5 класс. Что роднит музыку с литературой.
план-конспект урока по музыке

Гареева Алина Ирековна

5 класс. Что роднит музыку с литературой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока   музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».

Тема урока:   «Что роднит музыку с литературой».

Цель:  Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
  • развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;
  • выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;
  •  развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;
  •  учить находить взаимосвязь искусства и жизни;
  • учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
  • уметь сравнивать музыкальные произведения

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты  изучения:

        Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор,  экран, музыкальный инструмент ф-но.

 Музыкальный материал:

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок»,  «Во поле береза стояла» р.н.п.  П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».

Ход урока.

I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

- Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

- А почему?

- Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока.

- Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

-  Тема I полугодия: «Музыка и литература»,  а тема урока:   «Что роднит музыку с литературой».

Планирование деятельности.  

- А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

План урока:  (Слайд №5)

  • Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
  • Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
  • Сравнить  средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
  • Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
  • Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

3. Работа над новым материалом.  Постановка  учебной проблемы.

Проблема: «Нужна  ли музыке литература?»

- Чтобы ответить на вопрос:  Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?  Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их.  Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы  искусств музыки и литературы  имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

- Что же роднит музыку с литературой?  Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

  • Литература  становится  основой  вокальных  произведений.   В единстве слова и музыки рождается песня, романс. 
  • Мелодии  народных  песен,  церковные  напевы,   интонации колокольных звонов побуждают         композиторов   к  созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.
  • Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.
  • Именно  музыка  становится  одним из главных действующих  лиц сказки, рассказа, повести, романа.
  • Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

- Ответы учащихся:  Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

- П.И. Чайковский.

- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание:  Фрагмент финала  «Симфонии №4».

Ответы учащихся:  Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

 III. Осмысление и закрепление знаний.

На следующем слайде (Слайд №12) вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его.  - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?

Чтение стихотворения.  

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13)  Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.  

Слушание.

- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами  как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

 Ответы учащихся: – Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

- Да.

- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся: –  Сходство линии рисунка в картине  и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

- Какой напрашивается вывод?

Ответы учащихся: - Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.

- А теперь  ответьте  на главный вопрос сегодняшнего урока.  (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся:  – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений  тоже не было бы.  

- Сделайте вывод по уроку.

Ответы учащихся:

В ы в о д:  такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.

IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания?

(самооценка, взаимооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

5 КЛАСС. "ЧТО РОДНИТ МУЗЫКУ С ЛИТЕРАТУРОЙ"

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ СЕРГЕЕВА, КРИТСКАЯ...

5 класс разработка урока Что роднит музыку с литературой

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской...

Что роднит музыку и литературу. 5 класс

Конспект урока соответствуе ФГОС....

5 класс - Урок № 1 - Что роднит музыку с литературой

Цель урока: Выявление многосторонних связей музыки и литературыЗадачи урока Образовательные:·         создать проблемную ситуацию через поиск ответов на ...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Что роднит музыку с литературой?" по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д....