программа " Музыкальный грамотей"
рабочая программа по музыке (5,6 класс) по теме

Кузьмина Ирина Геннадьевна

Музыкальное воспитание в школе представляет собой новую ступень в

достижении цели - развития музыкальной культуры как части всей

духовной культуры человека. Основными задачами курса « Музыкальный

грамотей» являются:

 

  • формирование у детей интереса к серьёзному музыкальному

искусству;

  • приобретение ими исполнительских навыков;

  • воспитание патриотизма и художественного вкуса, определяющего

жизненную позицию растущего человека в его сложных

взаимоотношениях с окружающей средой;

  • развитие эмоционально-образного, ассоциативного мышления,

способного охватить мир в целостности с эстетических

и нравственных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gramotey.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Согласовано                                                                                                      Утверждаю

          Экспертный Совет                                                                    директор МОУ СОШ № 5

          ООА г. Зеи                                                                                                       Г. К. Багаева

                                2009г.                                                                                                   2009г.

Программа курса

«Музыкальный грамотей»

ДЛЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ

11-12 ЛЕТ

             

                                                     Составитель

                                                                                              учитель музыки высшей категории

                                                                                              Кузьмина Ирина Геннадьевна

                                                                                              МОУ СОШ №5                                                                                                                  

г. Зея

2009 г.

Пояснительная записка.

Музыкальное воспитание  в  школе  представляет  собой  новую ступень в

достижении  цели     -  развития  музыкальной    культуры  как   части   всей

духовной  культуры  человека. Основными задачами  курса « Музыкальный

грамотей» являются:

  1. формирование   у  детей  интереса  к серьёзному  музыкальному

искусству;

  1. приобретение ими  исполнительских  навыков;
  2. воспитание  патриотизма  и  художественного  вкуса,  определяющего

жизненную  позицию  растущего  человека    в    его         сложных

взаимоотношениях   с  окружающей  средой;

  1. развитие  эмоционально-образного,    ассоциативного         мышления,

способного  охватить  мир    в         целостности       с       эстетических

                         и  нравственных   позиций.

Содержание  курса  предполагает  получение  учащимися знаний и навыков

музыкального  искусства  и   включение   школьников      в        вокально-хоровую

деятельность, способствующую  воспитанию  необходимых качеств любителя   и

ценителя   искусства.   Интерпретация   сущности    подлинных        исторических

событий в музыкальном  искусстве  способствует  патриотическому  воспитанию,

содействует   формированию   слушательской    и     исполнительской    культуры

обучающихся.  Программа  рассчитана на  два  учебных  года  68 часов. Состоит          

из  четырёх  разделов: « Основы музыкальной грамоты и исполнительства»,

« Основы музыкальной теории и исполнительства», « Музыка  борьбы»,

« Музыка и  история». Первый и второй раздел  курса  включают  в  себя                                             основные  вопросы музыкального искусства,   связанные  с  исполнительскими  навыками.    Второй и  третий  разделы  посвящены  более   глубокому  изучению

и  анализу  музыкальных  произведений  композиторов  классиков, раскрывающих

исторические  события.

Основной  формой  контроля  знаний  учащихся  являются  итоговые викторины,

тесты,  творческие  задания,  которые  проводятся  в  конце  изучения  каждого

раздела  курса.

Учебный план программы

                                          «Музыкальный грамотей»

Наименование раздела

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Основы музыкальной грамоты  и исполнительства

18

6

12

тест

2

Основы музыкальной теории исполнительства

14

6

8

тест

3

Музыка борьбы

20

10

10

Творческие работы, мини-сочинения

4

Музыка и история

16

8

8

Итоговая викторина

Итого:

68

30

38

Учебно  -  тематический  план  курса «Музыкальный  грамотей»

Наименование разделов и тем

Кол-во

Основы музыкальной грамоты и исполнительства

18

1

Ноты ( сольфеджирование)

4

2

Длительности нот

4

3

Размер

4

4

Штрихи

5

5

Тест ( в конце четверти)

1

Основы музыкальной теории и исполнительства

14

1

Фразировка

2

2

Певческое дыхание

2

3

Кантилена в пении ( унисон)

2

4

Дикция и артикуляция

2

5

Ритм и его особенности

2

6

Элементарные средства выразительности

3

7

Тест

1

Музыка борьбы

20

1

Бетховен и музыка борьбы

4

2

Шопен ( баллады)

2

3

Глинка. Опера « Иван Сусанин»

2

4

Оркестры о войне

6

5

Музыка о войне

5

6

Творческая работа на тему « Родина – сильнее смерти»

1

Музыка и история

16

1

История в музыке

3

2

Шостакович Д.Д. Симфония № 7

2

3

Прокофьев С.С. Опера « Александр Невский»

2

4

Прокофьев С.С. Опера « Война и мир»

2

5

Барды о войне ( итоговая викторина)

7

                                                                                               Итого:

68

Программное  содержание  курса  « Музыкальный грамотей»

1 год обучения

Раздел 1. Основы музыкальной грамоты и исполнительства – 18 часов.

Тема 1. Ноты ( сольфеджирование) – 4 часа

Обучение  нотной грамоте.  Пение  простейших  мелодий  ( сольфеджио)  с

Названием  нот.  Запись  мелодических  построений и определение их по слуху.

Тема 2. Длительности нот -4 часа

Знакомство с основными длительностями нот: восьмые, четвертные, половинные,

Целые. Навыки написания их и определение на слух.

Тема 3. Размер – 4 часа

Знакомство с размером  в музыке, написание размера в нотах, определение на слух,

навыки счёта размера на 2 четверти, 3 четверти, 4 четверти под музыку.

