«Механизм развития восприятия музыки у учащихся коррекционной школы 8 вида»
статья по музыке (6 класс) по теме

Криволапова Ирина Леонидовна
В данной статье рассматриваются приёмы  активизации  восприятия, этапы  формирования  восприятия  музыкального  произведения, этапы развития способности восприятия, 
система установок в настройке на музыкальное восприятие, последовательность развития  у  школьников  восприятия  музыки, отмечается объём  слухового  внимания учащихся разного возраста. 

 

 

   

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Механизм  развития восприятия музыки у учащихся коррекционной школы 8 вида»

Важнейшей   задачей  музыкального  воспитания  школьников  является  развитие  восприятия  музыки.  По  мнению  Д.Б.Кабалевского, понятие  «восприятие  музыки»  нельзя отожествлять  с  термином  «слушание  музыки».  «Пользуясь  этим  привычным  термином, - писал  он, -  мы  не  должны  забывать  всю его  условность.  Восприятие  музыки  нельзя   сводить  к   одному  из  «видов  деятельности  учащихся»,  как  это  обычно  делается  по  отношению  к  слушанию  музыки.   Активное  восприятие  музыки  - основа  музыкального  воспитания  в  целом,  всех  его  звеньев.  Только  тогда  музыка  может  выполнить  свою  эстетическую, познавательную  и  воспитательную  роль, когда  дети  научатся  по-настоящему  слышать  и  размышлять  о  ней…Настоящее, прочувствованное  и   продуманное  восприятие  музыки – одна  из  самых  активных  форм  приобщения  к  музыке,  потому  что  при  этом  активизируется  внутренний  духовный  мир  учащихся, их  чувства  и  мысли. Вне  слышания  музыка  как  искусство

вообще   не  существует.  Бессмысленно  говорить  о   каком-либо  воздействии  музыки  на  духовный  мир  детей  и  подростков, если  они  не  научились  слышать  музыку  как  содержательное    искусство,  несущее  в  себе чувства  и  мысли  человека, жизненные  идеи  и  образы».

             Восприятие  музыки – это  процесс  целостного,  образного, эмоционально-осознанного, личностно  окрашенного  постижения  содержания  музыкального  произведения.

            «Восприятие  музыки, –  по  утверждению  известного  венгерского  композитора  Ференца  Листа, - это  познание  самого  себя».

            Психологическими  механизмами  восприятия  являются  эмоциональная  отзывчивость   на  музыку,  развитый  музыкальный  слух, память,  музыкальное  мышление  как  обобщённое  качество  музыкального  восприятия,  а  также  сформированность  способности  к  творчеству.

             Процессы  восприятия  музыкального  произведения  во  многом  зависят  от  различных  факторов:  индивидуальных  особенностей  ребёнка-слушателя, его общего  и  музыкального  развития, жизненного  опыта,  интересов, склонностей,  типа  высшей  нервной  деятельности,  от  социального  окружения  (радио,  телевидение, посещение  концертов, организация  музыкальной  среды  в  школе  и  дома  и  других), а  также  от  установки  на  восприятие. Под  установкой  здесь  понимается  состояние  психики  в  целом, зависящее  от  потребностей  слушателя, задач  его  деятельности, условий, в  которых  она  происходит, жизненного  и  слухового  опыта  воспринимающего  музыку.

              Важно  создать  позитивную    установку  на  восприятие  музыкального  произведения.  Она  может  складываться  из  разных  факторов, например  организационных:  школьники  слушают  музыку  в  атмосфере, приближенной  к  атмосфере  концертного зала («как  на   настоящем  концерте»), процесс  восприятия  и  исполнения  любого  сочинения  возникает  из тишины  и  тишиной  заканчивается; методических – учитель  предвосхищает  слушание  музыки  точно  сформулированным  вопросом-проблемой, предлагает  ряд  словесных  характеристик  музыки, из  которых  нужно  выбрать  наиболее  соответствующее  образу  данного  сочинения  и  т.п.

       Для  умственно отсталого  ребёнка  характерна замедленность  и  узость  восприятия, кратковременность слухового внимания, выраженная недифференцированность  восприятия,  инактивность  этого  психического процесса, неточность  проприоцептивных ощущений,  следствием  которых  являются  плохо координированные  движения. Способность  различать  звуки  речи,  высоту  и длительность  музыкальных  звуков  у  детей  с  неполноценной  нервной  системой  возникает  с  затруднением  и  опозданием. Все  выше  перечисленные  специфические  особенности  восприятия  умственно  отсталых  детей   требуют  от  учителя  музыки  применения  разнообразных  приёмов  и  форм   работы  на  уроке, направленных на  активизацию  и  развитие  устойчивого  познавательного  интереса  к  музыке.

   В  настройке  на  музыкальное  восприятие  можно  различить  следующую  систему установок:

Эстетическая  установка, которая  связана   с   представлением  прекрасного  и  безобразного;  возвышенного  и  низменного; правдивого, искреннего  и  фальшивого,  ложного  в  музыке.

Познавательная  установка, которая  настраивает  психику  на познавательное  отношение  к  музыкальному  произведению  (определению  образного  строя, характера, идейной  концепции  произведения).

Аксиологическая  (оценочная)  установка, определяемая  музыкальными  вкусами  и  потребностями  человека.

Перцептивная  установка, представляющая  собой  сложную систему  настройки  слухового  аппарата, мобилизации  внимания, памяти, актуализации  знаний  об  использованном  в  произведении  музыкальном  языке, которая  позволяет  соотносить  произведения  с  известным  из  музыкального  опыта  стилем, предугадывать  движение  мелодии, развитие  формы  и  т.д., то  есть  подобрать  нужные  стереотипы  музыкального  мышления.

       Практика работы в  школе  показала, что  не  смотря  на  взаимовлияние  и  взаимосвязь  различных  установок,  в  деятельности  музыкального  восприятия  ведущими  являются  установки  на отдых, разрядку, двигательную  активацию. Поэтому  в  процессе  учебно-воспитательной  работы  над  развитием  музыкального  восприятия  учащихся  основное  внимание  я  стараюсь  уделить  формированию  эстетических  и  познавательных  установок, а  через  них  стремлюсь  повлиять  на  аксиологическую  и  перцептивную.

               

   Как  любая  способность,  способность  восприятия  формируется  не  сразу; развитие  её  проходит  через  определённые  этапы.

               Первый  этап  1- 3  классы.  

Восприятие  ярко  эмоциональное  и  в  значительной  степени  обобщённое.  Дети  воспринимают  общий  характер, настроение;  восприятие  конкретное;  слабая ориентировка  в  средствах  выразительности.  Учащиеся  7 –10  лет  особенно  нуждаются  в  радостном, эмоциональном  подъёме.  Эта  естественная  потребность  детей лучше  реализуется  в  игре,  а  через  игру  формируются  эстетические  и  познавательные  установки. Младшие  школьники  с  радостью  слушают  весёлую,  жизнерадостную  музыку,  а  также  произведения,  посвящённые героической  тематике, их  привлекают  пьесы, выражающие детский  мир,  отличающиеся  конкретностью, яркостью  образов, живым  поэтическим  содержанием, гибкостью  ритмов, простотой  и  ясностью  языка  и  формы.

            Второй  этап    4 – 6  классы.

Эмоциональность  восприятия  учащихся  постепенно  дополняется  стремлением  понять  о  чём  музыка,  в  чём  её  смысл.

Четвероклассники хорошо  воспринимают  в  музыке  образы  героической  тематики  прошлого  и  настоящего,  музыку  разных  народов.

Учащиеся пятых-шестых классов проявляют  интерес  к  сочинениям, выражающим  сложный  внутренний  мир  человека, образы  любви, борющегося  героя  и  враждебного  ему  рока.

     

   

 Объём  слухового  внимания 

дети  6-7  лет  -  1 – 1,5  минуты;

учащиеся  3  класса – около  3  минут;

ученики 4 класса  -  до  5  минут.

учащиеся 5-6 классов – до 10 минут.

            Приёмы  активизации  восприятия

  1. Вступительное  слово  учителя  (рассказ,  беседа, загадки, стихотворения, проблемные  вопросы  и  задания)
  2. Использование  произведений  других  видов  искусств

(устное  народное  творчество,  изобразительное  искусство,

театральное искусство,  телевидение)

  1. Вокализация  тем  инструментальных  сочинений.

