сонатная форма
методическая разработка по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дворец Творчества детей и молодежи Восточного Окружного Управления города Москвы
Сонатная форма
Материалы к Окружному семинару-практикуму «Образовательное пространство Дворца творчества» разработаны педагогом Аристовой Н.А.
Ноябрь 2011 г.
Сонатная форма.
Sonore - от итальянского - звучать, созвучие.
Соната - называли до 17 века любое музыкальное произведение.
С начала 17 века - это был ж:анр камерной музыкальной литературы.
Классические сонаты - являются подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка, периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устой чивость исполнения.
Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инстрзпугентовки» малейшая неточность звукоизвлечение, невнимание к штрихам, передержива-ние и недодерживание отдельных звуков при исполнении становится заметны ми.
Классические сонаты полезны для воспитания ясности игры и точности выполнения всех деталей текста.
У Моцарта характерно контрастные образы, соблюдения единства целого.
У Бетховена сонаты отражали всё многообразие творческих писков, каж дая соната Бетховена - завершенное худож:ественное произведение.
Педагог знакомит учащихся с характером музыки и формой сонаты. Затем перейти к тщательной работе над отдельными темами и добиться возмолсного более отчетливого выявления индивидуальных особенностей каждой фразы.
Для воспитания точности показать з^енику, как искажает энергичный ха рактер музыки передерживание звуков.
Лирические мелодии Моцарта требуют мягкой певучести, прозрачного лег кого звука.
Штрихи имеют выразительное значение. Сопровождение должно испол няться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно. Ниж ние звуки не задерясивать пальцами.
Педаль используется относительно мало. Педаль нигде не должна быть гус той и затушёвывать ясность линий и сопровождения.
Далее идет работа над объединением построений, над темповым единст вом. В ходе обучения не только преодолевает все более сложные исполнитель ские задания, но все более и более самостоятельно.
Уметь работать самостоятельно - это значит уметь в каждый данный мо мент ставить себе наиболее важные задачи, подбирать нзгжные средства.
При работе над сонатной формой педагог оказывает помощь в первую оче редь в достижении правильного понимания содержания данной музыки, в на хождении наиболее подходящей аппликатуры и технических приемов, в нахож дении нз^^жных колоритов и нахождении наиболее целесообразных способов ра боты.
Процесс работы над сонатной формой может быть разделён на следующие этапы:
- Этап предварительного ознакомления
- Этап работы по кускам
- Этап целостного оформления
- Этап достижения эстрадной готовности
Перед началом работы над новой сонатой необходимо в достаточной мере почувствовать ее характер, схватить ее основное содерж;ание и постараться оп ределить заключенные в ней выразительные и изобразительные моменты.
«Приступая к изучению произведения, - говорит Г. Нейгауз, - необходимо сделать общий анализ - разобраться в строении, форме, музыкальном содержа нии и настроении данном сочинении, обратить внимание на различные особен ности его излож:ения, мелодию, гармонию и т.п.»
1. Предварительное проигрывание сонаты на инструменте обычно носит
несколько приблизительный характер.
Самое главное здесь - схватить общий характер музыки и общую логику ее развития.
Общее ознакомление с сонатой включает в себя обнаружение основных технических трудностей, которые дальше потребуют особого внимания.
2. Следующий этап - работа по кускам.
При работе по кускам детали трактовки не должны прочно закреп ляться, т.к. они изменяются - большей или меньшей степени - при каж дом переходе от более мелкого к^ска к более крупному, при каждом пе реходе от игры в более подвижном.
В каждой сонате есть куски технически трудные, а также куски трудно запоминаемые, именно их приходится мельче всего дробить при началь ном разучивании.
Кроме того, эти куски полезно вызгчивать раньше всего остального. Работа над куском сонаты имеет три формы:
- Игра с поправками
- Игра с приостановками или замедлениями в тех кусках, где нет чув ства уверенности
- Гладкая игра с запоминанием неточностей и их исправлением при следующем проигрывании.
Каждому проигрыванию куска обязательно должна предшествовать не которая мысленная работа, во время которой все очередные задачи наме чаются, суммируются в воображении и, по возможности, словесно форму лируются.
