Главные вкладки

    Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
    учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему

    Ирина Александровна Дерябина

    На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение  большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18

    г. Абакана Республики Хакасия»

    Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

    подготовила

    учитель музыки

    Дерябина Ирина Александровна

    Абакан

    2012

    Тема: Музыкальная драматургия

    Х.П.И. урока:     Урок-обобщение по темам года:

                                  «Музыкальный образ»,  «Музыкальная драматургия». На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение  большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»      

    Музыкальный материал: М. Огиньский полонез «Прощание с Родиной»

                                                   Песня «Караваны птиц».

    Наглядный материал: Слайды:

    • Портрет композитора М. Огиньского;
    • Изображения достопримечательностей Польши;
    • Слайды-таблички с названием произведения.

    Ход урока

    Вход: Ф. Шопен Полонез №3 (фрагмент)

    На экране слайд с достопримечательностью Польши.

    - Что за музыка привела нас сегодня на урок? Знакома она нам?

    - Полонез Ф. Шопена.

    - с какими зрительными ассоциациями связано у вас слово «полонез»?

    Дети высказываются.

    Подвести ребят к мысли, что это гордый, торжественный танец-шествие.

    - А где родился полонез? Назовите его Родину.

    - Польша.

    Польский народ безумно любит свою Родину, гордится ею, во все времена боролся за ее свободу и независимость. Все эти качества-чувства мы слышим в полонезе, который по праву считается визитной карточкой Польши.

    - Сегодня на уроке мы сделаем остановку в стране, где жил прекрасный и хорошо нам известный композитор Ф. Шопен. Но наш разговор пойдет о другом, не менее известном и в Польше, и во всем мире, композиторе.  Это Михаил Клеофас Огиньский.

    Слайд с портретом и годами жизни композитора.

    - Знакомство с композитором мы начнем с его музыки, которая, как никто другой поможет нам понять, что для него было дорого в жизни, что его волновало, чем он жил, о чем думал, что чувствовал.

    - Итак, одно из самых знаменитых произведений М. Огиньского, которое принесло ему всемирную славу- полонез.

    Слайд со словом «полонез».

    Слушание сначала первой темы.

    - Поделитесь своими впечатлениями.

    - Какими чувствами богата эта музыка? (любовь, нежность, тепло, доброта, грусть, волнение, тревога).

    - Созвучна ли мелодия, которая сейчас звучала с названием «Полонез».

    - Услышали вы здесь интонации танца?

    - Нет.

    - Вместо торжественной маршевой поступи мы слышим нежную, полную любви, грусти и взволнованности мелодию.

    - Что хотел сказать слушателям композитор?

    Мнения и высказывания детей.

    - С самого начала произведения М. Огиньский говорит нам о главном, о том, что для него очень дорого, о том, что в настоящий момент его волнует и беспокоит.

    - А когда в жизни человек одновременно испытывает все эти чувства?

    Подвести ребят к мысли: когда человек далеко от чего-то родного и дорогого ему, например, от Родины.

    - Мы поняли что же для композитора было дорого в жизни – это Родина, огромная любовь к ней. И через прекрасную, нежную тему Огиньский раскрывает образ Родины, образ огромной, нежной любви к ней.

    - Давайте же дальше попробуем прочесть эту музыкальную исповедь композитора М. Огиньского.

    Слушаем сначала 1 и 2 тему.

    - Сменился ли музыкальный язык?

    - Появились ли в вашей душе новые чувства?

    Выслушать впечатления ребят.

    - Из песенной мелодия превратилась в маршевую, что принесло с собой тревозность, взволнованность и в то же время торжественность и гордость. Появились интонации полонеза: четкий ритм, мажорный лад.

    Прохлопать ритм.

    - О каких своих чувствах поведал композитор нам слушателям в этой теме?

    Высказывания ребят.

    Наряду с огромной любовью к Родине, с тоской и грустью по ней М. Огиньский испытывает гордость за Польшу, восхищается ею и надеется на то, что его родная земля будет свободна.

