выдающиеся исполнители скрипачи
занимательные факты (музыка) по теме

Калишева Светлана Юрьевна

Давид Ойстрах

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Скрипачи

Давид Ойстрах (1908-1974) русский скрипач.

Давид Фёдорович (Фишелевич) Ойстрах (17 (30) сентября 1908, Одесса — 24 октября 1974, Амстердам) — советский скрипач, дирижёр и педагог, профессор Московской консерватории, народный артист СССР. 



Биография 
Давид Ойстрах родился в Одессе 17 (30) сентября 1908 в семье купца второй гильдии Фишеля Давидовича Ойстраха и его жены Бейлы. 
С пяти лет обучался игре на скрипке и альте у Петра Столярского, сначала частным образом, а с 1923 года — в Одесском музыкально-драматическом институте (консерватории), который окончил в 1926 году. Ещё будучи студентом, Ойстрах выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1927 году исполнил в Киеве Концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова под управлением автора. 
В 1928 году состоялся дебют Ойстраха в Ленинграде, год спустя он впервые выступил в Москве и вскоре перебрался туда на постоянное место жительства. В 1935 году скрипач побеждает на первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского (победительницей стала Жинетт Невё). Два года спустя Ойстрах выигрывает Конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и получает мировую известность. 
В годы войны музыкант активно участвовал в военно-шефской работе, выступал как солист на мобилизационных пунктах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде, перед моряками Северного флота. С 1943 года играл в ансамбле с пианистом Львом Обориным и виолончелистом Святославом Кнушевицким. Этот ансамбль просуществовал до кончины Кнушевицкого в 1963 году. 
После войны Ойстрах начал активную концертную деятельность. В 1945 году большой интерес публики вызвало его исполнение в Москве двойного концерта Баха совместно с Иегуди Менухиным (первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны). В 1946—1947 годах Ойстрах организовал цикл «Развитие скрипичного концерта», в котором исполнил концерты Сибелиуса, Элгара, Уолтона и написанный специально для него концерт Арама Хачатуряна. Ойстраху же посвящён Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича, исполненный на его первых гастролях в Нью-Йорке в 1955 году. 
С 1934 года Ойстрах преподавал в Московской консерватории (с 1939 — профессор), где среди его учеников были его сын Игорь, победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов, Семён Снитковский, Олег Каган и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти (с 1958 по 1974 годы) конкурсах имени П. И. Чайковского. 
Ойстрах — один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличало виртуозное владение инструментом, техническое мастерство, яркое и тёплое звучание инструмента. Неоднократно Ойстрах выступал в качестве дирижёра. В его репертуар входили классические и романтические сочинения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно со Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также с большим энтузиазмом играл и произведения современных авторов, например, редко исполняемый Скрипичный концерт Хиндемита. Ойстраху посвящён ряд сочинений Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Вайнберга. Многочисленные записи музыканта доступны на компакт-дисках.
Музыкант умер от сердечного приступа 24 октября 1974 в Амстердаме через несколько часов после очередного концерта. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 
В эстонском городе Пярну регулярно проводятся музыкальные фестивали памяти Ойстраха.



Предварительный просмотр:

Скрипачи

Яша Хейфец (1901-1987) -американский скрипач

Я́ша Хе́йфец (полное имя Ио́сиф Ру́вимович Хе́йфец20 января (2 февраля) 1901,Вильно — 10 декабря 1987Лос-Анджелес) — американский скрипач. Считается одним из величайших скрипачей XX века.

Родился 2 февраля 1901 года в Вильно (Российская империя) в семье преподавателя музыки Рувина Елиевича Хейфеца и Хаи Израилевны Шарфштейн. Начал учиться игре на скрипке в трёхлетнем возрасте и вскоре прослыл вундеркиндом. В шестилетнем возрасте впервые принял участие в публичном концерте, где исполнил Концерт Феликса Мендельсона-Бартольди.

В 1910 году начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории. В 1913 году посетил во время гастролей по Европе Швецию и Германию, где познакомился с Фрицем Крейслером.

В 1917 году впервые посетил США, где выступил 17 октября в Карнеги-холле. Хейфец предпочёл остаться в США и в 1925 году получил американское гражданство. 7 ноября1917 года впервые произвёл запись своей игры в коммерческих целях. Во время Второй мировой войны часто выступал перед солдатами на фронте, чтобы поднять их боевой дух.

В 1953 году во время четвёртых гастролей в Израиле Хейфец включил в свою программу Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. В то время Рихард Штраус рассматривался многими израильтянами как нацистский композитор, и его произведения были неофициально запрещены в Израиле вместе с произведениями Рихарда Вагнера. Несмотря на просьбу правительства Израиля изменить программу, непокорный Хейфец заявил: «Музыка выше этих факторов… Я не изменю мою программу. Я имею право сам выбирать свой репертуар». Несмотря на это заявление, во время всего тура публика встречала эту сонату гробовым молчанием.

Хейфец получил несколько писем с угрозами, но по совету Бен-Гуриона проигнорировал их[5]. Однажды после концерта вИерусалиме, возле гостиницы «Царь Давид», к нему подошёл молодой человек и попытался ударить его железным прутом. Хейфецу удалось правой рукой защитить от удара свою скрипку. Когда нападавший начал убегать, Хейфец крикнул своим спутникам, которые были вооружены, чтобы они стреляли в убегавшего, однако тот так и не был задержан. Нападение впоследствии приписали раскрытой за два месяца до этого террористической группе «Малхут Исраэль» (известной также как «црифинское подполье»).[6][5]Угрозы продолжали приходить, но Хейфец заявил, что не прекратит исполнять Штрауса. Последний концерт был отменён, поскольку распухшая правая рука продолжала болеть. Хейфец покинул Израиль и не возвращался до 1970 года.

Международный конкурс скрипачей имени Яши Хейфеца проводится с 2001 года на родине Хейфеца в Вильнюсе.

В 1972 году перестал выступать на концертах и перешёл к преподаванию в университете Южной Калифорнии.

Яша Хейфец был весьма активен как педагог, преподавая вначале вКалифорнийском университете (Лос Анджелес), затем в Университете Южной Калифорнии рядом со своими друзьями и коллегамиГригорием Пятигорским и Уильямом Примроузом. На протяжении нескольких лет в восьмидесятых годах он также давал частные уроки в своём доме в Беверли-Хиллз. Есть сведения, что Хейфец, будучи приверженцем железной дисциплины, распоряжался запирать ворота своего дома к началу урока, дабы проучить опоздавших студентов[источник не указан 212 дней].

В настоящее время бывшая студия Хейфеца в Колбёрнской школе используется для проведения мастерклассов и служит источником вдохновения для учащихся консерватории. За свою преподавательскую карьеру Хейфец воспитал таких видных исполнителей как Пьер Амуайяль, Эрик Фридман, Рудольф Кулман, Юваль Ярон, Юджин Фодор, Кэрол Синдэлл, Адам Хан-Горский, Роберт Витте, Элизабет Матески, Клэр Ходжкинс, Юкико Камеи, Варуян Коян, Шерри Клосс, Элейн Скородин, Пол Розенталь, Айк Агус.

Яша Хейфец скончался в госпитале Седарс-Синай в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в декабре 1987 года.



Предварительный просмотр:

Выдающиеся исполнители

Скрипачи

Николо Паганини (1782-1840) – итальянский скрипач и композитор

  - один из замечательнейших скрипачей, генуэзец. Уже с шести лет П. играл на скрипке, а с девяти лет выступил в концерте в Генуе с огромным успехом. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме Паганини, никто не мог их исполнять. В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, Паганини , предоставленный себе, вел жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путем повредить успеху Паганини. Слава   его еще более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини Хотя цифра гонорара в начале этого столетия далеко уступала нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франк. Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и сам Паганини, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни   было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путем печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где он скончался, отказал в заупокойной мессе, и только вмешательство папы уничтожило это решение. Замечательный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи.    В новых горизонтах скрипичной техники, открытых Паганини. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне еще угаданы этими авторами.

Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных, быстрое чередование пиччикато с аrсо, удивительное искусное и разнообразное применение staccato, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвертой) целых пьес - все это приводило в удивление публику, знакомившуюся с неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был в высшей степени индивидуальный виртуоз, основавший всю свою игру на эффектах технических, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Паганини написал для скрипки концерты, сонаты для скрипки-гитары, над которой в дни молодости П. усердно работал, 3 квартета для скрипки, альта, гитары и виолончели, вариации, этюды и пр.

(Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)

 

История жизни


Отец Николо Паганини, ставшего впоследствии самым выдающимся скрипачом 19 века, был музыкантом-любителем. Именно он привил своему сыну любовь к музыке и скрипке. Николо научился виртуозной игре на скрипке еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе, где он тогда жил, для него уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому. В юности Паганини посвящал игре на скрипке много часов ежедневно. Позже он стал брать свой инструмент в руки лишь для того, чтобы сыграть на репетиции или на концерте или просто для того, чтобы свой инструмент настроить. Он заявил: "Я достаточно много и упорно трудился, чтобы развить в себе свой талант. Пришло время, когда я могу отдохнуть".
 
Паганини любили не только в Италии, но и во всей Европе, несмотря на то, что он обожал азартные игры и прекрасных женщин, хотя иногда это создавало для него проблемы. В Вене, например, его портреты были выставлены во всех присутственных местах и во всех магазинах. Все члены королевской семьи всегда посещали концерты, если в них принимал участие Паганини. Музыкальный талант скрипача привлекал к нему огромное количество поклонниц. Стараниями клеветников и завистников вокруг Паганини сложилась репутация распутного и безнравственного человека. Даже сама внешность маэстро — бледное лицо, словно вылепленное из воска, длинные черные густые волосы, огромный шарф, в который он всегда, даже летом, кутался, чтобы избежать простуды, — способствовала появлению все новых слухов и сплетен вокруг его имени. Всю жизнь Паганини страдал от различных заболеваний. Он умер в мае 1840 года от болезни гортани в возрасте 57 лет. И после смерти Паганини о нем еще долго ходили всякие слухи и сплетни. Появилась даже легенда, что он был в сговоре с самим Сатаной.
 
Паганини исполнилось 40 лет, прежде чем он перестал подбирать себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и стройные ноги. Он часто говорил, что хочет жениться, но ему так и не удалось устроить себе мирную семейную жизнь до конца своих дней.
 
Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений. После серии концертов он удалялся куда-нибудь в тихое место, обычно с женщиной, чтобы восстановить свои силы. Первой из таких женщин стала дама из богатой и знатной семьи, с которой он отправился на отдых в ее родовое поместье в конце девятнадцатого века, когда ему не было еще 20.
 
В 1805 году Элиза Бонапарт Бакьоччи, сестра Наполеона, назначила Паганини директором музыкального учебного заведения в Пьомбино. Многие тогда заподозрили Паганини в том, что причиной такого назначения было не только его умение виртуозно играть на скрипке. В 1813 году Паганини отказался от этой должности, и все свое время посвятил концертным выступлениям.
 
Испанский талант Паганини вызывал восхищение, чего нельзя сказать о его отношении к женщинам, которых сводила с ним судьба. Исключением была Элеонора де Л юкка, первая любовь Паганини, единственный человек, кроме родственников, упомянутый в его завещании.
 
В 1808 году Паганини познакомился с Анжелиной Каванна, 17-летней дочерью портного из Генуи. Анжелина отказалась спать с Паганини, настаивая на том, что сначала они должны стать мужем и женой. Паганини сделал вид, что согласился с ее доводами, и уговорил ее съездить в небольшой итальянский городок, якобы для того, чтобы там на ней жениться. Свадьба не состоялась. Когда же Анжелина забеременела, Паганини тут же бросил ее. Отец девушки обратился в суд. Паганини арестовали и посадили в тюрьму. Его освободили после того, как он сумел доказать, что Анжелина вела себя "очень свободно" еще до знакомства с ним, и согласилась на сексуальную связь с ним добровольно, без всякого принуждения с его стороны.
 
Самой длительной любовной связью Паганини стал его роман с танцовщицей Антонией Бьянчи. Он начался в 1815 году и продолжался 13 лет. Антония часто устраивала Паганини сцены ревности, и их роман закончился шумным скандалом. Паганини заплатил Антонии значительную сумму денег, чтобы она отказалась от всех прав на сына Ахилла и оставила их обоих в покое.
 
И в зрелом возрасте Паганини продолжал пользоваться любовью своих поклонниц. Одна немецкая баронесса даже оставила своего мужа и стала жить с Паганини. Вскоре он, правда, бросил ее. Баронесса ушла в монастырь и умерла там много лет спустя, забытая всеми. Сам маэстро никогда не был одинок, но так уж сложилась его судьба, что гармонию ему удалось найти только в музыке, которую он так талантливо и виртуозно исполнял.
 



Предварительный просмотр:

Скрипачи

 Иегуди Менухин (1916-1999) американский скрипач.

Иегуди Менухин (англ. Yehudi Menuhin, 22 апреля 1916, Нью-Йорк — 12 марта 1999, Берлин) — американский скрипач и дирижёр. 



Биография и творчество 

Сын раввина, выходца из Белоруссии. Начал заниматься музыкой в три года. Учился у Джордже Энеску и Адольфа Буша. Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско дал в 7-летнем возрасте. С перенапряжением выступал во время Второй мировой войны перед войсками союзников, дал свыше 500 концертов. В апреле 1945 вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. Как знак примирения дал в 1947 в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, сотрудничавшим в свое время с гитлеровским режимом. 

С 1959 жил в Великобритании, в 1962 создал в графстве Суррей Школу Иегуди Менухина. В 1970 стал гражданином Швейцарии. Музыкант классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, несколько концертов восточной музыки — с ситаристом Рави Шанкаром. В 1985 принял подданство Великобритании. В 1983 основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов. Выступал до преклонных лет: в 1990 с Молодежным оркестром Азии, британским виолончелистов Джулианом Ллойдом Уэббером и группой молодых исполнителей из стран Азии проехал с концертным турне по Японии, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу.



Предварительный просмотр:

Скрипачи

 

Виктор Третьяков (род. 1946) русский скрипач


Виктор Викторович Третьяков (род. 17 октября 1946, Красноярск) — российский скрипач. 


Сын военного музыканта. С 1956 г. учился в Московской Центральной музыкальной школе у Юрия Янкелевича, затем в Московской консерватории. В 1966 г. выиграл первую премию Третьего Международного конкурса имени Чайковского в Москве, благодаря чему перед Третьяковым сразу распахнулись широкие гастрольные перспективы. 

Как камерный музыкант Третьяков выступал вместе со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем и другими выдающимися музыкантами; вместе с Юрием Башметом, Натальей Гутман и Василием Лобановым он составлял фортепианный квартет. В 1986—1991 гг. Третьяков был главным дирижёром Государственного камерного оркестра СССР. В 1986—1994 гг. Третьяков был президентом Международного конкурса имени Чайковского. В 1987 г. ему присвоено звание Народного артиста СССР. 

С 1996 г. Виктор Третьяков — профессор Кёльнской Высшей школы музыки



Предварительный просмотр:

Скрипачи

Антонио Вивальди (1678-1741)- итальянский скрипач, композитор


Антонио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр.



Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци. 
18 сентября 1693 пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 г. принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d'amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо. 

В 1723 первая поездка в Рим. 1724 - вторая поездка в Рим на премьеру оперы "Джустино". Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1725 в Амстердаме издан op. VIII "Il Cimento dell'Armonia e dell'Invenzione. В этот цикл "Искус гармонии и инвенции", который уже тогда произвел неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли ныне четыре всемирно известных концерта "Времена года". Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. 

В 1703-25 — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста. 

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный Вивальди Гольдони, после смерти рыжего священника высказался о нем в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Ф. Малипьеро). 

В середине мая 1740 г. музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время, только что скончался император Карл VI и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть "преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сестры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счет погашения долгов. 

Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время еще не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 90-е гг. 20 века в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выдающиеся исполнители. Ф. И. Шаляпин

Шаляпин, биография, фотографии...

выдающиеся исполнители. Басы. Максим Михайлов

Максим Михайлов - выдающийся русский бас...

выдающиеся исполнители сопрано

выдающиеся исполнители сопрано...

выдающиеся исполнители виолончелисты

выдающиеся исполнители виолончелисты...

выдающиеся исполнители виолончелисты

выдающиеся исполнители виолончелисты...

выдающиеся исполнители виолончелисты

выдающиеся исполнители виолончелисты...

выдающиеся исполнители пианисты

выдающиеся исполнители пианисты...