Тематический доклад
методическая разработка по музыке на тему

Мошнаков Юрий Васильевич

Особенности начального этапа обучения чтеню нот с листа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_doklad_yura.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности начального этапа обучению чтению  нот с листа

Чтение с листа как предмет является предметом по выбору учащегося, факультативным, следовательно, необязательным. Всеми признается важность умения читать ноты с листа, однако после окончания музыкальной школы выпускники нередко затрудняются в этом, долгое разучивание мало привлекает, и игровые навыки постепенно  теряются. Овладение этим навыком дает возможность выпускникам продолжить традиции самодеятельного музицирования, стать людьми, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству в среде сверстников, в семье. Данная работа и  посвящена этой теме.

Когда ученик способен понятно и грамотно сыграть  «с листа» легкую пьеску,  это результат того, что уже сформировался целый комплекс, куда входят не только узко баянные навыки, но и развитое музыкальное мышление, внутреннее представление, умение «окинуть общим взглядом» произведение, заметить подробности указателей в тексте, ощущение внутреннего чувства движения – пульсации, двигательная ловкость, быстрота реакции, способность к осознанию проявляющейся музыкальной ткани и ожидаемой  впереди, оценочное отношение к звучанию, схватывание характера пьесы, способность к волевому усилию, личная активность и заинтересованность, умение довести до логического завершения, осознание результата. У кого-то многое появляется, что называется, спонтанно, по прошествии некоторого периода обучения, это более способные учащиеся. Однако, в основном, детям трудно читать, непривычно, даже «разобрать» произведение по нотам им хочется под присмотром преподавателя, а потом происходит долгое разучивание материала. При этом у средних учащихся постепенно исчезает первоначальный интерес к занятиям, появляется скука. Пришли в школу с желанием научиться «читать» музыку, играть, а, оказалось, что вместо этого идет процесс разбора, длительного разучивания, подготовки произведений для исполнения на зачетных концертах.

Процесс обучения  собственно «чтению» незаметно отодвигается на задний план, а нередко и вовсе исчезает.

 Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что, думается, следует систематически работать в этом направлении с самого начала  обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Важным здесь является личностно-эмоциональное отношение самого преподавателя, его ясное представление о том, какие направления входят в многогранный навык «чтение с листа» и способность на  каждом этапе развития ученика планомерно ставить конкретные задачи и осуществлять их.

При овладении навыком чтения с листа требуется определенная автоматизация перевода знаковых символов-нот в движения рук. Овладение навыками  чтения  с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, образного представления, но и музыкального сознания, мыслительных аналитических способностей, также необходимо накопление возможно большего музыкального опыта, репертуара, начиная от самых простых мелодий (в том числе очень легких переложений), для того, чтобы почувствовать образный строй музыки различных стилей.

Следует наметить основные направления  формирования навыка:

необходимо формировать умение осуществлять анализ исключительно глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем, а со временем этот анализ делается учеником самостоятельно и сводится к взгляду на ноты для осознания и охвата «целого»; осознавать главные показатели содержания мелодии – жанр и характер.

Фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер (марш, вальс, полька, песня) достаточно традиционны. Основой сопровождения многих мелодий является аккордовая вертикаль, а вальсов, полек, многих песен – формула «бас-аккорд». Исходя из устного анализа фактуры сопровождения, следует выявлять жанр, характер произведения, обнаруживать сходство и различие фактурных элементов;

уметь узнавать в тексте и осознавать внутренне собственным «предслышанием» набор стандартных ритмических формул, ясно представляя, какому жанру они могут принадлежать;

уметь ориентироваться в метроритмической структуре;

обладать ощущением единой ритмической пульсации, мышлением с опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность читаемого текста;

чтобы читать с листа музыкальный текст, ученик должен уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и в такой связи их воспринимать. Образующиеся при этом слуховые представления ассоциируются со зрительными представлениями клавиш и мышечно-тактильными ощущениями, образуются слухо-клавиатурные связи;

способность осознавать подобные (похожие) интонации – восходящее движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др. в дальнейшем приводит к тому, что при повторной встрече ученик их легко узнает;

для того чтобы грамотно играть с  листа, нужна и  техническая подготовка, практическое знание аппликатурных формул диатонических и хроматических гамм, арпеджио, аккордов; видя октаву, трезвучие, секстаккорд, гармонические фигурации, вовремя «узнавая»,   осознавая  конкретные элементы, ученик привыкает, не раздумывая, брать их определенной стандартной аппликатурой, и, таким образом, зрительные ощущения автоматически переводятся в мышечные;

учащийся должен быть знаком технически  с различными несложными типами баянной фактуры и узнавать их  в произведениях;

фигурационные фактуры необходимо научить «собирать» в аккорды и представлять более крупно, при этом  эффективен прием сжатия гармонической фактуры в аккордовую последовательность, чтобы более наглядно и конкретно представить логику и динамику развития;

внимательно и точно воплощать басовую линию, так как неправильно взятый бас искажает саму основу, суть произведения и нарушает пульсацию движения;

проявлять активность реакции, быстроту и ловкость как  важный фактор формирования навыка;

хорошо ориентироваться в клавиатуре наощупь, чтобы не было потребности искать клавиши, часто на нее поглядывая и теряя из виду нотную запись;

осознавать структуру в простых музыкальных формах, фразировку, музыкальные предложения, периоды, репризы;

осознавать сходство и различие структурных элементов, тождественность;

понимать художественный образ произведения, уловить самое характерное в его содержании, понять линию развития.

Умение читать и понимать музыку через музыкальные ноты-символы можно сопоставить с умением читать  буквы и понимать текст. Способность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, подобна процессу уверенного чтения словесного текста.

Уже в самый начальный период на уроках следует уделять внимание чтению нот, каждый раз ставя перед учеником конкретную задачу.

Начинать обучение целесообразно с облегченной задачи — с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом и т. п.) Возможно также использовать специальные упражнения. Например, ученик читает ноты «язычком», произнося-диктуя названия нот вслух, а преподаватель одновременно исполняет простейшие песенки. Или иначе: преподаватель начинает играть фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает ее, вначале просто называя вслух ноты, но сохраняя непрерывность движения. Тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть—слышать» вперед. Возможно другое упражнение: преподаватель играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Полезно также прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками сначала в простейших, а затем в постепенно усложняющихся сочетаниях самостоятельно или вместе с учителем.

Можно использовать в работе и такие задания: устно назови ноты подряд, при этом, не задумываясь надолго, и сделать это надо, проследив за нотами до конца песенки. Бывает, что на первых порах ребенку непривычно следить глазами за нотной строчкой, и он то и дело теряет ее, поэтому для облегчения выработки навыка следить указкой-карандашом.

Преподаватель может «помогать» на первых порах, называя, считая вместе с ребенком, но, давая ученику выполнить контрольное задание самостоятельно, следует вести наблюдение и давать оценку результату. Когда ребенок сам чуть-чуть понимает текст пьески - ноты либо ритм, преподаватель может ее исполнить на инструменте, одновременно нацеливая ученика на ощущение настроения, характера пьески. При систематической работе постепенно формируется внутреннее представление-ожидание того, как именно прозвучит нота, ритмический рисунок, аккорд, происходит «накапливание» информации. Дальнейшие задания могут быть такими: выучил ноты – найди на инструменте каждую на своем месте в своей октаве.

Подобные задания с начинающими учениками по «устному чтению» незнакомого текста предлагается выполнять на каждом уроке по специальности и включать в домашние задания.

Уже на «устном» этапе следует обращать внимание ученика на рисунок мелодии, количество тактов, лиги, фразы, уча осознавать «целое». Здесь же можно учить находить сходство, различие, тождественность в элементах текста, то есть развивать музыкальное мышление.

Переходя к собственно чтению - игре на инструменте, на первых порах рекомендуется использовать «комбинированные»  способы, когда можно вдвоем с учеником «прочитать» ритм (ученик - текст правой руки, учитель – левой и наоборот), или ритм + мелодия, или текст в левой руке + ритм правой, или просто разделить пьеску между рукой ученика и другой рукой учителя и исполнять наподобие ансамбля.

Одновременно хочется обратить внимание на то, что именно в этот период происходит  формирование чувства времени, ощущение внутренней пульсации. Преподаватель для того и участвует в процессе чтения ученика, чтобы приучать последнего к непрерывности движения, исключающего любые задержки и остановки. Специальные задания на ощущение чувства движения  тактами, такие, как: подчеркивание первой сильной доли на детском шумовом инструменте, в то время как преподаватель исполняет простую пьеску; называние по ходу исполнения пьесы первой ноты такта (можно давать в любой руке), не теряя при этом общего движения-пульсации, – дают опыт мышления более крупными долями. В дальнейшем это поможет избавиться от суетливости, аморфности игры. Вся эта информация как бы складывается и хранится до поры, когда в нужный момент будет востребована.

Таким образом, еще до перехода к самостоятельной игре незнакомого нотного текста будет проделана подготовительная работа, облегчающая создание внутренних музыкальных представлений, пробуждающая заинтересованность ученика, развивающая любознательность и активность, дающая радость удивления и узнавания, облегчающая формирование практического навыка чтения с листа.

Задача, которую ставит преподаватель - научиться быстро и легко читать – понятна ребенку, близка тем требованиям, которые выдвигает общеобразовательная школа. Как в школе проверяется техника чтения, количество осознаваемых печатных слов за единицу времени, так и при формировании навыка чтения нот с листа можно ставить перед учащимся задачу быстроты осознания нотных символов и реакции-отклика рукой. Как со временем возрастает скорость чтения словесного текста, так и умение читать ноты при организации  целенаправленной систематической работы также совершенствуется.

Приступая непосредственно к игре, следует учить ученика смотреть и слышать вперед на один-два шага, затем – на целый такт, с тем, чтобы внутреннее музыкальное представление-предслышание нотного текста, мысленное предвосхищение шло впереди реального звучания, учить узнавать повторы фраз и уметь использовать паузы для подготовки  к дальнейшему движению и развитию.

Мелодическое движение быстрее воспринимается, если ноты мысленно группируются в соответствии с их музыкально-смысловой принадлежностью: начиная с чтения нот на одном-двух-трех звуках, в пределах одной аппликатурной позиции, постепенно включать на следующих этапах более сложные последовательности,  гаммообразные, арпеджированные.

Начинающих учеников необходимо учить осознанному анализу фрагментов: мотивчики, фразы складываются в музыкальные предложения, периоды, и часто бывает, что потом этот мотивчик повторяется, но, уже в другой тональности, и если понять, что мотив тот же, его легко узнать. Это следует проделывать при помощи преподавателя как при устном ознакомлении, так и после реального исполнения ученика или учителя. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и дает этим импульс творческому воображению ученика. Создаются  слуховые представления, внутреннее мысленное «слышание» музыкальных последовательностей, в сознании ученика происходит превращение нотных знаков в музыку.

При владении навыком чтения музыкального произведения руки сами берут нужное, исходя из того, что слышат и  «предслышат» уши. Поэтому требуется воспитание определенной автоматизации перевода нот в движения рук, абстрагирования от каждой отдельной ноты и приведение мышления от «частного» к «целому», формирование «обзорного» целостного восприятия, «пошаговое заглядывание» вперед, сохраняя при этом непрерывность развертывания музыкальной ткани, затем все дальше вперед устремляя внимание и охватывая все большее количество нотных знаков.

На уроке «чтение нот с листа» произведение «проходится» эскизно, гораздо более легкое для исполнения. При выборе произведений вначале рекомендуется ориентироваться на 3 класса ниже уровня ученика, в дальнейшем ― исходя из возможностей учащегося. Предполагается, что произведение проигрывается не более 2 (реже 3) раз, вполне понятно ученику и посильно в исполнении как технически, так и художественно.

Необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Самостоятельность требует собственных деятельных усилий, и она же, если ребенку удалось преодолеть минимальный «творческий» барьер, приносит ему удовлетворение и радость. Предлагается регулярно проводить внутриклассные  «соревнования» по музицированию как на «качество» чтения с листа, так и на объем (по тетради) прочитанного материала, а также умение устно сформулировать свои собственные заключения о прочитанных произведениях, авторах, жанрах. В подборе интересного музыкального материала существенную роль играют мастерство и интуиция преподавателя, его собственный кругозор и умение составить для каждого ученика наилучший репертуар.

Необходимо приучать детей  чаще использовать приобретенные навыки чтения нот с листа: например, в игре ансамблей,  в подготовке мероприятий в классе общеобразовательной школы. Востребованность знаний и умений ведет к  дальнейшему их росту и  способствует развитию чувства успеха и удовлетворенности учащегося, повышает его уверенность и самооценку.

Игра на музыкальном инструменте должна приносить эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности, окрыленность. Хотелось бы, чтобы к концу обучения, ученик научился анализировать, читать несложный музыкальный текст «с листа», был способен составить собственное мнение о пьесе, заметить особенности, трудности. Такой ученик, взрослея, сохранит навыки игры на инструменте, интерес и желание познакомиться с новым для него нотным текстом, будет в состоянии это сделать, сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад «ТЕМАТИЧЕСКАЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ИЗУЧАЕМ the ABC» В 1-2 КЛАССАХ»

Доклад «ТЕМАТИЧЕСКАЯ СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ИЗУЧАЕМ the ABC» В 1-2 КЛАССАХ»...