    - Сколько тем мы услышали?

    - Две.

    - Как вы думаете, эти две темы конфликтуют или взаимодействуют друг с другом

    - Эти темы являются самостоятельными образами, или это две грани одного единого цельного образа?

    - Две грани единого образа Родины.

    Ну а теперь настало время поближе познакомиться с композитором М. Огиньским.

    Вновь слайд с портретом композитора.

    М.К. Огиньский – польский посол в Англии и Голландии (1765-1833).

    Сам композитор никогда не считал себя музыкантом – профессионалом. Он говорил о себе так: «Все, что я имею – это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки, если они пару раз взволновали чувствительное сердце, я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».

    1794 год. Это были трагические и прекрасные дни. В Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило всю страну. В ряды борцов за свободу встал 29-летний граф Михаил Клеофас Огиньский, который в то время был государственным казначеем. Огиньский заявил национальному совету, членом которого вскоре стал, что он приносит «в дар Родине своё имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал  одну из воинских частей, и став во главе ее, участвовал в нескольких сражениях. Его документы скреплялись печатью, на которой фамильный герб был заменен девизом: «Свобода, постоянство, независимость».

    Свои незаурядные музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части, которой он командовал, Огиньский написал марш, который являлся своеобразным гимном. «Я также писал военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по окружению»- вспоминал впоследствии композитор.

    Восстание было подавлено, Костюшко тяжело ранен и взят в плен. М. Огиньский вместе с другими патриотами покинул Родину. Тогда-то и родился скорбный и страстный полонез-исповедь «Прощание с Родиной».

    Слайд с названием произведения.

    Слушание полонеза.

    - Ребята, удалось ли нам с вами сегодня прочесть и понять музыкальную исповедь композитора и человека, патриота своей Родины М.К. Огиньского?

    - Что же для него в жизни было дорого?

    - Родина. Любовь к ней, гордость за нее, желание видеть Польшу свободной и независимой.

    Только человек, в сердце которого горит огонь любви, способен создать столь замечательное музыкальное произведение , которое продолжает волновать сердца слушателей во всем мире.

    - Я хочу вам прочесть фрагмент из монолога советского поэта Эдуарда Асадова «К Родине».

    Как жаль мне, что гордые наши слова

    «Держава», «Родина», «Отчизна»

    Порою затерты, звенят едва

    В простом словаре повседневной жизни.

    Я этой болтливостью не грешил.

    Шагая по жизни путем солдата,

    Я просто с рожденья тебя любил

    Застенчиво, тихо и очень свято.

    Какой ты была для меня всегда?

    Наверное, в разное время разной.

    Да, именно разною, как когда,

    Но вечно моей и всегда прекрасной!

    - Точку в нашем сегодняшнем разговоре хочется поставить словами из песни «Караваны птиц»:

    «Разве может с тем, что любил до слез, человек когда-нибудь расстаться?»

    На экране слайд с этими словами.

    - Прошу вас всех встать и исполнить эту песню.

    - Спасибо за урок. До свидания.

    Список использованной литературы:

    1. Науменко Т. И., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка для 5-8 классов
    2. Науменко Т. И., Алеев В. В. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» для 5-8 классов
    3. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972
    4. Автор и источник заимствования неизвестен


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

    Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

    Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».

    Обобщающий  урок  обществознания  по  теме  "Общество  и  человек"  проводится  с применением  обучающих  структур  сингапурской  техно...

    Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»

    Конспект обобщающего урока геометрии  в 9 классе по теме: «Метод координат»Продолжительность урока 45 минут.В классе 23 ученика.Группа А (9ч)  – слабый уровень развития устной и письменной р...

    Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»

    Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....

    План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

    Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

    Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".

    В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони...

    Конспект обобщающего урока математики в 6 классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"

    Данный конспект поможет учителю провести обобщающий урок математики по одной из наиболее важных тем курса математики 6 класса "Положительные и отрицательные числа"....