5 КЛАСС. "ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ СЕРГЕЕВА, КРИТСКАЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ17.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Что роднить музыку с литературой»

Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.

Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный и литературный материал.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой»

Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства - музыки и литературы.

На протяжении четырёх лет мы тесно знакомились с жанром, который включает в себя эту связь. Назовите, о чём я говорю.

ДЕТИ.

Это  «песня».

УЧИТЕЛЬ.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

        Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов?

ДЕТИ.

В песне останется одна мелодия.

УЧИТЕЛЬ.

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ.

Да, сможем. Голосом.

УЧИТЕЛЬ.

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ».

СЛУШАНИЕ ВОКАЛИЗА.

УЧИТЕЛЬ.

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы  один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

        А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

ДЕТИ.

Останется один только текст, т. е. – стихотворение.

УЧИТЕЛЬ.

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ВСЛУХ БАСНЮ

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

УЧИТЕЛЬ.

 Назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.

(Дети называют слова: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.)

УЧИТЕЛЬ.

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

        Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни, романсы и т.д.

Вот и сейчас я вам предоставляю возможность насладиться песней композитора А Арутюнова, на слова Семернина «Песня про чудака».

УЧИТЕЛЬ ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ

В нашем классе, между прочим, есть чудак.

Рассмешить его не можем мы никак.

Комедия в кино- смеются все давно,

Он скучает. И твердит одно:

ПРИПЕВ

«Не смешно ничуть – обычная игра,

И потом чуть-чуть серьёзней быть пора!»

Нас вожатый в воскресенье в цирк водил.

Рыжий клоун на арене всех смешил.

Его огромный зал улыбками встречал.

Все смеялись. А чудак молчал.

ПРИПЕВ.

Раз к нему на день рожденья мы пришли.

И подарок в день осенний принесли.

Коробку на порог поставили у ног,

А в коробке маленький щенок.

ПРИПЕВ

И под лай щенка

улыбку чудака увидал наш класс,

пожалуй, в первый раз.

Ха-ха, хи-хи, весёлые стихи.

Знают все давно ,

Смеяться не грешно.

  1. ИТОГ.

УЧИТЕЛЬ.

        Сегодня на примере музыкальных и литературных произведений мы убедились, что связь двух видов искусства музыки и литературы очень важна.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник. Стр.6-9, басню Крылова «Квартет» -наизусть, принести на следующий урок любое литературное произведение, где очень часто встречаются слова, относящиеся к музыке.

        УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

5 класс разработка урока Что роднит музыку с литературой

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской...

Что роднит музыку и литературу. 5 класс

Конспект урока соответствуе ФГОС....

5 класс - Урок № 1 - Что роднит музыку с литературой

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературыЗадачи урока Образовательные:·         создать проблемную ситуацию через поиск ответов на ...

5 класс. Что роднит музыку с литературой.

5 класс. Что роднит музыку с литературой....

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....