Музыка, "музыкальный шум" и современный школьник.
занимательные факты по музыке (8 класс) на тему

Ковалева Юлия Николаевна

Современные дети слушают огромное колличество музыки разных жанров и направлений. К сожалению, не все что они слушают , имеет свое предназначенное автором  место. Из средств массовой информации на нас спускают музыкальную " лавину ". И мы невольно становимся заложниками этих сетей. Классическая музыка - это образцовая музыка. Но в последние десятилетия, она используется часто в искаженном виде... Мною было проработано много музыкального материала, который я буду называть в своей работе -"музыкальный шум", т. к. эта музыка звучит не на концертах и спектаклях, а в рекламах, саун-треках к телепередачам и т. д...., совсем не по назначению. Этой работой мне хотелось расскрыть те таинства композиторов, которыми они грезили создавая свой очередной шедевр. Обращаю внимание на классику: Вивальди, Бетховена, Лист, Чайковский, Прокофьев и другие..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_muzykalnyy_shum_i_sovremennyy_shkolnik.doc77.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого мероприятия на тему:

«Музыка, «музыкальный шум» и современный школьник»

Цель: расширить кругозор учащихся и педагогов в области классической музыки.

Музыкальное искусство не может существовать без слушателей. В наши дни техника дает удивительные возможности выбора музыкальной информации: компакт-диски, видеозаписи и т. д. Г. Уэллс писал, имея в виду 20 век, что человеческое общество стоит перед выбором: воспитание или катастрофа. И мы уже на грани, так как эфир заполняет музыка, весьма далекая от художественно-эстетических идеалов. Классические музыкальные произведения нередко преподносятся средствами массовой информации в искаженном виде. Современные школьники знают сегодня большое количество фрагментов музыкальных произведений, но их содержание связывается с теми бытовыми ситуациями, в которых музыка выступала в виде определенного музыкального фона. Как можно противостоять их освоению в контексте бытового использования? И наша встреча посвящена этому вопросу.

        Известно, что знание музыки является основой развития  музыкальной культуры человека. Современные программы по музыке в общеобразовательных школах демонстрируют хорошее знание музыки. Тревожит тот факт, что многие классические произведения приобретаются детьми самостоятельно и изучаются самостоятельно. И это очень просто: на сегодняшний день уровень развития технического прогресса и средств массовой информации продвинулся вперед.

        Не слушая музыки, не переживая ее содержание, не понимая ее и не размышляя о ней, как можно приобрести музыкальный опыт, сформировать свой собственный музыкальный багаж?  

        И у меня к вам вопрос: «Что по вашему мнению включает в себя понятие «знание музыки»?»…(опрос). Можно отметить два необходимых компонента для формирования знаний музыки : УЗНАВАНИЕ И ПОНИМАНИЕ.

        Действительно, можно сколько угодно слушать музыкальное произведение и размышлять о нем, но если  оно впоследствии не узнается, то, можно говорить о несформированности знания этого произведения.

        Узнавание  может являться показателем развитости музыкальной памяти, музыкальной восприимчивости. Что касается понимания музыки, то этот термин рассматривается многими авторами по-разному: понимание музыки – как понимание себя; как ее переживание; как адекватное ее восприятие, соответствующее содержанию, воплощенному автором.

        Два этих показателя порой вступают в противоречие. Музыка, которую вы слушаете вне уроков, но понимая ее, адекватно композиторскому замыслу, не происходит. Такое непонимание возникает из-за «бытового» использования фрагментов классических произведений – в рекламе, на радио, телевидении, в сигналах мобильных телефонов и даже автомобилей. Поэтому, современные школьники знают большое количество фрагментов музыкальных произведений, но их содержание связывается с теми бытовыми ситуациями, в которых музыка выступала в виде определенного музыкального фона.

Я, нашу встречу, решила построить следующим образом: мы будем слушать, узнавать и разбирать музыкальные произведения согласно замыслу композитора.

Музыка………Антонио Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром. Ля минор. 3 часть – саун - трек к телепередаче «Жди меня».

Видео (фото)………Антонио Вивальди - венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе.  В огромном наследии Вивальди – множество опер, а также духовных сочинений. Однако как современники, так и следующие поколения выше всего ставили инструментальные сочинения Вивальди, прежде всего концерты. Композитор создал 465 инструментальных концертов. Историческое  значение творчества Вивальди - в создании сольного инструментального концерта: композитор как бы подвёл итог длительному процессу непрерывного нарастания в скрипичном искусстве концертирующих элементов. Вивальди сделал значительный  шаг вперёд по сравнению со своим предшественником в смысле масштабов развития, разнообразия средств выражения, динамичности и экспрессивности музыки. Сольный инструментальный концерт Вивальди был рассчитан на более широкую аудиторию (по выражению Б. В. Асафьева - в ней было что-то от театра, дискуссии).

Видео (фото)…………Известный венецианский  художник, современник Вивальди, Антонио Каналь,  известный также под именем Канале́тто, познакомившись с инструментальным творчеством композитора, воодушивился и написал ряд картин, соответствующих характеру музыки и идее композитора. Это пейзажи с точным представлением городского вида. «Праздник в Венеции»

Видео (фото)………… Показ картин Каналя, написанных к концерту Вивальди ля минор. Просмотрев картины и прослушав концерт можно сделать вывод, что музыка светлая, радостная, рисующая картину праздника. Все это никак не сочетается с идеей передачи «Жди меня».

*************************************************************************************

Видео (фильм)………… И. С. Бах

Музыка. Токката и фуга ре минор. И. С. Бах

*************************************************************************************

Музыка……….. Лунная соната №14. I часть. Людвиг ван Бетховен.

Видео (фото)……. фото Бетховена.

«…Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодежь…, который вызывает восторги…; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в творчестве, и в жизни он достигал того, о чем скромному боннскому юноше и не мечталось.        Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха - страшная беда для музыканта. До болезни слух у Бетховена был изумительно тонким и точным: замечал малейшую неверную ноту, оттенок, представлял все тонкости оркестровых красок: «Как был бы я счастлив, если бы слышал».

 «Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, - писал он Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. - Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека». Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.

Видео (фото)………. Бетховен 2.

По одним преданиям, Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года, в Коромпе, в беседке парка имения Бруневиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой-беседкой». По другим предположениям, зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди «Лунной сонаты» - сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

Первая часть - в медленном движении, в свободной форме фантазии. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.

Одна из центральных идей творчества Бетховена - способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли - находит совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, вы оказываетесь во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем, к активному действию. Написав сонату, Бетховен как бы подвел итоговую черту значительному этапу жизни.

После измены Джульетты, Бетховен уехал в имение своего друга Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой.

О выходе в свет сонаты было объявлено в венской газете: Соната с похоронным маршем  №14.

 «Соната… принадлежит к сочинениям, которые с трудом будут стариться».

В романтической поэзии Рельштаба большое место занимали пейзажные картины, образы ночи, переживания любви. Рельштаб преклонялся перед музыкой Бетховена, особенно он ценил сонату №14. Поэт сравнивал впечатление от первой, медленной части сонаты с картиной лодки, плывущей при свете луны вдоль безмолвных берегов Фирвальдштедтского озера в Швейцарии. Как подчас бывает в искусстве, Рельштаб, сам того не подозревая, дал сравнение, оказавшееся близким восприятию сонаты многими слушателями. Оно быстро привилось. Примерно с середины XIX века сонату №14 повсеместно стали называть «Лунной сонатой».

Сам Бетховен избегал говорить о произведении, вызванном столь тяжелыми сокровенными переживаниями. Издав сонату, он стремился забыть о том, что слишком живо и болезненно напоминало надежды, с которыми пришлось расстаться, но забыть, видимо, не мог.

После смерти Бетховена в ящичке его старого конторского стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью чувств: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных характерным почерком Бетховена - сперва довольно разборчиво, потом лихорадочно, разбросанно, с нарастающим волнением.

Из глубины страдавшего сердца мечтавший о счастье молодой Бетховен писал своей «Бессмертной возлюбленной»: «…мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь!!! Да!!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку… Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее… Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная; в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть…». Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен. Один из портретов, хранившихся в тайнике, изображал юную Джульетту Гвиччарди в пору, когда ее любил Бетховен.

…Прошли многие годы, высказывалось мнение, что Бетховен в сонате использовал сюжет стихотворения «Молящаяся» немецкого демократического поэта И. Зейме, которого композитор действительно высоко ценил, - Бетховен восхищался стихотворением, рассказывавшем о девушке, молящейся о спасении смертельно больного отца.

Многие легенды окружили сонату. А она продолжала свой путь, завоевывая сердца…

Рождается новое поколение, и детям поют колыбельную молодые матери и сочиняют стихи, вспоминая поэзию «Лунной». Такую колыбельную под названием «Лунная соната» сочинила для своей маленькой дочки советская литовская поэтесса Мара Гриезане:

Спит моя большая синяя страна.

Над ее снегами - синяя луна…

Словно кто-то с нами вдруг заговорит:

«Лунная соната» сердце озарит,-

Будто сам Бетховен в синеве ночной

встанет лунной тенью здесь, передо мной…

«Лунная соната» говорит со мной.

«Лунная соната», синяя страна…

«Лунная соната», синяя луна…

Мара Гриезане «перевела» музыку на язык стихов. А знаменитые фигуристы на льду Людмила Белоусова и Олег Протопопов «перевели» сонату на язык одухотворенного движения. Обратившись к музыке «Лунной сонаты», они создали концертный номер - прекрасную «ледовую» поэму сердечных человеческих чувств.

Иногда отзвуки «Лунной» возникают совсем необычно, неожиданно. Например, один из ведущих дирижеров и хормейстеров нашей большой страны Генрих Ковалев сделал переложение для хора «Лунной сонаты». Вернитесь теперь мысленно к этой музыке. Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в ней такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; такую светлую, и в то же время, такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец-такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся».

Музыка……….. Лунная соната с хором.

******************************************************************

Спустя два десятилетия после того, как молодой Бетховен  написал  «Лунную сонату», в Вену отправился  мальчик, которому суждено было продолжить революцию Бетховена в фортепианном искусстве.

Этот мальчик - Ференц Лист - с самых ранних лет полюбил музыку Бетховена.

Видео (фото)………… Ф. Лист.

Лист - великий венгерский композитор и непревзойденный пианист-виртуоз. Творчество его многообразно и разножанрово. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов. С ранних лет Ференц Лист восхищался музыкой венгерских цыган, считая ее единственной по-настоящему значительной народной музыкой в Венгрии. . В своей книге "Цыгане и их музыка в Венгрии" Лист в энтузиазмом описывает их достоинства. Он писал:

"С детства, восхищаясь музыкой цыган, ее несравненной привлекательностью, постепенно знакомясь с секретами ее животворных чувств, проникаясь чувством формы и необходимости сохранить ее оригинальность, чтобы не потерять ее самобытность и неповторимость, мы естественно пришли к потребности запечатлеть некоторые ее фрагменты на фортепиано, которое, как нам кажется, с большим успехом, нежели оркестр, способно передать разнообразные странности этой музыки – ухватить более полно необычные страсти, которыми ее наполнили цыгане.
Применяя слово "рапсодия" к собранию произведений на цыганские темы, Лист хотел подчеркнуть "фантастические эпические качества" цыган, содержавшиеся в этой музыке.

Музыка…………….. Ференц Лист. Рапсодия № 2.        

Дирижер. Рапсодия Листа . Владимир Солоухин

Я слушал музыку, следя за дирижером.

Вокруг него сидели музыканты — у каждого

                        особый инструмент

(Сто тысяч звуков, миллион оттенков!).

А он один, над ними возвышаясь,

Движеньем палочки, движением руки,

Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,

И взглядом, то молящим, то жестоким,

Те звуки из безмолвья вызывал,

А вызвав, снова прогонял в безмолвье.

Послушно звуки в музыку сливались:

То скрипки вдруг польются,

То тревожно

Господствовать начнет виолончель,

То фортепьяно мощные фонтаны

Ударят вверх и взмоют, и взовьются,

И в недоступной зыбкой вышине

Рассыплются на брызги и на льдинки,

Чтоб с легким звоном тихо замереть.

Покорно звуки в музыку сливались.

Но постепенно стал я различать

Подспудное и смутное броженье

Неясных сил,

Их шепот, пробужденье,

Их нарастанье, ропот, приближенье,

Глухие их подземные толчки.

Они уже почти землетрясенье.

Они идут, еще одно мгновенье —

И час пробьет...

И этот час пробил!

О мощь волны, крути меня и комкай,

Кидай меня то в небо, то на землю,

От горизонта

И

До горизонта

Кипящих звуков катится волна.

Их прекратить теперь уж невозможно,

Их усмирить не в силах даже пушки,

Как невозможно усмирить вулкан.

Они бунтуют, вышли из-под власти

Тщедушного седого человека.

Что в длинном фраке,

С палочкой нелепой

Задумал со стихией совладать.

Я буду хохотать, поднявши руки.

А волосы мои пусть треплет ветер,

А молнии, насквозь пронзая небо,

Пускай в моих беснуются глазах,

Их огненными делая из синих.

От горизонта

И

До горизонта

Пускай змеятся молнии в глазах.

Ха-ха-а! Их усмирить уж невозможно

(Они бунтуют, вышли из-под власти).

Как невозможно бурю в океане

Утишить вдруг движением руки.

Но что я слышу...

Нет...

Но что я вижу:

Одно движенье палочки изящной —

И звуки все

Упали на колени,

Потом легли... потом уж поползли...

Они ползут к подножью дирижера,

К его ногам!

Сейчас, наверно, ноги

Ему начнут лизать

И пресмыкаться...

Но дирижер движением спокойным

Их отстранил и держит в отдаленье

Он успокоил,

Он их приласкал.

То скрипки вдруг польются,

То тревожно

Господствовать начнет виолончель.

То фортепьяно мощные фонтаны

Ударят вверх и взмоют, и взовьются,

И в недоступной зыбкой вышине

Рассыплются на брызги и на льдинки,

Чтоб с легким звоном тихо замереть...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Все правильно. Держать у ног стихию

И есть искусство. Браво, дирижер!

Одна из самых известных рапсодий Листа «Рапсодия №2» прозвучала в мультфильме У. Диснея «Том и Джери». Я предлагаю вам вспомнить этот мультфильм.

 Видео …………… мультфильм «Том и Джери».

Истинное толкование смысла произведения  иное, никак несхожее с содержанием мультфильма. Диснеевский мультфильм наложил негативный отпечаток на восприятие и запоминание музыки Листа. В основе рапсодии две цыганские народные темы. Музыка медленной части — горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая.  Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски — чардаши. Комизм, который присутствует в мультфильме, в серьезной музыке рапсодии Листа отсутствует.

 Но есть и плюсы этого изобретения. Современный композитор, проживающий в Филадельфии,  загорелся идеей и написал произведение для фортепиано с оркестром, под названием « Catcerto». Изюминка в том, что пианистка из Филадельфии Нора по определенным причинам не смогла присутствовать в зале, но, благодаря современным технологиям, прекрасно выступила, появившись в зале на большом телевизионном экране. В сопровождении камерного оркестра под управлением Миндаугаса Печайтиса.

Видео …………….. Кошачий концерт. (Обсуждение).

*************************************************************************************

        Следует отметить, что телевидение нередко низводит серьезные музыкальные произведения до уровня так называемого «музыкального шума», особенно часто в рекламе. Я, например, с огромным удивлением посмотрела рекламу автомобиля марки «нисан», положенную на музыку советского композитора С. С. Прокофьева.

Видео (фото)………….. С. С. Прокофьева. Давайте мы прослушаем небольшой музыкальный фрагмент этого произведения.

Музыка……………… «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.

Видео (фото)……………. портрет С. С.  Прокофьева.

Кто знает, откуда это музыкальное произведение? (опрос) Это «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Кому известна история, рассказанная У. Шекспиром? Мы можем сделать выводы, что автомобиль «Ниссан» не имеет никакого отношения к истории веронских королей. И сейчас, я хочу показать вам современную трактовку этого отрывка в исполнении российской звезды Дмитрия Маликова.

Видео……………  «Танец рыцарей» в исполнении Д. Маликова.

************************************************************************************

Рекламный ролик презентации пива показывают в сопровождении музыки из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина. Хор половецких девушек «Улетай на крыльях детства…»

Видео …………….Отрывок из фильма-оперы «Князь Игорь». Половецкие пляски.

************************************************************************************

В прошлом нашей страны уже были примеры использования классической музыки как звукового фона повседневной жизни людей. Мне вспоминается одна из музыковедческих работ 50-х годов XX века. В ней автор писал, что транслирование через радиоприемники многих классических произведений, во-первых, ослабляет интерес к музыке, а во-вторых, низводит классическую музыку до шумового фона. Смею не согласиться! Действительно, очень часто радиоприемники, установленные на высоких шестах главных площадей и городов и сел с утра до вечера транслировали классические произведения: целые оперные спектакли, симфонии, кантаты и др. Да, люди часто воспринимали классическую музыку как некий приятный или неприятный шум, сопровождающий их жизнь. Но прежде чем зазвучат первые ноты музыкального произведения, людей знакомили с историей этого произведения и автобиографией композитора. Таким образом проходило «окультуривание» слушателей. Сегодня же классическая музыка доходит до слушателя часто в современных обработках. По этим музыкальным оранжировкам ( «музыкальным шумам») многие школьники узнают музыку Моцарта, Бетховена, Шопена и других композиторов.

И я вновь возвращаюсь к рекламе, которая заполонила современное телевидение не нужной информацией, а в свою очередь «музыкальными шумами». Например, реклама пломбира проходит под музыку Чайковского.

Видео………………. Танец пастушков из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Музыка…………….. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Видео………………... Танец Феи Драже, отрывок из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Что касается сегодняшних взрослых людей, то многие из них вполне искренне считают, что классическая музыка может приносить определенную «пользу», например: использоваться в качестве сигналов в различных технических средствах, сделать рекламу того или иного товара более привлекательной, создать то или иное настроение в определенных эпизодах боевиков или детективных фильмов. Доказательство таких воззрений – реальная демонстрация тех или иных телевизионных программ. Ведь кем-то из этих «окультуренных» взрослых такие телевизионные программы создаются!

Например, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем, откуда эта мелодия.

Музыка…………... Ария Германа «Что наша жизнь?» из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

Обсуждение музыкального фрагмента. Сюжет оперы, написанный по одноименному роману А. С. Пушкина.

Видео…………. Отрывок  из фильма – оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

Преподнесение нам с телевизионных экранов примеров использования классической музыки в чисто прагматических целях значительно снижает «способность ребенка к духовному труду» (Е. Торшилова) и, более того разрушает в детях эту способность. Если ребенок услышал и запомнил фрагмент классического произведения в рекламе, вести разговор о содержании такого музыкального произведения просто невозможно. Это содержание уже подсказано, «навязано» ребенку современными интерпретаторами или создателями «музыкальных шумов». Оно, как правило, очень простое и доходчивое для детей, а потому не требует никаких размышлений.

Примеры использования классического искусства в искаженном виде встречались и встречаются и в литературе (произведения литературных классиков издаются в кратком изложении, объемом в один печатный лист), и в изобразительном искусстве (печатание репродукций картин на этикетках спичечных коробков и конфетных фантиках).

Подходы к решению проблемы могут быть разнообразными. С одной стороны, можно не обращать внимания на столь незначительную для музыкального образования детей проблему, т.к. пока еще не очень часто классическая музыка используется в рекламе и кинофильмах, а владельцы сотовых телефонов часто игнорируют музыку в качестве позывных. С другой стороны, можно использовать приобретенные знания «музыкальных шумов» в процессе приобщения к классической музыке, сказав о том, что люди, применяющие классическую музыку в рекламах, заставках, сигналах сотовой связи, обманывают и себя, и всех нас: звучит лишь знакомый мотив, лишенный смысла произведения.

Если вы услышали «музыкальный шум», узнали его и поняли истинное содержание музыкального произведения, я предлагаю вам забыть ситуацию, в которой звучала эта музыка, примите позицию «другого» человека, никогда его не слышавшего. Вариантов этих ролей «другого» может быть много: им может стать человек прошлого или будущего, маленький ребенок или композитор, пришелец с другой планеты или житель каких-то далеких селений, не тронутых цивилизацией.

А на вопрос, обладают ли такими способностями взрослые, которые порой преподносят нам явную музыкальную ложь, положительного ответа у меня пока нет.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".

Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....

Современное образование для современных школьников

Современное образование для современных школьников...

ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»

Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...

Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс

Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...

Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...