.

2007 - 2008

2

2

100

100

2008 - 2009

1

1

100

64

2009 - 2010

1

1

100

64

2010 - 2011

1

1

100

64

Итоги участия в фестивалях, конкурсах учащихся моего класса за период

с 2007 - 2011 годы.

Учащиеся  класса приняли участие в    14  конкурсах -  школьных, региональных, окружных, всероссийских и международных.        

Общее количество  -    92.

Из них  Лауреаты 1 степени -  5,  Лауреаты 2 степени - 4 ,  Лауреаты  3 степени – 6, дипломанты 1, 2, 3 степеней – 68.

Мероприятие

Ф.И. ученика

Результат

1.

2007 год

Школьный конкурс «Этюдов»

Заглубоцкий Никита – 2 класс

1 место

Богер Владимир - 2 класс

2 место

Козарийчук Иван  – 2 класс

3 место

Козарийчук Александр  – 3 класс

Диплом

Шимельфених Алена – 5 класс

Диплом

Михайлова Алина – 8 класс

Диплом

2.

2008 год

IX   Школьный конкурс «Юганские роднички»

Козарийчук Александр  – 3 класс

1 место

Шимельфених Алена – 5 класс

1 место

Михайлова Алина – 8 класс

1 место

Бусыгина Анастасия – 8 класс

1 место

Дуэт Козврийчук и Веселков

1 место

Заглубоцкий Никита – 2 класс

2 место

Дуэт Козарийчук и Корчуганов

2 место

Трио: Козарийчук Иван – 2 класс

Заглубоцкий Никита- 2 класс

Корчуганов Алексей – 2 класс

2 место

Корчуганов Алексей – 2 класс

3 место

3.

2008 год

IV Всероссийский  конкурс

«Роза ветров 2008» Москва – Нефтеюганск  транзит

Оркестр аккордеонистов «Контраст»

Диплом

Дуэт: Козарийчук и Веселков

Диплом

3 степени

4.

2008 год

Открытый

школьный музыкальный конкурс

«Мастерство и Время»

Козарийчук Иван  (9 лет)

Лауреат

3 степени

Козарийчук Александр (11 лет)

Лауреат

2 степени

Бусыгина Анастасия (14 лет)

8 класс

Лауреат

3 степени

Дуэт аккордеонистов

Козарийчук А., Веселков С.

Диплом

Ансамбль народных инструментов

«Мозаика» (рук-ль Дайнеко А.В.)

Лауреата

1 степени

5

2008 год

Конкурс этюдов «VIVO»

Скардов Артем 2 класс

Диплом

3 степени

Богер Владимир 3 класс

Диплом

2 степени

Козарийчук Александр 4 класс

Диплом

2 степени

Шимельфених Алена 6 класс

Диплом

3 степени

6

15 февраля 2009 года

X Юбилейный конкурс

«Юганские роднички 2009»

Богер Владимир 3 класс

Диплом

2 степени

Заглубоцкий Никита 3 класс

Диплом

2 степени

Козарийчук Александр 4 класс

Диплом

2 степени

Козарийчук Иван 3 класс

Диплом

3 степени

Шимельфених Алена

Диплом

3 степени

Ансамбль аккордеонистов «Аккорд»

Диплом

2 степени

Ансамбль «Фантазия»

Диплом

2 степени

7

2009 года 1 региональный музыкальный конкурс

«Мастерство и время»

Богер Владимир (3 класс – 9 лет)

Лауреат 2 степени

Козарийчук Иван (3 класс – 10 лет)

Лауреат 3 степени

Козарийчук Александр13 лет)

Диплом

Ансамбль аккордеонистов«Аккорд»

Диплом

Ансамбль аккордеонистов«Фантазия»

Диплом

Ансамбль народных инструментов «Мозаика»

Лауреат 1 степени

8

    21 ноября 2009 года

  VI конкурс  этюдов «VIVO»

Козарийчук Александр, 5 класс

Лауреат 1 степени

Козарийчук Иван, 4 класс

Лауреат 2 степени

Богер Владимир, 4 класс

Лауреат

3степени

9

20февраля 2010 года

XI конкурс

«Юганские роднички 2010»