Тема 4. Штрихи – 5 часов

Обозначение основных штрихов в музыке на письме и в пении: легато, стаккато.

Навыки исполнения штрихов в пении на простейших музыкальных примерах.

Итоговый тест по изученным темам – 1 час.

Раздел 2. Основы музыкальной теории и исполнительства – 14 часов

Тема 1. Фразировка – 2 часа.

Знакомство  с  фразами в  песнях,  определение  их количества, навык исполнения

мелодии по фразам.

Тема 2. Певческое дыхание – 2 часа.

Дыхание как основа пения. Разные типы дыхания, освоение  дыхательных

упражнений.

Тема 3. Кантилена в пении  -  2 часа.

Высококачественное пение состоит в умении певца сохранить единое звуковое ядро

при всём разнообразии препятствий, встречающихся на пути голоса. Кантилена как

широкое, связанное пение.

Тема 4. Дикция и артикуляция – 2 часа.

Чёткое произношение звуков. Особая роль артикуляции в пении. Упражнения их отработка.

Тема 5. Ритм и его особенность – 2 часа.

Основные метроритмические закономерности, особенности ритмического рисунка

группировка.

Тема 6. Элементарные средства выразительности – 3 часа.

Элементарная теория музыки. Знания и навыки теоретического характера:

Лад, темп, динамика, регистр. Умения определять их в музыке.

Итоговый тест по изученным темам -1 час.

2 год обучения

Раздел 3.  Музыка борьбы – 20 часов.

Тема 1. Бетховен и музыка борьбы – 4 часа.

Борьба за содержательные идеалы – путь нравственного становления человека

Знакомство с « музыкой борьбы». Героическая симфония №3, симфония №5.

Тема 2. Шопен баллады – 2 часа.

Чувство Родины – движущая сила духовной энергии личности. Шопен и его судьба

в музыке.

Тема 3. Глинка, опера « Иван Сусанин» - 2 часа.

Героика – патриотическая тема в музыке Глинки. Главный герой оперы

« Иван Сусанин» его образ в музыке.

Тема 4. Оркестры о войне – 6 часов.

Понятия оркестра и его группы. Звучание оркестров. Исполнительский

Состав отдельных оркестров.

Тема 5. Музыка о войне – 5 часов.

Знакомство с разными жанрами в музыки. Анализ простейших музыкальных

Форм ( марши, песни, танцы)

Творческая работа на тему « Родина – сильнее смерти» - 1 час.

Раздел 4. Музыка и история – 16 часов.

Тема 1. История в музыке – 3 часа.

Интерпретация сущности подлинных исторических событий в музыкальном

искусстве.  Музыка,  приуроченная  к  реальным событиям  прошлого  и

современности.

Тема2. Шостакович Д.Д. симфония №7 – 2 часа.

Патриотизм музыки Шостаковича события Второй Мировой войны в музыке композитора

Тема 3. Прокофьев С.С « Александр Невский» - 2 часа.

История русского государства в музыке советского композитора Прокофьева.

слушание, анализ главного образа.

Тема  4. Прокофьев С.С. « Война и мир» - 2 часа.

Образ войны и мира в музыке Прокофьева. Сравнительный анализ.

Тема 5. Барды о войне. ( итоговая викторина) – 7 часов.

Знакомство с патриотической музыкой Высоцкого, Окуджавы, Визбора.

Требования к учащимся по окончании изучения курса:

Иметь представление: О произведениях великих классиков мировой музыкальной

                                           культуры, отражающих сущность подлинных исторических

                                           событий.

Знать:   Основы музыкальной грамоты и исполнительства.

Уметь:  Использовать теоретические основы музыки в самостоятельном анализе

                произведений, применять их на практике в исполнительском мастерстве –

                в пении.

Литература:

  1. Апраксина О.А. « Из истории музыкального воспитания». – М:

« Просвещение», 1990 г.

  1. Вендрова  Т.Е. « Воспитание музыкой».- Москва. « Просвещение», 1991г.
  2. Королёва Е.А. « Музыка». – Москва, « Просвещение», 1994г.
  3. Никитина Л.Д. « История русской музыки». Издательский центр « Академия», 1999г.
  4. Петрова Л.Б. « Молодёжная эстрада» № 7-9 2006г. Издательство ЗАО РИФМЭ, 2006г.

   

Тест №1

1 Какими знаками обозначается музыка?

А) буквы

Б) ноты

В) иероглифы

2 Сколько нот в музыке?

А) 10

Б) 7

В) 5

3 Какой из этих ключей есть в музыке?

А) золотой

Б)скрипичный

В)гаечный

4 Какой из этих размеров используется в марше?

А) 3/4

Б) 4/4

В) 6/8

5 Какая длительность самая долгая?

А) восьмая

Б) целая

В) четвертная

Тест №2

1 Что такое фраза?

А) законченная музыкальная мысль

Б) целое предложение

В) большое произведение

2 Какая часть тела используется в процессе дыхания?

А) нос

Б) рука

В) нога

3 Слаженное пение это?

А) унисон

Б) такт

В) динамика

4 Что такое дикция?

А) чёткое проговаривание звуков

Б) ноты

В) фраза

5 Какое из этих слов относится к средствам выразительности?

А) темп

Б) солист

В) фортепиано

6 Что такое динамика?

А) скорость

Б) сила звука

В) высота звука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"

О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообра...

«Музыкальная грамота - средство формирования музыкальной грамотности учащихся».

Одной из важнейших задач начального обучения является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых произ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"

Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...