Методическая разработка урока по музыке в первом классе: "Музыкальные инструменты"
методическая разработка (музыка) по теме

Познакомить детей с музыкальными духовыми инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_muzyke.docx23.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по музыке в

1 классе

Тема урока: «Музыкальные инструменты».

Учитель: Болотина М.Е.

Москва 2012

Цель: знакомить с тембрами (голосами) духовых музыкальных инструментов (свирель, флейта) и их выразительными возможностями.

Задачи:

  1. Образовательные:

- расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов;

- совершенствовать речь детей, обогащать словарный запас;

- научить детей сопоставлять звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов (свирель-флейта).

  1. Воспитательные:

- воспитывать в детях интерес и любовь к музыке;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке.

  1. Развивающие:

- формировать навыки выражения своего мнения о музыке;

- развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах.

  1. Здоровьесберегающие:

- снимать нервно-психологические перегрузки

- восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

Методы, применяемые на уроке:

  1. метод музыкального обобщения;
  2. метод наблюдения;
  3. метод активизации музыкальной деятельности (словесный, наглядный);
  4. метод эмоционального воздействия.

Техническое оснащение: MP3 –проигрыватель, музыкальный CD-диск,   учебник по музыке Сергеева, Шмагина, Критская, презентации PowerPoint, компьютер, фортепиано.

Этапы  урока.

Учащиеся входят в класс под музыку Эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент». Они произвольно, интуитивно выполняют музыкально-ритмические движения руками – подражают игре на различных музыкальных инструментах, которые узнают в звучании песни, корпусом тела изображают танцевальные движения.

I Организационный момент.

У. – «Музыкальное» приветствие.

Сообщение темы урока.

У. – Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные инструменты».

II. Беседа.

У.- Что необычного сегодня на нашем уроке?

Д.- Весело, задорно, можно порезвиться…

У.- Сегодня впервые на нашем уроке звучит такая веселая, задорная музыка?

Д. –  Нет!

С помощью учителя дети могут назвать молдавские народные наигрыши «Хора», «Сырба», могут вспомнить вариации, звучащие в быстром темпе русского хоровода «Березка»).

У.- Чему подражали вы своими движениями?

Д. - Играли на музыкальных инструментах: дудочке, свирели. 


У - Как называются такие музыкальные инструменты?

Д. - Народные

У.- Какому народу они принадлежат?

Д. - Русскому

III. Объяснение темы урока.

У.- Послушайте внимательно стихотворение

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Качались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И, будто оживленный,

Тростник заговорил —

То голос человека

И голос ветра был.

У.- Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент описал в этом стихотворении М.Ю. Лермонтов?

Д.- Дудочка,  свирель.

У. – Молодцы правильно.

У.- Свирель русский народный духовой инструмент, похожий на дудочку. Звук у свирели мягкий, тихий. Играют на нём, вдувая воздух и зажимая отверстия, расположенные на стволе свирели. А сейчас мы послушаем, как звучит свирель.

Звучит наигрыш р.н.п. «Полянка».

На экране – изображение свирели.

У. - А теперь расскажем о музыке. Опишите её словами.

Д. – Плавно, нежно, ласково, задумчиво, легко.

У. – Ребята, а свирель относится к народным или профессиональным инструментам.

Д.- К народным.

У. – Правильно, молодцы.

У. – А как вы думаете среди профессиональных инструментов, близких по звучанию свирели, есть такие, на которых музыканты исполняют серьёзную, классическую музыку?

Дети затрудняются ответить.

У. – Давайте сейчас послушаем произведение великого немецкого композитора И.С. Баха «Шутка».

На экране изображена флейта.

У. – Ребята, вам знаком этот инструмент?

Д. – Да.

У. - Как он называется.  

Д. – Флейта.

У. – Флейта – духовой инструмент, воспроизводит очень высокие звуки, а играют на нём как на свирели, вдувая воздух и зажимая отверстия.

У. – Опишите словами, как звучит флейта.

Д. – Нежно, игриво, легко, задорно.

У.- Молодцы.

У.- Ребята, я вижу, вы немного устали, сделаем паузу. Встаньте, пожалуйста, в центре зала, и мы с вами сейчас попробуем изобразить, как играют на флейте.

Звучит музыка Баха «Шутка». Ребята с учителем имитируют игру на флейте.

У. – Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить голос флейты и свирели?

Д. – С пением птиц, со свистом человека, с журчаньем ручья.

У. – Правильно! Садитесь,  пожалуйста, молодцы, а сейчас открываем учебники на стр. 54-55. Вы видите на рисунках музыкальные инструменты. Какие это инструменты?

Д. – Духовые.

У. – А почему вы сделали такой вывод?

Д. – В эти инструменты вдувают воздух и зажимают отверстия.

У. – Правильно. А все ли здесь инструменты русские народные?

Д.- Нет.

У.- А какой инструмент не русский народный?

Д. – Волынка.

У. – Правильно. В какой стране на нём играют?

Д. – На ней играют в Шотландии.

У. – Молодцы. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент.

Звучит шотландская народная песня.

У. – Давайте опишем словами, как звучит этот инструмент.

Д. – Мягкий, глубокий, сочный.

У. – Ребята, перед вами на экране  музыкальные инструменты. Найдите среди них духовые и  скажите, как они называются.

Ребята называют инструменты.

У. – Молодцы, я вижу, все справились с заданием. А почему вы выбрали именно эти музыкальные инструменты?

Ученики комментируют свои ответы.  

У.- Скажите, пожалуйста, у всех этих духовых инструментов одинаковые голоса или разные?

Д. – Разные.

У. – Правильно. Каждый инструмент имеет свой голос. Музыкальный голос называется тембром. У каждого музыкального инструмента свой голос, т. е. свой тембр.

Ответьте на мой вопрос, какой самый высокий музыкальный инструмент вы сегодня слышали на уроке?  

Д.- Свирель, флейта.

У. – Молодцы. А сейчас мы вместе споём и разыграем по ролям э.н.п.

«У каждого свой музыкальный инструмент».

Дети вместе с учителем поют песню, имитируя игру на духовых инструментах.

IV. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с духовыми музыкальными инструментами. Вы теперь знаете, какие инструменты относятся к духовым и почему, какие являются народными, а на каком играют классическую музыку. Вы узнали, что у каждого инструмента есть свой голос (тембр), свои выразительные возможности.

Вы сегодня замечательно работали. Урок окончен

(«Музыкальное прощание»).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

Методическая разработка урока истории "Общественные движения первой четверти XIXв."

Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок – обсуждение.Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная....

Разработка открытого урока по музыке в 3 классе " Музыкальные инструменты. Скрипка."

Разработка открытого урока ФГОС по музыке в 3 классе "Музыкальные инструменты.   Скрипка."Прикреплены самоанализ, презентация и разработка урока....

Методическая разработка урока. "Застывшая музыка. Музыка в архитектуре". 5 класс.

Конспект  урока музыки в 5 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойТема урока: «Застывшая музыка. Музыка в архитектуре»Форма урока: дист...

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого".

Задания для проверки читательской грамотности.Методическая разработка урока "Внутренняя политика Николая Первого"....