Cтатья " Организация проектной деятельности по предмету Музыка"
статья по музыке по теме

Чистякова Светлана Ильсуровна

Как организовать в школе проектную деятельность по предмету "Музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya__organizaciya_proektnoy_deya.docx24.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Организация проектной деятельности по предмету  Музыка.

                                                                 Чистякова Светлана Ильсуровна

                                                                           МОУ гимназия «Дмитров»

                                                                                              учитель музыки

                                                 МОУ гимназия «Дмитров» г. Дмитров  МО

   Предмет Музыка занимает особое место в системе гуманитарного образования школьников. Его главная цель — обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках музыки помочь учащимся освоить основные закономер ности развития музыки  и культуры разных народов и стран че рез художественно-образную специфику искусства. Музыка имеет дело не с набором формальных знаний, а с музыкально-художественными образами. Одна из задач предмета музыки - развитие  у учащихся  эмоционально-ценностного  отношения  к искусству. Способность к сотворчеству, интерпретация музыкальных произведений и собственные попытки создать свое произведение, в идеале должна становиться итогом изучения предмета музыки, а не набор механических знаний,  умений и навыков. Следовательно, все формы изучения  предмета музыки, которое предполагает развитие творческого начала,  активности самостоятельной продуктивной деятельности, должны быть объектом особого внимания.

 Основным в методике преподавания музыки становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию музыкального языка, его роли в жизни людей, страны. Вся художественная деятельность по музыке должна быть основана на законах восприятия искусства и направлена на  расширение интонационно-образного багажа учащихся, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к ней, как части окружающей его жизни.[2.14] Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность детей, развитие навыков коллективного музицирования - пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций. 

Перспективным в изучении предмета музыки является деятельностный  подход к развитию учащихся. Педагог должен уделять особое внимание художественно-творческой деятельности (творческие работы по освоенному материалу в виде рефератов,  тематических сценариев, «композиций»,  разработок различных проектов и т.п.) Опыт показывает, что взаимосвязь классной и дополнительной работы является совершенно необходимым условием, так как помогает детям войти в мир большой музыки почувствовать и осознать с позиции традиций и новаторства те или иные черты   творчества композитора, «вжиться» в эпоху. В методике преподавания музыки занимают такие формы итогового контроля, как зачет или экзамен, которые предполагает защиту проекта или группы проектов, создание видеопособия и т.п. Роль деятельностного подхода в этом процессе трудно переоценить. Именно по этому сегодня  актуальными становятся проектные формы работы, которые позволяют соединить знания, умения и навыки, где существует возможность для реализации художественно- творческого потенциала учащихся. Музыкальная культура помогает понять и освоить богат ство культурного наследия предыдущих эпох, его влияние на совре менные процессы, происходящие в искусстве и общественной жизни, т.е. помогает «услышать» диалог культур через века.[2.25]  Музыка воспитывает у учащихся умение ориентироваться в историческом пространстве музыкальной культуры разных стран и эпох, активи зирует умение «читать» разные произведения искусства по наиболее важным признакам художественного направления, стиля, образа, контекста эпохи.

В соответствии с этими целями определены следующие задачи:

  1. выявить у учащихся базовые знания, связанные с пониманием музыкальной культуры данной исторической эпохи на основе действу ющих государственных программ;
  2. определить уровень развития музыкальной культуры учащихся (музыкально-художественная грамотность, образное мышление);
  3. выявить зрительные, слуховые навыки учащихся в восприятии музыкальных произведений данных эпох;
  4. выявить степень самостоятельности суждений об искусстве и культу ре в целом, их функциях и социальной значимости (способность к анализу и обобщению полученных знаний, соотнесению разных музыкально-худо жественных явлений, творческому осмыслению конкретных приме ров).

Проектная деятельность позволяет организовать подлинно исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов, форм  и средств самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы, что является одним из компонентов целостной системы образования. Существует несколько типологий проектной деятельности:

1.  Проекты могут быть предметными (выполненными в рамках конкрет ного предмета) и интегративными (объединяющими как различные учебные предметы, так и область дополнительного образования).

2. По форме представления материала и форме защиты (презентации) проекты делятся на исследовательские, творческие (музыкальные  с использованием элементов театрализации, живописи) и видеопроекты. Схема, используемая при проверке итога проектной деятельности, практиче ски не изменяется (реферат + практическая форма представления ма териала (макет, стенд, газета, альманах, сайт, СД-диск, спектакль, видео ролик, фильм и т.п.) + устная защита). В случае если проект имеет исследо вательский характер, может быть наиболее подробно разработана ре феративная часть (или практической частью будет электронная эн циклопедия, словарь, электронный реферат).

Вариант творческого проекта предполагает нетрадиционный жанр практического представ ления материала — концерт, музыкально-театральное представление, экскурсия, танец, возможен также вариант вы ставки, посвященной определенному музыкально-художественному стилю композитора или на правлению, где представлены и творческие работы автора в данном стиле. Часто встречаются такие виды творческого проекта, как сайт элект ронное учебное пособие с игровыми элементами. Для видеопроекта характерным является акцент на видеофильм или телепередачу как творческий итог работы.[1.11]

Реализация проектной деятельности предполагает специальную подготовку, как  педагога, так и к учащихся.

Выбор тематики проектов зависит не только от предмета, но и от кон текста обшей ситуации, складывающейся в образовательном учреждении. Тематика проектов по музыке должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории музыки, основам языка искусства, пониманием специфики музыкального образа, но осознанием себя как части мировой культуры, сотворца музыкального произведения (в образе слушателя, исполнителя, композитора). То есть проект по музыке требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличия воображе ния, умения синтезировать художественную информацию и придавать ко нечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета.

Выполнение проекта как дополнительной творческой работы, не свя занной непосредственно с прохождением программы, позволяет оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, обобщению получен ных знаний и творческий потенциал в выборе и обосновании темы, в по иске необходимой информации и форме реализации темы. Проектная форма работы в данном случае призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знании по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, живописи и др.), развить свой творческий потенциал.

Работа над творческим проектом строится в несколько этапов: 

На первом этапе определяется тема проекта. Отбираются необходимые источники информации, составляется план реа лизации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа (если  групповой проект) опре деляемая по принципу интереса к проблеме, переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на прио ритет индивидуальных и групповых видов самостоятельной работы ис следовательского, поискового, творческого плана. В этом случае педа гог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только орга низатора, но и полноправного участника такого учебного процесса, ко торый строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. Коммуникативная компетентность педагога, умение организовать  и вес ти дискуссии, не навязывая свою точку зрения,  способность генерировать новые идеи,  помогут направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем. Педагог устанавливает и поддерживает устойчивый, положительный эмоциональный настрой в группе. Чтобы добиться желаемого результата,  уже   на первом этапе подключаем самих учащихся к определению содержания и структуры проекта. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реали зации цели делают эту работу значимой, что способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраивается структура индивиду альной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Обработка данных, научное объяснение полученных результатов. Видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодейст вия, планирование порядка работ. У школьников формируем способ ность к самостоятельному целеполаганию и умение координировать свои планы с планами других членов группы.  Интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Фиксация результатов этой рабо ты может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев т.п.).

На третьем этапе осуществляется защита проекта (презентация) в форме, наиболее соответствующей содержанию проекта (концерта, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, про ведение экскурсии и т.д.). Особое внимание должно быть уделено состав лению учащимися итогового отчета, описывающего как траекторию движе ния проектной мысли, так и запомнившиеся всем интересные эпизоды ра боты. Осуществляемый при этом рефлексивный самоанализ не менее зна чим, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений, требуемых учебным планом. Выпущенный в виде брошюры, набранной и распечатан ной хотя бы в одном экземпляре с помощью настольной издательской сис темы, такой отчет может быть достаточно значимым «продуктом», полу ченным в результате проектной работы и доказывающим его педагогиче скую ценность.

Реализация проектной деятельности любого типа напрямую способствует развитию критического (аналитического) мышления школьников. Приве денный ниже перечень характеристик склонностей к критическому мышле нию представляет собой своеобразный путь движения участника проектной деятельности по изучению практически любой проблемы:

  1. поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
  1. стремление к разносторонней осведомленности;  
  2. использование надежных источников и ссылка на них;
  3. целостное рассмотрение ситуации;
  4. стремление придерживаться основной темы;
  5. удержание в поле зрения исходной (основной) задачи;
  6. поиск альтернатив;
  7. открытость; выбор точки зрения, позиции (равно как и ее изменение при наличии достаточных оснований);
  8. стремление к максимально возможной для данного предмета точности: склонность к применению навыков критического мышления в жиз ни. Проектная деятельность является средством, стимулирующим творческую активность, воображение, реализацию музыкально-творческого потенциала учащихся через приобщение к музыкально-художественным образам мирового искусства.

Список использованной литературы.

1.Путешествие к музам./М.А. Фоминова, Е.А. Бондаренко.- М.: МИОО, 2004.-176с.

2.Музыка: 5-6 кл. Методическое пособие/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – М.: Просвещение, 2007.-207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Cтатья: "Организация исследовательской деятельности учащихся"

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть», установить закон плавания тел, исследо...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...