Карнавал животных (музыкальный спектакль)
методическая разработка по теме

Обучающиеся начальных классов узнают, что средствами музыки можно выразить чувства, изобразить животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie_karnaval_zhivotnyh.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Карнавал животных

(музыкальный спектакль)

           ЗАДАЧИ.        

  1. Обучающие: помочь обучающимся понять, что музыка может изображать, «рисовать» портреты животных;        
  2. развивающие: развивать творческие, музыкальные способности детей, артистичность, пластичность, эстетический вкус, чувство юмора;        
  3. воспитывающие:  воспитывать бережное отношение к природе, доброту, чувство коллективизма, взаимовыручки.        

        ОБОРУДОВАНИЕ:

        Декорации, изображающие летний пейзаж, компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано, хрестоматия, музыкальные сборники

       костюмы участников, стулья.        

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:        

        С учениками 1 -3 классов разучиваются песни «Кукушка» (швейцарская народная песня), «Кузнечик» В. Шаинского, танцевальные движения под        

        музыку, индивидуальная работа с каждым участником над текстом,        

        артистичностью, изготовление костюмов, приглашение гостей:  учителей,        

        родителей, учеников других классов.        

        ЛИТЕРАТУРА:

        Книга «Путешествие в мир музыки» А.В. Елисеевой, ОАО «Издательство

      Лицей», Саратов ,1998 год; музыкальные сборники.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

        Учитель: Ребята, можно ли музыкальными средствами нарисовать

портреты животных?

Сегодня мы узнаем об этом. Сначала давайте посмотрим музыкальный спектакль, который подготовили для вас ребята. Итак, отправляемся на прогулку в лес - к нашим старым друзьям - зверюшкам.

Ведущий: 

Где живут мои друзья?  На холме высоком.

Им не нужно для жилья ни дверей, ни окон.

Только светом залитой холм от солнца золотой.

По зеленым склонам я подымусь повыше,

            Здесь живут мои друзья – полевые мыши.

         И с жуками я дружу, пролетит знакомый жук:

        -Все жужжишь ты? - Все жужжу!                                          

         Иногда приду чуть свет, закричу крольчатам:

         Там охотники! Там след чей-то отпечатан!        

         Прогуляться полчаса, если станет тихо,                                         

         Выйдет рыжая лиса, знает, в чем ее краса, эта щеголиха.        

 Лисица: Я - лисица, всем сестрица, жарить кур я мастерица. Но три дня не ела я -             от собак мне нет житья. Загоняли не на шутку, ободрали мне всю шубку. Если б волком я была, всем бы трепку задала!        

/Осторожно, маленькими, тихими шажками подкрадывается лиса,                    озирается по сторонам.  А потом начинается грациозный красивый

вальс под пьесу И. Арсеева «Лисичка»./

        Учитель: Какого лесного зверька изобразила музыка вальса? Правда,

           очень подходит он рыжей лесной красавице? Словно любуется она собой.        
          Ребята, а кто сейчас появится на лесной полянке, догадайтесь сами по  

           музыке. / Звучит «Ежик» Д. Кабалевского./        

                                      /Ответы обучающихся./        

                /Но вот на полянку выкатился ежик. /

           Лисица: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!        

         Еж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

           Лисица: Да не то чтобы некрасивый ...        

           Еж: Может, я с колючками неуклюжий?        

           Лисица: Да не то чтобы неуклюжий ...        

        Еж: Так какой же я такой с колючками-то?

 Лисица: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный!

 Ведущий: Весь в иголочках зверек, с головы до самых ног.

Ты куда, колючий еж? Ты куда идешь-бредешь?

        

  Еж: Шарю, шарю по кустам,  добываю пищу сам,

          Я мышей в траве ищу и в гнездо свое тащу.

        Ведущий: Ищет ежик червяка, и лягушку, и жука,

                      Шарит, шарит по кустам, добывает пищу сам.        

                /Звучит вновь пьеса «Ежик» Д. Кабалевского./        

        Учитель: Чем покрыто тело ежика?        

        Отрывистые резкие звуки, исполняемые штрихом-стаккато похожи на        

        острые колючки. Ежик- зверек маленький или большой? Да, небольшой и      

        музыка звучит в среднем регистре - не высоко и не низко.        

        Стрекоза: Но в лесу живут не только птицы и звери. Кто еще?        

        На ромашку у ворот опустился вертолет -        

        Золотистые глаза. Кто же это?        

