Сохранение русских инструментально - музыкальный традиций на отделе народных инструментов
презентация по музыке на тему

Рейдман Яна Григорьевна

Презентация работы народного отдела ДШИ на областном семинаре "Воспитание художественного вкуса на основе национально - культурных традиций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_russkih_instrumentalno.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сохранение русских инструментально-музыкальных традиций на отделе народных инструментов»

Рейдман Яна Григорьевна,

 преподаватель по классу баяна/аккордеона  

высшей категории,

руководитель МО преподавателей

по классу народных инструментов

«Музыка так же, как и всякий другой

 человеческий язык, должна быть неразлучна

с народом, с почвою этого народа, с  его

историческим развитием»

( В.В.Стасов)

   

Отдел народных инструментов самый многочисленный инструментальный отдел школы. Контингент отдела на протяжении последних лет сохраняется в среднем 60 – 65 обучающихся в возрасте от 6 до 16 лет. На отделе работают пять педагогов: Оверченко Л.Е.(класс балалайки, гитары), Ханова Н.А.(класс домры), Мунтян А.Г.(класс гитары), Смирнова Н.Г.(класс баяна-аккордеона), заведующая методическим объединением преподавателей народных инструментов Рейдман Я.Г.(класс баяна – аккордеона, руководитель оркестра народных инструментов).

Педагоги отдела народных инструментов школы на практике осуществляют выполнение целей и задач школы в деле обучения, воспитания и образования детей. На деле стараются в полном объеме реализовать дополнительные образовательные программы по художественно – эстетическому направлению музыкального искусства в классах: баян - аккордеон, балалайка, домра, гитара. Свою задачу педагоги видят в формировании у обучающихся  устойчивого интереса к занятиям музыкой и игре на инструменте. В воспитании любви и понимания музыкального искусства, в развитии музыкальной культуры как части духовной культуры в целом, в воспитании личности с активной позицией к познанию, готовой к самореализации в условиях современной цивилизации.

                         

Русская инструментальная музыка – явление значительное, самобытное, многогранное, богатое традициями, профессионалами исполнителями.

- Разнообразный музыкальный инструментарий, характерный для русской инструментально-музыкальной традиции,

-  репертуар, включающий обязательное исполнение народной музыки,

- развитое ансамблевое исполнительство, так же характерное для русской традиции инструменталистов,

-  участие в фестивалях, конкурсах, дающее возможность общения с творческой молодежью своего и других регионов России – все это способствует воспитанию в детях гражданской позиции, их духовно – нравственному воспитанию, ощущению себя как части страны с богатой культурой, традициями и глубокими корнями. В этом особенность отдела народных инструментов.

Активная жизненная позиция, постоянное повышение своего профессионального мастерства, стремление идти в ногу со временем в освоении современных педагогических методик и технологий помогают педагогам добиваться устойчивых результатов в учебно-воспитательной, методической и концертно-просветительской работе с обучающимися. Педагоги умеют организовывать учебный труд так, чтобы ученикам было интересно, чтобы была радость от познания нового. Своим примером демонстрируют любовь и преданность своему делу и любовь к  инструментальному музицированию, играя на протяжении 16 лет в педагогическом ансамбле народных инструментов «Забава».

Ансамбль ведет активную концертную деятельность, неоднократно принимал участие в областном профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство и вдохновенье». За свой труд, профессионализм, за сохранение традиций народной музыки ансамбль награжден грамотами, благодарственными письмами, дипломами.

 

Педагоги умело привлекают родителей к совместной деятельности с детьми, к участию в классных и школьных мероприятиях. Практика такой работы ведет к  укреплению семейных отношений на основе единства творческих интересов и сотрудничества, повышает активность родителей в деле воспитания детей, и в  итоге создает психологически комфортные условия для обучения, образования и воспитания.

                           

Роберт Шуман сказал: «Любите свой инструмент, но в своем тщеславии не считайте его лучшим». Каждый из педагогов, работающих на отделе, влюблен в свой инструмент и передает эту любовь детям.

