Статья "Эмоциональная отзывчивость на уроках музыки"
статья по музыке на тему

Развитие музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания и пения на уроках музыки.

1. Инстинкты и музыкально - слуховые представления.

2. Роль учителя в воспитании музыкального восприятия.

3. Развитие исполнительсикх навыков.

4. Словарь эстетических эмоций в помощь школьникам, студентам-практикантам и учителям.

5. Понятия "любить" и "понимать" музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx56.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно эмоционально и эстети чески окрасить всю душевную жизнь человека".

(В.А.Сухомлинский).

Существует искусство чутко слушать, искусство брать из музыки все то, что она способна дать. И поэтому искусству слушать можно научить, ес ли опереться на саму музыку, на её связи с жизнью, на закономерности её восприятия и, в первую очередь, на эмоциональную отзывчивость.

Чувства человека - это эмоциональное отношение человеческой личнос ти к окружающей действительности. «Ничто, ни слова, ни даже поступки наши, - писал К.Д.Ушинский,- не выражает так ясно, так верно нас самих и наше от ношение к миру, как наши чувствования: в них слышны характер не отдельной мысли, на отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Произведения искусства так же, как сама жизнь, волнуют человека, вы зывают у него душевный отклик. Человек, глубоко захваченный восприятием содержания произведения, не может забыть его, невольно думает о нем, вспо минает взволновавшие его отдельные места, начинает жить этим произведени ем, хотя восприятие закончилось. Значит, переживание оставляет живой след, человек начинает по-новому воспринимать и себя, и свои действия.

В воспитании эмоционального отклика, эмоциональной отзывчивости на музыку мы исходим из общей психолого - педагогической теории развития му зыкального восприятия, которая определяется как сложный психический процесс отражения действительности в сознании человека в музыкальных образах.

Являясь одним из видов активной музыкальной деятельности, музыкаль ное восприятие предполагает осознанное и целенаправленное вслушивание в

звучащий музыкальный материал, осмысление его образно - эмоционального строя. Развитие музыкального восприятия предполагает:


1.Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слу шателя через его органы чувств;

2.Непосредственную эмоциональную реакцию слушателя;

3.Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкаль ного произведения.

Большое значение для обоснования проблемы музыкально - слуховых пред ставлений имеют научные данные современной нейрофизиологии высшей нервной деятельности. Эти исследования, проведенные в лаборатории академика А.К.Анохина, обосновывают целенаправленное поведение человека. В результате иссле дований е центральной нервной системе был обнаружен тончайший нервный ап парат, названный академиком Анохиным "аппаратом акцептора результатов дей ствия". Он образуется в центральной нервной системе до осуществления само го действия, в тот момент, как только сформирована цель действия. Своим появлением этот "аппарат" опережает осуществление самого действия и поэто му дает возможность оценивать и исправлять поведение, если оно не соответ ствует задуманной цели. Значит, способность активно воспринимать музыкаль ное произведение дает возможность осуществления не только предварительной  мысленной оценки его звучания, но и следующей коррекции. Такое теоретичес кое положение научно обосновывает процессы формирования музыкально - слу ховых представлений.

Если музыка - жизненно насущное и здоровое явление, то не надо начи нать восприятие его и наблюдение за ним с эстетических предпосылок. Закат солнца и наблюдение за этим красивым зрелищем - это не простое любование. Это - наблюдение, обогащающее жизненный опыт и повышающее степень восприя тия и жизнерадостности. Точно так же и музыку, взятую как созерцаемое яв ление , можно попытаться вывести за пределы гипнотического погружения в нее ради эмоционального внушения, исходящего от нее. Музыка - это искусство слуховых впечатлений, вернее, слухомоторных. Через  распределение звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений и к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух.


Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Вначале - в их чисто музыкальной природе, потом - в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения му зыкальной символики - записи (выразительной и изобразительной).

Не следует ограничиваться быстрыми заключениями по немногим данным. У одного человека музыкальность скажется в способности запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого - в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления от прослушанной музыки. Поэтому раскрывать музыкальные инстинк ты необходимо с осторожностью и с применением различных спосо бов "улавливания музыкальности" и выяснения степени интереса к музыке.

Образование музыкальных представлений связано с осознанием особен ностей музыкального языка, строения музыкальной речи, её выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется  и воспитывается вместе с развитием музыкальных способностей, к которым относятся музыкально - слухо вые представления, музыкальный слух и музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является пра вильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художест венным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню, как общего, так и музыкального развития детей. Основная задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить де тей подмечать различие музыкальных произведений как по их общему характе ру, так и по наиболее отличительным на слух выразительным средствам.

