Особенность проявления познавательной мотивации на уроках музыки
статья по музыке по теме

 

Статья посвящена проблеме формирования мотивации к познавательной деятельности на уроках музыки. Активизация творческой деятельности, формирование понавательной мотивации, проблемность в обучении требует нового подхода к наполнению урока музыки. Формировать познавательную активность – это значит стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме с непредсказуемым заранее финалом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенность проявления познавательной мотивации на уроках музыки

Особое место в современных процессах образования, школьного преподавания, в развитии устойчивого интереса к учению занимает комплексное овладение предметами гуманитарно-художественной направленности, преподавание и изучение искусства. Известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активизации своей учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. В педагогической литературе констатируется, что непосредственные занятия учащихся, например, музыкально-художественной деятельностью, эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но формированию также и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение личности.

Вопросы психологии искусства рассматриваются в работах Л.С.Выготского, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б. М. Теплова, Д.Б.Эльконина и др. В них авторы отмечают, что активизировать деятельность художественного сознания школьников можно путем стимулирования педагогического процесса. Более конкретные вопросы теории и практики эстетического воспитания, организации структуры обучения можно проследить в трудах педагогов-практиков Э.Б.Абдуллина, Д.Б.Кабалевского, В.В.Медушевского, Б.М.Неменского, Е.И.Юдиной и других. Основной мыслью в работах педагогов, музыковедов и искусствоведов является мысль о воспитании духовности и нравственности ребенка при помощи различных видов и средств искусства как в индивидуальном, так и в коллективном (групповом), а также комплексном обучении (П.В.Анисимов, Н.Н.Гришанович, З.П.Морозова, Ю.Ф.Яковенко и др.). Многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и образования.

В настоящее время существует проблема  в выявлении, описании и осмыслении общих и конкретных педагогических условий и методических средств, способствовующих активизации познавательной деятельности школьников, формированию и повышению положительной мотивации учения у них на уроках музыки.

Эта проблема изучается в научной литературе, как в общетеоретическом, так и в конкретном музыкально-педагогическом смысле.

Современный отечественный учёный Гребенкж О. С. отмечает, что в нашей стране накоплен достаточный педагогический опыт формирования мотивации учащихся в средней школе (Е. Н. Ильин, В. А. Горелов, В. Ф. Шаталов, Т. А. Чичерина и др.). «Но, - как говорит далее он, - в настоящее время мотивационная сторона обучения в школе наименее управляема». По мнению психолога Н. В. Матюхиной, в школе формирование мотивации подчас идёт стихийно, являясь скорее результатом достижения передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы.

Г.И.Щукина высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников  способствуют дидактические игры, развивающие познавательную деятельность. Она также существенно уточняет факторы активизации учения, тем самым конкретизируя её как проблему формирования мотивации учения школьников средствами художественной деятельности, имеющую ярко выраженную эмоциональную окраску.

Активное развитие отечественной методики музыкального воспитания и образования (а именно, ее практическое воплощение в массовой педагогике) началось около двадцати лет назад (с 80-х годов 20 века). Разрабатываемые методики и технологии были направлены на  поиск общих основ в предметах эстетического цикла и формированию положительной мотивации к предметам эстетического цикла (В.В. Кирюшин, Д.Е. Огороднов и т. д.)

Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. Потому формирование познавательной мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности:

Слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование;  импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);  игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку). Все эти виды деятельности используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку. Включенные в урок они способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие  музыки  -  одна  из самых активных форм приобщения к музыке,  потому что при этом  активизируется внутренний, духовный мир  учащихся,  их  чувства  и  мысли.  Проявление творческого начала осуществляется и в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, выполнение рефератов, творческих проектов, выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, стихотворений, рисунков и т.д.

Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках:

  1. метод размышления о музыке
  2. метод забегания вперед и возвращения к пройденному
  3. метод музыкальных обобщений
  4. метод эмоциональной драматургии
  5. метод создания художественного контекста
  6. метод проблемного изложения материала
  7. метод переинтонирования
  8. метод моделирования художественного процесса
  9. метод интонационно – стилевого анализа
  10. метод импровизации
  11. метод творческих заданий

Активизация творческой деятельности, формирование понавательной мотивации, проблемность в обучении требует нового подхода к наполнению урока музыки. Формировать познавательную активность – это значит стимулировать познавательную деятельность ребёнка, уводя его от стандартов мышления и применяя ранее полученные знания и личный опыт на практике в интересной для ребят форме с непредсказуемым заранее финалом. Собственные выводы и доказательства, добытые учащимися опытным путём, всегда интересны и убедительны.
Эмоциональный всплеск, эффект удивления, возникновение возможного сомнения в собственных ошибочных суждениях являются благотворной почвой для становления личности. Фр. Бэкон говорил: «Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а тот, кто начинает с сомнения, закончит уверенностью». Ещё Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика и помощь в «самозарождении» истины в сознании ученика.
Музыка не является наукой, но принцип научности присущ и уроку искусства, так как любое «знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека» (БСЭ). Познавательная активность возникает тогда, когда ребёнку не даётся ответ в готовом виде, а  тогда, когда он сам ищет решение проблемы. И наоборот, проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальная возможность решать задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым.
Урок–исследование или его элементы в череде привычных занятий активизируют мышление и дают возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности.

Приведём пример проблемно – поисковой ситуации на уроке музыки.  5 класс. Тема «Полифония». Используется модули (EC_ 421I. EC_ 421Р2. EC_06_02_01I_03).   Говорим о построении, сравниваем с гомофонией.
Слушаем трёхголосную полифонию И.С.Баха, анализируем внутреннее содержание (делаем записи на доске) и средства музыкальной выразительности, касаемся некоторых эпизодов жизни композитора, его мировоззрения.
Проигрываю фрагменты тем, соединяю, обговариваем ощущения от каждой муз.темы, обращаем внимание на непрерывность развития, констатируем смену настроения в произведении при соединении голосов.
И тут говорим СТОП! Для ребят продолжается урок, а учитель уже начал обобщение и закрепление темы на новом уровне:

- Давайте ещё раз вспомним, какой голос в полифонии главный? (все равноправны)
- А есть ли в этом типе музыки аккомпанемент? (нет)
- А зачем вообще нужен аккомпанемент? (помогает мелодии выражать содержание, передавать настроение)
- Но вы же сейчас поняли содержание, а аккомпанемента не было! (…растерянность)
- Как вы думаете, если мы добавим аккомпанемент, музыка станет понятнее? (наоборот, будет мешать)
- Это означает, что дело в мелодиях – темах. Сколько их может быть? (две и более)
- Одинаковыми ли были мелодии в прослушанном произведении И.С.Баха? (разные)
- В чём они были разные? (мелодия, внутреннее содержание каждой отдельно взятой темы, характер)
- Внимание, вопрос!  
(Постановка проблемы) Каким образом самостоятельным голосам полифонии удаётся изменять общий характер звучания, откуда появляются дополнительные эмоции, отличные от тех, которые существуют в отдельных темах? Внимательно посмотрите на схему. Что вы здесь видите интересного? Представьте, что наши голоса - цветные ручьи… Сколько их? (три – три цвета: жёлтый, синий, красный)
- Один голос начинает звучание, другие подхватывают или наоборот замолкают… Ещё?.. Обратите внимание на «ленту настроений» в нижней части схемы. Откуда появились дополнительные цвета?.. (обращаем внимание на «радугу» внутри таблицы) Оказывается, от переплетения, слияния нескольких голосов и настроение начинает меняться, ведь совсем другое ощущение возникает от прослушивания одного, двух или трёх голосов. Будто смешивается вода в цветных ручьях (жёлтый + синий = зелёный и т.д.)! Могло ли быть такое, если бы не было непрерывности звучания? (Нет!)
Что же происходит в финале, когда все голоса звучат одновременно? (Разноцветный «водопад» звуков!).

Итог урока – дети самостоятельно искали ответ на проблемный вопрос. В ходе урока ярко проявлялись познавательная активность, эмоциональность.

Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий:

  1. личностно – ориентированного обучения;
  2. проектных технологий;
  3. технологий проблемного обучения;
  4. технологий развития критического мышления;
  5. компьютерных технологий;
  6. ИКТ

способствует формированию познавательной мотивации школьников на уроках музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ....

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках географии».

Из опыта учителя географии. Практические работы для учащихся 6 класса...

Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"

В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

Инновационные приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации на уроке математики

В статье рассмотрены некоторые средства обеспечивающие формирование мотивации к учебной и познавательной деятельности в процессе обучения математики....