сонатная форма
методическая разработка по музыке по теме

сонатная форма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sonatnaya_forma.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дворец Творчества детей и молодежи Восточного Окружного Управления города Москвы

Сонатная форма

Материалы к Окружному семинару-практикуму «Образовательное пространство Дворца творчества» разработаны педагогом Аристовой Н.А.

 Ноябрь 2011 г.


Сонатная форма.

Sonore - от итальянского - звучать, созвучие.

Соната - называли до 17 века любое музыкальное произведение.

С начала 17 века - это был ж:анр камерной музыкальной литературы.

Классические сонаты - являются подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка, периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устой чивость исполнения.

Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инстрзпугентовки» малейшая неточность звукоизвлечение, невнимание к штрихам, передержива-ние и недодерживание отдельных звуков при исполнении становится заметны ми.

Классические сонаты полезны для воспитания ясности игры и точности выполнения всех деталей текста.

У Моцарта характерно контрастные образы, соблюдения единства целого.

У Бетховена сонаты отражали всё многообразие творческих писков, каж дая соната Бетховена - завершенное худож:ественное произведение.

Педагог знакомит учащихся с характером музыки и формой сонаты. Затем перейти к тщательной работе над отдельными темами и добиться возмолсного более отчетливого выявления индивидуальных особенностей каждой фразы.

Для воспитания точности показать з^енику, как искажает энергичный ха рактер музыки передерживание звуков.

Лирические мелодии Моцарта требуют мягкой певучести, прозрачного лег кого звука.

Штрихи имеют выразительное значение. Сопровождение должно испол няться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно. Ниж ние звуки не задерясивать пальцами.

Педаль используется относительно мало. Педаль нигде не должна быть гус той и затушёвывать ясность линий и сопровождения.

Далее идет работа над объединением построений, над темповым единст вом. В ходе обучения не только преодолевает все более сложные исполнитель ские задания, но все более и более самостоятельно.

Уметь работать самостоятельно - это значит уметь в каждый данный мо мент ставить себе наиболее важные задачи, подбирать нзгжные средства.

При работе над сонатной формой педагог оказывает помощь в первую оче редь в достижении правильного понимания содержания данной музыки, в на хождении наиболее подходящей аппликатуры и технических приемов, в нахож дении нз^^жных колоритов и нахождении наиболее целесообразных способов ра боты.

Процесс работы над сонатной формой может быть разделён на следующие этапы:

  1. Этап предварительного ознакомления
  2. Этап работы по кускам
  3. Этап целостного оформления
  4. Этап достижения эстрадной готовности

Перед началом работы над новой сонатой необходимо в достаточной мере почувствовать ее характер, схватить ее основное содерж;ание и постараться оп ределить заключенные в ней выразительные и изобразительные моменты.

 


«Приступая к изучению произведения, - говорит Г. Нейгауз, - необходимо сделать общий анализ - разобраться в строении, форме, музыкальном содержа нии и настроении данном сочинении, обратить внимание на различные особен ности его излож:ения, мелодию, гармонию и т.п.»

1.        Предварительное проигрывание сонаты на инструменте обычно носит
несколько приблизительный характер.

Самое главное здесь - схватить общий характер музыки и общую логику ее развития.

Общее ознакомление с сонатой включает в себя обнаружение основных технических трудностей, которые дальше потребуют особого внимания.

2.        Следующий этап - работа по кускам.

При работе по кускам детали трактовки не должны прочно закреп ляться, т.к. они изменяются - большей или меньшей степени - при каж дом переходе от более мелкого к^ска к более крупному, при каждом пе реходе от игры в более подвижном.

В каждой сонате есть куски технически трудные, а также куски трудно запоминаемые, именно их приходится мельче всего дробить при началь ном разучивании.

Кроме того, эти куски полезно вызгчивать раньше всего остального. Работа над куском сонаты имеет три формы:

  1. Игра с поправками
  2. Игра с приостановками или замедлениями в тех кусках, где нет чув ства уверенности
  3. Гладкая игра с запоминанием неточностей и их исправлением при следующем проигрывании.

Каждому проигрыванию куска обязательно должна предшествовать не которая мысленная работа, во время которой все очередные задачи наме чаются, суммируются в воображении и, по возможности, словесно форму лируются.