3. Во время работы над сонатой никогда не следует ставить себе лишь уз коремесленные задачи, в поле внимания всегда должны находиться опре деленные задачи:
- Певучесть
- Красочность
- Осмысленность
- Эмоциональная содерзсательность.
Не всякий художественный замысел удается реализовать сразу; нередко это требует повторных усилий в плане подчинения техники, а от некото рых задач вообще приходится временно отказываться, откладывая их реализацию на более позднее время.
В каждый данный момент следует ставить себе только такие задачи, которые могут быть реализованы достаточно быстро, после одной, двух проб.
Особенно осторожно следует подходить к задаче убыстрения темпа: здесь нетрудно разрушить в какой - то мере з^ке налаженный процесс иг ры.
При работе над кусками сонаты большое значение имеет принцип раз нообразия форм работы и принцип чередования этих форм.
Надо работать над куском в разных темпах, часто играть и совсем мед ленно. Взятый в первом такте темп нельзя убыстрять. Необходимо чередование работу над целостной тканью с работы над от дельными партиями и голосами. Игра с применением правой педали должна чередоваться с беспедальной
игрой. В младших классах полезно чередовать игру со счетом вслух и со счетом про себя.
4.Этап целостного оформления сонаты начинается с того момента, когда исполнитель оказывается в состоянии проиграть всю сонату по памяти достаточно содержательно и достаточно технически точно и уверенно.
Задачи этого этапа являются:
- Констрзпярование и реализация целостного художественного замысла.
- Достижение эмоционально-логической насыщенности и непрерывности.
- Расчет всех средств музыкальной выразительности.
- Достиж;ение зощожественно свободной игры.
- Достижение максимальной технической точности, уверенности, непри нужденности .
5. Этап достижения эстрадной готовности является как бы заключительной стадией предыдущего этапа. Критериями эстрадной готовности слзшсат:
- Возможность совершенно непринужденно проигрывать в уме любое ме сто сонаты.
- Умение с первого раза это место сыграть на инстрзпугенте, как в нор мальном, так и в замедленном темпе.
- Должны исчезнуть представления о технических трудностях, заключен ных в данной сонате.
- На всем протяжении исполнения должно быть ощущение «удобства» ис полнения, отсутствие чрезмерной напряженности внимания, возможность наслаждаться своей игрой и слушать себя как бы со стороны.
Анализ сонатянай формы..
Сонатная форма - это форма, основанная на противопоставлении 2-х тем, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально:
- в основной
- в подчиненной
А после разработки повторяется в репризе в главной тональности.
ЭКСПОЗИЦИЯ
' Главная связующая побочная заключительная
партия партия партия партия
Тоника ► Доминанта
РАЗРАБОТКА
I Главная связующая побочная заключительная
(в любом порядке)
РЕПРИЗА
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Главная связзпющая побочная заключительная
Тоника Тоника
Могут быть Вступление и Кода..
В общем строении сонатная форма приближается к трехчастности, но при коде появляется 4 часть.
В ранних образцах сонатной формы часто встречаются повторение частей.
I I: Экспозиция : I I и I I: разработка + реприза : I I
У Бетховена часто встречаются повторение одной экспозиции.
Основой сонатной формы является контрастность тем.
Типы контрастов:
- Светло-оживленная к более грустной и спокойной
- Инструментальная и вокальная
- Драматическая и лирическая
- Песенная и танцевальная
- Обе темы могут напевны, но тогда контрастирует лад и ритмический рисунок.
При всем разнообразии контрастов для главной партии характерна боль шая активность, чем для побочной (хотя бывает обратные случаи).
ЭКСПОЗИЦИЯ -это первоначальное проведение, это I часть сонатной формы; обязательно являет.ся две темы:
- Главная
- Побочная
Но обычно тем четыре. Все они в одинаковой степени самостоятельны.
1.Главная партия - в значительной степени определяет содержание всей сонатной формы.
По своему содержанию она может быть однородной или контрастной.
По форме главная партия у классиков обычно представляет собой период замкнутый или разомкнутый.
