Исследовательская деятельность НОУ «Поиск» в школе
статья по музыке по теме

Санькова Светлана Александровна

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из направлений деятельности нашей школы. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (НОУ) «Поиск». Вашему вниманию предлагаются фрагменты исследовательской работы учащихся по теме: "Народная музыка в концертном зале", план - проект по теме "Восприятие произведений музыкального искусства   на уроках музыки".                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_nou_poisk_v_shkole_.doc80 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санькова Светлана Александровна

учитель музыки и МХК ,

высшая категория

МОУ СОШ № 13,

Республика САХА (Якутия)

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из направлений деятельности нашей школы. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Накоплен опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (НОУ) «Поиск».

   НОУ  «Поиск» было создано в 2000 году с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. Секции НОУ сформированы при всех предметных кафедрах трех основных направлений школы:

Физико-математическое направление

Гуманитарное направление

Естественнонаучное направление

Назову некоторые темы, разрабатываемые в НОУ:

  1. Болезни цивилизации.
  2. Архитектурная тема в русской литературе.
  3. Здоровье нашего города.
  4. Математика и архитектура.
  5. Музей истории школы.
  6. Образы бушующих стихий в творчестве А. С. Пушкина.
  7. Химические источники энергии.
  8. Что делает произведение шедевром.

Организация работы НОУ  «Поиск» строится по следующим принципам:

Интегральности - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

Непрерывности – процесс длительного профессионального ориентирующего образования в творческом объединении учащихся различных возрастов и руководителей;

Межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизирование знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

За время существования НОУ через него прошло более 500 человек. В основном в НОУ входят ученики 9-11 классов. Последние несколько лет активное участие стали принимать ученики 3-8 классов.  

В нашей школе успешно реализуются следующие виды учебно- исследовательской деятельности школьников:

  1. Информационно - реферативные
  2. Исследовательские
  3. В процессе становления - натуралистические и описательные.

  Анализ научно – исследовательской деятельности учащихся СОШ №13.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

 Подготовка учителей ведется:

На коллективном уровне ( педсоветы, семинары).

На групповом (МО, НПЛ).

Индивидуальные консультации.

  1. Темы педсоветов, семинаров, тематических заседаний МО за три последние года:
  2. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.
  3. Основные требования к проекту, структура учебного проекта.
  4. Формы продуктов проектной деятельности.  Персональные и групповые проекты.
  5. Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности.
  6. Исследовательская деятельность учащихся.
  7. Практическая значимость юношеских научных исследований.
  8. Критерии оценивания исследовательской деятельности учащихся и др.

Учителя нашей школы обладают высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, и прежде всего – развитой фантазией, без которой не возможно быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Чтобы создать условия для развития учащихся в ходе научно – исследовательской деятельности,  учителя нашей школы «проживают» следующие роли:

Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели).

Специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких областях).

Консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам).

Руководитель (особенно в вопросах планирования времени).

«Человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; то кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь).

Эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Наиболее сложным  является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Это зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей. От их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы, от характера отношений в группе и др.

Формы работы в нашей школе используются  групповые и индивидуальные, но чаще индивидуальные. Преимуществом этой формы является то, что план работы над проектом выстраивается и отслеживается с максимальной четкостью. У учащегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение зависит только от него. Он приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии. Формирование у ученика важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества. На каждый этапе работы, как правило, есть лидер, и, наоборот, каждый ученик, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. В рамках проектной группы образуются подгруппы, которые предлагают различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

В зависимости от этапа, на котором находится проект, все его участники проходят через несколько обязательных ролей: менеджера-исследователя сценариста, режиссера, эксперта.  В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью» - личностный опыт.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, - процесс длительный и сложный.

Учителя нашей школы владеют исследовательским методом обучения, применяя его как на уроках, так и на занятиях в сфере дополнительного образования. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются учениками и в ходе подготовки домашнего задания: проведения наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы (сценарии). Учеников знакомят с историей науки, методикой проведения исследований, выполнение реферативной работы в кружках и факультативах, на элективных курсах.

Деятельность НОУ в нашей школе регламентирована нормативными документами: Положение НОУ, Устав НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся,  критерии оценки исследовательских работ. Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с руководителями. Члены НОУ самостоятельно или с помощью педагога  выбирают тему для работы. Учащиеся защищают свои работы на кафедрах МО. Работа оценивается оценкой, которая играет роль при выставлении оценок за год. Итоги работы подводятся на ежегодной школьной конференции. Лучшие работы представляют на городскую научно – практическую конференцию «Шаг в будущее».

   Одним из главных результатов нашей работы с НОУ я считаю создание атмосферы научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, определяемых понятием долга, честь, достоинство, патриотизм. Участие в НОУ «Поиск» дает возможность учащимся получить новые знания; через радость творчества,  более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознать внутреннюю свободу и самодостаточность своей личности; воспитывать волю, подготовиться к самостоятельной жизни в условиях рыночных отношений, формировать успешность.

 Темы учебных проектов:

Два разных мира – мальчики и девочки.

Наши выпускники.

Музыкально – поэтическая композиция «Рождественская звезда».

Народная музыка в концертном зале.

     Тема: Народная музыка в концертном зале.

Объектная область - музыка. Объект – народная музыка.  Предмет исследования – перерастание народной музыки в концертную музыку.

Проблема: почему-то считается, что народная песня интересна тем, что ее могут петь вместе много людей в автобусе, или на пешей прогулке, или вокруг бивачного костра,  но почти вся симфоническая музыка так или иначе имеет в своей основе народную музыку. Так что же такое народная музыка? Народная музыка отражает природу отдельного народа, или нации, или расы. Мы почти всегда можем сказать что-то о них, просто вслушавшись в их народные песни. Многие склоны думать, что этот род музыки возникает просто сам по себе, естественно, без всякого композитора. Это ошибочная мысль. Народная песня или танец всегда были кем-то сочинены, только обычно мы не знаем кем. Кто-то сочинил их, по крайней мере составил, и они шли от отцов к сыновьям и от матерей к дочерям на протяжении сотен лет, не нуждаясь в том, чтобы их обязательно записали.

Большинство известных нам народных песен принадлежит прошлым временам, когда различные народы на земле были больше отдалены друг от друга,  и их характеры и различную природу было легче определить. Иногда эти песни отражают климат определенной страны, или рассказывают нам что-то о ее географии, или даже сообщают кое-что о том, из кого состоял народ - из пастухов, ковбоев, рудокопов или еще кого-либо.

Но самое важное – народная песня отражает ритм, акценты и быстроту речи каждого отдельного народа. Иными словами, язык народа, в особенности язык его поэзии, прорастает в музыке. И эти речевые ритмы и акценты в конце концов переходят из народной музыки в музыку большого искусства – оперу, концертную музыку данного народа. И все это придает звучанию музыки Чайковского русский характер, звучанию музыки Верди – итальянский и звучанию музыки Гершвина – американский.

Гипотеза: если музыкальное искусство исходит из народной музыки, значит оно в свою очередь, исходит из манеры речи.

Цели задачи:

Проследить особенность речи на примерах венгерской, французской, итальянской, испанской, немецкой, английской, австрийской народных песен.

Выявить, как эти особенности (акцент, ударение, одинаковая ударность слогов) проявляется в музыке композиторов этих народов.

Проанализировать музыкальные произведения:

Бартока – музыка для струнных, ударных и челесты».

 Сати Эрик- «Санта Лючия».

 Вивальди – концерт для струнных (ф.11,№ 2)

 Вагнера – строки из оперы «Тристан и Изольда».

 Гершвина – инструментальные пьесы для концертного зала.

Моцарта – симфония ми минор.

Чарльза Айвза – симфония № 2.

