Новаторство и традиции в музыкальном образовании обучающихся.
статья по музыке по теме

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерные классы. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon allabond.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

А.В.Бондаренко

Новаторство и традиции

в музыкальном образовании обучающихся.

А.В.Бондаренко, МОУ СОШ №10, г.Апаты

        В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютеры или компьютерные классы. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.

        Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК (средства массовой коммуникации), используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер. Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что дает колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти. Информационные ресурсы в сети Интернет достаточно широко используются по предмету «Музыка» - это библиографическая информация, аудио и видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету «Музыка».

        Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т. д., Использование компьютера возможно на любом уроке, а особенно на музыке. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии и результат не заставит вас ждать.

        Существуют программы для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы: музыкальные редакторы, программа для пения караоке, музыкальные проигрыватели, музыкальные энциклопедии.

        Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

        Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Прослеживается история развития той или иной группы, о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушивается запись или просматривается видеоклип.

        Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали.

        Самым главным в педагогической деятельности учителя музыки является вокальная работа. Для этого используется компьютерная программа VocalJam. Эта программа построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни. Учитывая то, что дети младшего школьного возраста еще любят игровые моменты, подбираются упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. Репертуар подбирается таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. Для работы берётся не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, веселые) и различные по тематике. Подбираются песни, которые перед ребятами раскрывают современные проблемы, общечеловеческие темы. Даётся ребятам музыка, как сама жизнь, бесконечно меняющаяся, способная к превращению. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца. Таковы многие песни Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева и других бардов. Исполняются народные песни, произведения фольклора, как одного из совершенных средств музыкального воспитания детей; образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства. Дети учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир произведения.

Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, используются музыкально-пластические движения.

В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе.

Ритмика – это система упражнений для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.

        Придя из детского сада в школу, ребенок забывает о танцевальных движениях, о музыкально-дидактических играх, о проявлении своих творческих способностей в этой области развития. Вот почему на методических объединениях учителей музыки сейчас отводится особое внимание на неразрывность работы детских садов и школы, о дальнейшем развитии способностей детей.

        Не зная специфики работы в детском саду, учителя музыки очень точно охарактеризовали ситуацию: "Нам трудно, а детям - скучно". Вот потому особенно важно включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.

        Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства, развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

        В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метро – ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать ее в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности.

        Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

        Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

        Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя народную песню, стараются по-своему изобразить действие.

        В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки.

Результатом творческой работы учителя и учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Концерт – это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства. Ведь задача не только урока музыки, но и школы – средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Урок музыки – импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед.

Что такое искусство для ребенка? Это жизнь. А жизнь – это искусство. Для юного человека любой опыт – это постоянно меняющийся эстетически-синэстетический калейдоскоп. Ведь когда дети играют, невозможно их занятия разграничить по каким-либо видам искусства.

        «Искусство» и «жизнь» - синонимы. А ключ к ним – творчество в любых проявлениях. Разве умение просто слушать музыку, вглядываться в картину, чувствовать истинный смысл слова – не творчество, не творческая работа души? Под термином «творчество» подразумевается «познавательно-поисковая художественная практика» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире искусства и затем применяют на практике полученные знания и навыки. Важно, чтобы все испытали радость творчества, проявили себя независимо от индивидуальных особенностей.

        Для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха и его роль в музыкальном образовании детей

Целью настоящей работы является  рассмотрение вопроса о том, какую роль в воспитании юных музыкантов играет музыкальный слух. В исследовании представлена подробная классификация видов и фор...

Возможности народных традиций и музыкальных средств в коррекции поведения школьников с задержкой психического развития

Данный материал представлен, как результат моих исследований. Основной акцент сделан на методах и методиках психолого - педагогической диагностики развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...

Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...