              /СТРЕКОЗА./                

  Учитель: Ребята, какая сейчас прозвучит музыка? Кого она изобразит?        

/ «Мотылек» С. Майкапара./        

        Воздушно, невесомо звучит музыка. То вспорхнет мотылек, то замрет,        

        опустится на цветок.        

        Ведущий: Кипит жизнь в траве на полянке. То плачут, то радуются ее        

        маленькие обитатели.        

        Чтец: ...Вывихнуто плечико у бедного кузнечика.        

        Не прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет он.        

                /В исполнении детей звучит «Песня про кузнечика» Шаинского./

        Как поехал комар к мухе в сваты. Ох, и что же та муха за невеста!        
 По крыночкам-то мушенька летала, а с крыночек-то сметану собирала
И своего комарика кормила.

- А ты ешь, мой комарик, наедайся, своей мушенькой-женушкой

Муравей: Кто на свете всех сильней? Ну, конечно, муравей! Кто на свете всех смелей? Ну, конечно, муравей! Потому что у него - тысяча друзей.

выхваляйся.

        Чтец: Пчелы в поле полетели, зажужжали, загудели,        

Сели пчелы на цветы - будем с медом зиму мы.

        Ведущий: А вот и самый большой любитель меда.

Нес медведь, шагая к рынку, на продажу меду крынку,

        Вдруг на мишку - вот напасть! - осы вздумали напасть.

        Мишка с армией осиной дрался вырванной осиной.

        Мог ли в ярость он не впасть, если осы лезли в пасть,

        Жалили куда попало, им за это и попало.

        Тут зайчиха выходила и медведю говорила:

        Зайчиха: Стыдно старому реветь. Ты не заяц, а медведь.

        Ведущий: Бросил палку кверху мишка:

        Медведь: Падай в лапу с ели, шишка! - Шишка хлоп по голове -

        Ведущий: сразу шишек стало две.

        Учитель: Ребята, что вы услышите в этой музыкальной пьесе? Кого она

        изображает? Как звучит мелодия?

        / «Монтер» Д. Кабалевского без слов.
        Ответы детей/

        Очень яркий портрет, не правда ли?

        Ведущий: Теперь с полянки уйдем подальше в лес, под сень деревьев туда

        зовет нас кукушечка.
        Куда летишь, кукушечка?

           Куда летишь, залетная?

Кукушка: Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Лечу, лечу я в тот лесок,

Чтобы подать свой голосок. Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Гуляйте, детки по лесу. Я счастье, радость вам несу,

 Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

        / Дети поют песню «Кукушка»/

Учитель: Ребята, что же изобразила мелодия песни? / Ответы./

Ведущий: А какие еще птицы живут в лесу?

Дятел: Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я враг, а деревьям - друг.

Чтец: Ласточка сизокрылая под моим окном        

        Свила гнездышко и поет себе, заливается,        

        Весну красную прославляючи.        

        В большом гнезде на дереве птенцов не сосчитать,        

        Их накормить надеется заботливая мать.        

        Их много, их одиннадцать! Их ротики разинуты.        

        Пищат сынки и дочери, и мать вокруг снует        

        И, по порядку, в очередь, им гусениц сует.        

        Когда детей одиннадцать, и ротики разинуты,        

        И каждого корми - не так легко с детьми!        

        Но вот закрыты ротики, и вся семья сыта,        

           А мамин хвост коротенький торчит из-под куста.

                        Звучит пьеса «Птичка» из сборника М.Мамонтовой./        

        Ведущий: Но птицы и звери живут не только в лесу, но и рядом с нами.      

        Кто это там гордо разгуливает по двору?        

        Петушок: Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди.        

        На головке - гребешок, Это...        

/ Петя-Петушок /.        

        Чтец: За горами, за долами, за речными скатами        

        Ходит, занята делами, курица с цыплятами.

        Для цыплят находит мать мусорные кучи.

        Вам таких не разыскать, не старайтесь лучше!

        Все цыплята, как цыплята, только с маленьким беда:

        Курица: Исчезает он куда-то, неизвестно куд-куда?

        Куд-куда ушел ты,  мой сыночек желтый?

        Появился, наконец, черный маленький птенец.

        Чтец: Потемнел пушок на лбу, весь цыпленок в саже, говорит:

        Цыпленок: Я влез в трубу! Там неплохо даже!

        Чтец: За горами, за долами, за речными скатами

Ходит, занята делами, курица с цыплятами.

Ищет мусорные кучи, а сынка, на всякий случай,

На ходу, как помелом, часто хлопает крылом.