Замкнутая кончается на Тонике основной тональности.
Это характерно для сонат Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена. Бородина.
Разомкнутая - кончается модуляцией на Доминанте или половинной ка денцией.
Главная партия представляет собой не период, а предложение.
По гармонии главная тема обычно устойчива, могут встречаться модуляци онные секвенции, напоминающие разработку.
Иногда главная тема пишется в простой 3-х частной форме.
Но эта 3-х частность лишена уравновешенности, реприза значительно ди-намизированна.
Еще реже встречается 2-х частная форма (Бетховен 2 симфония II часть).
Главная тема мож;ет быть написана в форме периода с дополнением.
2. Связующая тема - это построение между главной и побочной темой. Тематически содержание мож:ет быть различным:
- Построено на материале главной темы и примыкает к ней, это бывает при замкнутой главной, когда связующая вступает как 2-е предложение главной темы.
- Связуюгцая подготавливает интонационно побочную партию
- Связуюгцая на новом тематическом материале
Она менее яркая, чем главная и побочная и содержит модуль в побочной теме.
Связующая тема может состоять из 3-х размеров:
- Примыкает к главной теме
- Неустойчивая, содержит отклонения
- Доминанта предществует побочной теме.
По построению связующая тема не представляет четкой формы - это ряд построений. Возможны очень короткие, может вообще отсутствовать.
3. Побочная партия - это тема, которая противопоставлена главной теме.
Контраст их появляется с первых тактов, в некоторых формах Гайдна главная и побочная партии строятся на одном тематическом материале.
Только побочная начинается в тональности Доминанты.
Контраст между главной и побочной партиями может быть коренной или производный.
Производный - построение на элементах главной темы.
Если нет меяоду главной и побочной родства, то это будет коренной кон траст.
При внешнем контрасте главной и побочной тем составляется внутренне единство.
Побочная партия может состоять из 1, 2-х, иногда 3-х тем.
По сравнению с главной - побочная тема носит более спокойный характер.
Они более уравновешены, форма обычная завершенная.
Иногда, ради дополнительного конфликта вводится перелом в развитии побочной темы.
Может внутри иметь отклонение, но начало и конец в одной тональности.
У классиков сложился определенный круг тональных соотношений главной и побочной тем.
Если главная мажорная, то побочная - Доминантовая тональность.
Реже III и VI ступени, еще реже III низкая и VI низкая (b).
При главной минорной - побочная параллельная мажорна. Или мажорная Доминанта, реже VI и VII низкие.
Для побочной характерна полная каденция в основной тональности. Это является основным для определенного окончания темы.
Очень редко побочная тема бывает разомкнута.
По протяженности побочная тема довольно большая. В простейших случаях это 1 период; если 2 предложения, то 2-е обычно расширены.
Репризные формы в побочной теме встречаются редко.
Заключительная часть - это последняя в экспозиции. По тематическому содержанию мало состоятельная, примыкает к побочной и с ней контрастирует.
Тематическое содерлсание:
- Основана на материале главной темы
- Монсет быть на материале связующей темы
- Может объединить элементы главной и побочной темы
- Может строиться на относительно новом материале Завершающий характер подчеркивается гармонией и стр5ш;турой. Заключительная тема идет в той тональности, что и побочная. В ней же
кончается и экспозиция.
Формы она не имеет, представляет ряд построений, как дополнение к по бочной теме.
РАЗРАБОТКА.
В разработке вьывляются все качества тем, показанных в экспозиции.
В обычной сонатной форме новые темы в разработке не появляются.
Начало разработки отталкивается либо от главой темы или заключительной темы.
Развитие происходит методом вычленения коротких отрезков мотивного развития. Этот метод пригоден для развития тем активного и импульсивного характера, легко поддающихся дроблению.
Лирическая тема, которая при дроблении искажается, обычно не дробится целиком, либо большими отрезками.
Разработка может быть построена на 1-ой, или 2-х темах экспозиции.
Если в разработке проходят все темы экспозиции, то обычно следуют в прежнем пор51дке.
Для разработок типично полифоническое развитие, включая форму фугет ты.