Учителю музыки необходимо знать, какие требования предъявляются к

музыкальному развитию учащихся начальных классов (разных возрастов). К ним, прежде всего надо отнести эмоциональный отклик учащихся на музыку, умение различать и воспринимать образное содержание музыкальных произведений раз ных жанров. Учащиеся должны понимать, что музыка может звучать медленно, умеренно или быстро; громко или тихо; высоко или низко. Мелодия может быть плавная или скачкообразная, может звучать с сопровождением или без него и т.д.

Таким образом, решая на музыкальных занятиях воспитательно-образовательные задачи, педагог направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает музыкальные занятия таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя в классе. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой, развивается, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют или слушают.

      Первостепенная роль, по моему мнению, на начальном этапе занятии музыкой должна, отводиться сольмизации занятии с опорой на "музыкальный букварь" Ю. Микиты. Ладовая сольмизация помогает детям полюбить пение и способствует сознательному,  грамотному и чистому пению. Учащиеся быстро и уверенно ов ладевают навыками чтения нот, чистой интонацией, многоголосием, навыками импровизации. Одновременно учащиеся непринужденно и естественно развивают чувство ритма, неподдельный ин терес вызывают у детей и различные музыкальные игры, связанные с сольмизацией.

Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных, классов особенно характерно конкретное наглядно—об разное мышление. В связи с этим введение в занятия наглядных средств впол не оправдано (картины - модели, в которых учитывается цветовое решение, т.к. оно придает ей нестроение): теплые цвета - пурпурный, красный, оранжевый, золотистый, желтый (воспринимаются как активные и возбуждающие); холодные цвета - фиолетовый, синий, зеленый, зеленовато-желтый (как умиротворяющие и спокойные).

Картины - модели можно использовать при работе над песней и в ходе слуша ния музыки. В основном, учащиеся начальных классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку.

В своей практике на уроках музыки я использую словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания. Глав ное свойство признаков - способность в боль шей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художест венный объект (кстати, этот словарь также помогает и студентам - практикантам, которые выдают пробные уроки в начальных классах).


1.Радостно - весело, празднично, приподнято, звонко, звучно, блестяще, ис крясь, бодро, игриво, бойко, легко, проворно, живо, полетно, задорно, ос лепительно, ловко, ярко, лучисто, лучезарно...

 2.Торжественно - величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, дикуше, восторженно, пышно, шумно, грандиозно, роскошно,- эффектно, пере менно, оптимистично, жизнеутверждающе...

3.Энергично - мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твердо, уп руго, уверенно, с достоинством, настойчиво, неукротимо, неумолимо, отваж но, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно...

4.Сурово - властно, воинственно, твердо, чеканно, повелительно, деспотично, давяще, царственно, начальственно, магически...

5.Сдержанно - сосредоточенно, степенно, размеренно, солидно, серьезно, строго, чинно, обстоятельно...

6.Широко - размашисто, масштабно, пространно, весомо, огромно, бесконечно, беспредельно, набатно...

7.Тяжело - грузно, увесисто, неуклюже, угловато, нап ряженно, тягуче, густо, насыщенно, натужно, неловко..

8.Мечтательно - поэтично, возвышенно, одухотворенно, сердечно, задушевно, трепетно, душевно, напевно, окрылено, проникновенно, пленитель но, чутко, чарующе, лирично, неискушенно, заворожено...

9.Нежно - ласково, любовно, мягко, радушно, благородно, трогательно, при ветливо, любезно, приятно, чисто, беззлобно, доверчиво, шло...

10.Спокойно - безмятежно, добродушно, просто, наивно, непринужденно, свет ло, простодушно, прозрачно, раскованно, созерцательно, беззаботно, добро желательно, невозмутимо, покорно...

11.Лениво - сонно, дремотно, вяло, изнемогая, обессилено, расслаблено, без вольно, безжизненно...

12.Сентиментально - изнеженно, с желанием, томно, млея, чувствительно... 13.Беспечно - безразлично, бесстрастно, отстраненно, отвлеченно, равнодуш но, опустошенно, рассеяно, отчужденно...

14.Мрачно - хмуро, угрюмо, глухо, тоскливо, блекло, расплывчато...

15.Робко - застенчиво, смущенно, стыдливо, кротко, осторожно, боязливо, рас терянно, пугливо...

