Развитие моторной функции у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом
статья по музыке по теме

Из опыта работы использования с детьми логоретмических игр и упражнений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие моторной функции у дошкольников

средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом.

С каждым годом все больше детей имеют слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения. И причины этому- плохая экология, педагогическая запущенность, невнимание родителей по отношению к процессу познавательно- речевого развития ребенка. Этим детям, по моему мнению, необходимы специальные логоритмические занятия, которые способствуют решению коррекционных задач. Но в условиях обычного дошкольного учреждения, где действует только логопункт, регулярные занятия логоритмикой в полном объёме невозможны. А вот использовать на музыкальных занятиях логоритмические игры и упражнения, на мой взгляд, вполне реальная задача. Ведь музыкальные коррекционно-развивающие игры способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений.

Игровая форма музыкального материала помогает вызвать у детей интерес к занятиям, создать у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности, в процессе которой происходит развитие общей и мелкой моторики, ритмического слуха, артикуляционного аппарата. Основу музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом составляет синтез слова, музыки и движения. В играх и упражнениях развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, дети приучаются ориентироваться в окружающей обстановке.

Исходя из вышеизложенного, целью моей работы, является развитие общей и мелкой моторики, координации речи и движений с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом.

Для реализации поставленной цели мною определены следующие задачи:

  1. Формировать интерес к музыкально-ритмическим играм и упражнениям с речевым компонентом, желание двигаться под собственный голос (пение и речетатив).
  2. Развивать музыкальные способности (ритмический и звуковысотный слух), координацию движений, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, внимание, память.
  3. Учить детей владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, соотносить, согласовывать слова и движения,  контролировать силу и длительность выдоха.
  4. Формировать умение выразительно петь и двигаться, развивать творческие способности.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его действия и движения связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровое действие, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.        Коррекционные:

  1. развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, дыхательной системы, артикуляционного   аппарата,   свойств   голоса   (высоту,   темп,   динамику,   ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
  2. формирование выразительных средств - интонации, мимики, жестов, движения.

2.        Оздоровительные:

  1. укрепление сердечно - сосудистой системы, костно-мышечного аппарата;
  2. развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
  3. развитие способности снимать эмоциональное и физическое напряжение;
  4. развитие быстроты двигательной реакции.

3.        Образовательные:

  1. обучение речевым, двигательным, певческим умениям и навыкам;
  2. развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
  3. формирование умственных умений и действий.

4.        Воспитательные:

  1. воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
  2. эстетическое отношение к окружающему;
  3. развитие положительных эмоций и чувств.

5.        Развивающие:

  1. познавательную активность;
  2. устойчивый интерес к действиям;
  3. саморегуляцию и самоконтроль;
  4. внимание, память, мышление;
  5. ориентировку в пространстве.

Музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом, направленные на развитие моторной функции, можно условно разделить на следующие группы (см. схему 1):

1.        Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

1.1.        Вокальное   музицирование   предполагает    приведение    голосового    аппарата    в рабочее  состояние,   знакомство  с  возможностями  человеческого  голоса.   В  этот раздел входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с  пением,   пение  с движением,   пропевание  ритмического  рисунка.   Например: я применяю  «День и ночь» («Колыбельная» Н. Римского-Корсакова, «Полька» С. Рахманинова) «Белка», «Мышеловка» (попевка на двух нотах, полька   - муз. А.Филиппенко), «Мы на карусели сели» и т.д.

1.2.        Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умения использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картинок. В эту группу входят игры с инструментами, звучащими предметами,  ритмодекламации  с инструментами,  ритмическое  и  мелодическое
сопровождение литературных текстов. В своей работе я использую  «Дождик» (муз.    М.    Пацхаладзе),   «Маленькие   и   большие   ножки»    (муз.    М.    Раухвергера «Ножками затопаем»), «Музыкальный домик», «У всех есть мама» Боровик и др.