3. Во время работы над сонатой никогда не следует ставить себе лишь уз коремесленные задачи, в поле внимания всегда должны находиться опре деленные задачи:

  1. Певучесть
  2. Красочность
  3. Осмысленность
  4. Эмоциональная содерзсательность.

Не всякий художественный замысел удается реализовать сразу; нередко это требует повторных усилий в плане подчинения техники, а от некото рых задач вообще приходится временно отказываться, откладывая их реализацию на более позднее время.

В каждый данный момент следует ставить себе только такие задачи, которые могут быть реализованы достаточно быстро, после одной, двух проб.

Особенно осторожно следует подходить к задаче убыстрения темпа: здесь нетрудно разрушить в какой - то мере з^ке налаженный процесс иг ры.

При работе над кусками сонаты большое значение имеет принцип раз нообразия форм работы и принцип чередования этих форм.


Надо работать над куском в разных темпах, часто играть и совсем мед ленно. Взятый в первом такте темп нельзя убыстрять. Необходимо чередование работу над целостной тканью с работы над от дельными партиями и голосами. Игра с применением правой педали должна чередоваться с беспедальной

игрой. В младших классах полезно чередовать игру со счетом вслух и со счетом про себя.

4.Этап целостного оформления сонаты начинается с того момента, когда исполнитель оказывается в состоянии проиграть всю сонату по памяти достаточно содержательно и достаточно технически точно и уверенно.

Задачи этого этапа являются:

  1. Констрзпярование и реализация целостного художественного замысла.
  2. Достижение эмоционально-логической насыщенности и непрерывности.
  3. Расчет всех средств музыкальной выразительности.
  4. Достиж;ение зощожественно свободной игры.
  1. Достижение максимальной технической точности, уверенности, непри нужденности .

5. Этап достижения эстрадной готовности является как бы заключительной стадией предыдущего этапа. Критериями эстрадной готовности слзшсат:

  1. Возможность совершенно непринужденно проигрывать в уме любое ме сто сонаты.
  2. Умение с первого раза это место сыграть на инстрзпугенте, как в нор мальном, так и в замедленном темпе.
  3. Должны исчезнуть представления о технических трудностях, заключен ных в данной сонате.
  4. На всем протяжении исполнения должно быть ощущение «удобства» ис полнения, отсутствие чрезмерной напряженности внимания, возможность наслаждаться своей игрой и слушать себя как бы со стороны.

Анализ сонатянай формы..

Сонатная форма - это форма, основанная на противопоставлении 2-х тем, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально:

  1. в основной
  2. в подчиненной

А после разработки повторяется в репризе в главной тональности.

ЭКСПОЗИЦИЯ

' Главная        связующая        побочная        заключительная    

партия        партия        партия        партия

Тоника         ► Доминанта

РАЗРАБОТКА

I Главная        связующая        побочная        заключительная  

(в любом порядке)

 


РЕПРИЗА

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Главная        связзпющая        побочная        заключительная

Тоника         Тоника

Могут быть Вступление и Кода..

В общем строении сонатная форма приближается к трехчастности, но при коде появляется 4 часть.

В ранних образцах сонатной формы часто встречаются повторение частей.

I I: Экспозиция : I I и I I: разработка + реприза : I I

У Бетховена часто встречаются повторение одной экспозиции.

Основой сонатной формы является контрастность тем.

Типы контрастов:

  1. Светло-оживленная к более грустной и спокойной
  2. Инструментальная и вокальная
  3. Драматическая и лирическая
  4. Песенная и танцевальная
  5. Обе темы могут напевны, но тогда контрастирует лад и ритмический рисунок.

При всем разнообразии контрастов для главной партии характерна боль шая активность, чем для побочной (хотя бывает обратные случаи).

ЭКСПОЗИЦИЯ -это первоначальное проведение, это I часть сонатной формы; обязательно являет.ся две темы:

  1. Главная
  2. Побочная

Но обычно тем четыре. Все они в одинаковой степени самостоятельны.

1.Главная партия - в значительной степени определяет содержание всей сонатной формы.

По своему содержанию она может быть однородной или контрастной.