Если в разработке появляется новая тема, то это будет не обычная сонат ная форма, а с эпизодом.
По построению разработки могут быть едины, но чаще они делятся на раз делы, которые различаются по тематическому содерж;анию и по методам разви тия.
В разработке может быть три раздела:
- Вступительный . В нем ошутима тональная связь с экспозицией. Разработка может начинаться в той же тональности, в которой кончилась экспозиция, либо в тональности одноименной главной теме.
- Протяженный. Этот раздел включает мотивное развитие, частую смену то нальности и динамику.
- Предьиествует репризе. Остановка на Доминанте основной тональности. Мож:ет быть различным по протяженности.
Тонально-гармонический план:
Для разработки характерна большая неустойчивость.
Главная тональность почти не затрагивается, порядок следования побоч ных тональностей может быть произвольным.
Однако есть одна закономерность: чем ближе к концу разработки, тем дальше углубляется в сферу Субдоминантовой тональности.
Не обязательно диатоническая сфера родства: VI низкая в мажоре, II низ кая мажоре и миноре и их параллель.
Часто встречаются в разработке модулирующие секвенции.
Наиболее устойчив последний раздел, в котором устанавливается Доми нанта основой тональности.
в гармонии разработки используются: Доминантовой септаккорд и обра щение. Вводный септаккорд, гармонические обороты полные и автентические, не типичные совершенные каденции и полные каденсирования.
III РЕПРИЗА.
В ней наступает тональное объединение тем. В самих темах могут происхо дить изменения. Прежде всего они касаются связующей партии, т.к. она долж на привести к главой тональности.
Если изменение касаются главной, побочной и заключительной темы, то реприза называется динамической.
Динажическая реприза:
- Главная тем, начавшись в основной тональности получает новое разви тие в репризе.
- Связующая партия - исчезает или укорачивается.
- Главная партия в репризе проходит в подчиненной тональности. Побоч ная тема сокращается или расширяется.
- Главная тема в репризе не звучит, если в экспозиции главная и побоч ная темы имели разную ладовую окраску, то она может сохраниться и в репризе, где темы идут в одной тональности.
Зеркальная реприза: здесь темы идут вначале побочной, а затем главной партией. (Шопен «Баллада» -соль минор)
Ложная реприза: главная тема в подчиненной тональности.
IV Сонатные формы могут иметь коду.
КОДА. Она мож:ет быть небольшой, состоящей из одного раздела, но ино гда бывает большая кода, состоящая из 3-х разделов.
Такая кода выполняет роль второй разработки, и имеет своих три раздела:
- Пред коды
- Основной - разработочного характера
• Кода
V ВСТУПЛЕНИЕ
Многие сонатные формы имеют вступления. Встречаются короткие вступ ления, иногда тематически связанные с главной темой.
Часто вступление имеют темповый контраст с главной темой, т.е. они мед леннее.
Вступление молсет быть построено на самостоятельном материале;
Мож:ет вьслючать элементы главной партии;
Могут быть во вступлении побочная партия или элементы нескольких тем экспозиции.
Тональность может быть основной от начала до конца;
Может быть основной в крайних точках;
Может формироваться постепенно к концу;
В конце вступления мож:ет появиться Каденция (сексткварт) не в основной тональности, а в одноименной.
По своему строению вступление может быть: ряд построений не завершен ных по форме, мож;ет быть и замкнутая структура, чаще период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соната.Сонатная форма.
Открытый урок-концерт....
Работа над сонатной формой на примере творчества Л.В. Бетховена
Методическая разработкаАвтор: Широкова Любовь ИвановнаМосква 2009 год....
Методические материалы по теме"Сонатная форма"
Форма, которая состоит из экспозиции, разработки и репризы, называется сонатной формой. Строение сонатной формы изучается на уроках музыки общеобразовательной школы в 6-7 классах. Как правило, учащиес...
Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"
Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....
Сонатная форма
конспект урока...
Сонатная форма
конспект урока...
Тест по музыке для 7 класса. Тема: "Сонатная форма"
Тест по музыке для 7 класса позволяет выяснить, как учащимися усвоена тема "Сонатная форма"....