2.        Речедвигательные игры и упражнения - предполагают развитие координационно - регулирующей функции речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все    виды    моторики,    устанавливают    ассоциации    между    выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации.

  1. Дыхательно-артикуляционный   тренинг.   Игры   и   упражнения   данной   группы используются   на   каждом   занятии   и   являются   основой   для   формирования неречевого   и   речевого   дыхания,   артикуляционной   базы   звуков.   Дыхательно - артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, а затем включается в    ролевые    ситуации.    Упражнения    выполняются    под    счет    с    музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Например: упражнение  «Эхо»,  «Ветер и  ветерок»,   «Ветерок и листочки»,   «Какой  ветерок?», «Гудок» (театральный шум) и другие.
  2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего   мышечного   тонуса   (утомления,   умственного   напряжения).   Я использую   такие   упражнения,    как   «Грибной   дождик»,    «Снеговик»    (М.Ю. Картушина),   «Что?   Где?»,   «Вот   на   улице   мороз»   (Р.Л.   Бабушкина)   и   другие. Желательно  использовать музыкальное  сопровождение,  так как  в  этом  случае слова и движения быстрее запоминаются детьми и выполняются ритмичнее.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию. В своей работе можно и нужно использовать такие игры, как «Домик для пальчиков» и «Осень» (О. Клезович), «Сидит белка», «Осенний букет», «Дружба» (М.Ю. Картушина) и другие. Здесь так же, по усмотрению педагога, можно использовать музыкальное сопровождение.

2.3.        Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов   речи:   ритмичности,   мелодики,   интонационной   выразительности. Соединение    ритмичной,    выразительной    речи    с    движениями    способствует конкретизации   слуховых  образов,   формированию   связной   речи.   Важность   их использования   на  музыкальных  занятиях  объясняется   тесной   взаимосвязью   в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. В работе с детьми на музыкальных занятиях эта группа игр и упражнений самая обширная и разнообразная. Это такие игры, как «Осень спросим», «Листочки», «Кто скорей возьмет грибок» (М.Ю. Гоголева), «Повстречались», «Пролетает самолет», «Лошадка», «Санки», «Месим тесто» (Р.Л. Бабушкина), «Кот и мышь», «По коврику гуляли», «Мы погреемся немножко», «Стучит-бренчит», «У дядюшки Трифона», «Раз, два - острова!», «Снежок» (муз. Г.П. Федоровой), «Здравствуйте» (полька, муз. Ю. Чичкова), «Как у дедушки Мороза», «Эй, что за народ» (М.Ю. Картушина) и другие.

3. Танцевально- ритмические упражнения - являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения - понятие динамическое, следовательно, эта способность развивается при «стороннем» воздействии.

  1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенную группу мышц, регулировать мышечный тонус, эта группа включает в себя игры и упражнения, необходимые    для    развития    координации,    пространственной    ориентировки, осознания схемы собственного тела.  Рекомендуется использовать такие игры и упражнения,     как     «Ветер     и     ветерок»,     «Регулировщик»     (муз.   Раухвергера «Автомобиль»), «Кенгуру» (муз. К. Сен-Санса «Кенгуру»), (Р.Л. Бабушкина), «Прогулка
    в лес», «Разминка», «Мы шагаем по сугробам» (М.Ю. Каржушина), «Музыкальные кубики», «Зарядка»,  «Мы ногами топ-топ»,  (М.Ю.  Гоголева),  «Стирка»,  «Машина», «На улице», «Марш медвежонка» (муз. Е. Железновой) и другие.
  2. Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет    целевую    направленность,    сюжетный    характер    и    завершенность.    В танцевальных        комплексах        передается        характеристика        музыкального произведения при помощи движения рук, пластических жестов и выразительных поз.    При    исполнении    ритмических    комплексов    используются    жесты    рук, телодвижения,       сопровождающиеся       звуком       (хлопки,       щелчки,       шлепки, притопывания      и      т.д.).      Временная      организация      игр      и      упражнений поддерживается     счетом,     музыкой,     стихотворным     текстом.     Для     игрового оформления заданий часто используются погремушки,  кубики,  камешки и т.д. Мною используются такие   игры   и   упражнения,   как   «Солнышко   и   дождик» («Дождик»  А.   Александрова  или  любой   вальс),   «Разноцветная   листва»   (муз.   Д.

