выдающиеся исполнители сопрано
занимательные факты по музыке по теме

Калишева Светлана Юрьевна

выдающиеся исполнители сопрано

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprano1.doc838.5 КБ
Microsoft Office document icon soprano2.doc366.5 КБ
Microsoft Office document icon soprano3.doc351 КБ
Microsoft Office document icon mecco1.doc263.5 КБ
Microsoft Office document icon mecco2.doc337 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОПРАНО

Антонина Нежданова (1873-1950)-русская оперная певица

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (4 (16) июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы — 26 июня 1950, Москва) — русская советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР (1925) , народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944). Родители Неждановой — сельские учителя.                 В детстве пела в церковных хорах. Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.          В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере она спела партию Джильды в опере «Риголетто» Верди. Среди других исполненных ей партий — Людмила («Руслан и Людмила» Глинки), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Лакме (одноимённая опера Делиба), Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок» Римского-Корсакова) и многие другие. Наибольшую известность Неждановой принесли роли Антониды в опере Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Помимо оперных партий, Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Николаем Головановым.

Валерия Барсова (1892-1967)- русская оперная певица

Вале́рия Влади́мировна Ба́рсова (настоящая фамилия — Владимирова; 1 (13) июня 1892, Астрахань, Российская империя — 13 декабря 1967, Сочи, Краснодарский край, РСФСР, СССР) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.

Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Народная артистка СССР (1937). Член ВКП(б) с 1940 года. В. В. Владимирова родилась 1 (13) июня 1892 года в Астрахани.

 Пению обучалась у своей сестры М. В. Владимировой, затем училась в Московской консерватории, где училась у У. А. Мазетти (окончила обучение в 1919 году). Впервые на оперную сцену вышла в 1917 году в оперном театре Зимина.

В 1919 году вместе с Ф. И. Шаляпиным пела в опере «Севильский цирюльник» в саду Эрмитаж. В 1920 году впервые вышла на сцену Большого театра, где исполнила партию Розины («Севильский цирюльник»). Солисткой Большого театра Валерия Владимировна оставалась до 1948 года.

В 19501953 годах преподавала в МГК имени П. И. Чайковского.

В. В. Барсова скончалась 13 декабря 1967 года в Сочи. Похоронена на Центральном Успенском кладбище в Сочи.



Предварительный просмотр:

Мария Калласс (1923-1977) греческая оперная певица

 Мария Каллас (англ. Maria Callas; имя в свидетельстве о рождении — София Сеселия Калос, англ. Sophia Cecelia Kalos, крещена как Сесилия София Анна Мария Калогеропулос — греч. Μαρία Καλογεροπούλου; 2 (4) декабря 1923, Нью-Йорк — 16 сентября 1977, Париж) — американская певица (драматическое сопрано) (греческого происхождения), одна из величайших оперных певиц XX века.              Мария Каллас не ограничивалась виртуозными колоратурами в операх Беллини, Россини и Доницетти, а превратила свой голос в главное выразительное средство. Она стала универсальной певицей с репертуаром от классических опер-сериа типа «Весталки» Спонтини до последних опер Верди, веристских опер Пуччини и музыкальных драм Вагнера.Взлёту карьеры Каллас в середине XX века сопутствовало появление в звукозаписи долгоиграющей пластинки и дружба с видным деятелем звукозаписывающей компании EMI Вальтером Легге.                                            Мария Каллас родилась в Нью-Йорке в семье греческих эмигрантов. Мать хотела воплотить в дочери свои неудавшиеся таланты и стала водить её в Нью-Йоркскую библиотеку на Пятой авеню. Мария начала слушать классическую музыку с трёх лет, в пять начала брать уроки фортепиано, а к восьми годам уроки вокала.

В 1936 году мать Марии, Евангелия, возвращается в Афины для продолжения музыкального образования дочери. В 14-летнем возрасте Мария начала учиться в афинской консерватории под руководством бывшей испанской певицы Эльвиры де Идальго.                                    В июле 1941 года в оккупированных немцами Афинах состоялся дебют Марии Каллас в Афинской опере в партии Тоски.                          В 1945 году Мария Каллас возвратилась в Нью-Йорк. Наступила череда неудач: её не представили Тосканини, она отказалась петь в «Метрополитен Опера» партию Чио-Чио-Сан из-за своего большого веса, рухнули надежды на возрождение «Лирической Оперы» в Чикаго, где она надеялась петь.                                                    В 1947 Каллас дебютировала на сцене амфитеатра «Арена ди Верона» в опере «Джоконда» Понкьелли под управлением Туллио Серафина. Встреча с Серафином была, по выражению самой Каллас: «истинным началом карьеры и самой большой удачей» её жизни.                              В 1949 году Каллас отправляется на гастроли в Южную Америку. В 1950 году она впервые поёт в «Ла Скала» и становится «королевой итальянских примадонн». В 1953 году фирма EMI впервые выпускает полные записи опер с Марией Каллас. В том же году она худеет на 30 килограммов. Преображенная Каллас покоряет публику на оперных сценах Европы и Америки в операх: «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Норма» Беллини, «Медея» Керубини, «Трубадур» и «Макбет» Верди, «Тоска» Пуччини.                                                            В 1959 году происходит перелом в успешной карьере. Этому способствовали потеря голоса, череда скандалов, развод, разрыв с «Метрополитен Опера», вынужденный уход из «Ла Скала», несчастная любовь к Аристотелю Онассису, потеря ребенка. Попытка возвращения на сцену в 1964 году зака Последние годы жизни Мария Каллас жила в Париже, практически не выходя из квартиры, где и скончалась в 1977 году. Она была кремирована и похоронена на кладбище Пер-Лашез. Позже её прах был развеян над Эгейским морем..

.

Галина Вишневская (род. 1926) – русская оперная певица

 Гали́на Па́вловна Вишне́вская (25 октября 1926, Ленинград) — выдающаяся российская оперная певица (сопрано), художественный руководитель государственного центра оперного пения под руководством Галины Вишневской, Народная артистка СССР (1966)[1]. Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.

С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, 1965

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б.Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архиповой, за рубежом — Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за поддержку, оказанную ими преследуемому Александру Солженицыну, проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.

В 1978 г. во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.

Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.

В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги "Галина. История жизни", приуроченное к ее юбилею.



Предварительный просмотр:

Галина Ковалева  (1932-1995) русская оперная певица

 

 

Галина Александровна Ковалёва (19321995) — советская и российская оперная певица (колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (1974) 

Галина Ковалёва родилась 7 марта 1932 года в посёлке Горячий Ключ (ныне Краснодарского края).

В 1959 году Галина Ковалёва окончила Саратовскую консерваторию по классу пения у Н. Стрижовой. Во время обучения она получала Собиновскую стипендию. В 1957 году, будучи ещё студенткой четвертого курса, участвовала в концертах VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В том же 1957 году стала солисткой Саратовского оперного театра.

С 1960 года Ковалёва — солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова.

Гастролировала в БолгарииЧехословакииФранцииИталииКанадеПольшеГДР,Японии.

С 1970 года — доцент Ленинградской консерватории.

Скончалась 7 января 1995 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

 


         

Монсаррат Кабалье (род.1933 г) испанская оперная певица

Монтсеррат Кабалье, полное имя Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк (кат. Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch12 апреля1933БарселонаИспания) — испанская каталонская оперная певица (сопрано). Известна, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх РоссиниБеллини и Доницетти.

Любителям рок-музыки известна по совместному альбому с вокалистом группы «Queen»Фредди Меркьюри — «Barcelona» (1988). Заглавная песня, посвящённая родному городу Кабалье — Барселоне, стала одной из двух официальных песен Летних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в столице Каталонии.

В 1997 году совместно с швейцарской рок-группой Gotthard была записана рок-баллада «One Life One Soul».

Обучалась в течение 12 лет в Лицее Барселоны и окончила его с золотой медалью в 1954 году. Поступила в 1956 году в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

Между 1956 и 1965 годами Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах разных городов Европы — Бремена, Милана, Вены, Барселоны, Лиссабона, а также исполнила в Мехико в 1964 году партию Манон в одноимённой опере Массне. Международная известность пришла к Кабалье в 1965 году, когда в связи с болезнью Мэрилин Хорн она заменила американскую певицу в партии Лукреции Борджиа в одноимённой опере Гаэтано Доницетти (концертное исполнение в Карнеги-Холл).

В 1964 она вышла замуж за Бернаба Марти. В 1972 году родила дочь Монтсеррат.

В ноябре 2000 года участвовала в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира — детям», проходившем в Москве. 

Анна Нетребко (род. 1971) русская оперная певица

 А́нна Ю́рьевна Нетре́бко (18 сентября 1971КраснодарСССР) — российская оперная певица, сопраноНародная артистка России.

С 2006 года — также гражданка Австрии, живёт в Вене.

Родилась и выросла в Краснодаре в семье, происходящей из кубанских казаков

 Мать — инженер, отец — геолог. Там же начала заниматься музыкой и пением. Была солисткой хора «Кубанская пионерия» при Дворце пионеров и школьников Краснодарского края.

Училась в Санкт-Петербургской консерватории, класс профессора Тамары Новиченко. В 1993 году победила на конкурсе им. М. И. Глинки и была приглашена в Мариинский театр, где имела обширный репертуар с «открывшим» её дирижёром Валерием Гергиевым.

В 1994 году была приглашена в Ригу на роль Царицы ночи в независимом проекте «Волшебная флейта» (Рижская Независимая опера Avangarda Akadēmija. Автор проекта и режиссер Михаил Мамилов, дирижер — Дэвид Милнс (США).

В 1995 году дебютировала в Сан-Франциско (Людмила, «Руслан и Людмила»).

Широкую известность ей принесли роль Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Севильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как очень успешная исполнительница русских оперных партий, таких как Людмила, Наташа в опере «Война и мир» Прокофьева, Луиза в «Обручении в монастыре» и Марфа в «Царской невесте»Римского-Корсакова. Нетребко также успешно выступала в итальянском репертуаре, в том числе в не характерном для себя стиле бельканто, исполнив романтические роли Джильды в «Риголетто» Верди, Мими в«Богеме» Пуччини и Джульетты в «Монтекки и Капулетти» Беллини.

В 2002 году состоялся дебют Нетребко в Метрополитен-опера (Наташа, «Война и мир»). В том же году она дебютировала в роли Донны Анны в опере Дон Жуан Моцарта, которая прошла в рамках фестиваля в Зальцбурге под управлением Николауса Арнонкура.               В 2003 году в репертуар Анны Нетребко были включены роли Виолетты в опере Джузеппе Верди «Травиата», которая прошла вМюнхене, главная роль в Лючии ди Ламмермур на представлении в Los Angeles Opera, роль Донны Анны на представлении в Ковент Гардене.    В 2003 году вышел первый студийный альбом Opera Arias, который стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки в 2003 году. В следующем, 2004 году вышел второй альбом — Sempre Libera. Исполнение оперных партий в «Ромео и Джульетте» в паре с Роландо Вильясоном было оценено достаточно высоко. С этим же исполнителем Нетребко исполняла партии в«Любовном напитке» в 2005 году. В том же году она сыграла роль Виолетты Валери в «Травиате» с оркестром под управлениемКарло Риззи на Зальцбургском фестивале.                                                                  В марте 2006 года певица подала прошение о получении австрийского гражданства. По её словам, она собирается жить в Вене иЗальцбурге, и к тому же австрийское гражданство избавит её от бюрократических процедур при получении виз[5]Австрияудовлетворила прошение 25 июля, с сохранением гражданства России.

В августе 2010 года на конкурсе «Новая Волна» Анна Нетребко исполнила вместе с Филлипом Киркоровым песню «Голос», таким образом, открыв новую страницу в своем творчестве — стиль кроссовер.

В 2004 году снялась в американском фильме «Дневники принцессы 2» в роли самой себя.



Предварительный просмотр:

Чечилия Бартоли  (род. 1966 )  итальянская  оперная певица

  Чечи́лия Ба́ртоли (итал. Cecilia Bartoli [tʃeˈtʃiːlja ˈbartoli]4 июня 1966РимИталия) — итальянская оперная певица (колоратурное меццо-сопрано). Родилась в семье профессиональных певцов. Впервые выступила перед публикой в 9-летнем возрасте в опере Тоска. Училась в римской Консерватории Святой Чечилии.

Более двадцати лет сотрудничает со звукозаписывающей фирмой Decca Records, выпустив за это время более шестнадцати сольных альбомов (по состоянию на 2010 год). В первые годы это были преимущественно записи произведений Моцарта и Россини. Начиная с 1999 года каждый альбом фактически открывает для современного слушателя редко исполняемых композиторов XVII–XIX веков: ВивальдиГенделяАлессандро СкарлаттиКальдаруПорпоруГлюкаСальериГарсиаМалибран и других.

 Принимала участие в записях опер ГенделяГайднаМоцартаРоссиниБеллини иПуччини.

В 20072009 выступила с серией концертов к 200-летнему юбилею легендарного меццо-сопрано Марии Малибран. В рамках проекта «Maria» были выпущены одноимённый альбом на CD, DVD с записью барселонского концерта и первая аутентичная запись оперыБеллини «Сомнамбула». Исполнявшаяся в 2008 опера Жака Фроманталя Галеви «Клари», где Бартоли пела главную партию, вышла на DVD осенью 2010.

В октябре 2009 Чечилия Бартоли вернулась к баро́чному репертуару, выпустив альбом «Sacrificium» (Жертвоприношение), посвящённый кастратам и музыке, написанной для них (в первую очередь — музыка Неаполитанской школы). С 2009 давала концерты по мотивам этого альбома, а также концерты, посвящённые Генделю, в которых с ней выступали оркестры Il Giardino Armonico под управлением Джованни АнтониниLa Scintilla иБазельский камерный оркестр. В конце 2010 в серии концертов, посвящённых Генделю, пела дуэтом с контратенором Франко Фаджоли.

29 июня 2010 года в Дортмунде Бартоли впервые исполнила партию Нормы в одноимённой опере Винченцо БеллиниБальтазар-Нойман-Ансамблем дирижировал Томас Хенгельброк, а среди других солистов были Джон Осборн (тенор), Микеле Пертузи (баритон) и Ребека Олвера (сопрано).

Получила признание как исполнительница произведений Моцарта и Россини, а также произведений эпохи барокко. Из наиболее известных партий — Золушка в одноимённой опере Россини, Розина в «Севильском цирюльнике» того же композитора, Деспина в «Так поступают все» Моцарта, Клеопатра в «Юлии Цезаре» Генделя. Премия Грэмми (2002), многократный лауреат премии ЭХО-Классик.

Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (28 мая 2003 года)  и кавалер ордена искусств и литературы(Франция) .

         


Надежда Обухова (1886-1961)  русская оперная певица

 Надежда Андреевна Обу́хова (1886—1961) — русская и советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

 Народная артистка СССНадежда Обухова родилась 22 февраля (6 марта1886 года в Москве.  Происходила она из дворянской семьи, одним из её предков был Евгений Баратынский.  Двоюродный брат — композитор Николай Обухов.

Детство Надежды Андреевны проходило в селе Хворостянка в имении своего деда, одного из основателей воронежского отделения Русского музыкального обществаА. С. Мазараки.                               В 1912 году окончила МГК имени П. И. Чайковского (класс У. А. Мазетти) и начала выступать как концертная певица. В 1916 году дебютировала на оперной сцене в партии Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского), прочно закрепившись на оперной сцене она стала солисткой Большого театра где проработала до 1943 года.

Надежда Обухова являлась выдающейся представительницей русской вокальной школы. Голос Надежды Андреевны, редкий по красоте и богатству тембра, отличался необычайно широким диапазоном: она исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Артистический облик певицы отличался сочетанием совершенного вокального мастерства с искренностью и благородством художественной интерпретации сценического образа, неповторимым обаянием.

 

Большое место в жизни Надежды Обуховой занимала концертная деятельность. Она имела многогранный и разнообразный репертуар в котором насчитывалось свыше 300 романсов и песен. 

В годы Великой Отечественной войны Надежда Андреевна осталась в Москве и продолжила выступления, выступала в том числе и на Всесоюзном радио  В разные годы партнерами певицы были: П. И. СловцовЛ. В. СобиновВ. Р. Петров и другие.

Надежда Андреевна Обухова скончалась 15 августа 1961 года в Феодосии , похоронена в Москве[3], на Новодевичьем кладбище 

Партии:

  1. «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша
  2. «Хованщина» М. П. Мусоргского — Марфа
  3. «Кармен» Ж. Бизе — Кармен
  4. «Мазепа» П. И. Чайковского — Любовь
  5. «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Полина
  6. «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Любава
  7. «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова — Кащеевна
  8. «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова — Ткачиха
  9. «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Весна
  10. «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова — Ганна
  11. «Князь Игорь» А. П. Бородина — Кончаковна
  12. Борис Годунов М. П. Мусоргского — Марина
  13. «Аида» Дж. Верди — Амнерис
  14. «Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Далила
  15. «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева — Клариче


Полина Виардо- Гарсиа (1821-1993) французская оперная певица

 

Полина Виардо, полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо (фр. Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot[1]18 июля 1821Париж — 17 или 18 мая 1910там же) — французская певица, вокальный педагог и композитор.

Дочь и ученица испанского певца и педагога Мануэля Гарсиа, сестра Марии Малибран. Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Была знаменита партиями Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини).

Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.

В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в 1839дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздем сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью.

В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien вПариже. Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься ее карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Батиста Рубини.

У Виардо было много поклонников. В частности, русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в1843 году, услышав ее исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а ее положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.

Кроме того, Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик ШопенГектор БерлиозКамиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.

Полина Виардо.
Художник 
Т.А.Нефф, 1842 год

Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для нее. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием Le dernier sorcier.

Виардо свободно говорила на испанскомфранцузскомитальянскоманглийскомнемецкоми русском языках и использовала различные национальные техники в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 18431846 гг.). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала ее прототипом главной героини романа «Консуэло».

Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронахШопена 30 октября 1849 г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».

Полина Виардо на портрете Евгения Плюшара (ок. 1853)

В 1863 Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию (её муж был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала вПарижской Консерватории вплоть до смерти мужа в1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.

В 1910 году Полина Виардо умерла, окруженная любящими родственниками. Похоронена накладбище Монмартра в Париже.



Предварительный просмотр:

Вера Давыдова  (1906-1993 )  русская  оперная певица

Ве́ра Алекса́ндровна Давы́дова (по мужу — Мчедлидзе) (30 сентября 1906Нижний НовгородРоссийская империя — февраль 1993ТбилисиГрузия) — советская оперная певица (меццо-сопрано) и педагог. Народная артистка РСФСР (1951) и Грузинской ССР (1981).

Родилась 17 (30) сентября 1906 года в Нижнем Новгороде в семье землемера и народной учительницы. Жила в Николаевске-на-Амуре и Благовещенске.

В 1930 году окончила ЛГАК имени Н. А. Римского Корсакова по классу Е. В. Девос-Соболевой.

В 1929 году дебютировала в ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 19321956 годах - солистка ГАБТ.

С 1959 года - преподаватель Тбилисской консерватории (с 1964 года — профессор). ДепутатВС РСФСР 2—3 созыва. Жена Д. С. Мчедлидзе.

Умерла в феврале 1993 года.

         


Ирина Архипова  (1925-1910 )  русская оперная певица

  

Ири́на Константи́новна Архи́пова (1925 — 2010) — советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (1956—1988). Народная артистка СССР (1966).Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) иГосударственной премии Российской Федерации (1996) . И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась вМАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В 19541956 годах солисткаСвердловского театра оперы и балета.

В 1956 — 1988 годах — солистка Большого театра .

 Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения .

С 1955 года гастролирует за рубежом (АвстрияПольшаГДРФинляндияИталияВенгрияРумынияЧехословакияБолгария,СШАЯпонияФранцияКанада) .

В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек).

 

С 1975 года преподавала в МГК имени П. И. Чайковского , с 1984 года — профессор.

В 1980-е годывыступила с циклом концертов «Антология русского романса» .

В 1966 году была приглашена в жюри Конкурса имени П. И. Чайковского, а с 1967 года являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени М. И. Глинки. С тех пор входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе: «Вердиевские голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 года (за исключением 1994 года) являлась бессменным председателем жюри Конкурса имени П. И. Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Полада Бюль-Бюль Оглы возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения.

С 1986 года — председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 года преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года — председатель Фонда Ирины Архиповой.

Почётный доктор молдавской Национальной академии музыки имени Музическу (1998), президент Общества дружбы «Россия —Узбекистан».

Член КПСС с 1963 года. Депутат ВС СССР 6-го созыва (1962—1966)[2] и народный депутат СССР (1989—1991).

Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени „Я“» (2005) .

Супруг певицы — народный артист СССР Владислав Пьявко. Сын — Андрей. Правнучка — Ирина.

19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина 11 февраля 2010 года певица скончалась . Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве наНоводевичьем кладбище (участок № 10). 


Елена Образцова  ( род.1939) русская оперная певица

 

   . Еле́на Васи́льевна Образцо́ва (род. 7 июля 1939ЛенинградРСФСРСССР) — выдающаяся советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог, профессор. Народная артистка СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990).

 

 Е. В. Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде.

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в Устюжну.

В 19481954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 19541957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки.

В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сценеБольшого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

В 1964 году закончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года солистка Большого театра.

Позже в 1964 году Елена Образцова в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала в роли Марфы в опере «Хованщина» и в роли Мари в опере «Война и мир». Выступления Образцовой в Италии прошли с большим успехом.

В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли вСША. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.

Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти иДжоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни,Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».

В Петербурге руководит культурным центром, названным её именем, где работает с молодыми исполнителями.

В 19731994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.

С 1992 года преподает в Токийской музыкальной академии

Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска». 

Елена Образцова выражает свою поддержку Международным Дельфийским играм. Приветствия с её подписью поступили в адрес III Дельфийских игр 2009 года для взрослых в Чеджу / Южная Корея, проходивших под девизом «В гармонии с природой»,  и в адрес IV молодёжных Дельфийских игр 2011 года в Йоханнесбурге / ЮАР с их девизом «Побуждать — воодушевлять — обновлять». 



 

Комментарии

Калишева Светлана Юрьевна

выдающиеся исполнители- вокалисты