Прежде чем влезать в трубу, вспомни ты его судьбу!

Рано утром мама - квочка в класс отправила сыночка, говорила:

        Курица: Не дерись, не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора, ну, ни пуха, ни пера!

Через час, едва живой, петушок идет домой.        

        Ковыляет еле-еле он со школьного двора,        

А на нем и в самом деле нет ни пуха, ни пера!        

        Учитель: Что же случилось с маленьким петушком? Музыка нам        

        расскажет, слушаем все внимательно.        

        /Звучит произведение «Курицы и петуха» Сен-Санса/.        

        Как ярко изображена эта забавная сценка. Даже если бы не было авторских

        пояснений, мы бы все поняли и без них: как встретились два петушка,        

        подрались, как стремительно они налетели друг на друга.        

        Оставим забияк во дворе выяснять отношения, а сами вернемся домой.        

           Там поджидает нас самый домашний, самый любимый зверек-кот.        

        Чтец: Вот у теплой печки - кот песенку свою поет.        

        Кот: День сегодня за окошком хмур, хмур, хмур ...        

                    подремлю в тепле немножко мур, мур, мур...        

        Чтец: Вот этой овсянки не хочется киске,        

        Вот этой овсянки, которая в миске.        

        Какой же овсянки она захотела?        

        Не той ли, что мимо сейчас пролетела?

        / Тихо, вкрадчиво звучит музыка - кот неслышно крадется на мягких

        лапах, затем внезапно подпрыгивает вверх /.

        Учитель: Что делал наш герой, домашний кот?        

        Чтец: Кот сказал бедной мышке:

        Кот: Знаю я понаслышке, что у вас очень тонки,

                 Изысканный вкус,

А живете вы в норке и глодаете корки.

Так ведь вкус ваш испортиться может, боюсь!

Хоть мы с вами, соседка, встречаемся редко,

Ваш визит я бы счел за особую честь!

Приходите к обеду в ближайшую среду!

Ведущий: Пока кот ждет мышку в гости, в лесу готовится пышный праздник, звери съезжаются в гости к бобру.

Чтец: Бобер в лесу затеял бал, бобер на бал гостей созвал, Белочки во флейты дуют, польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок туфельками скок да скок!        

        Загудела дудочка, в пляс пустилась уточка,

        Повела вприсядку курочку-хохлатку.

        Ду-ду-ду, ду-ду-ду, я и сам плясать пойду!

Чтец: Музыканты, веселей - барабанов не жалей!                                          

Собирайтесь, плясуны: бегемоты и слоны,

Лисы, ежики, еноты - все, кому плясать охота ...                              

Раз, два, три! Три, два, раз! Начинаем перепляс!        

    /Зажигательная пляска под музыку. Произведение «Выходи плясать, народ!»

Арсеева /.

Учитель: На этой веселой ноте мы расстанемся с нашими друзьями. Увидев

музыкальный спектакль «Карнавал животных», скажите, ребята, может ли

музыка «нарисовать» портреты животных, изобразить пение птиц,

неуклюжую поступь медведя…?

/Ответы ребят /

Не правда ли, музыка очень ярко изобразила разных животных? Для каждого портрета найдены свои краски.                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего карнавала

Сценарий Новогоднего праздника для учащихся 1-7 кл....

Карнавал

Презентацию можно использовать на уроке ИЗО в 7 классе. В работе рассказано о происхождении карнавала, о веницианском празднике, который превратился в настоящее роскошное торжество, во время...

презентация "Венецианский карнавал"

—Цель: показать своеобразие венецианского карнавала. —Задачи: познакомить с происхождением слова «карнавал» —рассказать об истоках образования праздника —показать основные атрибуты карнавал...

Презентация "Школьный карнавал"

Презентация к уроку в 6 классе "Школьный карнавал"...

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Сценарий спектакля на английском языке "The magic gift". Сценарий спектакля "Волшебный дар"

Сценарий подходит для проведения предметных  недель на тему Хеллоуин, Рождество, День Святого Валентина.Мы поставили спектакль силами учащихся 7, 2, 3 классов. Выступили перед начальной школой на...

Статья "От книги к спектаклю, от спектакля к рецензии. (Из опыта написания театральных рецензий)"

Для учителя литературы главное - заинтересовать ученика русской классикой, помочь ему стать грамотном читателем. Театральные спектакли в этом помогают преподавателю. Каждый год я посещаю спектакль теа...