16.Таинственно - вкрадчиво, причудливо, фантастически, загадочно, призрач но , затаенно, колдовски, обворожительно...

17.Задумчиво - меланхолично, уныло, грустно, жалобно, жалея, тоск ливо, горестно, скорбно, плача, тягостно, страдальчески, безутешно, безыс ходно, элегично...

18.Грозно - трагично, зловеще, траурно, драматично...

19.Стремительно - страстно, порывисто, горячо, пылко, бурно, упоенно, не терпеливо, буйно, с жаром, патетично, самозабвенно, накалено...

20.Взволнованно:- беспокойно, смятенно, тревожно, с отчаянием, надломлено...

21.Сердито - раздраженно, резко, грубо, гневно, яростно, жестоко, свирепо, агрессивно, безжалостно, жестоко, злостно, страшно, ужасно, беспощадно, злобно...

22.Грациозно - элегантно, тонко, изящно, утонченно, деликатно, изысканно, капризно, обворожительно, хрупко, изнеженно, изломанно...

23.Щутливо - насмешливо, иронически, с сарказмом, шутовски, пародируя, яз вительно, надменно, забавно, ехидно, колко, шаловливо, лукаво, легкомысленно...

Этот словарь эстетических эмоций можно, было бы продолжить еще, но хотелось бы определиться в главном. Он очень помогает и детям, и студентам в подборе слов-синонимов, когда речь идет о характере, и образности музыки, которую они слышат и рассказывают о своих переживаниях. Ведь младшие школьники зачастую кроме "весело" и "грустно" не могут подыскать нужных слов. Также этот словарь помогает старшим школьникам и студентам в выполнении контрольных работ (пись менных) по слушанию музыкальных произведений. Это небольшие сочинения, например "Письмо к другу", где они стараются передать свои впечатления и переживания и переживания по поводу прослушанной на уроке музыки. И здесь для обучающихся этот словарь просто необходим, чтобы дать музыкально-художественный анализ произведения.

Что же нужно сделать для того, чтобы научить детей эмоционально от зываться, любить и понимать музыку?

Для ответа на этот вопрос следует остановиться на содержании этих понятий. ЛЮБИТЬ музыку - значит испытывать потребность в общении с ней, переживать её, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или испол няя ее. ПОНИМАТЬ музыку - значит воспринимать ее сознательно, отдавая се бе отчет в ее содержании. Иногда эти понятия отождествляются, и между ними существует тесная связь, т.е. восприятие сознательно и эмоционально. Может возникнуть вопрос: обязательно ли понимать музыку для того, чтобы ее любить? Ведь мы знаем много жизненных примеров, когда слушатели (и взрослые, и де ти), очень мало, и даже ничего о ней не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие людей, имеющих подго товку и знания о музыке, глубже, ярче и содержательнее. И, что особенно важно, круг произведений, который они способны эмоционально воспринять, сложнее и пире. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый профессор Б.М.Теплов включил не только слух, но и эмоциональную от зывчивость на музыку. Способность целенаправленного восприятия необходима для восприятия, понимания замысла музыкального произведения, для понимания музыкального языка.

Учитель организует восприятие учащихся направляющим словом, постанов кой определенной задачи для наблюдения над музыкой, иногда лишь одам наз ванием сочинения. И, естественно, главную роль играет слово учителя, направляющее детей, их внимание, анализирующее, "обучающее". В практике быва ют моменты, когда слово о музыке мажет "спугнуть" впечатление. Естественно, неумеренное использование слова, не опирающегося на музыкальные впечатле ния, недопустимо. Но слово, входящее в музыку, слово, разъясняющее и облег чающее восприятие - такое слово представляет большую ценность, педагогичес кую ценность (будь то небольшой рассказ, стихотворение, изобразительное искусство и т.д.)

Также большое значение в эмоциональной отзывчивости на музыку у школьников начальных классов (и не только их) имеет эмоциональность и "за жигательность" самого учителя. Он может без слов приобщить детей к музыке: достаточно взглянуть на него со стороны, когда, он сам слушает произведение вместе с учащимися. На его лице зримо должна отражаться радость, печаль, юмор или удовольствие  от встречи с музыкой - он слушает ее с улыбкой, которую не может и не хочет скрыть от глаз учеников, он рад этой встрече, как при встрече со старым добрым другом. Серьезное, трепетное, глубоко лич ностное отношение к музыке передается и детям, пусть не сразу и не всем. Учитель должен виртуозно владеть интонацией, взглядом, умением заинтересо вать, заворожить ребят и настроить их на что-то необычное!

