Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне.
план-конспект занятия по теме

Уймёнова Валентина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

на тему: « Основные аппликатурные принципы

игры на аккордеоне» преподавателям

преподавателя Приозерской детской школы

искусств Уйменовой Валентины Михайловны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ АППЛИКАТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГРЫ

НА АККОРДЕОНЕ

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

« Главным принципом наилучшей аппликатуры является та аппликатура,

которая позволяет верно передать данную музыку и наиболее точно

согласуется с ее смыслом».

Г. Нейгауз

 

Цели урока: освоение принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения, выразить в исполнении произведений идейно- эмоциональную направленность, активно осознанный характер, добиться четкой артикуляции в звуковедении.

Задачи:

ОБУЧАЮЩАЯ - научить слышать музыкальное произведение. Прививать сознательное отношение к аппликатуре.

Подбор удобной и целесообразной аппликатуры помогает осуществлять художественные задачи. Основной аппликатурный принцип - художественная выразительность. Многообразие музыки требует и бесконечного количества пальцевых сочетаний. При подборе аппликатуры мы руководствуемся в первую очередь принципами художественной не-

обходимости и удобства.

Среди аппликатурных приемов можно выделить следующие: подкладывание и перекладывание пальцев в пассажах, скольжение, под -

мену пальцев. Лучшей является та аппликатура, которая помогает выявлять стилистические особенности произведения, найти решение артикуляционных и агогических задач, а также увеличить темпы там, где это необходимо. Аппликатура, в отдельных случаях помогает нам решать вопросы, связанные с ритмической ровностью исполнения музыкальных произведений.

РАЗВИВАЮЩАЯ - развить внутренний слух, музыкальную память, приобретение умений и навыков игры на музыкальном инструменте.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — привить любовь к музыке посредством прекрасного инструмента аккордеона, самовыражение через музыкальное исполнительство.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и навыков.

Форма: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные.

 

Оборудование: инструменты ( два аккордеона -для ученика и педагога), стол, стулья, пюпитр, ноты, метроном, наглядные пособия, СД- диск в исполнении А. Корчевого.

 

 

Критерии оценки результативности работы учащегося.

 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

 

  • творческая оценка, самостоятельность, инициатива;

  • быстрое осмысление задания;

  • точное, выразительное его исполнение без помощи педагога;

  • ярко выраженная эмоциональность.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ;

 

- эмоциональный интерес;

- желание включиться в музыкальную

деятельность, однако ребенок затрудняется

в выполнении задания. Требуется помощь

педагога, дополнительное объяснение,

показ, повторы.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

 

- мало эмоционален, безразлично относится к

музыке, к музыкальной деятельности.

 

План урока:

 

  1. Организационный момент.

  2. Актулизация опорных знаний. Ход урока.

  3. Применение знаний и умений.

  4. Обобщение, подведение итога учебного занятия.

  5. Формулирование домашнего задания.

  6. Заключительная часть.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Приветствие. Оглашение темы урока: « Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне».

Урок проводится с учащимся третьего класса Гурбановым Адилом (народное отделение), класс аккордеона - 5 летнее обучение.

Адил обладает большой работоспособностью, на протяжении трех лет показывает профессиональный рост, проявляет высокую мотивацию, стремление к освоению профессиональных знаний и навыков. Заметно повысился уровень технического мастерства, активизировался слуховой контроль, появились навыки эффективных самостоятельных занятий. Правильно подобранная программа позволяет Адилу обучаться с удовольствием, успешно осваивать репертуар, активно выступать на концертной эстраде и побеждать на конкурсах различных уровней, показывая состояние внутренней раскрепощенности, творческой свободы.

АКТУЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

АППЛИКАТУРА - ( лат. - прикладываю, прижимаю) - способ переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения. Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Сначала необходимо изучить редакционные и авторские указания. Не следует слепо заучивать все то, что написано в нотах. Иногда, как Вам известно, встречается и неудобная аппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзя применять аппликатуру механически, без участия головы и слуха.

В своей педагогической практике я использую аппликатурные принципы такие, как: гибкость, изменчивость, вариантность аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями ( у Адила длинные пальцы, но очень короткий мизинец). В процессе работы с учеником Вы это увидите. Для этого ученика мною разработаны серия упражнений, то есть — тренировочный материал, который при разучивании музыкальных произведений, приносит действительную пользу в развитии техники игры на аккордеоне.

. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. ХОД УРОКА.

Урок начинается с подготовки игрового аппарата - исполнения гаммы

A-Dur, сначала играет в темпе Menomosso- менее подвижно, затем
Piumosso - более подвижно. Арпеджио и трех звучные аккорды с обращениями.

Упражнение № 1.

«Змейка» исполняется триольными группировками и «Цепочка» - квартолями в тональности C – Dur. Соблюдается плавная подмена пальцев и динамические оттенки (P < F > P).

Упражнение № 2.

На аккордовую технику и приемы игры деташе ( тремоло) мехом. Обращается внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном собранном положении.

 

 

Упражнение № 3.

« Репетиции» - это самое любимое упражнение ученика, потому что придумал сам. Ведущая роль в этом упражнении принадлежит оказанию помощи в работе над музыкальным произведением А. Корчевого

« Маленький виртуоз», которое написано в оригинальной манере, имеющей свою образно- эмоциональную сферу, индивидуальный характер и настроение, лаконично отраженное в названии.

После упражнений проводится небольшая физическая разминка: «самомассаж кистей и пальцев рук»:

«ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение пальцев вместе; «коготки» -сильное полу сгибание и разгибание пальцев; «расслабься» - опустили обе руки вниз и потрясли кистями.

 

А.Корчевой « Маленький виртуоз».