По форме главная партия у классиков обычно представляет собой период замкнутый или разомкнутый.

Замкнутая кончается на Тонике основной тональности.

Это характерно для сонат Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. Бородина.

Разомкнутая - кончается модуляцией на Доминанте или половинной ка денцией.

Главная партия представляет собой не период, а предложение.

По гармонии главная тема обычно устойчива, могут встречаться модуляци онные секвенции, напоминающие разработку.

Иногда главная тема пишется в простой 3-х частной форме.

Но эта 3-х частность лишена уравновешенности, реприза значительно ди-намизированна.

Еще реже встречается 2-х частная форма (Бетховен 2 симфония II часть).

Главная тема мож;ет быть написана в форме периода с дополнением.


2.  Связующая тема - это построение между главной и побочной темой. Тематически содержание мож:ет быть различным:

  1. Построено на материале главной темы и примыкает к ней, это бывает при замкнутой главной, когда связующая вступает как 2-е предложение главной темы.
  1. Связуюгцая подготавливает интонационно побочную партию
  2. Связуюгцая на новом тематическом материале

Она менее яркая, чем главная и побочная и содержит модуль в побочной теме.

Связующая тема может состоять из 3-х размеров:

  1. Примыкает к главной теме
  2. Неустойчивая, содержит отклонения
  3. Доминанта предществует побочной теме.

По построению связующая тема не представляет четкой формы - это ряд построений. Возможны очень короткие, может вообще отсутствовать.

3. Побочная партия - это тема, которая противопоставлена главной теме.

Контраст их появляется с первых тактов, в некоторых формах Гайдна главная и побочная партии строятся на одном тематическом материале.

Только побочная начинается в тональности Доминанты.

Контраст между главной и побочной партиями может быть коренной или производный.

Производный - построение на элементах главной темы.

Если нет меяоду главной и побочной родства, то это будет коренной кон траст.

При внешнем контрасте главной и побочной тем составляется внутренне единство.

Побочная партия может состоять из 1, 2-х, иногда 3-х тем.

По сравнению с главной - побочная тема носит более спокойный характер.

Они более уравновешены, форма обычная завершенная.

Иногда, ради дополнительного конфликта вводится перелом в развитии побочной темы.

Может внутри иметь отклонение, но начало и конец в одной тональности.

У классиков сложился определенный круг тональных соотношений главной и побочной тем.

Если главная мажорная, то побочная - Доминантовая тональность.

Реже III и VI ступени, еще реже III низкая и VI низкая (b).

При главной минорной - побочная параллельная мажорна. Или мажорная Доминанта, реже VI и VII низкие.

Для побочной характерна полная каденция в основной тональности. Это является основным для определенного окончания темы.

Очень редко побочная тема бывает разомкнута.

По протяженности побочная тема довольно большая. В простейших случаях это 1 период; если 2 предложения, то 2-е обычно расширены.

Репризные формы в побочной теме встречаются редко.

Заключительная часть - это последняя в экспозиции. По тематическому содержанию мало состоятельная, примыкает к побочной и с ней контрастирует.

 


Тематическое содерлсание:

  1. Основана на материале главной темы
  2. Монсет быть на материале связующей темы
  3. Может объединить элементы главной и побочной темы
  4. Может строиться на относительно новом материале Завершающий характер подчеркивается гармонией и стр5ш;турой. Заключительная тема идет в той тональности, что и побочная. В ней же

кончается и экспозиция.

Формы она не имеет, представляет ряд построений, как дополнение к по бочной теме.

РАЗРАБОТКА.

В разработке вьывляются все качества тем, показанных в экспозиции.

В обычной сонатной форме новые темы в разработке не появляются.

Начало разработки отталкивается либо от главой темы или заключительной темы.

Развитие происходит методом вычленения коротких отрезков мотивного развития. Этот метод пригоден для развития тем активного и импульсивного характера, легко поддающихся дроблению.

Лирическая тема, которая при дроблении искажается, обычно не дробится целиком, либо большими отрезками.

Разработка может быть построена на 1-ой, или 2-х темах экспозиции.

Если в разработке проходят все темы экспозиции, то обычно следуют в прежнем пор51дке.