Придавая большое значение слушанию и анализу музыки нельзя считать, что только на нем можно построить всю систему музыкального воспитания детей, как это предполагают некоторые методисты. Во-первых, восприя тие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления требующих особой психической сосредоточенности, умения удержать вни мания и эмоциональное напряжение. Но в смысле физической активности оно пассивно, а ведь это дети и движение им необходимо! Поэтому не будет пре увеличением, если скажем, что восприятие музыки путем слушания является для школьника даже самым сложным процессом, с которым сталкивается его пси хика в жизни. Во-вторых, абстрактное мышление не может существовать без связи с конкретными явлениями, предметами, слуховыми, зрительными и други ми ассоциациями, т.е. без определенной символики. Восприятие художествен ной литературы активизируется процессом чтения, восприятие изобразительно го искусства - зрительным опытом и наблюдением. Восприятие музыки (особен но у школьников начальных классов) - тоже невозможно без звукового опыта, без звуковой символики и без активной деятельности основы. Все это и дает исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ладовая сольмизация, ритмичес кие движения под музыку, музыкальные игры, инсценирование песен, импровиза ции, музицирование на детских музыкальных инструментах и рассуждения о про слушанной музыке. Все это, если оно качественное, очень сильно развивает у детей чувство красоты, создает много ситуаций для художественного удовольст вия, т.е. само собой развивает многие аспекты восприятия музыки. Следует вывод, что слушание музыки как процесс является необходимой частью урока, но его, особенно в младших классах, нельзя переоценивать и только на нем строить всю систему музыкального воспитания и обучения, т.к. слушание му зыки - только одно из нескольких звеньев в воспитании слушателя.

Важно, развивая у детей музыкальные навыки, воспитывать главное - умение не только слышать музыку, но и эмоционально воспринимать, сопере живать ее содержание, а также выразительно исполнять. И многое здесь зави сит от показа песни учителем - как ярко и эмоционально он ее исполнит, най дет ли это исполнение отклик в душах детей. Именно песня служит основным исполнительским материалом на уроке музыки.

Что касается музыкально-ритмических движений на уроке музыки, то эта форма музыкальных занятии направлена на пластическое выражение особенностей музыки. Они помогают в наглядной форме продемонстрировать процесс вос приятия музыки и их отзывчивость на нее. Эта форма деятельности доступна каждому ребенку, в том числе и ребятам, для которых пение на первых порах представляет определенную трудность. Вместе с тем общеизвестен факт ранне го эмоционального отклика ребенка на музыку.

Вначале, в первые месяцы жизни, музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая ощущение оживления и покоя. Позднее ребенок прислушивается к музыке как к эмоционально - смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыкальных образов. И лишь позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных образов, средств. В какой бы простой форме не выступали эти качества восприятия, они всегда показатели начала в самой музыке и соответственно этому переживание ребен ка. Слушание одних и тех же пьес или песен необходимо многократно повторять, предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-то новое, получал различные задания, активизирующее детскую эмо циональную отзывчивость.

Разработаны способы применения таких действий, которые нужны детям как в слушании, так и в любой другой музыкальной деятельности:

1.Способ первой ориентировки - способ вслушивания.

Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием.

2.Способ дифференциации музыкальных явлений путем сопоставления их контраст ных и сходных отношений.

Дети способны к сопоставлению простейших отдельных свойств звуков, контраст ных музыкальных образов и различных музыкальных построений.

3.Способ ориентировки в музыке как в эмоциональном явлении. Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать отдельные пере живания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных про изведений, появляются наиболее любимые из них, создается избирательное отношение, появляются первые оценки -  первые проявления музыкаль ного вкуса. Это обогащает личность ребенка, служит средством всестороннего его развития.

4.Способы творческого отношения к музыкальным занятиям явлениям. Благодаря овладению этими способами у детей появляется творческое воображе ние в процессе восприятия музыкальных образов.

Без создания на уроке особой атмосферы общения с музыкой, невозможно установить подлинные глубокие связи музыки и жизни в сознании детей, вывес ти их через музыку на размышления о вопросах, жизненно важных для станов ления личности. А ведь именно это является главным, на что нацелены уроки. Эпиграфом к статье не случайно выбраны слова В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании как воспитании человека, а не музыканта. От нас, преподавателей, требуется научить детей воспринимать музыку сознательно для того, чтобы они её глубже переживали, чувствовали, эмоционально находили отклик в своих детских душах.