Козарийчук Иван, 4 класс

Лауреат 2 степени

Богер Владимир, 4 класс

Лауреат 3 степени

Козарийчук Александр, 5 класс

Лауреат 3 степени

Шимельфених Алена, 7 класс

Лауреата 3 степени

Корчуганов Алексей, 4 класс

Лауреат 3

степени

Высоцкий Глеб, 2 класс

Лауреат 3 степени

Шимельфених Андрей, 2 класс

Диплом

Лаптева Мария, 3 класс

Диплом

10

2010 г. V Региональный конкурс исполнителей на народных инструментах

«Ступени мастерства»

Богер Владимир, 4 класс, 10 лет

Лауреат 2 степени

Козарийчук Иван, 4 класс

Лауреат 1 степени

Козарийчук Александр, 5 класс

Лауреат 1 степени

Ансамбль «Аккорд»

Лауреат 3 степени

Ансамбль аккордеонистов «Мелодия»

Диплом

11

2010 год  – Конкурс «VIVO»

Богер Владимир

Диплом

1 степени

Козарийчук  Саша

Диплом

1 степени

Богер Владислав

Диплом

2 степени

Корчуганов Алексей

Диплом

3 степени

12

2011 год XII  конкурс

«Юганские роднички»

Козарийчук  Саша

Диплом

1 степени

Богер Владимир

Диплом

1 степени

Бедарёва Даша

Диплом

3 степени

Козарийчук Иван

Диплом

3 степени

Богер Владислав

Диплом

Корчуганов Алексей

Диплом

Лаптева Мария

Диплом

Шимельфених Алёна

Диплом

13

        2011 год

Открытый региональный музыкальный конкурс

«Мастерство и время»

Ансамбль аккордеонистов «Аккорд»,

Лауреат  III степени

Бедарёва Даша

Диплом I степени

Богер Владимир

Диплом I степени

Козарийчук Александр

Диплом I степени

Козарийчук Иван

Диплом II степени

Шимельфених Алёна

Диплом III степени

Ансамбль аккордеонистов «Мелодия»

Диплом

14

II Международный конкурс «Фестиваль Скандинавских столиц», г. Ямса, Финляндия

Козарийчук Александр

Лауреат I

Дуэт аккордеонистов

Козарийчук А., Козарийчук И.

Лауреат I степени

Дуэт аккордеонистов «Мелодия»

Казарийчук Александр, Веселков Семён

Лауреат II степени

Козарийчук Иван

Дипломант 1 степени

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Преподаватель

Класс

Количество обучающихся

Чегадаева Л.Н.

баян, аккордеон

15

Дайнеко А.В.

баян, аккордеон

5

Дайнеко А.А.

домра

5

Ромашов В.Н.

гитара

16

3.5. Публикация педагогического опыта в печати.  Описание методики размещено на сайте НГ МБОУ ДОД «ДШИ»

       http://dshiugansk.ru/

Директор НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств»_______ Н.Н.Любимова

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Изучение ритмических фигураций в обучении игре на аккордеоне»

План-конспект открытого урока по теме«Знакомство и изучение некоторых ритмических фигураций в басовой партии левой руки при сопровождении мелодии в правой руке»с ученицей 3 класса в рамках республикан...

Дефекты постановки при обучении игре на аккордеоне и меры их предупреждения

Рассмотрены наиболее часто встречающиеся дефекты в постановке: дефекты систематизированы, разобраны причины их возникновения и предложены пути к их исправлению.Каждый пункт работы состоит из трех част...

Открытый урок " Применение современных технологий при обучении игре на аккордеоне"

Современному педагогу просто необходимо в своей работе прибегнуть к использованию ИКТ. Они открывают принципиально новые методические подходы как в системе общего образования, так и в системе професси...

Открытый урок на тему "Постановка рук при игре на аккордеоне"

Знакомство с упражнениями на формирование правильной и свободной постановки рук....

Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне.

ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: « Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне» преподавателямпреподавателя Приозерской детско...

Презентация к открытому уроку:" Аппликатурные принципы игры на аккордеоне".

Освоение принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения, подбор удобной и целесообразной аппликатуры....


 

Комментарии

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что «важнейшие задачи воспитания - формирование в учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи".