Технологическая карта урок музыки "Музыкальные образы природы Якутии в музыке"
методическая разработка по музыке на тему

Дергунова Татьяна Сергеевна

Урок во 2м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki.docx34.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

ВО 2 КЛАССЕ

 ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗЫ  ПРИРОДЫ ЯКУТИИ В МУЗЫКЕ»

Автор разработки:

Дергунова Татьяна Сергеевна

Предмет

Музыка

Класс

2 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Тема урока

“Образы природы Якутии в музыке”

Тип урока

урок изучения нового

Цель урока

Создать представление о музыкальных образах Якутии на различных примерах  музыкальной культуры: современной якутской музыки, этнической музыки.

Задачи урока

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
  • воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
  • знать понятия: Этническая музыка, исполнительница этно-музыки в Якутии Ольга Подлужная, образ Якутии- Сардаана, день Сардааны ( 30 июня) и зарождающаяся традиция  “Сарданки”, из чего состоит музыка природы.
  • разучить шутливую песню: “Как кричит крокодил?” музыка и слова А. Усачев

     Технологии, используемые на уроке:

1.Личностно-ориентированная, гуманно-личностная (педагогика сотрудничества).

2.Технология ИКТ.

3.Технология ассоциативно-образного мышления.

4.Технология хорового пения.

5.Технология формирования певческой культуры.

6.Технологияразвития процессов восприятия.

7.Здоровьесберегающая технология.

  Планируемый результат  УУД:

Регулятивные:  развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную   информацию.  

  Познавательные:  находить информацию в разных источниках, различать звуки , знать терминологию по теме урока.

  Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге ; уметь в совместной учебной  деятельности слушать других, умение слышать других участников хорового исполнения.

  Личностные:  чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное  отношение к произведениям разных видов искусства.  

Музыкальные материалы:

  • Видеоклип “Сайын тыаба…(Звук лета” автор Светлана Слепцова
  • Видеовыступление  УУТАЙ Ольги  Подлужной
  • Запись песни “Сардаана” исп: Эрчим
  • Песня:“Как кричит крокодил?” музыка и слова А. Усачев

  • Попевки : “Ма-мо-му -ма”,”Тики- тики- так” , “Веники помелики”

Основные понятия темы:

  • Этническая музыка
  • Исполнительница этно-музыки в Якутии Ольга Подлужная
  • Образ Якутии- Сардаана
  • День Сардааны(  30 июня) и зарождающаяся традиция  “Сарданки”
  • Из чего состоит музыка природы

Оборудование: 

  • Фортепиано
  • Мультимедиа аппаратура
  • Акустическая аппаратура

Междисциплинарные связи:

-Якутская национальная культура

- Технология  ( ручной труд)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организа-

ционный момент

(5 минут)

Вход в класс.

Музыкальное приветствие

Распевка : “Ма-мо-му -ма”,”Тики- тики- так” , “Веники помелики”

Вход в класс.

Исполнение музыкального приветствия.

Распевка

Личностные УУД:

развитие доброжелатель-

ности  и эмоциональной отзывчивости.

Коммуникатив-

ные УУД:

умение слышать других участников хорового исполнения попевок.

Изучение новой темы

           

Якутия… сколько всего можно представить . когда слышишь это слово! Это и журчание могучих рек,  сильный мороз и знойная жара, светящаяся белизна зимой и разноцветное лето, разнообразие животного и растительного мира… Каким одним словом можно назвать всё то, что я перечислила? Правильно, это природа.

Главным образом Якутии является наша природа.

А знаете ли вы как звучит природа? Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Видеоклип “Сайын тыаба…”

У природы есть своя музыка- это ее звуки.

Какие звуки вы услышали в этом видео?

Осенью, вы уже проходили тему “Музыкальные образы родного края” которое было шире и  посвящалось музыкальным образам России в целом.

Мы сегодня будем говорить о образах природы Якутии в музыке.

Тема нашего урока «ОБРАЗЫ  ПРИРОДЫ ЯКУТИИ В МУЗЫКЕ»

Природа

Просмотр видео

Журчание ручья, пение птиц

Тему записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

(19 минут)

Физкультминутка

(1 минута)

Бывало ли с вами такое, что когда вы заходите , например, в лес , вы заслушиваетесь звуками природы ? Когда их  слушаешь, то невольно в душе появляется покой. Именно поэтому издавна люди пытались повторить звуки, которые их окружали.  

Сегодня я вас познакомлю с такой исполнительницей.

Её зовут Ольга Подлужная (Олена).Известная якутская хомусистка с украинскими корнями. Творческий псевдоним – Уутай, что в художественном переводе с якутского языка можно перевести как "Тайна, сотворенная водой".

Родилась 25 марта 1986 года в городе Якутске Республики Саха (Якутия).

 С самого детства была связана с музыкой. В 1994 году Ольга была принята в Президентскую закрытую школу-интернат для одаренных детей, она больше известна как Высшая Школа Музыки РС(Я), где я училась по классу фортепиано. Там же, в 2004 году  с отличием окончила общеобразовательную школу.

На хомусе Ольга  начала играть с 6 лет, познакомившись с ним совершенно случайно в гостях у соседей. Первые значимые выступления в этническом жанре начались в 1997 году на Республиканском телевизионном конкурсе «Полярная Звезда», где в 1997 и 1998 годах Ольга занимала первые места. С детства  принимала участие во всевозможных республиканских олимпиадах, конкурсах, где становилась дипломантом и лауреатом, со временем это уже были крупные всероссийские и международные конкурсы исполнительского мастерства.

Ольга имеет  звание "Легенда Этно-музыки"

Кто знает, что такое этно-музыка?

Этническая музыка(этно-музыка) – это современная музыка в которой широко используется  заимствованная  традиционная народная музыки различных культур мира.

Всё её  творчество, вся ёё музыка и даже философия основываются на идее гармонии и единения с Матушкой Природой. В создании своей музыки она опирается на звукоподражание живой природе, голосам птиц, животных, звукам разных явлений природы
Ольга - единственный автор, можно сказать композитор и правообладатель всех своих произведений и композиций.

Давайте послушаем выступление Олены Подлужной.

Во время прослушивания, представьте себе картину происходящего, после прослушивания поделитесь своими впечатлениями.

Видео выступления УУТАЙ Олены Подлужной

Вам понравилось такое исполнение ? Расскажите о ваших образах , полученных во время прослушивания

А теперь, я предлагаю вам остановиться на одном образе Якутии, он является одним из  самых известных и прекрасных. Вы поняли, о чем речь?

Это цветок сардаана

Цветок сардаaна — это разновидность лилии даурской. сардаaна в Якутии имеет такое же значение, что и сакура в Японии, пион в Китае. Это самый роскошный цветок, который резко контрастирует с суровой северной природой. Неудивительно, что сардаaна является одним из символов Якутии, ей посвящены многие народные песни, стихи.

Сардаaна — также излюбленное женское имя у якутов.

По якутским поверьям, сардаана была гордостью Творца. Решил Он дать людям Счастье, разбросав его по всему свету. На самой северной земле Счастье обернулось прекрасным огненным цветком.

С тех пор считается, что если ты хоть раз в жизни увидел сардаану, то будешь счастлив и удачлив. А если посадишь у себя цветок Счастья, то в доме навсегда поселятся любовь и согласие.

В 2012 году была создана общественная организация «Сардаана – 30.06». В этот праздничный день, по аналогии с Днем святого Валентина, зарождается традиция дарить «сарданки» – открытки с изображением цветка сардааны как символа счастья и любви.

Расскажите, какой вы видите образ сардааны? Какая она для вас?

Давайте послушаем с вами современную песню , а вы в это время подпишите “Сарданки” тем, кто вам не безразличен.

“Сардаана” исп: Эрчим

Повторение движений за видеофизкультминутой

Слушают

Делимся впечатлениями.

Ответы детей

 

Слушают , разукрашивают и подписывают

” Сарданки”

Выполнение упражнений

Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.  

Личностные УУД:

уважительное  отношение к произведениям разных видов искусства.  

 

                                 

Коммуникатив-

ные УУД:

уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

                               

Познавательные УУД:

учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникатив-

ные УУД:

уметь в совместной деятельности слушать   музыку.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном выполнение физических упражнений

Этап вокально-хоровой работы.

(10 минут)

Прежде чем мы с вами начнем учить песню, я хочу ,чтобы мы с вами посмотрели мультфильм “Как кричит крокодил?”

 Посмотрите  и расскажите, какого характера эта песня, чему эта песня нас научит?

Разучивание и исполнение  Песня : “Как кричит крокодил?” музыка и слова А. Усачев

Смотрим мультфильм

Разучиваем песню.

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном исполнении произведения. Личностные УУД: воспитание ЗОЖ

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

(5 минут)

Давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

  • Из чего состоит музыка природы?
  • С музыкальным творчеством  какой исполнительницы  мы сегодня познакомились?
  • День какого символа Якутии  отмечается 30 июня ?
  • Как называется песня , которую мы с вами сегодня выучили?
  • Кто исполнитель современной песни “Сардаана”, которую мы с вами слушали?
  • Что вам сегодня на уроке наиболее запомнилось?

Дома предложите посмотреть вместе с родителями другие выступления Ольги Подлужной и продолжайте погружаться в мир музыкальных звуков природы.

Ответы детей

Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.  

Личностные УУД:

интерес к различным видам творческой деятельности.

  Познавательные УУД:  находить информацию в разных источниках

Спасибо за работу на уроке! До свидания!

Прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по природоведению "Природа и жизнь на разных материках"

Этот материал поможет подготовить урок по природоведению в формате ФГОС...

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века

Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"

Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"  Разработан для учащихся 3 класса...

Технологическая карта урока литературы "Серебряный век и современная музыка"

Тема: «Серебряный век» русской поэзии и современная музыка Урок для обучающихся 10-11 классов...

Технологическая карта урока: "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Объяснение важности здорового образа жизни и приобщение к нему....