Образ Фигаро как бессмертный образ музыкальной культуры
план-конспект урока музыки (7 класс) по теме

Урок был проведён в рамках конкурса "Учитель года города Астрахани 2009". Основная задача - познакомить учащихся с новым произведением, показать интонационное многообразие музыки Моцарта  на примере  оперы"Свадьба Фигаро" через прослушивание и пропевание. На данном уроке использована мультимедийная презентация, а также информационный модуль.   Инструмент для аккомпанемента - гитара.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mocart.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Здравствуйте! Любой музыкальный инструмент нуждается в настройке. Голос – это тоже музыкальный инструмент. Давайте настроим наши голоса.

Распевка. Легато CGC на баррэ, и так далее до 11 лада.

                 Стаккато BF до 5 лада. (Ария 2 фразы)

  1. Сегодня речь пойдёт о музыке великого композитора. Его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Мы прикоснёмся с вами к одному из шедевров этого композитора.
  2. Тема урока: «Фигаро как бессмертный образ музыкальной    культуры».

Сегодня мы познакомимся с новой музыкальной формой – рондо, закрепим навык разбора музыкального произведения, на основе анализа образа Фигаро, ответим на основной вопрос.

Кто хочет рассказать о Моцарте? Ответы.

Слайд 1. Моцарт – австрийский композитор 18 века. Он прожил короткую жизнь, но  оставил нам богатейшее  музыкальное  наследие.

Звучит  увертюра  (48 секунд).

Это произведение называется увертюра. Что значит слово увертюра? Ответы.

Слайд 1. Увертюра выражает черты и дух оперы, которой она предшествует. Как вы думаете, какие события  будут происходить в опере после такой увертюры? Ответы.

Правильно! Невозможно без улыбки слушать эту увертюру. Она излучает веселье и радость. Эта увертюра написана Моцартом к опере «Свадьба Фигаро».  Что значит слово опера? Ответы.

Слайд 1.

Информационный модуль

Слайд 2. Вопрос:  Почему образ Фигаро так актуален сегодня?

3.Кто может рассказать сюжет оперы «Свадьба Фигаро»? Ответы.

Опера «Свадьба Фигаро» была написана  Моцартом по комедии Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро».

В доме графа Альмавива готовится свадьба двух слуг: Сюзанны и Фигаро. Но графу самому нравится Сюзанна и он пытается отсрочить свадьбу. Фигаро в его борьбе с графом нужны союзники. Он выбирает пажа Керубино. Это мальчик резвый, кудрявый, живущий в окружении  кружев, духов, влюблённый во всех женщин  замка. Граф для исправления хочет отправить его  в армию. Остроумно, с добродушной усмешкой Фигаро рисует юному Керубино его будущее. Ум, находчивость, умение ладить с людьми, предприимчивость  и ловкость Фигаро ломают все преграды. Опера заканчивается весёлой свадьбой.

4.Наиболее выпукло музыкальный портрет Фигаро очерчен в его арии. Что значит слово ария?

Ответ. Слайд 3.

Слушаем  арию Фигаро на русском языке.

Эта ария написана в форме рондо. Слайд 3.

Музыкальный анализ. Мы сделаем музыкальный разбор арии. Основная маршевая тема – рефрен- повторяется в арии три раза, каждый раз с одними и теми же словами «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». В промежутках между проведениями основной темы появляются то  лёгкая изящная музыка (на слова «Распростись ты с духами, с помадой») это первый эпизод, то второй эпизод – фанфарная тема ( на слова «Будешь воином суровым»).  

Исполнение арии Фигаро вместе с учителем.

С каким настроением вы исполняли арию вместе со мной? Ответ.

Мы сейчас зайдём в американский театр  Метрополитэн-опера (слайд 4), где на сцене идёт опера «Свадьба Фигаро» на итальянском языке. Роль Фигаро исполняет британский певец  Брин Терфил. В сцене участвуют знакомые нам Сюзанна и Керубино.

Слушаем арию «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый».

Какой музыкальный образ возник  в вашем воображении? Ответ.

Ответы: Фигаро простой человек из народа. Насмешливый, весёлый, маршевая музыка говорит о решительности и смелости. Он добродушно подшучивает над  Керубино.

5. Разрешение проблемы: Почему образ Фигаро так актуален сегодня?

 Ответы:   Фигаро человек умный, решительный в своих действиях, жизнерадостный, умеющий организовать вокруг себя людей. Такие люди интересны и нужны.

Заключение.

Обратите внимание, ребята, что образ Фигаро живёт уже несколько веков и не теряет своей актуальности. Вы убедились, насколько он современен, близок и понятен нам, людям XXI века. Это поистине бессмертный образ.

Желаю вам, ребята, чтобы музыка  Моцарта  и других  композиторов всегда шла с вами по жизни. И воспитывайте в себе черты характера Фигаро: решительность, умение находить друзей и настойчиво идти к своей благородной  цели.

Я благодарю за урок, за интересные и полные ответы. Особенно хочу отметить ……………………….за содержательный ответ, …………….за выразительное исполнение арии, ……………..вы тонко чувствуете  настоящую музыку  и умеете интересно выразить свои впечатления о музыкальном  произведении.

Презентация к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста

Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка?  [[...

Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"

Индивидуальная тема самообразования.              "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...