При проведении своей исследовательской работы мы применяем теоретический метод:

анализ и синтез. Например,  почему мы тотчас же узнаем, что это венгерская мелодия (независимо от  того, что у нее есть венгерские слова)? Это потому, что венгерский язык обладает удивительной способностью: почти все слова в нем имеют ударении на первом слоге: «Я не  Понимаю, ПОтому что я ВЕнгерец».  И этот же самый акцент, появляется и в музыке». Все ударения ПРИнадлежат НАчалу. И потому, разумеется когда такой венгерский композитор, как великий Бела Барток, пишет свою музыку, он сочиняет ее с этой самой акцентуацией.

Эмпирический метод:

сравнение. Например, одно из лучших произведений, описывающих картины живописи, принадлежат русскому композитору Мусоргскому, создавшему «Картинки с выставки». Мусоргский выбрал несколько картин из висевших на стенах музея,  и задумал описать их в фортепианных пьесах, иными словами, он попытался сделать посредством нот то, что его друг художник Виктор Гартман сделал красками. Потом знаменитый французский композитор М. Равель переработал эти фортепианные пьесы для оркестра и тем самым придал им еще большую изобразительность. Конечно, ноты не могут сделать то, что может кисть художника! Композитор не сможем нарисовать здание, или закат солнца. Но он сможем создать некое подобие всего этого. Например, одна из картинок Мусоргского изображает детей, играющих в парке. Для того чтобы музыкальное звучание картинки смогло передать детские игры, Мусоргский имитирует в нотах ребячью манеру тараторить, когда они играют – получается почти пение – или когда дразнят друг дружку: «Ня, ня, ня, ня». А теперь посмотрим,  как это делает М. Равель, используя носовой звук деревянных духовых и т.д

 «План – проект по теме «Восприятие произведений музыкального искусства на уроках музыки».

Оглавление

Введение

Глава 1

1.1 Что такое мелодия?

Музыкальные атомы. Учение об интервалах.

Глава 2

2.1 Что означает музыка?

2.2 Что такое классическая музыка?

2.3 Народная музыка в концертном зале

2.4 Что такое импрессионизм?

Глава 3

Что делает музыку симфонической?

Заключение

Список литературы

Приложения

Ход проведения исследовательской работы.

1. Что такое мелодия?

Гипотеза: если мелодия это серия звуков, значит почти невозможно писать музыку,  которая не заключала бы в себе мелодии.

Ответить на следующие вопросы:

Если мелодия – это просто ноты, которые следуют одна за      другой, то,  как может композитор избежать создания мелодии, если он как раз пишет отдельные ноты?

Что имеют в виду, когда говорят «это не мелодично»?

Какая разница между напевом и мелодией?

Что такое развитие в музыке?

Проанализировать четыре ноты из 5 симфонии Л.В.Бетховена, главную тему из 6 симфонию П.И, Чайковского.

Что делает эти темы притягательными?

Что позволяет звучать музыке мелодично?

В чем не мелодичность?

Что такое фраза?

Анализ оперы Вагнера «Тристан и Изольда».

Что такое контрапункт?

В. А. Моцарт. Симфония соль минор 1 часть.

Что такое кульминация?

2. Музыкальные атомы. Учение об интервалах.

Что такое интервал?

Почему его считают сердцем и душой музыки?

Доказать, что слово интервал употребляется в музыке для измерения расстояния между одной нотой и другой.

Что такое инверсия?

3. Что означает музыка?

Почему приятно слушать музыку?

Гипотеза: Если есть музыкальный план, то это значит, что он имеет музыкальный смысл,  и не имеет ничего общего,  с какими бы то ни было историями, картинами или с чем-нибудь подобным.

Что делает музыку такой захватывающей? Какие причины?

Доказать эти причины на примере произведений И. Штрауса.

В чем изобразительность музыки М. П. Мусоргского? Проанализировать  «Картинки с выставки».

Предполагаемый вывод: Если музыка говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она нас заставляет внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. Музыка не имеет пределов для воплощения разных чувств, которые она может заставить нас испытывать. Некоторые из этих чувств настолько особы, что даже не могут быть выражены словами. Смысл музыки в ее мелодиях гармонии, ритмах, оркестровом колорите и в особенности в способах ее собственного развития.

4. Что такое классическая музыка?

 Проблема: почти  все знают, что такое классическая музыка, то есть музыка не являющаяся джазом, или популярной песней, или народной музыкой. Однако это не способ объяснения классической музыки.  Мы не можем определить ее посредством перечисления того, что ею не является. Люди используют слово «классический» чтобы охарактеризовать музыку, не являющуюся джазом, или поп-зонгом, или фольклором, и поступают так потому, что нет иного слова, которое могло бы охарактеризовать лучше. Все другие используемые для этого слова просто неправильны: например, «хорошая музыка».

Можно ли использовать слово «хороший» для определения какого-то одного рода музыки?

Что можно сказать по поводу того, что музыку называют «художественная»?

Если употребить слово «симфоническая», то тогда будет отброшена вся музыка,  написанная для фортепиано, скрипки соло и струнного оркестра?

В чем заключается реальное различие между родами музыки?

Почему слово «классическая» ошибочно?

Что делает «классицизм» в музыке? Проанализировать период с1700 по 1800 годы.

Что такое «Баховский строительный материал»?  Проанализировать, составить схему.

5.  Народная музыка в концертном зале.

Проследить особенность речи на примерах венгерской, французской, итальянской, испанской, немецкой, английской, австрийской народных песен.

Выявить, как эти особенности (акцент, ударение, одинаковая ударность слогов) проявляется в музыке композиторов этих народов.

Проанализировать и сравнить музыкальные произведения:

Бартока – музыка для струнных, ударных и челесты».

 Сати Эрик- «Санта Лючия».

 Вивальди – концерт для струнных (ф.11,№ 2)

 Вагнера – строки из оперы «Тристан и Изольда».

 Гершвина – инструментальные пьесы для концертного зала.

Моцарта – симфония ми минор.

Чарльза Айвза – симфония № 2.

Что такое импрессионизм?

Проанализировать пьесу «Море» К.Дебюсси – французского композитора-импрессиониста.

Проанализировать французскую импрессионистскую живопись (Мане, Моне, Ренуар).

Какую идею исповедовали все импрессионисты?

В чем истинная задача музыки?

Какая музыка называется программной?

Доказать, что музыка полностью отличается от живописи тем, что она действительно не может быть по-настоящему реалистичной. Ноты никак не могут дать нам точные размеры собора, но она может иметь форму, определенные очертания.

Выяснить, каковы изобретения Дебюсси в области создания новых звучаний.

Что делает музыку симфонической?

Доказать, что «развитие» делает музыку симфонической.

Что означает «развитие» в музыке?

Как происходит «развитие» в музыке?

Гипотеза: если вся музыка в той или иной степени зависит от развития, то чем больше она развивается, тем более она симфонична.

 Рассмотреть способы, с помощью которых музыка может расти, изменяться,  расцветать, развиваться.

Тезисы к теме:

«Восприятие произведений музыкального искусства на уроках музыки».

Объектная область -  музыка. Объект – серьезная музыка. Предмет исследования – программная музыка.

Музыка и способность наслаждения ею – величайшие блага, дарованные человечеству природой и его социальным развитием. Однако эти блага не совсем доступны в равной мере. Для полноценного овладения ими необходимы не только любовь к музыке и способность ее восприятия, но и понимание глубинных закономерностей искусства звуков, его неповторимого своеобразия, его совершенно особых (по сравнению с другими искусствами) выразительных возможностей. А так как благо музыки должно быть доступно всем по той простой причине, что она существует для людей и живет в людях, то имеющиеся неравенство ее понимания и восприятия должно быть сколь возможно сглажено. Вот основная причина моего обращения к этой теме.  Я убеждена, что молодежной  аудитории присуща жажда познания. Отсюда гипотеза: если молодежи присуща жажда познания, то значит,  нет молодежи, которая не хотела бы учиться или не могла бы понимать; она действительно хочет получить знания о музыке. Цели исследовательской работы:

Ответить на вопрос что такое сама музыка, в чем ее суть, смысл, что она выражает? Как ее слушать, воспринимать?  Что такое программная музыка?

Приблизить возможно большее количество учащихся к глубокому и радостному восприятию прекрасных творений музыкального искусства.

 Проблема заключается в том, что говорить о музыке чрезвычайно трудно. Не даром признано, что музыка начинается там, где слово утрачивает свою силу. Если  истолковывать музыку посредством слов, то здесь возникают две опасности:

Обращение к профессиональной музыковедческой терминологии, недоступной и ничего не говорящей любителям музыки.

Скатиться к легковесному описательству, может быть и занимательному, но весьма далекому от существа музыки.

Мало кому удается избежать и того и другого.

Объем исследовательской работы большой. Поэтому я привлекла  к ней четырех учащихся из 11 классов, которые  уже владеют определенным объемом музыкальных знаний, и готовятся продолжить свое образование в учебных заведениях, связанных с музыкой. Они вели самостоятельную исследовательскую работу по следующим разделам:

Что такое мелодия?

Музыкальные атомы. Учение об интервалах.

Что означает музыка?

Что такое классическая музыка?

Народная музыка в концертном зале.

Что такое импрессионизм?

Что делает музыку симфонической?

Этой исследовательской работой мы попытались ответить на главный вопрос: а что такое сама музыка, в чем ее суть, смысл, что она выражает? Ответы на этот вопрос помогают преодолеть широко распространенное представление о предметно –  программно – изобразительном содержании музыки. Исследования учащихся подводят к пониманию ее непосредственно музыкального смысла и способности пробуждать у слушателей бескрайний мир эмоций, для выражения которых даже поэтическое слово порой оказывается бессильным.

В своей работе мы не опровергаем существование программой музыки, то есть музыки о чем-то, призванной что-то живописать.  Но на примерах музыкальных произведений доказываем относительность, условность любой программы, ибо истинная задача музыки заключается не  «в описании чего-то, а в том, чтобы быть музыкой и вызывать у нас волнение, доставлять наслаждение, вдохновлять только посредством нот».

Итогом нашей работы стали концерты-беседы. Они помогут юным слушателям слушать музыку «совершенно иначе, не просто как пучок мелодий или возбуждающее звучание большого оркестра, но как целостный процесс роста, а это самое важное, что надо суметь услышать в любом музыкальном произведении.

Библиографический список.

Книга одного и более авторов:

1.Бернстайн Л.Д. Концерты для молодежи.- М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991. – 227с.

2. Дубовский И. Е., Евсеев С.И., Соколов В.С. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1993. – 453с.

Сборник с коллективным автором:

3. Теоретические проблемы в преподавании музыки в школе: СБ. науч. статей / Сост. Сабинина. – Москва: Музыка, 1987. – 197с.

Статья из энциклопедии и словаря:

4. Стернин Б. В., Науменко Т.И., Алев С.М., Музыцирование // БСЭ. – 4-е изд. - М.,1999. –Т.13. – С. 254-257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Исследовательская деятельность педагогов в «новой школе»

Изменения в социально-экономической сфере России способствовали модернизации системы образования.[8] Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации его деятельности на н...

Роль исследовательской деятельности в работе директора школы.

Рассматриваемая  в статье проблема тесно связана и с проблемой субъективного развития, саморазвития и творческой самореализации руководителя школы в профессиональной сфере, его внутренней п...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...

Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...

Статья "«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе,  должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению...

Статья «Из опыта организации и реализации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной средней школе по предмету "Изобразительное искусство"

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны мотивировать обучающегося к узнаванию нового, должны научить ученика планировать свои действия, сотрудничать со сверстника...