Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

Ирина Александровна Дерябина

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение  большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18

г. Абакана Республики Хакасия»

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

подготовила

учитель музыки

Дерябина Ирина Александровна

Абакан

2012

Тема: Музыкальная драматургия

Х.П.И. урока:     Урок-обобщение по темам года:

                              «Музыкальный образ»,  «Музыкальная драматургия». На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение  большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»      

Музыкальный материал: М. Огиньский полонез «Прощание с Родиной»

                                               Песня «Караваны птиц».

Наглядный материал: Слайды:

  • Портрет композитора М. Огиньского;
  • Изображения достопримечательностей Польши;
  • Слайды-таблички с названием произведения.

Ход урока

Вход: Ф. Шопен Полонез №3 (фрагмент)

На экране слайд с достопримечательностью Польши.

- Что за музыка привела нас сегодня на урок? Знакома она нам?

- Полонез Ф. Шопена.

- с какими зрительными ассоциациями связано у вас слово «полонез»?

Дети высказываются.

Подвести ребят к мысли, что это гордый, торжественный танец-шествие.

- А где родился полонез? Назовите его Родину.

- Польша.

Польский народ безумно любит свою Родину, гордится ею, во все времена боролся за ее свободу и независимость. Все эти качества-чувства мы слышим в полонезе, который по праву считается визитной карточкой Польши.

- Сегодня на уроке мы сделаем остановку в стране, где жил прекрасный и хорошо нам известный композитор Ф. Шопен. Но наш разговор пойдет о другом, не менее известном и в Польше, и во всем мире, композиторе.  Это Михаил Клеофас Огиньский.

Слайд с портретом и годами жизни композитора.

- Знакомство с композитором мы начнем с его музыки, которая, как никто другой поможет нам понять, что для него было дорого в жизни, что его волновало, чем он жил, о чем думал, что чувствовал.

- Итак, одно из самых знаменитых произведений М. Огиньского, которое принесло ему всемирную славу- полонез.

Слайд со словом «полонез».

Слушание сначала первой темы.

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Какими чувствами богата эта музыка? (любовь, нежность, тепло, доброта, грусть, волнение, тревога).

- Созвучна ли мелодия, которая сейчас звучала с названием «Полонез».

- Услышали вы здесь интонации танца?

- Нет.

- Вместо торжественной маршевой поступи мы слышим нежную, полную любви, грусти и взволнованности мелодию.

- Что хотел сказать слушателям композитор?

Мнения и высказывания детей.

- С самого начала произведения М. Огиньский говорит нам о главном, о том, что для него очень дорого, о том, что в настоящий момент его волнует и беспокоит.

- А когда в жизни человек одновременно испытывает все эти чувства?

Подвести ребят к мысли: когда человек далеко от чего-то родного и дорогого ему, например, от Родины.

- Мы поняли что же для композитора было дорого в жизни – это Родина, огромная любовь к ней. И через прекрасную, нежную тему Огиньский раскрывает образ Родины, образ огромной, нежной любви к ней.

- Давайте же дальше попробуем прочесть эту музыкальную исповедь композитора М. Огиньского.

Слушаем сначала 1 и 2 тему.

- Сменился ли музыкальный язык?

- Появились ли в вашей душе новые чувства?

Выслушать впечатления ребят.

- Из песенной мелодия превратилась в маршевую, что принесло с собой тревозность, взволнованность и в то же время торжественность и гордость. Появились интонации полонеза: четкий ритм, мажорный лад.

Прохлопать ритм.

- О каких своих чувствах поведал композитор нам слушателям в этой теме?

Высказывания ребят.

Наряду с огромной любовью к Родине, с тоской и грустью по ней М. Огиньский испытывает гордость за Польшу, восхищается ею и надеется на то, что его родная земля будет свободна.

- Сколько тем мы услышали?

- Две.

- Как вы думаете, эти две темы конфликтуют или взаимодействуют друг с другом

- Эти темы являются самостоятельными образами, или это две грани одного единого цельного образа?

- Две грани единого образа Родины.

Ну а теперь настало время поближе познакомиться с композитором М. Огиньским.

Вновь слайд с портретом композитора.

М.К. Огиньский – польский посол в Англии и Голландии (1765-1833).

Сам композитор никогда не считал себя музыкантом – профессионалом. Он говорил о себе так: «Все, что я имею – это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки, если они пару раз взволновали чувствительное сердце, я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».

1794 год. Это были трагические и прекрасные дни. В Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило всю страну. В ряды борцов за свободу встал 29-летний граф Михаил Клеофас Огиньский, который в то время был государственным казначеем. Огиньский заявил национальному совету, членом которого вскоре стал, что он приносит «в дар Родине своё имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал  одну из воинских частей, и став во главе ее, участвовал в нескольких сражениях. Его документы скреплялись печатью, на которой фамильный герб был заменен девизом: «Свобода, постоянство, независимость».

Свои незаурядные музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части, которой он командовал, Огиньский написал марш, который являлся своеобразным гимном. «Я также писал военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по окружению»- вспоминал впоследствии композитор.

Восстание было подавлено, Костюшко тяжело ранен и взят в плен. М. Огиньский вместе с другими патриотами покинул Родину. Тогда-то и родился скорбный и страстный полонез-исповедь «Прощание с Родиной».

Слайд с названием произведения.

Слушание полонеза.

- Ребята, удалось ли нам с вами сегодня прочесть и понять музыкальную исповедь композитора и человека, патриота своей Родины М.К. Огиньского?

- Что же для него в жизни было дорого?

- Родина. Любовь к ней, гордость за нее, желание видеть Польшу свободной и независимой.

Только человек, в сердце которого горит огонь любви, способен создать столь замечательное музыкальное произведение , которое продолжает волновать сердца слушателей во всем мире.

- Я хочу вам прочесть фрагмент из монолога советского поэта Эдуарда Асадова «К Родине».

Как жаль мне, что гордые наши слова

«Держава», «Родина», «Отчизна»

Порою затерты, звенят едва

В простом словаре повседневной жизни.

Я этой болтливостью не грешил.

Шагая по жизни путем солдата,

Я просто с рожденья тебя любил

Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда?

Наверное, в разное время разной.

Да, именно разною, как когда,

Но вечно моей и всегда прекрасной!

- Точку в нашем сегодняшнем разговоре хочется поставить словами из песни «Караваны птиц»:

«Разве может с тем, что любил до слез, человек когда-нибудь расстаться?»

На экране слайд с этими словами.

- Прошу вас всех встать и исполнить эту песню.

- Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Науменко Т. И., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка для 5-8 классов
  2. Науменко Т. И., Алеев В. В. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» для 5-8 классов
  3. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972
  4. Автор и источник заимствования неизвестен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».

Обобщающий  урок  обществознания  по  теме  "Общество  и  человек"  проводится  с применением  обучающих  структур  сингапурской  техно...

Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»

Конспект обобщающего урока геометрии  в 9 классе по теме: «Метод координат»Продолжительность урока 45 минут.В классе 23 ученика.Группа А (9ч)  – слабый уровень развития устной и письменной р...

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".

В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони...

Конспект обобщающего урока математики в 6 классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Данный конспект поможет учителю провести обобщающий урок математики по одной из наиболее важных тем курса математики 6 класса "Положительные и отрицательные числа"....