урок музыки: "Музыка и литература"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

конспект урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: "Музыка и литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx19.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки в 5 классе (1 триместр, 10 урок).

Тема полугодия: «Музыка и литература».

Тема урока:  Музыка-основа литературных произведений.

Цель: показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира на примере грузинской народной сказки «Чонгури» и норвежской народной песни «Волшебный смычок», развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи: 1. Способствовать развитию познавательной и творческой деятельности, музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной культуры.

2. Закрепить знания о связи музыки с литературой, расширить знания о музыкальном инструменте.

3. Воспитание чувства любви к музыке и литературе.

Вид деятельности, этапы урока

Дози-ровка

Программное содержание

Ход урока

1.Организационный этап.

 Приветствие - попевка

5 мин.

Музыкальное приветствие, основанное на до-мажорном трезвучии.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас видеть. Присаживайтесь на свои места.

Посмотрите какой сегодня замечательный день: добрый, светлый, радостный. Вспомните, как мы приветствуем друг друга на музыке? ( пропеваем на 4 языках). Сначала каждый себе пожелает доброго утра на 4 разных языках (пропеваем приветствие  про себя). Теперь пожелаем доброго дня на различных языках друг другу и учителю (поем все вместе, затем делю на группы). Спасибо, молодцы!

2. Повторение пройденного.

3 мин.

-

Ребята, вспомните из прошлых уроков, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?  (…)  Да, вся музыка, предназначенная для пения превратилась бы в вокализ. А что такое вокализ? (…) Вокализ – пение без слов.  Исчезли бы песни, оперы и балеты, потому что в основе их лежат литературные произведения, такие, которые предназначены для постановки на театральной сцене (литературно-драматические произведения).

3. Изучение нового материала.

Слушание.

17 мин.

Грузинская сказка «Чонгурист». Грузинская песня «Чела».

Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе так же нужна музыка? Как вы думаете? (…). Конечно, если бы не было музыки, то все стихи остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили для них музыку. Кто сможет вспомнить стихи, на которые была написана музыка? (…).  Без музыки эти стихи словно лишены достаточной жизни. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат в любой концертной программе. Я хотела бы обратиться к словам из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» :

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Вот как А.С.Пушкин подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира. Послушайте  грузинскую народную сказку «Чонгурист» и ответьте на вопрос: какую роль  играют музыка и литература в данной сказке. (сказку читает подготовленный ученик). Жил на свете король. Однажды его дочь заболела. Чтобы ее вылечить, необходимо было достать яблоко из волшебного сада. Рядом с королевством жил бедный юноша, все богатство которого состояло из чонгури. Этот юноша отправился в путь со своим инструментом искать волшебное яблоко. По дороге он так прекрасно играл на чонгури и пел такие замечательные песни, что деревья, заслушавшись его, переставали шелестеть листьями, птицы, парившие в небе, опускались на деревья послушать песню чонгуриста. Очень долго шел юноша и, наконец, наткнулся на высокий забор. Он нашел вход и перед его взором предстал прекрасный сад.  Юноша увидел дерево, на котором росли волшебный яблоки. Он хотел сорвать яблоко, но тут проснулось страшное чудовище с огненной пастью – гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия. Чудовище неслось на юношу, а он взял свой инструмент чонгури и запел песню. Гвелвешапи остановилось и из его глаз полились слезы. Чудовище забыло о своей ярости, сорвало яблоко и подало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен тот человек, способный создавать такие прекрасные песни!»

Какую роль играют музыка и литература в сказке? (…)

В грузинской народной сказке мы увидели нерасторжимую связь музыки и литературы, их волшебную силу.

4.  Закрепление раннее изученного. Пение песни.

15 мин

Норвежская народная песня «Волшебный смычок».

   А сейчас я вам загадаю музыкальную загадку , будьте внимательны (играю отрывок песни). (…). Песня  «Волшебный смычок» (слайд). Можно ли ее назвать музыкальной сказкой? Почему? (…). Вспомните сколько ролей в этой песне? (…) Три. Какие? (…) Автор, музыкант-старичок, богач. Охарактеризуйте эти роли (их характер, тембр, настроение). (…) Автор повествует, богач поет уверенно, с некоторой жадностью, музыкант-старичок вежливо, спокойно, с любовью. Примите, пожалуйста, правильную певческую посадку. Спойте эту песню все вместе так, чтобы мы услышали интонацию каждого героя.  (Исполняют). Молодцы! Сегодня мы с вами будем героями музыкальной сказки  и попробуем спеть по ролям. (Пение по ролям. Предлагаю детям выбрать роли и исполнить музыкальную сказку у доски.  При этом даю предметы, которые характеризовали бы героев. Сидящие ученики – зрители). Спасибо. Мне очень понравились музыкальные сказки, которые я сегодня увидела и услышала.        

5. Обобщение. Подведение итогов.

5 мин

Ребята, что мы сегодня узнали на уроке? (…) . Музыка и литература взаимосвязаны. Если бы не было литературы, то не было бы песен, музыкальных сказок, балетов, опер.

Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому появлялись такие песни и сказки. Мудрость народа с восхищением говорит о тех кто владел этой музыкой. Этот сюжет популярен у разных народов.

Выставление оценок. Спасибо за работу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Музыка джаза!" 7-й класс

Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз...

Презентация к уроку музыки "Музыка и слово- два великих начала"

Презентация к уроку музыки 5 класс "Музыка и слово- два великих начала"...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка, музыка..."

Внеклассное занятие по музыке для учащихся начальных классов способствует развитию интереса к урокам музыки, воспитанию эстетического вкуса....

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка ,музыка...." для начальных классов

Внеклассное мероприятие по музыкедля учащихся начальных классов"Музыка, музыка…" Цель:Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического в...