Да и как же не любить старинный русский инструмент домру? Домрачеи и скоморохи бродили по земле Русской лет 500 тому назад. Домра была  популярна не только в народной среде, но и в дворцовом быту VII века, когда в царствовании Михаила Федоровича при дворцовой  потешной палате состояли исполнители на домрах – домрачеи. Домра пережила трагедию в своей судьбе, какой не случалось ни с одним инструментом в мире, когда в борьбе со скоморошеством в царствовании Алексея Михайловича, прозванного в народе «тишайшим», пять телег нагруженных  домрами, гуслями, гудками и другими музыкальными инструментами, собранными по всем деревням и домам были варварски сожжены. Домра возродилась буквально из пепла лишь в 1896 году, благодаря  руководителю первого оркестра народных инструментов, музыканту исследователю В.В.Андрееву. Теперь домра – это яркий сольный инструмент. Домра незаменима в оркестре.

                               

Душа России трехструнная балалайка. Сегодня ее знают во всем мире. Музыкальная душа народа – она умеет грустить и плакать, мечтать и смеяться. На ней сегодня играют не только народные песни и плясовые наигрыши. Она тонко передает музыку Чайковского и Римского-Корсакова, Паганини и Листа, Брамса и Крейслера, Баха и Моцарта. Благодаря исследованиям, проведенным доцентом кафедры народных инструментов петрозаводской консерватории Андреем Белоруковым,  найдено первое документальное упоминание о балалайке.  В 2008 году балалайке исполнилось 320 лет! С этого времени ежегодно 23 июня музыкантами  всего мира отмечается «День балалайки». «Так давайте зажгем 23.06!!!!» - звучит голос лауреата Всероссийского конкурса Алексея в знак поддержки празднования этой даты. 

                                 

                         

Ну-ка, глянь с-подруки на дорожку,

Кто уходит, а кто к нам шагает?

Отыми у России гармошку

И Россия себя потеряет!

Не беда, что дорожка крутая,

Видно, этой идти нам дорожкой…

И навеки Россия святая

Породнилась с простою гармошкой.

( Г.Д. Заволокин)

Баян как щит и меч, незаменимые виды  русского духовного оружия. Они – опора государственности, целители души русского человека. Баян и гармонь в жизни русского народа больше, чем просто музыкальные инструменты, это, можно сказать, наш культурный и национальный символ. Прежде они были крепко связаны с жизнью народа: и в праздниках, и в буднях, и на войне.  Традиция игры на гармони, несомненно доминирует на всей русской этнической территории. Традиция – понятие диалектическое, связано не только с прошлым, но с настоящим и будущим. А прогнозы современных выдающихся педагогов и исполнителей на баяне говорят о том, что грядет возрождение массовой всенародной любви к баяну.

С 2009 года по инициативе профессора  Российской академии музыки им. Гнесиных  Фридриха Липса, человека огромного таланта и искренней преданности своему инструменту был учрежден «Всероссийский день баяна, аккордеона, гармоники».

О популярности этих инструментов говорит интерес к ним детей и молодежи.

Нешуточные споры разгораются между ними:                  

   -  баян – наше все!

   - я баянист и знаю, что баян круче,

    но однако аккордеон более популярен, чем баян.                    

    Короче, баян рулит!

  - просто надо уметь играть на инструменте аккордеон! 

Гитара – еще один инструмент отдела народных инструментов в нашей школе. Это один из самых популярных инструментов во всем цивилизованном мире. Гитара прошла через все страны, придя из стран Среднего Востока и в каждой из стран есть какие то жанры, в которых она добилась наибольшей популярности. Ее удобно держать дома для домашнего исполнения, с ней комфортно концертировать.

                             

   

«Надо уметь играть на инструменте!» - сказал юный музыкант.  И они умеют это делать – наши ученики.