Для разработок типично полифоническое развитие, включая форму фугет ты.

Если в разработке появляется новая тема, то это будет не обычная сонат ная форма, а с эпизодом.

По построению разработки могут быть едины, но чаще они делятся на раз делы, которые различаются по тематическому содерж;анию и по методам разви тия.

В разработке может быть три раздела:

  1. Вступительный . В нем ошутима тональная связь с экспозицией. Разработка может начинаться в той же тональности, в которой кончилась экспозиция, либо в тональности одноименной главной теме.
  2. Протяженный. Этот раздел включает мотивное развитие, частую смену то нальности и динамику.
  3. Предьиествует репризе. Остановка на Доминанте основной тональности. Мож:ет быть различным по протяженности.

Тонально-гармонический план:

Для разработки характерна большая неустойчивость.

Главная тональность почти не затрагивается, порядок следования побоч ных тональностей может быть произвольным.

Однако есть одна закономерность: чем ближе к концу разработки, тем дальше углубляется в сферу Субдоминантовой тональности.

Не обязательно диатоническая сфера родства: VI низкая в мажоре, II низ кая мажоре и миноре и их параллель.

Часто встречаются в разработке модулирующие секвенции.

Наиболее устойчив последний раздел, в котором устанавливается Доми нанта основой тональности.

 


в гармонии разработки используются: Доминантовой септаккорд и обра щение. Вводный септаккорд, гармонические обороты полные и автентические, не типичные совершенные каденции и полные каденсирования.

III РЕПРИЗА.

В ней наступает тональное объединение тем. В самих темах могут происхо дить изменения. Прежде всего они касаются связующей партии, т.к. она долж на привести к главой тональности.

Если изменение касаются главной, побочной и заключительной темы, то реприза называется динамической.

Динажическая реприза:

  1. Главная тем, начавшись в основной тональности получает новое разви тие в репризе.
  1. Связующая партия - исчезает или укорачивается.
  1. Главная партия в репризе проходит в подчиненной тональности. Побоч ная тема сокращается или расширяется.
  2. Главная тема в репризе не звучит, если в экспозиции главная и побоч ная темы имели разную ладовую окраску, то она может сохраниться и в репризе, где темы идут в одной тональности.

Зеркальная реприза: здесь темы идут вначале побочной, а затем главной партией. (Шопен «Баллада» -соль минор)

Ложная реприза: главная тема в подчиненной тональности.

IV Сонатные формы могут иметь коду.

КОДА. Она мож:ет быть небольшой, состоящей из одного раздела, но ино гда бывает большая кода, состоящая из 3-х разделов.

Такая кода выполняет роль второй разработки, и имеет своих три раздела:

  1. Пред коды
  2. Основной - разработочного характера

•        Кода

V ВСТУПЛЕНИЕ

Многие сонатные формы имеют вступления. Встречаются короткие вступ ления, иногда тематически связанные с главной темой.

Часто вступление имеют темповый контраст с главной темой, т.е. они мед леннее.

Вступление молсет быть построено на самостоятельном материале;

Мож:ет вьслючать элементы главной партии;

Могут быть во вступлении побочная партия или элементы нескольких тем экспозиции.

Тональность может быть основной от начала до конца;

Может быть основной в крайних точках;

Может формироваться постепенно к концу;

В конце вступления мож:ет появиться Каденция (сексткварт) не в основной тональности, а в одноименной.

По своему строению вступление может быть: ряд построений не завершен ных по форме, мож;ет быть и замкнутая структура, чаще период.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соната.Сонатная форма.

Открытый урок-концерт....

Работа над сонатной формой на примере творчества Л.В. Бетховена

Методическая разработкаАвтор: Широкова Любовь ИвановнаМосква 2009 год....

Методические материалы по теме"Сонатная форма"

Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой. Строение сонатной формы изучается на уроках музыки общеобразовательной школы в 6-7 классах. Как правило, учащиес...

Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"

Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....

Сонатная форма

конспект урока...

Сонатная форма

конспект урока...

Тест по музыке для 7 класса. Тема: "Сонатная форма"

Тест по музыке для 7 класса позволяет выяснить, как учащимися усвоена тема "Сонатная форма"....