Соната.Сонатная форма.
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Максарова Ольга Петровна

Открытый урок-концерт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sonata.Sonatnaya_forma..doc292 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Емва»

Соната. Сонатная  форма.  

Конспект открытого  урока-концерта  

                                                                                                      Автор

Максарова О.П.

        преподаватель по классу фортепиано

Емва

06.04.2009

Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении                      

                     музыкальных  произведений   крупной  формы.

Задачи:  1. Совершенсвовать исполнительское мастерство, формировать                    

                  сценическую культуру.

               2. Развивать внимание, музыкальное мышление, умение анализировать.    

               3.  Пробудить интерес к фортепианным  произведениям А. Диабелли.  

               4.  Профессиональная ориентация учашихся.

Тип: Урок применения знаний и умений, сообщения новых знаний, урок – зачёт.

Вид     Интегрированный  урок – концерт. 

Дата проведения           06 апреля  2009 года.

Время проведения        15.45

Место проведения        Кабинет теоретических дисциплин.  

Продолжительность     45 минут.

Преподаватель               Максарова О.П.

Исполнители:  1.ученики Максаровой О.П. Савина И.(5кл), Коновалова Е.(6кл)

                         2.Максарова О.П.                                                        

Слушатели:   ученики 5-7 классов   отделений фортепиано и хорового пения.                                                          

Обеспечение: фортепиано,  ноты сонатин,  доска, мел, фото А.Диабелли и памятника на его могиле в Вене.

Источники информации:

1.  Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.:                                    

     Советская энциклопедия, 1990. – С.172, 513-514.

  1. Википедия – свободная энциклопедия:  

ru.wikipedia.org/…/Вариации_на_тему_Диабелли_(коллектив авторов)

3.  www.lastfm.ru/Anton+Diabelli    

Присутствующие преподаватели ДШИ:

1. Ожегова С.В.   преподаватель, заведующая фортепианным   отделением,

2.  Клюшина С.В. преподаватель фортепиано,

3.  Лапина Л.В. заведующая теоретико-хоровым отделением, преподаватель      

     теоретических дисциплин,

Кузнецова А.И. преподаватель теоретических дисциплин.

Исполняемые произведения:

1. Диабелли. Сонатина d moll op.163 № 6 для фортепиано в 4 руки  в 3-х частях.                    

 Исполняет  ансамбль:  Савина И. (5кл)  I  партия,   Максарова О.П.  II  партия.                                                                                                                

2. Диабелли. Сонатина C dur op. 163 № 1 для фортепиано в 4 руки  в 3-х частях.                                                                                                            

Исполняет  ансамбль:  Коновалова Е.(6кл)  I партия,  Максарова О.П.  II партия.                                                              

Физкультминутка: в течение урока слушатели могут подойти к фортепиано и посмотреть на клавиатуру, руки исполнителей, нотный текст.

Ход урока

Организационная  часть (2 минуты).

Приветствие.

Объявление темы урока.  

Представление исполнителей.

Основная часть  (40 минут).

1.Проверка знаний по теме (5 минут).

Преподаватель: Что такое соната?

Дети:  Музыкальное  произведение для   какого-либо инструмента.  

Преподаватель: Сколько частей в сонате?

Дети: Три.

Преподаватель: Какая часть сонаты медленная?

Дети:    Вторая.

Преподаватель: В какой форме пишется 1-ая часть?

Дети: Сонатное аллегро.

Преподаватель:  Назовите основные разделы сонатного аллегро.

Дети: Экспозиция, разработка, реприза.

Преподаватель:  Правильно. И не забывайте, что основа сонатной формы –   экспозиционное противопоставление и репризное объединение  музыкального материала двух партий. Назовите их.

Дети:  Главная партия и Побочная партия.

Преподаватель: В чём их противопоставление в экспозиции и объединение в

репризе?                                    

Дети: В экспозиции Главная в основной тональности, Побочная – в тональности

доминанты, а в репризе они обе в основной тональности.

Преподаватель: А что такое сонатина?

Дети: Это маленькая соната.

2. Сообщение новых знаний о конкретных произведениях (Сонатинах А.Диабелли соч.163 №1 и №6)  и концертное исполнение (зачёт) (35 минут).

Преподаватель: Сегодня на уроке прозвучат две сонатины  Антона  Диабелли (5.09.1781–8.04.1858).