Обучающиеся отдела ежегодно участвуют в городских, областных и международных фестивалях и  конкурсах. Ковтун Илья, Евсюков Илья, Ваня, Дощик Костя, Харитонов Женя, Ходоренко Лена  получили дипломы и грамоты за участие в областных конкурсах «Играй, мой баян», «Ступеньки к мастерству», «Конкурс старинной музыки», «Конкурс имени М.И.Глинки», международный конкурс «Метелица». Илья Ковтун впервые в истории школы стал стипендиатом премии Губернатора Калининградской области для одаренных детей и талантливой молодежи в сфере образования, науки, культуры, спорта, социально значимой и общественной деятельности в 2011 году.

В течение 16 лет на отделе существует и действует оркестр народных инструментов (руководитель и дирижер Рейдман Я.Г.).  Все преподаватели отдела так же играют в оркестре. Создание хорошего микроклимата, атмосфера взаимопонимания, совместный творческий труд дают хорошие результаты, способствуют развитию устойчивого интереса к занятиям музыкой и интересу к предмету. В репертуаре коллектива произведения различных жанров и стилей. Коллектив ведет активную концертную деятельность, свою состоятельность как детский творческий коллектив не  раз подтверждал на различных конкурсах, завоевывая грамоты, благодарственные письма и дипломы. Коллектив выдвинут на присвоение звания «Образцовый детский коллектив» (Письмо Министерства образования Калининградской области № 6322 от 25 августа 2011 года).

     

Кроме индивидуальных уроков с обучающимися  педагоги отдела так же проводят уроки в форме групповых занятий. На отделе существуют более маленькие, но не менее значимые ансамбли балалаечников (руководитель Оверченко Л.Е), ансамбль домристов (руководитель Ханова Н.А.), ансамбль баянистов – аккордеонистов ( руководитель Рейдман Я.Г.). Маленькие мобильные коллективы активно участвуют в школьных, городских концертах.

                                     

Яркий след в жизни школы оставили ансамбли выпускников 2010 – 2011 года – ансамбль домристов «Лазурный берег»: Украинский Влад, Пискунова Даша, Карякин Саша; ансамбль балалаек: Витковская Настя, Сидорович Ангелина; ансамбль аккордеонистов «Добрый жук»: Михайлова Вика, Кирлица Настя, Пирогова Даша, Самборская Юля. Ансамбли неоднократно принимали участие в областных и межшкольных конкурсах ансамблевой музыки:  межшкольный конкурс оркестров и ансамблей малых форм, областной конкурс детского и юношеского исполнительства им.М.И. Глинки, «Салют аккордеон». Ансамбль «Добрый жук» стал лауреатом международного конкурса им. Н.Н.Калинина «Метелица» в г. Санкт – Петербург.

На отделе проводится активная методическая работа. В течение четырех лет на базе школы проводится областной академический концерт. Его представительство растет с каждым годом. Методисты музыкального колледжа им. С.С. Рахманинова  и образовательно-методического центра всегда положительно оценивают исполнение наших учеников. Результативность работы педагогов отдела народных инструментов проявляется  в том, что одаренные дети продолжают учебу в музыкальном колледже. В этом году студентами колледжа стали: Витковская Настя, Пискунова Даша, Михайлова Вика, продолжает учебу Сидорович Ангелина.

                                   

 Подавляющее большинство учащихся, закончивших школу, достигают обязательных результатов обучения и соответствуют прогнозируемым целям и задачам, поставленным школой. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» - В.О. Ключевский. Преподаватели отдела народных инструментов на деле доказывают, что все они трудятся в школе по призванию и изо дня в день пестуют талантливых, душевно красивых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АППЛИКАТУРЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ ОРКЕСТРОВЫХ ПОДГРУПП, НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ»

В данной работе рассматривется многолетний опыт работы по обучению концертмейстеров оркестровых подгрупп в ансамбле РНИ.Работа может быть полезна руководителям оркестров и ансамблей при обучении игре ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

Музыкальный лекторий «Оркестр русских народных инструментов»

Цель: популиризация русских народных инструментов и формирование интереса к их изучению...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...