Ученик играет пьесу от начала до конца. Ведется работа над четкой артикуляцией в звуковедении, репетиционными моментами в отдельных эпизодах. Не совсем качественно получилось тремоло мехом, преподаватель наглядно показывает на инструменте на что надо обратить внимание, чтобы этот прием игры получился, предлагает Адилу вспомнить упражнение №3. Ученик делает вторую попытку и этот недочет исправлен. Преподаватель хвалит ученика: « Молодец», « Умница», «Продолжай работу в том же духе и у тебя все получится!»

Переложение Ю.Гаврилова, русская народная песня

« Коробейники».

Рука - это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть помягче и покрепче, но удобная аппликатура для ребенка помогает сыграть отдельные технические пассажи, эпизоды - ритмически аккуратно, без напряжения и срывов.

В одной из вариаций в музыкальном произведении « Коробейники» ученик показывает самостоятельно измененный аппликатурный вариант, при котором не возникло проблемных ситуаций, т.е. столкновения обще-музыкальных задач с чисто техническими.

1 часть: вступление - в медленном темпе. Тема исполняется на левой клавиатуре аппликатура в которой частично изменена для того, чтобы мелодия прозвучала на одном дыхании. Ученик демонстрирует четкий слуховой контроль, выразительность, понимание того, что он играет.

2 часть: продолжение темы, но уже в более подвижном темпе и на правой клавиатуре. Здесь требуется предельная концентрация внимания к переходу на вариацию.

3 часть: Вариация звучит в темпе Presto, главная задача -сохранить единый темп, синхронность обеих рук и показать наивысшую точку напряжения.

ОКОНЧАНИЕ — придумано нами: начало -отрывок темы в медленном темпе и заканчивается быстрым гаммообразным пассажем. Именно такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

 

ОБОБЩЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

 

Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты и всесторонне раскрыты.

Подводим итог урока.

  • Адил, ты не устал?

  • Нет.

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Работали над недостатками, которые я упустил в работе дома.

  • Какие будут задачи в дальнейшем?

  • Я думаю, хорошо подготовиться к предстоящим концертам и конкурсам.

  • Правильно! И все же, я считаю, что ты тщательно и вдумчиво подготовился к уроку, исполнение стало более ярким, более стабильным и совершенным технически, поэтому заслужил оценку « отлично».

     

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

 

В пьесе « Маленький виртуоз»: поработать над артикуляцией звука, совмещением смены меха со снятием звучания. Добиться непрерывности развития музыкальной мысли. Прослушать запись пьесы на СД- диске в исполнении автора.

« Коробейники»: для достижения серьезной технической оснащенности и глубокой эмоциональности добиться легкости звучания, большей динамической гибкости.

Методы и формы ведения урока были направлены на раскрепощение ученика и показ на практике знаний, умений и навыков их дальнейшего развития.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Умение грамотно подобрать аппликатуру как важное профессиональное качество, должно быть воспитано наряду с другими навыками и не изолированно от них, а в русле процесса обучения. Воспитывая понимание зависимости аппликатуры от художественно-эстетических задач, нужно постоянно ориентировать ученика и на отбор наиболее естественных и экономных движений, обеспечивающих желаемый звуковой результат, техническое совершенство, надежность исполнения.

Развивая аппликатурное мышление ученика — не считаться с его возрастом, уровнем его музыкальных и прочих способностей. Одним словом, задача формирования аппликатурного мышления требует от педагога постоянного, напряженного творческого поиска. Очень важно, чтобы все задания были посильными, не утомляющими ученика, а вносящими приятное разнообразие в его занятии на аккордеоне.

Основными принципами должны стать — индивидуальный подход к ученику, регулярность и последовательность педагогического воздействия.

Педагог должен владеть разнообразными приемами проведения занятия и непрерывно находить новые инновационные возможности.

Логично выстраивая уроки педагог должен осознать, что реализация широких возможностей аккордеона и может быть осуществлена только путем настойчивого преодоления всех трудностей: развивать инициативу ученика, навыки самостоятельной работы. Педагог должен так же иметь постоянное стремление оживить урок, заинтересовать ученика, разбудить в нем активность к повседневному труду.

Известный психолог Д.Узнадзе сказал: « Обучение — это особая форма деятельности — не игра и не труд, но ТО и ДРУГОЕ».

Надо обязательно делать свои уроки занимательными, поддерживать постоянный и неослабевающий у ученика интерес к музыке.

 

Открытый урок провела преподаватель по классу аккордеона

Уйменова Валентина Михайловна МБОУ ДОД « Приозерская ДШИ».

 

13.11.2012 год.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного подхода в обучении игре на аккордеоне»

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития.  В "Концепции модернизации российского образова...

Конспект открытого урока «Изучение ритмических фигураций в обучении игре на аккордеоне»

План-конспект открытого урока по теме«Знакомство и изучение некоторых ритмических фигураций в басовой партии левой руки при сопровождении мелодии в правой руке»с ученицей 3 класса в рамках республикан...

Дефекты постановки при обучении игре на аккордеоне и меры их предупреждения

Рассмотрены наиболее часто встречающиеся дефекты в постановке: дефекты систематизированы, разобраны причины их возникновения и предложены пути к их исправлению.Каждый пункт работы состоит из трех част...

Основные принципы игры на фортепиано, на примере методики Иосифа Левина

Статья была напечатана в сборнике "методических работ преподавателей Губкинского государственного музыкального колледжа", III часть, г. Губкин, 2013 г....

Методическая разработка: Формирование аппликатурных принципов класса баяна, аккордеона.

Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э...

Презентация к открытому уроку:" Аппликатурные принципы игры на аккордеоне".

Освоение принципов и методов аппликатуры на разных этапах обучения, подбор удобной и целесообразной аппликатуры....

Значение аппликатурных принципов в работе с учащимися в классе фортепиано

Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэ...