выдающиеся исполнители виолончелисты
занимательные факты по музыке по теме

Калишева Светлана Юрьевна

выдающиеся исполнители виолончелисты

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виолончелисты

Карл Давыдов (1838-1889)- русский виолончелист.

Карл Ю́льевич Давы́дов (15 марта 1838ГолдингенКурляндская губерния — 14 февраля1889Москва) — русский композитор и виолончелист, директор Санкт-Петербургской консерватории в 1876—1887 гг.

Родился в семье врача — Юлия Петровича Давыдова (Давидова; 18041870), получившего в 1840 году место в Николаевском Воспитательном доме в Москве; мать, Доротея Давыдова (урождённая Михайлович; 18021864), — учредительница и руководитель частного женского пансиона в Москве. Влияние на Давыдова оказал его старший брат — математик А. Ю. Давидов. В доме Давыдова собирались и музицировали как профессиональные музыканты, так и преподаватели Московского университета.

Давыдов занимался музыкой с детства, в 14 лет дал первый сольный концерт в Москве. Здесь были написаны первые музыкальные сочинения Давыдова: опера «Рудокопы», а также исполненные в 1858 году увертюра и фантазия для 4 виолончелей и контрабаса из оперы «Калигула». Однако по настоянию семьи в 1858 году Давыдов окончил Московский университет со степенью кандидата математических наук и лишь после этого обратился к профессиональному музыкальному образованию, поступив в Лейпцигскую консерваторию с намерением стать композитором; его главным наставником стал Мориц Гауптман. Однако высокая оценка, полученная в Лейпциге (в том числе от Фридриха Грюцмахера) его исполнительскими дарованиями, привела к тому, что 22-летний Давыдов занял в 1860 г. пост преподавателя консерватории, одновременно начав гастрольную деятельность по всей Европе.

В 18621887 годах Давыдов жил в Петербурге, получил звание «солиста Его Императорского Величества». Давыдов играл на инструменте работы А. Страдивари, подаренном ему графом М. Ю. Виельгорским.П. И. Чайковский называл Давыдова «царём всех виолончелистов нашего века», Юлиус Кленгель вспоминал, что лишь знакомство в молодости с игрой Давыдова дало ему подлинное понимание инструмента.

По приглашению А. Г. Рубинштейна преподавал в Петербургской консерватории (профессор; в 18761887 директор). Среди выдающихся учеников Давыдова — А. Э. фон ГленА. В. ВержбиловичГануш Виган и др.

В 1888 году Давыдов вернулся в Москву, где, несмотря на плохое состояние здоровья (приступы грудной жабы), занимался устройством концертов камерной музыки (в том числе бесплатных для учащейся молодёжи). Среди близких московских друзей Давыдова — концертировавший с ним В. И. Сафонов.

В композиторском наследии Давыдова — 4 виолончельных концерта, симфоническая поэма «Дары Терека», «Фантазия на русские песни» для виолончели с оркестром. Давыдов — автор «Школы для виолончели» (1888).

Похоронен на Введенском кладбище , на могиле — памятник работы Р. Р. Баха.

Сочинения

Среди написанных Давидовом оркестровых сочинений — симфоническая картина «Дары Терека» и сюита. Среди других сочинений — четыре концерта для виолончели с оркестром, большое число сольных сочинений для виолончели, романсы. Ещё одна работа, заслуживающая внимания, — изданная им «Школа для виолончели». Также он занимался переложением для виолончели произведений Фредерика Шопена.

Начатая им опера «Мазепа» осталась недописанной; либретто Карл Давидов передал Петру Ильичу Чайковскому, на которое тот написал одноимённую оперу.



Предварительный просмотр:

Виолончелисты

Пабло Казальс (1876-1973)- испанский виолончелист.

КАЗАЛЬС, ПАБЛО (Casals, Pablo) (1876–1973), испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами. В 1888 он начал заниматься на виолончели у Х.Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. В 1897 Казальс сменил Гарсиа на посту профессора по классу виолончели в Муниципальной консерватории.

В 1899 известный парижский дирижер Ш.Ламурё представил публике многообещающего испанского виртуоза – так начался путь Казальса-солиста. В начале 1900-х годов он много гастролировал в Европе и США, и его техническое мастерство, яркий темперамент получили повсеместное признание. В 1904 Казальс вместе с пианистом Альфредом Корто и скрипачем Жаком Тибо создал превосходное трио.

Казальс всегда тяготел к дирижированию, считая его главным делом своей жизни. В 1920 он организовал и возглавил оркестр «Пау Казальс» и создал «Рабочее концертное общество» в Барселоне. Он выступал с такими оркестрами, как Нью-Йоркский симфонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический, парижские оркестры Ламурё и Колонна.

После гражданской войны в Испании (1936–1939) Казальс отказался признать франкистский режим и выразил свой протест тем, что многие годы не выступал в родной стране. В 1939 он покинул Испанию и на время обосновался во Франции. В 1950 он начал проводить ежегодные музыкальные фестивали. В 1956 Казальс переселился в Пуэрто-Рико, где учредил в Сан-Хуано еще один фестиваль. Музыкальный мир почтил Казальса в 1973, когда сто виолончелистов собрались в Нью-Йорке для исполнения пьесы Казальса Сардана (Sardana) под управлением автора.

Казальса часто называют величайшим виолончелистом нашего времени. Он вернул к жизни ряд прекрасных произведений 18 и 19 вв. и разработал новые приемы аппликатуры и смычковой техники. Казальс был также отличным пианистом. Сочинял он преимущественно для струнных инструментов, а также для оркестра и хора. В 1945, вручая Казальсу орден Почетного легиона II степени, Ж.Бидо сказал, обращаясь к музыканту: «Вы- один из голосов мировой совести». Умер Казальс в Рио-Пьедрас (Пуэрто-Рико) 22 октября 1973.



Предварительный просмотр:

Виолончелисты

Анатолий Брандуков (1856-1930)- русский виолончелист.

Анато́лий Андре́евич Брандуко́в (25 декабря 1858 (6 января 1859), Москва — 16 февраля1930, там же) — русский виолончелист и педагог.

Учился в Московской консерватории у Коссмана и Фитценхагена с 1868 по 1877 (окончил обучение с Золотой медалью), а также занимался теорией музыки у Чайковского. С 1878 по1905 много времени проводил в Швейцарии и Франции, особенно в Париже, где часто встречался с Иваном Тургеневым. Во Франции Брандуков вскоре стал участником квартетаМарена Марсика, а также выступал как солист, исполнив, в частности, Первый виолончельный концерт Сен-Санса с оркестром под управлением автора.

Практически каждый год Брандуков посещал Россию, где сблизился с ведущими представителями музыкальной культуры, в том числе с Антоном РубинштейномАнной ЕсиповойЛеопольдом Ауэром и Сергеем Рахманиновым. В 1890 Чайковский предложил кандидатуру Брандукова на освободившееся после кончины Фитценхагена место профессора виолончельного класса в консерватории, однако директор Василий Сафоновотказал ему в этом, посчитав Брандукова слишком молодым для этой должности.

В 1906 году Брандукова пригласили на должность директора и профессора Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. После революции музыкант ведёт активную музыкально-просветительскую деятельность, много выступает. В1921 он получает место профессора в консерватории и преподаёт в ней до самой смерти.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве].

 Творчество

Брандуков — один из наиболее заметных отечественных виолончелистов. Его исполнение отличалось живым темпераментом и красивым, певучим звучанием инструмента. Музыканту посвящён ряд сочинений для виолончели, в том числе Pezzo capriccioso Чайковского и Соната для виолончели и фортепиано Рахманинова. Играл на виолончели знаменитого венецианского мастераДоменико Монтаньяна. Собственные сочинения Брандукова для виолончели малоизвестны, некоторые из сохранившихся рукописей хранятся в музее Чайковского в Клину.



Предварительный просмотр:

Виолончелисты

Даниил Шафран  (1923-1997)- русский виолончелист.

Даниил Борисович Шафран (13 января 1923Ленинград — 7 февраля 1997Москва) — выдающийся советский и российский виолончелист.

Даниил Шафран родился в семье музыкантов, его отец был виолончелистом, а мать — пианисткой.

С восьми с половиной лет он начал заниматься музыкой под руководством своего первого педагога, которым был его отец — Борис Семёнович Шафран. Борис Семёнович тридцать лет возглавлял виолончельную группу симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С десяти лет Д. Шафран занимался в особой детской группе при Ленинградской консерватории под руководством профессора Александра Яковлевича Штримера.

В возрасте 14 лет (1937 год) Шафран завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве. Тогда же была сделана его первая грамзапись — Вариации на тему рококо Чайковского. Шафран начал играть на виолончели Амати1630 года, которую он использовал всю свою творческую жизнь.

Шафрана отправили в Новосибирск во время войны, где молодой музыкант впервые исполняет виолончельные концерты Боккерини,ГайднаШуманаДворжака.

В середине войны (1943 год) стал солистом Московской филармонии. После окончания войны — в 1946 году исполнил виолончельную сонату Д. Шостаковича в ансамбле с автором, которая была записана на пластинку. В 1949 году был удостоен 1-й премии конкурса Международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. В 1950 окончил Ленинградскую консерваторию по классу виолончели у А. Я. Штримера.

Шафран умер 7 февраля 1997 г. и был похоронен на Троекуровском кладбище.

 Память

В сентябре 1997 года виолончель Д. Шафрана работы братьев Амати была передана его вдовой (Шафран Светлана Ивановна) в дар Государственному музею музыкальной культуры им. Глинки .

Российский фонд культуры, международный благотворительный фонд «Новые имена» учредил ежемесячную стипендию им. Даниила Шафрана, которая будет присуждаться каждый год лучшим студентам на конкурсной основе.



Предварительный просмотр:

Виолончелисты

Мстислав Ростропович  (1927-2007)- русский виолончелист.

Мстисла́в Леопо́льдович Ростропо́вич (19272007) — советский ироссийский виолончелистдирижёр.

Народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской второй степени (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991),Государственной премии Российской Федерации (1995). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы.

Мстислав Ростропович родился в семье виолончелиста Леопольда Ростроповича и пианистки Софьи Федотовой 27 марта 1927 года в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению знаменитого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.  Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями — его отец Леопольд Витольдович Ростропович(18921942), происходивший из польских дворян (из Скотники недалеко от г. Сохачев), был известным виолончелистом, а мать Софья Николаевна Федотова происходила из уважаемой в Оренбурге музыкальной семьи.  Дед Мстислава Ростроповича —Витольд Ганнибалович Ростропович, пианист, педагог, композитор, издатель и составитель сборников педагогических пьес для фортепиано.

В 19321937 год Ростропович учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского (ныне — Детская музыкальная школа имени Мясковского). В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. В 1945 году он получил известность как виолончелист, выиграв золотую медаль на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

Могила М. Ростроповича на Новодевичьем Кладбище

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей ПрокофьевДмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу, в том числе, помимо вышеуказанных, Арам ХачатурянЛучано БериоАльфред ШниткеЛеонард Бернстайн, Анри ДютийеВитольд ЛютославскийКшиштоф Пендерецкий.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства, женился на известной сопранистке Г.П. Вишневской, с которой прожил всю жизнь. Вскоре у них родились две дочери.

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали А.И. Солженицына, разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо Брежневу в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей. В 1974 году им были выданы выездные визы, в 1978 году они были лишены советского гражданства. Как сообщалось в газете «Известия» от 16.03.1978:

Выехавшие в зарубежные поездки М.Л. Ростровович и Г.П. Вишневская вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали помощь враждебным СССР зарубежным организациям. Так, в 1976-1977 годы они дали несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. Учитывая, что Росторопович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу СССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил лишить советского гражданства М.Л. Рострововича и Г.П. Вишневскую за действия, порочащие звание гражданина СССР.

В 1990 году Ростроповичу и Вишневской было возвращено гражданство СССР.

С 1974 года Ростропович стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошёл в число лучших оркестров Америки, и регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. Его последними записями были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возврат в Россию» — уникальный документальный фильм о поездке Ростроповича в Москву с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 и событий октября 1993 выступал на стороне Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, одобряя его действия.

В течение 26 лет Мстислав Ростропович преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской—Ростроповича, оказывающего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации, а также одним из попечителей школы имени А.М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Ростропович тяжело болел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.. Скончался в клинике в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание Ростроповича прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен Ростропович на Новодевичьем кладбище в Москве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выдающиеся исполнители. Ф. И. Шаляпин

Шаляпин, биография, фотографии...

выдающиеся исполнители. Басы. Максим Михайлов

Максим Михайлов - выдающийся русский бас...

выдающиеся исполнители сопрано

выдающиеся исполнители сопрано...

выдающиеся исполнители виолончелисты

выдающиеся исполнители виолончелисты...

выдающиеся исполнители виолончелисты

выдающиеся исполнители виолончелисты...

выдающиеся исполнители пианисты

выдающиеся исполнители пианисты...