Австрийский нотоиздатель (издатель Ф.Шуберта) и композитор. Родился он в 1781 в Матзе в близи Зальцбурга. Интересен факт его биографии:

В 1819г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих

австрийских музыкантов с предложением написать по вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн. Среди 50 композиторов, откликнувшихся на предложение Диабелли, были, в частности,  Франц  Шуберт, Карл Черни…… а также семилетний на момент рассылки приглашения  Ференц Лист, которого, вероятнее всего, привлёк к участию в проекте его учитель Черни. Однако наибольший интерес эта инициатива вызвала у Людвига Ван Бетховена, постоянно сотрудничавшего с Диабелли как с издателем (впрочем, некоторые мемуаристы утверждают, что Бетховен первоначально не собирался участвовать в сборнике, посчитав тему Диабелли примитивной и скучной, однако затем — то ли в расчёте на гонорар, то ли чтобы доказать, что и такая примитивная тема может быть с блеском обработана, — изменил своё решение). Бетховен в итоге написал самостоятельное сочинение —  Вариации на тему Диабелли, — включавшее 33 вариации. Это произведение было готово к  1823 году,  и  задуманное  Диабелли  издание вышло в двух томах (один включал музыку Бетховена, другой — работы остальных композиторов) под названием Союз музыкантов Отечества  (нем. Vaterländisch Künstlerverein). Вариации на тему Диабелли – коллективный музыкальный благотворительный проект[1].

Диабелли написал много произведений для фортепиано и гитары.   Среди них есть пьесы  для фортепиано в 4 руки,  которые очень интересны и просты в исполнении. Достойны внимания сонатины. В них изображена борьба героя с неизвестными силами. Об этом свидетельствует резкое и частое изменение в динамике звука   от форте к пиано.  Форте  выражает чувство злобы, решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах.       Первой прозвучит Сонатина До-мажор, соч.163 № 1 в трёх частях.

        На доске написаны схема и тональный план  сонатины:

Andanteee

Сон. Allegro                  

       C-dur

      Романс          

a-moll

Рондо

C-dur.

                              I                                          II                                   III

Э

Р

Р

ГП

C

Es-c

C

ПП

G

C

ЗП

G

C

 

ABACA

АВ

        

Первая часть. Обратите внимание: начинается она вступлением Andante (характер  maestoso, dolce[2], заканчивается на доминанте). Далее идёт собственно Сонатное Allegro (темп  Allegro moderato[3]), в нём всё по правилам:    

Экспозиция

Разработка

Реприза

Главная партия

До-мажор

Ми-бемоль мажор

  и до-минор

До-мажор

Побочная партия

Соль-мажор

До-мажор

Заключительная п.

Соль-мажор

Соль-мажор

До-мажор

Вторая часть – удивительной красоты романс Andantino в   ля-миноре. Простая  двухчастная  форма, размер 2/2.

         Третья часть – стремительное, яркое Рондо. Размер 2/4. Темп Allegro vivace[4]. Написано  в  основной тональности сонатины –  До-мажоре.  

Внимательно слушайте и анализируйте. Исполняется без перерыва.

  1. Исполняется  Сонатина  А. Диабелли  До-мажор  соч.163 № 1 в трёх

частях для фортепиано в 4 руки.

Исполняет  ансамбль: Коновалова Е.(6кл) I партия, Максарова О.П.  II партия.

Diabelli's composition Pleasures of Youth: Six Sonatinas is a collection of six sonatinas depicting a struggle between unknown opposing forces.  

 Преподаватель:  Следующей  прозвучит Сонатина ре-минор  соч.163  № 6

 в трёх частях.

На доске написаны схема и тональный план  сонатины:

 

Andantino

D-dur

Rondo

d-moll

Сон. Allegro                  

     d-moll

         

 

Э

Р

Р

ГП

d

A – D

D

ПП

F

d – A

D

ЗП

а

d

 АВА+ Coda

ABACABA+Coda

         

        Первая часть  Cонатное аллегро. Вот где хорошо слышна борьба героя с неизвестными силами:  резкое и частое изменение в динамике звука  от форте к  пиано.  Форте  выражает чувство злобы, решимости героя, а пиано показывает его в более мягких, спокойных тонах.   Характер обозначен Con Fuoco[5].  Начинается коротким энергичным призывом. Интересен тональный план: Побочная партия написана в Фа-мажоре, а заканчивается экспозиция минорной доминантой. В разработке, как и положено, с Главной и Побочной партиями происходят различные «приключения», а в репризе – полное взаимопонимание.

Экспозиция

Разработка

Реприза

Главная партия

ре-минор

Ля-мажор, Ре-мажор

ре-минор

Побочная партия

Фа-мажор dolce

ре-минор, Ля-мажор

ре-минор

Заключительная п.

Ля минор stakkato[6]

Ля-мажор

ре-минор

Вторая часть – нежное  Andantino. Светлый  Ре-мажор, размер 3/4. Форма простая трёхчастная с кодой.

Третья  часть – лёгкое, полётное, волшебное Рондо.  А. Диабелли обозначил: leggerissimo e staccato (в высшей степени легко и отрывисто).Написано  в  основной  тональности  сонатины –  ре-миноре.  