Кабалевского), «Веселый поезд» («Jingle bells»). (P.Л. Бабушкина), «Бездомная кукушка», «Зайцы и лиса» (муз. М. Красева), «Дни недели» (М.Ю. Гоголева), «Дождик», «Машинист», «Кот и мыши», «День рождения», «Садовники» (слова С. Железнова, муз. Е. Железновой), «Подарки», «Мяч», «Снежок» (муз. Г.П. Федоровой) и другие.

4. Креативный тренинг - способствует развитию беглости, гибкости, оригинальности мышления, формированию конструктивных представлений, переходу от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. Опираясь на музыкальные впечатления дети создают графические, пластические и словесные образы. В эту группу входят задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, выразительных двигательных, вокальных, инструментальных импрови заций. Это такие игры и упражнения, как «Шляпа» (любая спокойная музыка), «Волшебный платок» (муз. Т. Хренникова «Лодочка»), «Танец лоскутка» (муз. Т. Ломовой «Передача платочка»), «Звуковые картинки» (театральный шум), «Дождик» (звуки природы и окружающего мира), «Музыкальный лес» (звуки природы), (Р.Л. Бабушкина) и другие.

Игры и упражнения всех групп могут варьироваться и сочетаться между собой. Одни и те же игры могут проводиться педагогами по-разному, так как в них всегда есть возможность использовать свое творчество и фантазию.


Исключительная ценность использования игровой деятельности заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусств, происходит освоение и осознание ребенком действительности. Музыкально-ритмические игры с речевым компонентом включаются мною в любое музыкальное занятие. Схема вариантов включения игр в различные виды музыкальной деятельности на занятии прилагается (см. схему 2). Кроме того, музыкально-ритмические игры с речевым компонентом могут включаться в любое занятие группы, использоваться в качестве динамического и эмоционального материала для «пятиминуток» между занятиями, на прогулках. Эти игры полезны и на физкультурных занятиях. Главное их преимущество не только в том, что они способствуют закреплению тех или иных танцевальных движений и поднимают настроение, но и, благодаря своему эмоционально-образному содержанию, обогащают речь детей. К тому же эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма.

Используемая литература:

  1. Анисимова Г.И.  Сто музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2005;
  2. Анищенко Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов, - М.: Астрель, 2006;
  3. Бабушкина Р.Л.,  Кислякова О.М. Логопедическая ритмика:  Методика работы с дошкольниками,   страдающими   общим   недоразвитием   речи   /Под   ред.   Г.А.Волковой. - СПб.: КАРО, 2005;
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003;
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами, - Ярославль: Академия развития,1996;
  6. Гоглева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая, подготовительная группа. - Ярославль: Академия развития, 2006;
  7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. -М.: ТЦ СФЕРА, 2005;
  8. Картушина   М.Ю.    Логоритмические    занятия    в   детском    саду.    Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2004;
  9. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей:   пособие   для   дефектологов,   муз.   руководителей   и   воспитателей,   -   М.: АВЕРСЭВ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" для 1 и 2 года обучения

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях» (1 год обу...

Проект «Развитие коммуникативной функции речи у воспитанников через систему игр и упражнений»

В презентации представлены основные направления коррекционной раброты и подборка игр и упражнений по каждому направлению....

"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"

"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"...

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»

Мастер – класс «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыкально -театрализованной деятельности»...

Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.

Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память....

Коррекция психического и физического развития детей с ЗПР средствами музыкально- ритмической деятельности.

Уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память....