  Этапы  формирования  восприятия  музыкального  произведения:

- Знакомство  с  произведением (вступительное  слово  учителя,  «живое»  исполнение, слушание  музыки  в  грамзаписи)

- Анализ  музыкального  произведения  (восприятие  отдельных  эпизодов, концентрация  внимания  учащихся  на  выразительных  средствах,  сравнение  произведения с другими,  уже  известными).

- Восприятие  произведения  на  более  высоком уровне, т.е.  на  основе  полученного  опыта.

-  Восприятие  произведения  на  последующих  уроках,  сравнение  его  с другими,  ранее  не  слышанными.

Приведённая  схема  не  применяется  формально.  В  каждом  конкретном  случае  многое  зависит  от  своеобразия  произведения,  а  также  от  музыкального  опыта   учащегося.

Последовательность развития  у  школьников  восприятия  музыки.

1.Осознание  жанровой  особенности  произведения (песня, марш, танец)

2.Раскрытие  выразительности  музыкального  образа  (настроение – весёлое, грустное, ласковое, нежное, торжественное; характер – волевой, свирепый, шутливый, беззаботный)

3.Формирование  представления  об  изобразительности  в  музыке (образы  природы, движения, звукоподражание)

4.Сравнение  музыкальных образов (определение  различия  в  контрастных  произведениях, определение  более  тонких  особенностей  в  произведениях, схожих  по  настроению)

5.Знакомство  с  элементами  музыкального  языка  и  их  выразительной  сущностью  (темп, динамика, регистр, тембр, лад, мелодия, аккомпанемент)

6.Формирование  представлений  об  интонации  как  «ядре»  музыкальной  мысли. Сравнение  музыкальной интонации  с речевой.

7.Формирование  представления    о  теме  в  одночастной, двухчастной, трёхчастной  форме.

8.Расширение  представлений  о  форме  рондо, вариации.

Знания   музыкальных  интересов  и  особенностей  слухового  внимания   детей  разного  возраста,   тщательно   продуманная  последовательность   различных  видов  деятельности    и   форм  их  проведения,  грамотный  подбор  музыкального, стихотворного, иллюстративного  материала  создают  на  уроке  положительный  эмоциональный  фон, атмосферу  доверия  и   творческой  свободы, способствуют формированию навыка осознанного восприятия музыки.

     

СПИСОК      ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Рубинштейн  C.Я.  Психология  умственно  отсталого ребёнка.

М.: Просвещение,1986.

  1. Петрушин В.И. Музыкальная  психология.

М.: ВЛАДОС, 1997.

  1. Сергеева  Г.П. Практикум  по  методике  музыкального      воспитания  в  начальной  школе: Учеб. Пособие для студентов начальных отделений факультетов и факультетов средних педагогических  учебных заведений.

М.: Издательский  центр  «Академия»,  1998.

  1. Петрушин  В.И. Слушай. Пой.  Играй:  Пособие  для  муз.  самообразования.

М.: Гуманит. Изд. Центр  ВЛАДОС, 2000.

  1. Дмитриева  Л.Г., Черноиваненко  Н.М. Методика  музыкального  воспитания  в  школе: Учеб. пособие  для  студ. сред. пед. учеб. заведений.

М.:  Издательский  центр  «Академия»,  1998.

  1. Апраксина  О.А.  Методика  музыкального  воспитания  в  школе:  Учеб.  пособие  для  студентов  пед.  ин-тов  по  спец.  № 2119  «Музыка и  пение».

М,: Просвещение, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

специфика урока музыки в специальной коррекционной школе 8 вида.

Опыт работы учителя музыки в коррекционной школе 8 вида дан в сравнении с опытом работы  в общеобразовательной школе. полезная информация для учителей музыки, начинающих работу в  специально...

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Система мониторинга произносительной стороны речи и слухового восприятия обучающихся в специальной (коррекционной) школе II вида.

Выступление на педсовете на тему: "Система мониторинга качества образования в специальной (коррекционной) школе: опыт работы и перспективное планирование"....

Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.

«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин .                             ...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...