Слушайте и анализируйте. Исполняется без перерыва.

  1. Исполняется  Сонатина  А. Диабелли  ре-минор  соч.163 № 6  в трёх

частях  для фортепиано в 4 руки.

Исполняет  ансамбль: Савина Ирина(5кл.) I партия,  Максарова О.П. II партия.

Заключительная часть (2 минуты).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:  Попросите своих преподавателей по ОКФ[7] или специальному

фортепиано включить  в  репертуар произведений А.Диабелли.

Найдите ноты в библиотеке или в сети Интернет.

Резерв времени 1 минута.

Антон Диабелли   (5.09.1781 – 8.04.1858)

Памятник на могиле  А.Диабелли в Вене.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку (мероприятие)

1.Фамилия, имя, отчество рецензента   Лапина Людмила Васильевна

2. Должность, место работы    Преподаватель теоретических дисциплин, заведующая теоретико-хоровым отделением МОУДОД «Детская школа искусств» г. Емва.

3.Фамилия, имя, отчество автора (мероприятия)  Максарова  Ольга  Петровна 

4. Должность Преподаватель по классу фортепиано

5.Место работы (полное  название и адрес учреждения)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей      «Детская школа искусств» г.Емва

6.Название методической разработки (мероприятия) 

Открытый  урок – концерт   по теме «Соната. Сонатная форма».

7.Отзыв рецензента

         Тема  «Соната. Сонатная форма» – одна из сложных тем в программе обучения на музыкальных отделениях. Освоение её требует от ученика знания теории музыки, осмысления целостности формы,   умения анализировать, логически мыслить,  хорошей исполнительской подготовки.      

Урок-зачёт   Ольга Петровна провела в форме концерта, что очень важно и для  учеников, сдающих зачёт, и для слушателей. Концертное выступление требует от ученика особенно уверенной проработки нотного текста, концентрации внимания, умения справляться с волнением, смелости, что и продемонстрировали ученики Ольги  Петровны. Слушатели  показали хорошие знания по теме,  умения  анализировать нотный текст, навыки слухового анализа.

Урок прошёл активно, конструктивно. Интересны  данные из биографии  А.Диабелли.  Видна заинтересованность преподавателя в предмете.

 

            Дата…………….                                                                        Подпись………………………

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Емва»

Справка по результатам открытого урока-концерта (зачёта)

по теме  «Соната.Сонатная форма.»  

06.04.2009.

Преподаватель               Максарова О.П.

Ученики                          Савина И.(5кл),  Коновалова Е.(6кл)                                                                              

Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении                      

                     музыкальных  произведений   крупной  формы.

Урок полностью  соответствовал  поставленным  целям. Учащиеся показали хорошие знания по предмету  и  хороший исполнительский уровень. Преподавателем проведена большая подготовительная работа по изучению исторического материала, практической работе с учениками. Урок организован рационально, преподавателем продумана структура урока.

На уроке присутствовали преподаватели ДШИ:

1. Ожегова С.В.   преподаватель фортепиано, заведующая фортепианным  

     отделением,

2.  Клюшина С.В. преподаватель фортепиано,

3.  Лапина Л.В. заведующая теоретико-хоровым отделением, преподаватель      

     теоретических дисциплин,

4.  Кузнецова А.И. преподаватель теоретических дисциплин.

Оценки учеников по итогам зачёта:

Савина И.(5кл)           отлично

 Коновалова Е.(6кл)   отлично

Заведующая отделением фортепиано      …………………………..Ожегова С.В.  

       


[1] Википедия.

[2] Величественно, нежно (ит.)

[3] Скоро умеренно (ит.)

[4] Скоро, весело (ит.)

[5] С гневом (ит.)

[6] отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.

[7] Общий курс фортепиано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы государственного устройства и Формы государственного правления

Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления.  10 класс....

Понятие формы. Многообразие форм окружаещего мира

Данный материал является разработкой урока с прменением компьютерных технологий (работа в Wordили в Paint)...

О СПЕЦИФИКЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Существующие образовательные программы не предполагают изучения иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая  возраст обучающихся и прису...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

«Создание формы для многотабличной базы данных «Студенты». Создание и установка связи между главной и подчинённой формами». (Методическое пособие для выполнения практической работы)

Методическое пособие по выполнению практической работы по теме "Разработка форм в базе данных" содержит теоретическую часть,порядок  создания формы, практическое задание и вопросы для самок...

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

На данном уроке учащиеся проникают во «внутренний мир» предметов: знакомятся с понятиями формы и конструкции. Все предметы строятся из геометрических тел. Предметы простой формы (яблоко, книга) в свое...